Методическая разработка урока "Смута. Начало"
методическая разработка по истории (8 класс)

Яковлева Юлия Вячеславовна

Предмет: История.      Тема: Причины Смуты.    Класс: 7 «а».     Время: 45 минут.    Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ).      ФИО учителя: Яковлева Ю.В., высшая квалификационная категория.     Триединая цель урока:

1. Образовательная: выявление причин наступления  в  России 17 века Смутного времени.

2. Развивающая: формирование у учащихся навыков анализа и обобщения исторических фактов; формирование самостоятельного построения выводов; развитие умений работать с историческими источниками.

3. Воспитательная: обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории; формирование сопричастности к историческому прошлому своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_smuta.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(В соответствии с требованиями  ФГОС)

Предмет: История.      Тема: Причины Смуты.    Класс: 7 «а».     Время: 45 минут.    Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ).      ФИО учителя: Яковлева Ю.В., высшая квалификационная категория.     Триединая цель урока:

1. Образовательная: выявление причин наступления  в  России 17 века Смутного времени.

2. Развивающая: формирование у учащихся навыков анализа и обобщения исторических фактов; формирование самостоятельного построения выводов; развитие умений работать с историческими источниками.

3. Воспитательная: обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории; формирование сопричастности к историческому прошлому своей Родины.

Структурные элементы урока ОНЗ:

1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Этап принятия решения по выходу из затруднения и его реализация.

4. Этап первичного закрепления.

5.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнего задания.

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя: приемы и способы реализации содержательной цели урока

Деятельность учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1 этап. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

5 минут

Выработка на личностно - значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности

Тема урока преднамеренно скрыта, для создания интриги и заинтересованности учащихся. Дети стоя приветствуют учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнемся, и улыбками подарим друг другу хорошее настроение и удачу.

Учитель проверяет готовность к уроку,  назначает помощника среди учащихся.

Учитель: Вот уже долгое время мы с вами изучаем историю России. Я предлагаю каждому сказать о том, какое  событие, процесс, явление или исторический факт, особенно запомнился в рамках изученного периода истории России.

Учитель применяет преимущественно фронтальный метод организации деятельности, оценивает результаты деятельности учащихся.

Учащиеся приветствую учителя, настраиваются на рабочую атмосферу.

Во время фронтального опроса, учащиеся вспоминают исторические события, активизируют память, мышление, стараются наиболее точно выразить свои мысли, следят, чтобы не было одинаковых ответов.  Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль и коррекцию ответов. Применяют формы взамоконтроля и самоконтроля.

 

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе знаний; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимых знаний; умение структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов учащихся; установление причинно-следственных связей.

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

7 минут

Показ социально-практической значимости изучаемого материала, фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Учитель: Знать историю Родины обязательно. Многие политики обращают внимание на прошлые события, чтобы объяснить свои собственные деяния. Сегодня мы с вами начнем изучать еще один период в истории России.

Учитель обращает внимание учащихся на подборку иллюстраций.  ( См. Презентацию: Слайд 1), организует  мыслительную деятельность учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.  Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

Учитель: Ребята, сможете ли вы догадаться о названии исторического периода по этим иллюстрациям?

(Если  кто из учащихся догадается, то можно спросить, откуда у них эти познания?)

Учитель: С какими словами ассоциируется понятие СМУТА?

(Во время ответа, учитель прикрепляет слова – ассоциации к понятию Смута на доску)

Учитель: любые исторические явления, процессы и события начинаются с вопросов: почему, из-за чего, из-за кого. Как выдумаете, какая сегодня тема урока?

Учитель предлагает учащимся самим озвучить тему урока.

Учитель открывает записанную на доске тему урока «Причины Смуты»  и предлагает записать тему урока в тетрадь.

Учитель: у каждого человека есть имя. Давайте попробуем дать имя нашему уроку.

Учитель предугадывает затруднения учащихся и по ходу урока помогает им, импровизирует. 

Учитель: Ребята, что вы ждете от нашего урока? Что вам даст изучение Смутного времени  в истории России?

Учитель организует этап целеполагания

Во время работы с иллюстративным рядом, учащиеся используют знания и информацию, полученные не на уроках истории, а в процессе самообразования и самопознания. Многие понимают, каких знаний у них недостаточно, учащиеся актуализируют свое внимание, мотивируют свою деятельность, направляют себя на работу.

Учащиеся обогащают свой словарный запас словами — синонимами, лучше осознают важность изучения темы.

Учащиеся могут ответить: беспокойство, хаос, нет единой власти, беспорядок и т. д.

Учащиеся обосновывают свой выбор, выявляют аналогию и закономерности.

Учащиеся осуществляют мыслительную деятельность. После предугадывания темы урока записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся предлагают свои варианты, они проявляют заинтересованность,  интерес к деятельности.

Учащиеся напрягают фантазию, используют свои внеурочные знания, проводят аналогию и предлагают альтернативные варианты имени урока.

Учащиеся находятся на этапе целеполагания. Учатся находить личностный смысл значения учения, стараются поставить для себя цели изучения темы урока. На этом этапе учащиеся понимают, каких знаний им недостаточно.

Личностные: самоопределение и действие целеполагания, т. е., какое значение имеет для меня данная тема; оценивание содержания учения исходя из личностных ценностей.

Познавательная: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; умение осознанно строить речевые высказывания; действия постановки и решения проблемы, умение сформулировать проблему.

Коммуникативные: принятие решение о разрешении проблемы «незнания».

Регулятивные:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно с тем, что еще не известно.

3 этап.   Принятие решения по выходу из затруднения и его реализация.

19 минут

Получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выход из затруднений  на данном этапе работы.

Учитель:  Главный вопрос в теме урока позволяет задуматься о том, каких знаний нам недостаточно, чтобы ответить на вопрос о Начале Смуты. Нам надо знать причины.  Современный историк А.Боханов сказал (См. Презентацию: слайд 2) «Смуты всегда начинает «боярство», будь то XVII или ХХ век. Мы видим это и в 1598-1613, 1915 - 1917, и в 1986 - 1991 годах. Стартовав, Смута опускается все ниже, постепенно охватывая общество в целом».

Учитель: Значит, главный виновник — «боярство»?  Как вы считаете — прав историк? (ребята могут ответить, что прежде чем ответить на вопрос, надо знать все причины).

Учитель: Я предлагаю это высказывание использовать в качестве  проблемного вопроса,  на который нам  предстоит ответить.  Проследим     события во времени по историческим источникам и найдем  причины Смуты.  Для этого разделимся на рабочие группы. Документы разные, но во всех документах описаны причины Смуты. Прежде чем начать работу с документами, напишем в тетради: Причины Смуты.

(Помощник   учителя записывает на доске). Далее начертим таблицу:

Причины Смуты

Движущие силы (социальная база)

Хронологический период

Учитель: В первый столбик Вы будете записывать причины, выявленные по историческому документу. Во второй столбик — социальную группу, с которой ассоциируется причина. В третий столбик  - дату.

Далее учитель обговаривает время,  и группы приступаю к работе. После окончания работы представитель от каждой группы выступает, а помощник учителя  записывает   все причины на доске. Параллельно учащиеся записывают причины в тетрадь.  Последней группой выступает  группа с углубленным уровнем. У нее был сложный документ. Эта  группа по документам должна обобщить все причины и выявить главную причину с опорой на мнение историков. Также данная группа должна  высказать свое мнение по проблемному вопросу: главный виновник Смуты  — «боярство»?  

После выявления главной причины Смуты, учитель обращает внимание на слова   евангелиста Матфея  (См. Презентацию: слайд 3) В Библии, в Евангелии от Матфея, стих 12,25 записано предостережение: «Всякое царство, разделавшееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит»

Для интерпретации высказывания учитель рассказывает об исторической ситуации, которая сложилась в преддверии Смуты: в 1598 году умер последний представитель Рюриковичей — царь Федор, сын Ивана Грозного. Начались хаос, интриги, заговоры. Было найдено завещание Иоанна Грозного. Но что там — воля Великого государя или пророчество о гибели России?

Учитель: Я предлагаю вернуться к теме урока. Мы выяснили, что главной причиной Смуты был династический кризис. Когда это случилось? Эта дата и есть НАЧАЛО СМУТЫ — 1598 год. Запишем эту дату в теме урока.

Далее учитель проводит физ.минутку -  1 минута.

Наличие проблемного вопроса приоткрывает занавесь итогов урока, учащиеся понимают, что учитель не просто так предложил им мнение историка. Это интрига, она заставляет учащихся настроиться на подтверждение или опровержение мнения историка, заставляет их почувствовать свою значимость.

Учащиеся формируют рабочие группы. Так как, с такой формой групповой работы учащиеся знакомы, группы формируются очень быстро.

Рабочие группы:

1. группа с углубленным уровнем: Хузина А., Катамай О., Стариков С., Кудряшова И., Пуртова А.

2. группа с продвинутым уровнем № 1: Митрофанов М., Ахмадуллин И., Сорокина С., Родионов Д., Толстова А.

3. группа с продвинутым уровнем  №2: Волкова С., Сивцов А., Габдрахманов Д., Джелялова Д.

4. группа с базовым уровнем №1: Павлова К., Жиркова К., Смирнова В., Биберов Я.

5. группа с базовым уровнем №2: Шабалина А., Шабалина К., Бородин К., Барамыгиина А., Селиверстов А., Котомин К.

Работая в группах, учащиеся читают текст, находят в тексте причины Смуты, формируют выводы, сравнивают, выявляют закономерность.

При ответах, учащиеся осуществляют самопроверку, высказывают свое мнение.

Личностные: умение находить для себя смысл и значение учения; оценивание усваиваемого содержания исходя из личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание письменно и устно; смысловое чтение; умение извлекать необходимую информацию из текстов различного жанра; умение определять основную и второстепенную информацию; умение сжато и выборочно передавать содержание текста; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление и идентификация нужной информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные: планировать последовательность своей деятельности; составление плана; оценивать качество и уровень усвоения; волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии.

4 этап.  Первичное закрепление.

8 минут

Первичное закрепление полученных знаний

Учитель: А сейчас мы с вами переключимся на другую форму работы: закрепим полученные знания, используя прием ПОПС. Для этой работы я предлагаю изменить состав групп.

Учитель уточняет понимание учащимися поставленной цели, напоминает учащимся как работать с приемом  ПОПС, контролирует выполнение работы, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

Учащиеся переходят  и формируют новый состав рабочих групп.

ПОПС — это прием для первичного закрепления, прием довольно сложный, поэтому группы формируются так, чтобы в каждой группе был сильный ученик.

П — позиция: Я считаю, что...

О — обоснование: потому что ….

П — пример: например ….

С — следствие: таким образом ….

Учащиеся конкретизируют знания, совмещают поисковую и мыслительную деятельность.

Познавательные: умение структурировать знания; сжато и выборочно передавать содержание мысли.

Коммуникативные: умение точно выражать мысли.

Регулятивные: целеполагание, т. е., соотнесение того что уже известно, с тем, что усвоено с тем, что неизвестно и на основе этого выдвижение гипотезы и прогноза на дальнейшую историю; оценка, т. е., выделение и осознание учащимися того, что они узнали

5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание

6 минут

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

После закрепления нового материала, учитель спрашивает: Какие уроки Смуты вы для себя выявили?

Далее учитель благодарит учащихся за плодотворную работу и предлагает  оценить самих себя: «Как бы вы оценили свою работу на уроке? Довольны ли вы результатами своей деятельности?»

Далее учитель сам характеризует  деятельность учащихся, выставляет оценки за работу.

Учитель: Давайте займем свои рабочие места и запишем домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание на выбор:

Учитель открывает Д/з, записанное на доске

1. Из параграфов 1 и 2 выписать всех исторических личностей, которые принимали участие в Смуте.

2. Выписать термины из параграфов 1 и 2, связанные со Смутой.

3. По параграфу составить интеллект — карту, по которой  можно  ориентироваться во время рассказа о Смуте.

Заключительные слова учителя: Ребята, знайте, что  «Прошлое — это есть загадка,   выведенная предчувствием».  Урок окончен.

Учащиеся стараются выявить  значимость единовластия,  они должны увидеть к чему может привести безвластие, может привести борьба за власть. Для ответа учащиеся используют слова — ассоциации к понятию Смуты. Т.е. Они должны для себя уяснить «уроки Смуты»

Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности, стараются адекватно оценить свою работу.

Учащиеся критично осмысливают свои способности и умения, выбирают то задание, которое им под силу.

Познавательные: умение структурировать и моделировать знания; умение анализировать свои знания; умение подводить свои знания соответственно целям урока; умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение точно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Причины и начало Великой Французской революции"

Методическая разработка содержит презентацию (имеется звуковое сопровождение) и конспект урока истории в 7 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс

Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....

Методическая разработка урока "Начало Великой Отечественной войны"

Комбинированный урок с применением ИКТ и мультимедийного учебника по истории "История России 20 век"...

Методическая разработка урока «Начало Великой Отечественной Войны »

Методическая разработка урока «Начало  Великой  Отечественной  Войны »...