Познавательная викторина "У истоков наших предков"
классный час по истории (6 класс)
Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие мышления,
Познавательной активности.
Воспитания любви и уважения к народной культуре, традициям, любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_viktorina.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Детский дом-школа № 95
«Дом детства»
Познавательная викторина
« У истоков наших предков»
Конспект занятия
составила:
Малова Л. Н.
Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие мышления,
Познавательной активности.
Воспитания любви и уважения к народной культуре, традициям, любовь к Родине.
Звучит мелодия песни « Я люблю тебя Россия» ( муз. Тухманова, сл. Ножкина. )
Ведущий:
Хочу найти, изведать и понять,
Откуда я и что во мне издревле,
Века стоят вкруг древнего огня
Могучие и мудрые деревья
Велик и прост суровый их закон,
И нету справедливее закона,
Что дерево живет лишь целиком:
Отрубишь корни – засыхает крона
По этому закону не дано
О давнем прошлом забывать живущим,
Мне кажется, я важное звено
Между ушедшим миром и грядущим.
М. Чебышева.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Откуда мы родом? « из детства» - скажите вы и будете правы. Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали наши предки, от поколения к поколению передаются традиции русского народа. В буднях великих строек, в дыму военных пожарищ вольно и невольно, многие семьи растеряли самое дорогое – память о прошлом. Какова же она Великая Русь? Как жила прежде? Какие обряды чтила, какие песни пела? Каждый человек должен знать свои истоки, традиции и обычаи, любить свою родину.
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по великой Руси и предлагаю вам проверить свои знания, эрудицию в викторине « У истоков наших предков»
Представляю наши команды: «Русские богатыри»
«Бравые ребятушки»
Настала очередь представить членов жюри, которые будут нам помогать в подсчете результатов. Жюри ваши ответы будут оценивать по 5 бал. системе.
Я желаю вам, ребята, показать себя настоящими знатоками прошлого своей Отчизны. Ни пуха вам, ни пера! Мы начинаем нашу викторину, которая состоит из 5 турниров
Просьба соблюдать дисциплину, при ответах поднимать руки. Мы начинаем игру.
« Звучит фонограмма колокольного звона»
1тур Костюм
1вопрос 1 команде: Чем мужчины древней Руси подпоясывали одежду? ( кушаком )
2вопрос 2 команде Как называется обувь крестьянина, плетеная из лыка ( лапти )
Вопрос 1 команде Как называется зимняя обувь, валяная из шерсти ( валенки )
Вопрос 2 команде: Как называется старинный женский головной убор замужней
Женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы ( кокошник)
Вопрос 1 команде: Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался
Не посередине груди, а сбоку? ( косоворотка )
Вопрос 2 команде: как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи или без нее? ( сарафан )
Под русскую народную мелодию выходит ребенок, наряженный в сарафан и рассказывает о создании сарафана
О сарафане
Происхождение названия ведется от персидского слова «сарапа», что означает одетый «с ног до головы» на востоке сарапа считалась почетной одеждой. Да и на Руси сарафан первоначально встречался далеко не во всех слоях населения. Носились они как в княжеском, так и боярском быту. Переливающие цветные и однотонные шелка, шторы, блестящая полупарча и другие дорогие ткани покупались для сарафанов купчихами, зажиточными крестьянами. В менее зажиточных семьях шились сарафаны из красного ситца или сатина.
Цвет – одна из характерных особенностей сарафана. Для окраски тканей использовали природные красители. Красный цвет получали при помощи коры марены. Корой березы и настоем жженого кирпича окрашивали ткани в темно – красный цвет. В зеленый красили отваром из коры лиственницы.
А во время отечественной войны 1812 года женщины появлялись в сарафанах даже на балах. Вошли в моду прямые, слегка расширенные книзу сарафаны на узеньких лямочках. Их подпоясывали высоко под грудью, подражая светской моде.
Ведущий: спасибо Кате за замечательный рассказ, я думаю вы много узнали, но а сейчас девочки в сарафанах для вас ребята и наших гостей исполнят танец
Музыкальный номер (танец в сарафанах )
Давайте поблагодарим наших девочек.
И мы переходим ко 2 туру, которое называется «Жилище»
Ведущий: В грубые передники одеты –
У кого в деревне ни спроси, -
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси …
Ведущий: Да, среди крестьян выделялись люди, которые умели прекрасно работать топором. Их очень уважали в селе. В каждый построенный дом они вкладывали не только свое мастерство, но и душу.
Итак вопрос 1 команде:
Как называлась у древних славян деревянная изба без окон из цельных неошкуренных берез? ( сруб )
2 команде: Она обогревала помещение, в ней готовили пищу. Что это? ( печь)
1команде: Они стояли у дверей и у стола, днем на них сидели, а ночью спали. Что это?
( лавки)
2команде: Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил? ( конек )
1команде: Чем с наружи закрывали окна в крестьянском доме? (ставнями )
2команде: Что помещали в красном углу дома? ( икону )
1команде: Как назывался необходимый предмет сельского дома, с помощью которого
льняные и шерстяные волокна превращались в нити? (прялка )
2 команде: Как называется в деревянном доме холодное без печи помещение из которого
имеется выход на улицу ( сени )
Молодцы! А сейчас для всех музыкальный номер «Ложкари»
Ведущий: И мы переходим к 3 туру «Питание»
Ведущий: Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет» « Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом и т. д
А вот скажите – ка теперь что в старину «вторым хлебом называли»? Если точнее какой овощ? Надо выбрать правильный вариант ответа
1 команде а) свекла
б) репа ( + )
в) капуста
Внимание: подсказываю: Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!
Кстати крестьяне называли это вторым хлебом, бережно хранили в свежем виде чуть – ли не всю зиму. Не спеша, через 2 – 3 недели после снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из – под огурцов или капусты. Прежде насыпали песок, а затем слой репы.
2 команде Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили « Щи хоть крутом хлещи»?
А) крапивные
Б) на рыбном отваре
В) пустые, т.б без мяса (+)
1 команде Сколько видов пирогов, калачей пекли тогдашние хозяйки – мастерицы?
А) не менее 10
Б) не менее 20
В) не менее 50 (+)
2 команде Представьте праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что – де пора и честь знать? (Только помните, мы сейчас в Древней Руси )
А) культурно раскрыть двери настежь
В) спеть отходную песню что-то вроде «колыбельной»
В) выдать на прощание пряник (+)
Ведущий А правда хорош обычай! Когда с пряником провожают?
Вежливее как- то. В старину гость был свят и непреклонен.
Выходит ребенок с самоваром в руках под русскую народную мелодию
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар
Давай – ка наколим лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Самовар воспет в народных песнях, изображен на художественных полотнах, фигурирует во множестве пословиц и поговорок. Любовь к нему, возможно, вызвана его удивительной уютностью, домашностью.
Самовар на Руси присутствовал не только как аксессуар, но и как причина милых родственных сборищ под большим абажуром. После революции самовары превратились чуть ли не в символ дремучего мещанства. Возможно самовар окончательно переселился бы в глухую провинцию, но он сумел вовремя перейти на «электрическую тягу» и тем самым объединил век пара и век электричества.
Ведущий: Спасибо и мы переходим к турниру «Праздники»
Конечно наши предки умели не только работать, но и отдыхать и веселиться. В древности многие праздники были связаны с языческой верой, а после принятия христианства большинство из них стали церковные, православные.
1 команде: В какой день празднуют Рождество православные Христиане? (7 января)
2 команде: Как называется попытка заглянуть в будущее, или получить послание от
Богов? (гадание)
1 команде: Как называется старинный славянский праздник проводов зимы? (масленица)
2 команде: Накануне какого праздника по поверью зацветает папоротник?
(Ивана Купалы)
1 команде: Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни?
(яйцо)
2 команде: Как в старину назывался праздник, связанный с рождением человека?
(именины)
Музыкальная пауза: Русская народная песня»
Ну, что, мы переходим к последнему туру:
« Храмы Руси»
1команде: Как называется перегородка с рядами икон и царскими вратами, отделяющая
алтарь от остального помещения?
(иконостас)
2 команде: Как называются главные, художественно оформленные двери в иконостасе?
(царские врата)
1команде: Как называется часть храма для совершения священнодействий, отделанная от глаз верующих иконостасом? (алтарь)
2команде: Сколько глав у собора Василия Блаженного?
(девять)
1команде: Чем всегда венчаются купола православных храмов?
(крестом)
2команде: Как называется столовая в монастыре, западная пристройка к храму?
(трапезная)
Ведущий: Итак наше путешествие подходит к концу. Сегодня была серьезная проверка ваших знаний, вашей воли к победе. Мы благодарим всех болельщиков. Нашим игрокам очень нужна была ваша поддержка. Мы говорим огромное спасибо многоуважаемому жюри. Вы были неподкупны, честны и принципиальны. И пока жюри подводят итоги, как подарок сегодняшней встречи звучит русская народная песня.
Ведущий: Слово, для подведения итогов предоставляем нашему уважаемому жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков
Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....
Традиции и обычаи наших предков
Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбиваю...
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"
Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...
Повторительно-обобщающий по теме: "Наши предки в далеком прошлом"
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по истории Отечетва в форме игры "Звездный час". Охватывает материал с древнейших времен до 16 века...
Жилища наших предков.
Презентация к уроку в коррекционном классе VIII вида....
Сценарий воспитательного мероприятия "Как жили наши предки"
Занятие рассчитано на детей 6-8 лет.Занятие рассчитано на два учебных часа.Цель:Прививать любовь к национальному наследию предков.Задачи: -Дать первоначальные исторические знания, показать небол...
Национальный татарский фартук – путешествие к истокам далеких предков.
Наша страна огромна и многонациональна. Каждый народ имеет свои традиции, обычаи, язык, национальную одежду. Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской о...