Методическая работка урока "Корни благотворительности или что заставляет человека делиться своим богатством?"
методическая разработка по истории (10 класс)
Какие размышления вызывает у вас понятие «Благотворительность»? О чем вы думаете, когда слышите или видите это слово?
Когда в России возникла благотворительная деятельность? Кто был ее родоначальником?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pro_blagotvoritelnost.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «История»
Тема: «Корни благотворительности или что заставляет человека делиться своим богатством?
Автор: Яковлева Юлия Вячеславовна,
учитель высшей квалификационной категории
Тип урока по ФГОС: урок освоения новых знаний.
Форма урока: урок – дискуссия
Методическая цель: Познакомить с основными возможностями реализации метода дискуссии на уроках.
Образовательная цель: Знать когда в России возникла благотворительная деятельность? Кто был ее родоначальником? Как относились к благотворительности в Российской империи при императорах: Петр 1, Александр 1, Александр 2, Николай 2. Как относились к благотворительности в Советском Союзе?
Развивающая цель: уметь находить, анализировать и суммировать полученную информацию, уметь находить варианты решения в проблемной ситуации, уметь работать в группах, уметь использовать полученную информацию в новой учебной ситуации, уметь сравнивать полученную информацию.
Воспитательная цель: сформировать личностное отношение к благотворительной деятельности.
Этапы урока | Цели | Время |
Этап мотивации к учебной деятельности | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: хочу узнать. | 2 минуты |
| Уточнение и конкретизация первичных знаний. | 4 минуты |
Этап организации поисковой деятельности и работы над проблемным вопросом. | Представление информации для решения поставленных вопросов на этапе «вызов» | 23 минут |
| Анализ собственных мыслительных операций. Целостное осмысление полученной информации. | 10 минут |
| Закрепление новых знаний. | 1 минута |
Методы: дискуссия, элементы исследования, элементы метода критического мышления, работа в группах.
Приемы для актуализации внимания: постановка проблемного вопроса, использование видео фрагментов, выступление докладчика, работа в группах с информационными источниками и историческими документами, прием «займи позицию»
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться применять понятийный аппарат. Научиться применять исторические знания для раскрытия явлений прошлого, настоящего, будущего. | Познавательные УУД: Находить достоверную информацию для решения проблемных вопросов. Анализировать. Сравнивать объекты, используя ЦОР. Определять понятия. Устанавливать аналогию. Регулятивные УУД: Определять для себя вопросы. Выдвигать версии. Самостоятельно использовать ЦОР. Самостоятельно исправлять ошибки, излагать свое мнение в монологе, диалоге. Коммуникативные: Корректировать свое мнение. Использовать речевые средства. Использовать ресурсы ЦОР как инструмента для достижения своих целей на уроке. | Воспитание уважения к духовному наследию России. Усвоение гуманистических традиционных ценностей российского общества. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование способности к саморазвитию и самоопределению гражданской позиции. |
Условия реализации урока:
Средства: презентация, сопровождающая урок «История развития благотворительности в России», видео фрагменты по темам: «Заставка к началу урока», «Указ Александра 1 о запрете благотворительности», « Примеры меценатов и благотворителей».
Раздаточный материал для работы в группах:
Приложение 1 «Таблица для решения проблем»
Приложение 2 «История развития благотворительности»
Приложение 3 «Выражения о благотворительности»
Подготовительный этап: Учащимся дается задание подготовить сообщения на темы: «Благотворительная деятельность семьи Романовых», «Современные меценаты и филантропы».
В начале урока учащиеся рассаживаются привычным для них групповым способом. Группы формируются по уровню обученности: сильные, средние, слабые. Для работы в группах, подобрана соответствующего уровня сложности историческая информация.
ХОД УРОКА
Вызов. Этап мотивации к учебной деятельности.
У. Нет ни одного народа равнодушного к своей истории. В каждой стране есть вопросы истории, которые вызывают ожесточенные споры. Единственный способ понять свое прошлое – это говорить о нем! Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Сегодня урок пройдет в нетрадиционной форме. Мы выйдем за рамки обычного урока, попытаемся охватить одновременно несколько исторических эпох. Да и тема будет необычной, но знакомой и приятной для дискуссии. Я предлагаю просмотреть видеофрагмент.
(Видеофрагмент «Заставка к началу урока»)
У. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Как будет называться тема урока?
У. Как вы уже поняли, речь пойдет о благотворительной деятельности в России. Тема урока «Корни благотворительности или что заставляет человека делиться своим богатством?
СЛАЙД 1
У. Я вас хочу попросить сформировать вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить на уроке. Это будет личностная мотивация изучения темы.
Актуализация пробного учебного действия.
СЛАЙД 2
У. Какие размышления вызывает у вас понятие «Благотворительность»? О чем вы думаете, когда слышите или видите это слово? Как можно другими словами пояснить слово «благотворительность»?
СЛАЙД 3
У. Перед вами три определения понятия БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Какое определение ближе к вашему пониманию слова? Почему? Можно ли найти в этих определениях что – либо общее? В чем вы видите отличия этих определений?
- В русском языке с благотворительной деятельностью связывают еще два понятия. Это филантроп и меценат.
- Как вы думаете, что заставляет людей добровольно делиться свои богатством?
Осмысление. Этап организации поисковой деятельности и работы над проблемным вопросом.
СЛАЙД 4
У. Когда в России возникла благотворительная деятельность? Кто был ее родоначальником? Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобятся планшеты и выход в интернет. Наберите в поисковой строке «Зарождение благотворительности на Руси». Какую информацию вы получили? (Ответы учащихся)
СЛАЙД 5
У. На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир 1 повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор выдавали то, что ему нужно: пищу, питье, деньги. Чем объясняется такое широкое распространение идеи благотворительности?
У. Поскольку религиозное миросозерцание было парадигмой всей жизни, то каждому были известны слова святителя Иоанна Златоуста, который призывал воспользоваться богатством для милостыни человеколюбия. Он проповедовал: «Даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божьего». Нищий считался земным воплощением Иисуса Христа. Сталкивая нас с нищим, Господь проверяет наше милосердие.
У. А всегда ли государство поддерживало благотворительную деятельность? А как относилось к оказанию благотворительности государство в различные исторические периоды? Что бы достоверно ответить на этот вопрос вам предстоит поработать в группах. Для каждой группы в Приложении 2 предложены историческая информация о благотворительной деятельности в наиболее значимые для России периоды и вопросы, ответы на которые вы должны найти, прочитав текст. На работу отводится 5 минут. В завершении проводится обмен полученной информацией.
(Каждая группа получает историческую информацию об истории развития благотворительности в различные исторические периоды России: Петр 1, Александр 2, Николай 2, Советский период: 30-50 ые годы 20 века — Приложение 2. Работа предполагает поисковую и аналитическую деятельность. В завершении проводится обмен полученной информацией. В итоге всем классом заполняется таблица, которая наглядно показывает полную картину развития благотворительной деятельности в наиболее значимые для России исторические периоды)
У. Дореволюционная Россия знает очень много примеров благотворительной деятельности.
(Видеофрагмент « Примеры меценатов и благотворителей»)
У. Вы внимательно просмотрели видеоряд. Какая закономерная особенность социального статуса благотворителей бросается в глаза? (Все благотворители недворянского сословия)
У. Как вы думаете, почему история не знает благотворителей от дворянского сословия?
У. Тема дворянской благотворительности не изучена основательно. Стала она изучаться лишь 25 лет назад – в 1990-ые годы. Еще мало результатов. Многие исторические факты были скрыты советской властью, уничтожены архивы. Иное дело купец или заводчик. Они сами вышли из народа и никогда с народом не порывали. Эта связь с простым народом выражалась в ношении бороды, одежды. Себя они называли хозяйственным мужичками. С конца 19 века – начала 20 века ситуация в стране резко изменилась. Этому причина «Великие реформы» Александра 2. С «Великих реформ» в Российской империи стало строиться гражданское общество. Стали стираться границы между сословиями. За благотворительную деятельность многие купцы уже получили дворянские титулы. Поэтому многие промышленники и фабриканты становились дворянами. Примером благотворительной деятельности была сама царская семья – Романовы. Я предлагаю послушать сообщение на тему «Благотворительная деятельность Романовых. (Выступление учащегося)
СЛАЙД 8
Я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок одной программы «Власть фактов» на канале «Культура».
(Видеофрагмент «Указ Александра 1 о запрещении заниматься благотворительностью лицам с «подмоченной репутацией»)
СЛАЙД 6
У. Обратите внимание на крылатое латинское выражение «Деньги не пахнут» Слова, приписываемые императору Веспасиану, якобы произнесенные им после получения денег от налога на общественные уборные Рима и обращённые к его сыну Титу, который выразил неудовольствие по этому поводу.
У. Перед вами проблемная ситуация. Давайте определим, в чем состоит главное противоречие, создающее проблему, сформулируем это противоречие, используя формулу: «С одной стороны …. – с другой стороны…». И в итоге сформируем проблемный вопрос, ответ на который позволит разрешить противоречие. Для этой работы, я попрошу вас мысленно определиться со своей личной позицией, найти единомышленников и объединиться в микро группы. Алгоритм работы в группе представлен на слайде и в «Приложении 1»
СЛАЙД 7
- Определить, в чем состоит главное противоречие, создающее проблему.
- Сформулируйте это противоречие, используя формулу: «С одной стороны …. – с другой стороны…».
- Сформулируйте проблемный вопрос, ответ на который позволит разрешить противоречие.
- Проанализируйте, что именно в данной ситуации известно, а какой информации не хватает.
- Сформулируйте перечень вспомогательных вопросов – план поиска решения проблемы
(Ответы учащихся. После этого вида групповой работы, учащиеся рассаживаются на свои места)
У. На Руси во все времена были благотворители. Но порой купцы наживали свое богатство бесчестным путем. Понимая это, т.к. все были христиане, благотворительной деятельностью пытались замолить свои грехи. Запрещая оказывать благотворительность нечестным людям, государство поддерживало устои нравственности в обществе. Этому учила и Русская Православная церковь.
У. Ребята, как по-вашему, какую позицию должно занимать государство по отношению к благотворительной деятельности? Поощрять или оставаться нейтральным. Как оно должно реагировать на создание благотворительных фондов? Обратите внимание на таблички.
Государство должно поощрять благотворительность, например, льготами в налогообложении, социальными привилегиями. | Государство не должно вмешиваться в благотворительную деятельность. |
Какую позицию займете вы? Свой выбор покажите переходом к соответствующей табличке и аргументируйте выбор.
Рефлексия. Оценочная деятельность
У. Актуальна ли тема благотворительности в наши дни?
У. Как вы относитесь к благотворительной деятельности? Всегда ли, по вашему, благотворительная деятельность связана с материальными средствами? Вы сами можете заниматься благотворительной деятельностью? Волонтерская деятельность - это пример благотворительности?
У. Знаете ли вы примеры современной благотворительности, которые вас удивили или потрясли? (Учащиеся делятся сообщениями)
У. Вот и закончился урок. В начале урока каждый из вас сформулировал вопросы, ответы на которые хотел бы получить. Сейчас каждому из вас предоставлена возможность кратко выразить свое мнение, дать комментарии о том, что узнано, а что нет.
Домашнее задание
У. В качестве домашнего задания я вам предлагаю на выбор выражения о благотворительности. Это «Приложение 3». Вы выбираете понравившееся, интерпретируете его, соглашаетесь или не соглашаетесь и доказываете свой выбор, опираясь на исторические примеры.
СЛАЙД 9
«Бог помогает руками людей»
«Благотворительность – это благо для тех, кто ею занимается» (А. Вигушин)
«Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека – хотя бы одного, на земле все будут счастливы» (Ю. Никулин)
«Степень великодушия зависит не от того, сколько мы отдаем другим, а сколько мы ожидаем от них взамен» (С. Сухоруков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Благотворительность:исторические корни и идейное содержание"
Урок по благотворительности....
Методическая разработка урока благотворительности "Человек должен быть альтруистом"
В методической разработке представлены:1. Методические рекомендации педагогам по организации «Дебатов».2. План – конспект урока по теме: «Человек должен...
Час общения "Я -русский человек, сын своего народа. Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Час общения...
методическая разработка игры-конкурса по технологии на тему: «Мастера своего дела»
методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии для учащихся 6-8 классов...
Человек красен своими делами
В борьбе за свободу и справедливость Рубаев Тотраз, Исаров Сугар, Цаболов Гайти и Такаев Гай стали абреками. Они забирали имущество у богатых и раздавали бедным....
Методическая разработка "Делаем своими руками".
Воспитательное занятие, посвященное изготовлению подснежника своими руками. Предоставлена презентация и видеоматериал о подснежнике как символе добра и надежды....
Методическая работка к ГМО
quot;Готовимся к уроку в условиях ФГОС"...