Рабочая программа "История Древнего мира" в соответствии с ФГОС ООО
рабочая программа по истории (5 класс)

Теплякова Айгуль Толобековна

Данная рабочая программа разработана с учетом ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl_70_ch_istoriya_fgos.docx92.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы. (М.: Просвещение. - 2019), Федерального перечня учебников, рабочей программы по всеобщей истории к УМК А.А. Вигасина и др. (М.: ВАКО. - 2019).

        Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

        Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Рабочая программа реализуется на основе УМК по предмету:

  • История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2019.

        Общая характеристика курса «История Древнего мира»

        Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.

Цели обучения «Истории Древнего мира»:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи обучения истории:

  • Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древ- него мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
  • развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
  • формирование навыков пересказа материала учебника;
  • формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
  • развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

        В условиях внедрения ФГОС ООО, в 5 А, 5 Б, 5 В классах изучается Всеобщая история «История Древнего мира» 70 часов, из расчета 2 ч. в неделю.

        Согласно письму Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-764 "Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" предполагается включение в рабочие программы учебных курсов тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.

        Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения "Истории Древнего мира":

        Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

        Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

        Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

        Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научится

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
  •  использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древности;
  •  объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
  •  давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
  • давать характеристику общественного строя древних государств;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

        В курсе «История Древнего мира» предполагается использование таких форм контроля, как словарные диктанты, тесты, задания различного уровня познавательной активности учащихся, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки, проектная деятельность и др.

        В рамках данной рабочей программы предполагается внеурочная деятельность в форме познавательных проектов, которые в свою очередь способствуют закреплению изучаемого материала в течение учебного года, развитию творческого потенциала учащихся, самостоятельности в освоении нового, уважению к предмету и историческому прошлому человечества.

Темы проектов для учащихся:

1. Наши предки и начало истории.

2. Великие цивилизации Востока.

3. Изобретения древних греков и их актуальность в современном мире.

4. Поэмы Гомера.

5. Роль личности в истории - Александр Македонский.

6. Древние Олимпийские игры.

7. Великий Цезарь.

8. Завоевания Римской империи.

9. Римская культура.

Содержание учебного курса (70 часов)

Введение (2 ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счёт лет в истории. Хронология - наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

Понятия: история, археология, этнография, хронология, нумизматика.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Понятия: первобытные люди, человек разумный, родовая община.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия: колдовской обряд, душа, страна мертвых.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.  Понятия: старейшина, совет старейшин, племя, вождь, дух, бог, молитва, жертва, знать, раб, царь.

Контрольно-обобщающий урок. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). Формы контроля: тест, задания на сопоставление, аналогию, кроссворд, письменный и т.д.

Раздел II. Древний Восток. (21 ч)

Тема 1. Древний Египет (8 ч)

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. 

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.

Понятия темы: фараон, вельможа, писец, налог, храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись, иероглиф, папирус, свиток.

Контрольно-обобщающий урок. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Формы контроля: тест, задания на сопоставление, аналогию, кроссворд, письменный и т.д.

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.

Понятия: закон, ростовщик, единобожие, библиотека, "бессмертные".

Тема 3. Индия и Китай в древности (6 ч)

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Понятия: касты, Брахма, Ганеша, реинкарнация, "неприкасаемые", Конфуций, деспотизм, Великий шелковый путь.

Повторение и обобщение по разделу "Древний Восток". Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Подготовка к контрольной работе.

Контрольно-обобщающий урок. Формы контроля: тест, задания на сопоставление, аналогию, кроссворд, письменный и т.д.

Раздел III. Древняя Греция (22 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города - крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - демократий. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 4. Македонские завоевания в IVв. до н.э. (5 ч)

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение и обобщение по теме "Древняя Греция". Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. Форма контроля: интерактивная викторина по теме. Возможно формирование команд не только из детей, но и их родителей.

Контрольно-обобщающий урок. Формы контроля: тест, задания на сопоставление, аналогию, кроссворд, письменный и т.д.

Раздел IV. Древний Рим (19 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 ч)

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Древнего мира. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Форма проведения: викторина, урок-игра, создание проекта. Возможно привлечение родителей.

Итоговый контроль по теме "История Древнего мира". Формы контроля: тест, задания на сопоставление, аналогию, кроссворд, письменный и т.д.

Тематическое планирование по курсу

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических, самостоятельных работ

1

Введение

2

2

Тема 1. Жизнь первобытных людей

6

1

3

Тема 2. Древний Восток

21

1

4

Тема 3. Древняя Греция

22

1

5

Тема 4. Древний Рим

19

1

Итого

70

4

Календарно-тематическое планирование по курсу "История Древнего мира"

№ п/п

Дата

Название темы, урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

Формирование УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Практические и лабораторные работы

Примечание

Введение (2 ч)

1

Введение в историю

УОНМ

Раскрывать значение терминов: всеобщая история, история древнего мира, век, исторические источники;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Познавательные Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

2

Счет лет в истории

УОНМ

Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени.

Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)

3

Древнейшие люди

УОНМ

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, религиозных верованиях первобытных людей, используя текст учебника .

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, значение изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Регулятивные Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.  Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

Познавательные Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

4

Родовые общины охотников и собирателей

КУ

Регулятивные Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Коммуникативные Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

Познавательные  Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

5

Возникновение искусства и религиозных верований.

УОНМ

Регулятивные Охарактеризовать первобытные верования людей.

Коммуникативные Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Познавательные Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

6

Возникновение земледелия и скотоводства

КУ

Регулятивные Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Коммуникативные Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Познавательные Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.  Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

7

Появление неравенства и знати.

УОНМ

Регулятивные Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Коммуникативные Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Познавательные Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.

8

Контрольно-обобщающий урок по разделу "Жизнь первобытных людей"

К

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Раздел II. Древний Восток. (21 ч)

9

Государство на берегах Нила

УОНМ

Показывать на исторической карте местоположение древнейших государств: Древнего Египта, Месопотамии, города и государства Восточного Средиземноморья, персидской державы, Древней Индии, Древнего Китая.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, культуре.

Раскрывать значение понятий: фараон, жрец, раб, пирамида, папирус, касты, империя, конфуцианство.

Характеризовать исторические источники; основные группы населения, их занятия и положение.

Объяснять роль религии в жизни людей; предпосылки и следствия создания финикийского алфавита.

Описывать предметы материальной культуры, высказывать суждения об их художественных достоинствах и вкладе в мировую культуру.

Регулятивные Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Коммуникативные Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Познавательные Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

10

Как жили земледельцы и ремесленники

УОНМ

Регулятивные Оценивать достижения культуры.

Коммуникативные Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Познавательные Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф,  и самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь египетского вельможи

КУ

Регулятивные Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Коммуникативные Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.  Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока

12

Военные походы фараонов

КУ

Регулятивные Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Коммуникативные Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Познавательные Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов

13

Религия древних египтян. ОДНКНР: Роль религии в развитии культуры.

УОНМ

Регулятивные Характеризовать религию древних египтян.

Коммуникативные Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Познавательные Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

14

Искусство древних египтян

КУ

Регулятивные Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Коммуникативные Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Познавательные Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян

УОНМ

Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Познавательные Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам

16

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет"

Т

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

17

Древнее Двуречье

УОНМ

Регулятивные Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Коммуникативные Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Познавательные Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

УОНМ

Регулятивные Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Познавательные Выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие  его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.

19

Финикийские мореплаватели

КУ

Регулятивные Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Коммуникативные Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Познавательные Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей

20

Библейские сказания. ОДНКНР: Иудаизм и культура.

КУ

Регулятивные Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Коммуникативные Проводить аналогию и устанавливать  какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Познавательные Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

21

Древнееврейское царство

КУ

Регулятивные Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Коммуникативные Выделять  в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

Познавательные Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

22

Ассирийская держава

КУ

Регулятивные Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

Познавательные Определять причины падения Ассирийской державы

23

Персидская держава «царя царей»

УОНМ

Регулятивные Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Коммуникативные Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Познавательные Установить причины возникновения Персидской державы

24

Природа и люди Древней Индии

УОНМ

Регулятивные Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

Познавательные Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25

Индийские касты

УОНМ

Регулятивные Дать собственную оценку буддисткой религии;  составлять простой план пунктов параграфа по плану

Коммуникативные Подготовить сообщение о жизни Будды

Познавательные Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

КУ

Регулятивные Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Коммуникативные Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Познавательные Определять и формировать особенности китайской религии

27

Первый властелин единого Китая

КУ

Регулятивные Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Коммуникативные Составлять кроссворды по тематике урока

Познавательные Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

28

Повторение и обобщение по разделу "Древний Восток"

Т

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

29

Контрольно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

К

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Раздел III. Древняя Греция (22 ч)

30

Греки и критяне

УОНМ

Показать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий, направления походов и территорию державы Александра Македонского.

Раскрывать значение понятий: полис, демократия, колонизация, эллинизм, гражданин.

Характеризовать верования древних греков и роль религиозных культов в жизни общества;

политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта); афинскую демократию при Перикле.

Объяснять: причины и итоги войн; причины распада державы Александра Македонского; в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; каким было спартанское воспитание и определять свое отношение к нему; о развитии наук и образовании в Древней Греции.

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Регулятивные Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Коммуникативные Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

Познавательные Называть отличительные признаки критской культуры

31

Микены и Троя

УОНМ

Регулятивные Показывать по карте местоположение Микен

Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Познавательные Выделять различия между микенской и критской культурой

32

Поэма Гомера «Илиада»

КУ

Регулятивные Характеризовать образы основных героев «Илиады»

Коммуникативные Принимать участие в ролевой игре.

Познавательные Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

33

Поэма Гомера «Одиссея»

КУ

Регулятивные Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

Коммуникативные В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Познавательные Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

34

Религия древних греков. ОДНКНР: Хранить память предков.

КУ

Регулятивные Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Коммуникативные Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Познавательные Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

УОНМ

Регулятивные Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики  за собственное благополучие и нормальную жизнь

Коммуникативные Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

36

Зарождение демократии в Афинах

УОНМ

Регулятивные Дать собственную  оценку поступкам Солона

Коммуникативные Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

Познавательные Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

37

Древняя Спарта

УОНМ

Регулятивные Показывать на карте расположение Спарты

Коммуникативные Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Познавательные Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. ОДНКНР: Патриотизм – одна из основных ценностей современного человека.

УОНМ

Регулятивные Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков»

Познавательные Объяснять причины и значение возникновения колоний

39

Олимпийские игры в древности

УОНМ

Регулятивные Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

Коммуникативные С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Познавательные Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

40

Победа греков над персами в Марафонской битве

УОНМ

Регулятивные Описывать ход боевых действий между персами и греками

Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

Познавательные Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

41

Нашествие персидских войск на Элладу

КУ

Регулятивные Описывать ход боевых действий между Коммуникативные Делать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу

Познавательные Дать оценку итогов нашествия.

42

В гаванях афинского порта Пирей

КУ

Регулятивные устно описывать торговый порт Афин

Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Познавательные Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

43

В городе богини Афины

КУ

Регулятивные Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Коммуникативные Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Познавательные Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

44

В афинских школах и гимнасиях

КУ

Регулятивные Описывать особенности древнегреческого воспитания

Коммуникативные Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Познавательные Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

45

В театре Диониса

КУ

Регулятивные Объяснять отличия трагедий и комедий

Коммуникативные Сравнивать современный театр и древнегреческий

Познавательные Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

46

Афинская демократия  при Перикле

УОНМ

Регулятивные Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

Коммуникативные Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Познавательные Характеризовать афинскую демократию при Перикле

47

Города Эллады подчиняются Македонии

УОНМ

Регулятивные Показывать на карте места сражений

Коммуникативные Характеризовать  македонское войско

Познавательные Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

48

Поход Александра Македонского на Восток

УОНМ

Регулятивные Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Познавательные Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

49

В Александрии Египетской

КУ

Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Коммуникативные Составлять рассказ- описание города Александрия

Познавательные Объяснять причины распада державы Александра Македонского

50

Повторение и обобщение по теме "Древняя Греция"

Т

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

51

Контрольно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

К

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Раздел IV. Древний Рим (19 ч)

52

Древнейший Рим

УОНМ

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии, владения  Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения; направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии; о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов; как строились отношения между Римом и провинциями; о культурной жизни в Древнем Риме.

Раскрывать значение понятий: патриции, плебеи, республика, консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция.

Объяснять: кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе; в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, судьба первых христиан

Характеризовать  верования жителей Италии; причины и итоги войн  Рима;  политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события.

Составлять описания архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества

Регулятивные Планирование последовательности действий

Коммуникативные Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Познавательные Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия  

53

Завоевание Римом Италии

УОНМ

Регулятивные Планирование последовательности действий

Коммуникативные Организация и планирование работы в группе

Познавательные Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения

54

Устройство Римской республики

УОНМ

Регулятивные Организация самоконтроля и само оценивания

Коммуникативные Овладение средствами решения коммуникативных задач

Познавательные Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом

55

Вторая война Рима с Карфагеном

УОНМ

Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников

Познавательные Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

56

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

УОНМ

Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Коммуникативные Работать с картой в процессе изучения событий.

Познавательные Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

57

Рабство в Древнем Риме

КУ

Регулятивные Составление плана и последовательности действий

Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Познавательные Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

58

Земельный закон братьев Гракхов

КУ

Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Познавательные Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

59

Восстание Спартака

КУ

Регулятивные Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Коммуникативные Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Познавательные Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

60

Единовластие Цезаря

КУ

Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Коммуникативные Умение работать в группе

Познавательные Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме

61

Установление империи

УОНМ

Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Коммуникативные Организация и планирование работы в группе

Познавательные Формирование умений работать с исторической картой

62

Соседи Римской империи

УОНМ

Регулятивные Умение составлять простой план

Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска

Познавательные Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

63

Рим при императоре Нероне

УОНМ

Регулятивные Планирование и организация деятельности

Коммуникативные Планирование учебных действий

Познавательные Уметь  самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

64

Первые христиане и их учение. ОДНКНР: Культурное наследие христианской Руси.

КУ

Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Познавательные Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

65

Расцвет Римской империи во II в.

КУ

Регулятивные Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог

Познавательные Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

66

«Вечный город» во времена империи и его жители

КУ

Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников

Познавательные Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме

67

Римская империя при Константине

КУ

Регулятивные Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

68

Взятие Рима варварами

УОНМ

Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания

Коммуникативные Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

69

Итоговое повторение по курсу "История Древнего мира"

Т

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

70

Итоговый контроль по теме "История Древнего мира"

К

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат.

Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс. ФГОС.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по истории древнего мира, 5 класс,ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М....

Рабочая программа по курсу истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа разработана с учетом Примерной программы основного общего образования по истории и Федерального образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г. За осн...

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями к составлению рабочих программ и в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и авторской прог...

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс (ФГОС)

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Све...