мастер — класса: «Система ценностей и особенности воспитания русского дворянства в первой половине 19 века
методическая разработка по истории (10 класс)

Яковлева Юлия Вячеславовна

Из опыта работы по применению элементов технологии критического мышления  на уроках истории на примере использования отрывков литературных произведений для более полного и осмысленного  погружения учащихся в  изучаемую  историческую эпоху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_vospitanii_dvoryan_19_veka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер — класса: «Система ценностей и особенности воспитания русского дворянства  в первой половине  19 века» (из опыта работы по применению элементов технологии критического мышления  на уроках истории на примере использования отрывков литературных произведений для более полного и осмысленного  погружения учащихся в  изучаемую  историческую эпоху.)

Актуальность темы: поиск и возрождение утраченных культурных и нравственных ценностей, носителем которых было русское дворянство.  

Образовательная цель мастер — класса:  Анализируя отдельные  эпизоды литературных произведений  А.С. Пушкина, показать  изменение  ценностных установок в  среде дворянского сословия  в 18-ом  и в 19-ом — вв..

Воспитательная цель: возродить в среде современного   молодого поколения интерес к раннее утраченным культурным и нравственным ценностям, носителями которых было русское дворянство 19 века.

Методическая цель мастер — класса: продемонстрировать отдельные  приемы применения элементов технологии критического мышления  на уроках истории на примере использования отрывков литературных произведений для более полного и осмысленного погружения учащихся в  изучаемую  историческую эпоху.

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся:

Развивающие:

  1. Развитие умения правильно обобщать данные и делать выводы.
  2. Развивать умение выделять главное.
  3. Развивать умение сравнивать: находить общее и различие.
  4. Научить применять приобретенные на уроках истории и литературы  знания при аргументации и доказательстве своих  собственных положений.
  5. Научить изучать каждую часть отрывка литературного произведения как в отдельности, и  как элемент единого целого.

Ценностные: оценить  предпочтения и приоритеты нынешнего молодого поколения; сравнить ценности дворянского сословия с ценностями современного молодого поколения.

Коммуникативные: воспитание культуры общения: умения слушать, высказывать и аргументировать свое мнение.

Регулирующие (организационные): формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности, организации самостоятельной работы; развитие оценочных умений: коллективное оценивание, оценивание друг друга.

Интеллектуальные:

Познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся.

Ожидаемый результат: 1. По окончании мастер-класса, учащиеся смогут перечислить основные ценности, которые стали формироваться  среди дворянства первой половины 19 века и впоследствии вошли в систему  воспитания дворянского сословия.  

2. Учащиеся смогут сравнить ценности дворянского воспитания первой половины 19 века с системой ценностей современного воспитания.

Ход мастер — класса

Тема доске закрыта.

На доске: Душа Моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

А.С. Пушкин князю П.П. Вяземскому.

Учитель: Перед вами шутливые стихи А.С. Пушкина в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского.  (Учитель выразительно читает). Как вы думаете,   какая проблема поднята  Пушкиным почти два века назад? (Ребята отвечают: проблема воспитания).

Учитель: Проблема воспитания  какого сословия? (Ребята отвечают: дворянства)

Учитель: Актуальна ли тема о дворянском воспитании сейчас? (Ребята могут неоднозначно ответить на этот вопрос, но учитель не акцентирует внимание на ответах учащегося. Учитель предлагает вернуться к этому вопросу в конце мастер-класса)

Учитель: На самом деле, ребята, в современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому обучению и воспитанию.  Появились  многочисленные публикации, посвященные как отдельным сюжетам этой темы, так и различным представителям дворянства, их деятельности, их коллекциям, книжным собраниям, дворянским родословным.  И чем больше таких публикаций, тем яснее становится «особенность» дворян, своеобразие дворянской культуры. Русский аристократ — это совершенно особый тип личности.

Учитель:  Ребята, вы знаете, что для каждой исторической эпохи характерны свои особенности социально-экономического и культурного  развития. Воспитываемый в ее рамках тип человека имеет в структуре своей личности определенную систему ценностей. Поэтому  разговор пойдет не только об особенностях  воспитания, но и о системе ценностей русского дворянства в первой половине 19 века. (Учитель открывает название темы мастер-класса)

Учитель: Поскольку в основе  системы воспитания лежит исходное понятие «ценности», то обратимся к его сущности.  Используя ресурсы интернета, найдите определения понятию  ЦЕННОСТЬ. (Ребята зачитывают найденные определения)

Учитель: Да, вы правильно сказали, что ценности – это то, с чем ты сможешь согласиться или против чего возражаешь, то – что ты сам выбираешь без влияния других людей, - то, во что ты веришь и ради чего готов действовать, - то, что управляет твоим поведением и жизнью, - то, что ты не хочешь потерять, - то, что важное лично для тебя, - это стратегия жизни, - это ориентиры.  К сожалению, в отечественной историко-педагогической мысли реальное знание о системе воспитания детей в дворянской семье, его ценностные аспекты недооценивались. Как вы считаете – почему? (Ребята смогут ответить на этот вопрос). Поэтому нам представляется возможность доказать противоположное. Важными источниками при изучении данной темы служат мемуары, воспоминания, письма лиц, принадлежащих к дворянскому сословию. Но круг исторических материалов для исследования ограничен в силу того, что многие личные архивы дворянских семей были уничтожены в годы революции, либо вывезены за пределы России, либо не имели достаточных сведений.  Поэтому, вы сейчас удивитесь,  более доступным, информативны источником является русская литература.  Перед вами отдельные эпизоды, главы знакомых вам литературных произведений.  Ознакомьтесь с ними и попробуйте определить названия и автора. (Ребята без труда отвечают).

Учитель:  Как вы думаете, почему мною выбраны именно такие хронологические рамки: первая половина 19 века? (Учащиеся делятся предположениями).

Учитель: Все очень просто. Именно в первой половине 19 веке закладывается система воспитания и основные ценности русского дворянства,  про которых позже уже говорили,  что русский аристократ — это совершенно особый тип личности. Как все гениальные люди, Пушкин  почувствовал, увидел этот процесс, понял, что именно воспитание призвано сформировать личностные ценности и ориентиры, установки и мировоззрения.  Поэтому то и тематика образования и воспитания героев занимает одну из ведущих позиций в его произведениях.  А в 1826 году Пушкин даже составляет на имя Николая 1 записку «О народном воспитании»,  где он излагает основные принципы дворянского воспитания, основные ценности, которые должны были формироваться в рамках этого воспитания.

Учитель: Все произведения А.С. Пушкина, по словам Белинского, стали «энциклопедией русской жизни».  В произведениях  дается широчайшая картина жизни России того времени. Через мысли, чувства и поступки героев показано формирование  нового образа дворянина, с определенно новой системой ценностей.

Учитель. НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Дворянство, как сословие,  сформировалось во второй половине 18 века.  Но моральный, этический образ, с определенными ценностями — не был сформирован. Вспомним, когда и при каких условиях  вообще появилось это сословие? (Учащиеся отвечают). В 19 веке многие дворяне стали задумываться о том, что высокому положению человека в обществе должны соответствовать его высокие нравственные качества. «Кому многое дано, с того много и спросится». В отличие от других сословий, дворяне могут себе позволить заниматься самосовершенствованием.

Вот рассуждения Пушкина о  том чему учили дворян в 18 век. «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству, чести вообще. Не суть ли сии качества природные?»  Пушкин же настаивал на накоплении  в среде дворян таких ценностей, которые бы соответствовали  фразе «Русский аристократ — это совершенно особый тип личности».  Обратимся к отрывкам знакомых произведений

.

Учитель: Перед вами отрывки, эпизоды, отдельные главы произведений Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Как вы думаете, случайно или неслучайно (целенаправленно)  работать мы будем по отрывкам данных произведений? (Ответ учащегося)

Учитель: В какое историческое время происходят события в «Капитанской дочке»? (Ответ учащегося)

Учитель:  В какой исторический период происходят события в романе «Евгений Онегин» (Ответ учащегося)

Учитель: Таким образом мы постараемся проследить изменение (генезис) ценностей дворянского воспитания.  Постараемся определить  определить  те ценности воспитания дворян,  которые А.С. Пушкиным приветствуются, которые он одобряет, а значит предлагает их сохранить, включить в воспитательную систему дворянского сословия.  И те, которые  он считает уже устаревшими и несоответствующими для  дворянина, которые на страницах  произведений откровенно высмеиваются.

Учитель. Приложение 1. Прочитайте отрывки романа «Евгений Онегин». О чем повествует автор? (Ответ учащегося: Татьяна с книгой в руках. Книга французская)

Учитель: Где бродит Татьяна? (Ответ учащегося: В тиши. Место скрытое)

Учитель: Книга какая? (Ответ учащегося: опасная)

Учитель: Какой значение  слова «опасная»? (Вероятный ответ учащегося: запрещенная)

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов

Клариссой, Юлией, Дельфиной

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит.

… барышней уездной,

С печальной думаю в очах,

С французской книжкою в руках.

Учитель: Как считаете, ребята,  с  какой целью, Пушкин представил  Татьяну с книжкою в руках?   Что он хотел передать? Пушкин восхищается Татьяной? Иронизирует?  Может Пушкин  в такой форме посмеивается над провинциальным (уездным) дворянством?

Учитель: Для того чтобы правильно понять смысл данного отрывка, надо вспомнить, как дворянское общество  относилось к женскому воспитанию до 19 века. В  18 веке на женщину смотрели не как на человека, а как на невесту. Весь смысл ее жизни — это удачно выйти замуж.  В 18 веке чтение книг девушками смотрели как на занятие опасное и для женщины неприличное. Поколение же Татьяны представлено иначе. Давайте сформулируем  ценность в среде дворянского общества, которая должна войти, по мнению Пушкина, и вошла в систему дворянского воспитания:

Учитель записывает на доске, сформулированную учащимися ценность.

Учитель: Предлагаю разделиться по парам для анализа следующих  отрывков -  Приложение 2. Сначала прочитайте  отрывки из  литературного  произведения  «Капитанская дочка» и определите о чем повествует автор . (Ответ учащегося: Большое значение среди дворян отдается военной службе).  Обратите внимание на слова: К службе мне надобно привыкать. Определите: какое  настроение передает Пушкин этой фразой? (Ответ учащегося: Хочешь — не хочешь, а служить надо. Другая деятельность среди мужчин дворянского общества не рассматривалась). Вспомните о  хронологических рамках событий,  происходящих в «Капитанской дочке». (Ответ учащегося)

 

«Да будет солдат, а не шамотон»

«К службе мне надобно привыкать»

«Зурин поминутно мне подливал, повторяя, что к службе надобно привыкать»

Учитель: Что вы можете сказать? (Ответ учащегося)

Учитель: Раньше большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. Службы являлась составляющей дворянской чести, была связана с патриотизмом, т. е. становилась нравственной ценностью. А теперь, вспомните, Онегин  никогда не носил военного мундира. Это выделяло его среди его сверстников.

Учитель: Перейдите ко второму отрывку — отрывку из романа «Евгений Онегин».

 Что же мы видим в первой половине 19 века? Какая ценность формируется? (Ответ учащегося)

...По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты

Учитель:  В первой половине 19 века стала приобретаться борьба за личную независимость, отстаивание права человека самому определять род своих занятий, строить свою жизнь самостоятельно.  Геттингенский университет занимал среди заведений Европы особое место. Там собирались вольнодумные профессора. Там училась русская молодежь, которая оставила заметный след в русской культуре. Это диктовалось образом их жизни, теперь базовой чертой менталитета русского дворянства была идея  не только добровольной военной службы, но и государственной. Воспитание нравственных качеств: преданность Государю, Родине до самопожертвования, дисциплина, вера в нерушимость, святость, решимость безропотность переносить холод, чувство взаимовыручки стали востребованы не только на военной службе. Сформированность данных качеств позволила бы успешно осуществить свое жизненное предназначение с пользой для общества.

Учитель:  Давайте сформулируем  ценность в среде дворянского общества, которая должна войти, по мнению Пушкина, и вошла в систему дворянского воспитания.

Учитель записывает на доске, сформулированную учащимися ценность.

Учитель: Предлагаю объединиться в группы для анализа следующих  отрывков - из романа «Евгений Онегин» - Приложение 3. Группы работают по тому же алгоритму. Прочитайте первый отрывок.   Ответьте, о чем повествует автор? Подумайте: какую  проблему затрагивает Пушкин?  Какие ценности дворянского мира вырисовываются, судя по этому отрывку среди дворян старшего поколения? Восхищается  ли Пушкин данным образом жизни? Или повествует с иронией? В дальнейшем, перейдите ко второму отрывку.

Проследите изменения в ценностях  дворянского общества  Сформируйте ценность, которая должна войти, по мнению Пушкина, и вошла в систему дворянского воспитания.

Ответ учащегося: Первый отрывок повествует об образе жизни столичного дворянства.  

Отец  Евгения брал в долг не потому, что был беден, а потому что это было одним из правил дворян: дворяне жили не по средствам. Во втором отрывке видно, что любой дворянин пушкинской эпохи должен иметь «свое пространство». Жилище дворян того времени — усадьба, особняки. Усадьба была родным домом для многих дворян — военных, политических, деятелей культуры. Усадьба становилась для дворян надежным прибежищем в случае разорения, опалы. Ребята могут вспомнить характеристику   Ленского, которая начиналась с указания на его стабильное богатство.  

«Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец»

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок.

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо  мог

Господский дом уединенный

Горой от ветров огражденный

Стоял над речкою. Вдали

Перед ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые

Мелькали села. Здесь и там

Стада бродили по лугам

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Учитель записывает на доске, сформулированную учащимися ценность.

 Учитель: Ребята, вы  проследили  за процессом изменения ценностных установок дворян с 18 века по первую половину 19 века. Познакомились с тремя ценностями, которые легли в основу дворянского воспитания первой половины 19 века.  Так каковы же предпочтения нынешнего человеческого потенциала и прежде всего, молодого поколения? (Ответы учащегося)

Учитель: Актуальна ли тема о дворянском воспитании сейчас? (Предполагаемые ответы  учащегося: В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм. У нас размыты четкие правила, принципы, которые бы направляли наши действия и поступки. У нас изменилось отношение к образованию, к труду, даже к семейным ценностям.  Мы — молодежь, становимся безразличными и социально пассивными. Доминантой жизненных ценностей остается материальное благополучие, но у дворянской молодежи материальное благополучие — тоже являлось ценностью общества. Но у современной молодежи моральное благополучие не связано с морально-нравственными принципами. Жизненный успех связан с предприимчивостью, с деньгами, а не с трудолюбием, знаниями и талантом. У нас популярны такие ценности: ты - мне, а я — тебе. В отношении семейных ценностей молодежь превыше семьи ставит  карьеру, достижение высокого статуса. Семью планируют в далекой перспективе.

Заключительное слово учителя:

Культурный уровень основной массы дворянства выдвигал на первый план проблему воспитания человека, достойного своего общественного статуса. Процесс это был очень долгим.  Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, смелым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего либо (славы, богатства, высокого чина), а потому что он — дворянин и он должен быть именно таким. Храбрость и выносливость требовали физической силы и ловкости — и дворянских детей с малолетства учили плавать, ездить верхом, владеть оружием, с ними занимались гимнастикой. Но все это относилось не к области «физкультуры», к области формирования личности. Физические испытания как бы уравнивались с нравственными. Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.

Учитель:  Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приемы применения элементов технологии критического мышления  на уроках истории на примере использования отрывков литературных произведений для более полного погружения учащихся в  изучаемую  историческую эпоху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНИКА И ДЕКОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ»

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНИКА И ДЕКОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ»...

Мастер-класс "Семейные ценности"

ОДНКНМ автор Виноградова...

Работа учащегося для научного общества "Формирование эффективных принципов образования и воспитания русских правителей в XIX веке"

Данная работа посвящена исследованию формирования эффективных принципов образования и воспитания русских правителей в XIX веке. Работа выполнена с использованием исторических источников....

Мастер-класс "Семейные ценности"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18567308","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Мастер – класс: «Жизненные ценности»

Представление воспитательных приемов, способствующих формированию духовно – нравственной личности (жизненных ценностей)....