Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ФГОС
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями к составлению рабочих программ и в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_drevnego_mira._5_kl._ukolova_fgos.docx | 69.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1
Телефоны: 8 (49672) 6-52-74, 8 (49672) 2-38-70_________________
Утверждена
приказом директора
МБОУ СОШ №3
от «29» августа 2014 г.
№ 66.о.
Рабочая программа по истории
Древнего мира
(базовый уровень)
5 в класс
Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по истории в 5-классе (базовый уровень)
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области. - Шмагина, А.В. Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
- с авторской программой по истории для 5 класса – Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.О. Чубарьяна. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, А.В. Ревякин и др. – М.: Просвещение, 2011.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Цели и задачи изучения Истории Древнего Мира.
В учебном курсе «История Древнего Мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религии - буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе своих знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по Истории Древнего Мира для 5 класса составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Место учебного предмета «История Древнего мира» в образовательном процессе.
Учебный предмет «История» входит в образовательную область «Гуманитарных наук». Авторская программа по истории - авторы: В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, А.В. Ревякин, Е.Ю. Сергеев, Т.В. Коваль предусматривает изучение Истории в 5 классе в объёме 68 часов в год (2 часа в неделю). Календарный годовой график школы рассчитан на 34 учебные недели, поэтому рабочая программа по истории для 5 класса составлена на 68 часа (2 часа в неделю).
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по истории основной общей школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-различать причину и следствие исторических событий, явлений;
-выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета.
№ | Темы и Разделы авторской программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Тема 1. Зачем изучать историю | 1 | 2 |
2 | Раздел I. От первобытности к цивилизации Тема 2. Предыстория человечества. Первобытный период. | 6 | 6 |
3 | Повторение | 1 | 1 |
4 | Раздел II. Древний Восток Тема 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии Тема 4. Древний Египет Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности Тема 6. Великие военные империи Ближнего Востока Тема 7. Древняя Индия Тема 8. Древний Китай Повторение | 20 3 4 3 3 2 2 1 | 20 3 4 3 3 2 2 1 |
5 | Раздел III. Античность Часть 1. Древняя Греция Тема 9. Древнейшая Греция Тема 10. Полисы Греции и древнегреческая демократия Тема 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией Тема 12. Расцвет Греции Тема 13. Упадок Греции. Рождение нового мира Повторение Раздел 2. Древний Рим Тема 14. Ранний Рим Тема 15. Поздняя республика Тема 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики Тема 17. Возникновение и расцвет Римской империи Тема 18. Поздняя империя Повторение | 40 21 6 3 2 6 3 1 19 5 2 4 5 2 1 | 40 21 5 4 2 5 3 1 19 5 2 4 5 2 1 |
6 | Итоговое повторение | 2 | 2 |
Итого: | 68 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Дата |
Тема 1. Зачем изучать историю (2 часа) | |||||
1 | Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого. | Вводный | Что такое история. Периоды истории. Исторические источники. Науки-помощницы. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | |
2 | Счет лет в истории. | Комбинированный | Историческая хронология. Календарь. Лента времени. | Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя ленту времени. | |
Раздел I. От первобытности к цивилизации (6 часов) Тема 2. Предыстория человечества. Первобытный период | |||||
3 | Древнейшие люди. | Изучение нового материала | Расселение древнейшего человека. «Человек разумный». Условия жизни и занятия первобытных людей. Представление об окружающем мире, верования первобытных людей. | Объяснять понятие орудия труда, приводить примеры. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Называть основные отличия древнейших людей от животных. | |
4 | Появление «человека разумного». | Комбинированный | Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас. | Называть основные отличия «человека разумного» от древнейших людей. Объяснять значение открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. | |
5 | Зарождение религии и искусства. | Изучение нового материала | Представление об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России. | Объяснять значение терминов религия, искусство. Рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. | |
6 | Древние земледельцы и скотоводы. | Комбинированный | Трудовая деятельность и изобретения древних земледельцев и скотоводов. От родовой общины к соседской. Соседская община. Племя. Большая семья. Дети в большой семье. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати: вождь, дружина. | Объяснять понятия земледелие, скотоводство. Рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства. | |
7 | От неолита к медному веку. | Комбинированный | Появление ремесел и торговли. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии. Строительство мегалитических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования. | Объяснять понятия ремесло. Рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству. Объяснять значение использования металлов в истории первобытного общества. | |
8 | Первые очаги цивилизаций | Комбинированный | Понятие цивилизация. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному веку. | Разъяснять значение термина цивилизация. Рассказывать о первых очагах цивилизации. Сравнивать жизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху. | |
Повторение (1 час) | |||||
9 | Зачем изучать историю. Предыстория человечества. Первобытный период. | Повторительно-обобщающий урок | Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика складывания процесса цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах. | Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории. Называть основные признаки первобытности. Сравнивать образ жизни древнего и человека современного. Объяснять значение | |
Раздел II. Древний Восток (20 часов) Тема 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3 часа) | |||||
10 | Шумер: рождение цивилизации. | Изучение нового материала. | Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие государство. Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные. Рабы. | Объяснять значение термина государство. Показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Рассказывать об условиях жизни и о занятиях населения, крупнейших городах. | |
11 | Культура Шумера. | Комбинированный. | Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей. | Объяснять значение терминов культура, миф. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представление людей того времени и мире. | |
12 | Древний Вавилон. | Комбинированный. | Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилова. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства. | Объяснять понятие закон. Рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи). | |
Тема 4. Древний Египет (4 часа) | |||||
13 | Страна на берегах Нила и ее жители. | Изучение нового материала. | Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица государства – Мемфис. Жизнь в городе: жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий фараон, жрец, раб. Рассказывать об основных группах населения Древнего Египта, их положении и занятиях. | |
14 | Мир пирамид. | Комбинированный. | Для чего строились пирамиды. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды - первое из чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии. | Высказывать суждения о причинах создания пирамид. Рассказывать о строительстве пирамид. Описывать древнеегипетские пирамиды как памятники истории и культуры. Описывать произведения древнеегипетского искусства. | |
15 | Могущество Древнего Египта. | Комбинированный. | Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы. | Характеризовать особенности власти фараона и порядок управления страной. Показывать на карте торговые пути и направления военных походов. Объяснять главные причины могущества и упадка Древнего Египта. Проводить сравнение систем власти в Древнем Египте и древней Месопотамии. | |
16 | Верования древних египтян. | Комбинированный. | Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона. | Называть особенности древнеегипетской религии. Рассказывать о пантеоне египетских богов. Объяснять, в чем заключается роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе. | |
Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности (3 часа) | |||||
17 | Финикия-страна мореплавателей. | Изучение нового материала. | Финикийцы – торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Финикийцы и название континента Европы. | Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Рассказывать об особенностях государства и общественной жизни. Объяснять предпосылки и следствия финикийского алфавита. | |
18 | Древняя Палестина. | Изучение нового материала. | Переселение древних евреев в Палестину, отношение с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона. | Показывать на карте территорию Древней Палестины. Рассказывать о занятиях населения и об особенностях общественной жизни. | |
19 | Библейские пророки. | Комбинированный. | Ветхий Завет – часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной. Илья, Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта. | Понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о ветхом Завете. Объяснять значение перехода к монотеистической религии. | |
Тема 6. Великие военные империи Ближнего Востока (3часа) | |||||
20 | Ассирийская империя. | Изучение нового материала. | Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. | Показывать территорию Ассирийской империи. Называть особенности государства и общества. Рассказывать о культуре Древней Ассирии, использую иллюстрации учебника. | |
21 | Нововавилонское царство. | Комбинированный. | Халдеи. Завоевания нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев. Город Вавилон – «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башни. Вавилонские зиккураты. Висячие сады – одно из семи чудес света. Падение Вавилона. | Показывать на карте территорию Нововавилонского царства. Рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении. Рассказывать об основных памятниках культуры, используя иллюстрации учебника. | |
22 | Древняя Персия – «страна стран». | Комбинированный. | Кир великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе персидской империи. Зороастризм – религия древних персов. | Показывать на карте территорию Персидской державы. Объяснять, как она управлялась. Называть правителей державы, рассказывать об их политике. Называть причины падения Персидской державы. | |
Тема 7. Древняя Индия (2 часа) | |||||
23 | Ранние цивилизации Древней Индии. | Изучение нового материала. | Труд и занятия древних жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм – религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретения нуля, шахматы. | Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения. | |
24 | Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия. | Комбинированный. | Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе. | Понимать значение понятия каста. Рассказывать об устройстве Древней Индии, положении представителей различных каст. Объяснять какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. | |
Тема 8. Древний Китай (2 часа) | |||||
25 | Первые китайские государства. | Изучение нового материала. | Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Войны империи. | Показывать на карте территорию Древнего Китая. Понимать значение понятия империя. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Рассказывать о первых китайских государствах. | |
26 | Древняя мудрость и изобретения китайцев. | Комбинированный. | Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Китае. | Объяснять значение понятие конфуцианство. Рассказывать о Конфуции и его учении. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев. | |
Повторение (1 час) | |||||
27 | Древний Восток. | Повторительно-обобщающий урок | Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока. | Называть основные отличия цивилизаций Древнего Востока. Сравнивать хозяйство, общество и государства. Называть изобретения и культурные достижения цивилизаций Древнего Востока. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. | |
Раздел III. Античность (40 часов) Часть 1. Древняя Греция (21 час) Тема 9. Древнейшая Греция (5 часов) | |||||
28 | Территория, природа и население Греции. | Изучение нового материала. | Эллада и Эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железные века в истории Древней Греции. | Показывать на карте территорию Эллады. Сравнивать природные особенности Эллады и древневосточных государств. Рассказывать об условиях жизни и занятиях Древней Греции. | |
29 | Боги и герои древних греков. | Комбинированный. | Мифы и легенды эллинов о богах. Мифы о подвигах героев. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. | Характеризовать верования древних греков. Рассказывать о пантеоне греческих богов. Объяснять значение религии в жизни Древней Греции. Объяснять значение термина миф. Рассказывать о мифологических героях Эллады. Объяснять, почему миф является одним из исторических источников. Раскрывать значение древнегреческой мифологии в мировой культуре. | |
30 | Первые государства на Китае. Минойская цивилизация. | Изучение нового материала. | Дворец в Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура. | Показывать по карте территорию государств на острове Крит. Рассказывать о занятиях населения. Описывать сохранившиеся памятники истории и культуры минойского периода. | |
31 | Ахейская Греция. | Изучение нового материала. | Города - государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. | Показывать по карте территорию государств. Рассказывать об особенностях государства и общества. Описывать сохранившиеся произведения искусства. | |
32 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | Изучение нового материала. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | Рассказывать о Гомере. Кратко пересказывать содержание поэм. На основании отрывков поэм объяснять отношение древних греков к богам и героям. Раскрывать значение поэм в мировой культуре. | |
Тема 10. Полисы Греции и древнегреческая демократия (4 часа) | |||||
33 | Возникновение полиса. | Изучение нового материала. | Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга. Метрополии и колонии. | Объяснять значение понятия полис. Показывать на карте греческие города-государства на побережье Понта Эвксинского. | |
34 | Великая греческая колонизация. | Комбинированный. | Великая греческая колонизация. | Объяснять значение понятий колонизация, метрополия. Показывать на карте направления греческой колонизации. Раскрывать значение колонизации. | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | Изучение нового материала. | Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ее свержение. Реформы Клисфена. | Понимать значение термина демократия. Рассказывать, почему возникли и в чем проявлялись демократические порядки в Афинах. Объяснять, понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. | |
36 | Древняя Спарта. | Комбинированный. | Возникновение Спартанского государства. Жители Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанская семья. Воспитание детей и молодежи в Спарте. Лаконичность. | Объяснять значение понятия олигархия. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким образом спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства между собой. | |
Тема 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией (2 часа) | |||||
37 | Начало Греко-персидских войн. | Изучение нового материала. | Битва при Марафоне. | Показывать на карте основные сражения. Раскрывать цели сторон в военных действиях и определять свое отношение к ним. Составлять схему военных действий в битве при Марафоне. Объяснять значения сражения. | |
38 | Окончание Греко-персидских войн. | Комбинированный. | Нашествие персидских войск на Элладу. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты Греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков. | Рассказывать о нашествии персидских войск на Элладу по плану, предложенному учителем. Рассказывать об основных сражениях. Приводить примеры героизма участников войн. Объяснять причинны и значение победы эллинов. | |
Тема 12. Расцвет Греции (5 часов) | |||||
38 | Афины при Перикле. | Изучение нового материала. | Вождь Афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах. | Составлять характеристику Перикла как исторического деятеля. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать Афины в период правления Перикла с предшествующим временем. Объяснять причины расцвета Афинского государства. | |
39 | Греческая архитектура эпохи классики. | Изучение нового материала. | Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура. Парфенон. Фидий. Греческие архитектурные ордены. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. | Составлять рассказ об акрополе по плану, предложенному учителем. Называть выдающихся архитекторов и скульпторов, приводить примеры их произведений, узнавать и описывать их. Высказывать аргументированные оценочные суждения. | |
40 | Философия, наука, образование. | Комбинированный. | Философия, наука, образование. | Называть какие науки развивались и как. Особенности образования. | |
41 | Олимпийские игры. | Изучение нового материала. | Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики. | Объяснять значения Олимпийских игр в жизни Эллады. Описывать древнегреческие олимпиады. Сравнивать Олимпийские игры в Древнем мире с современными. | |
42 | Жизнь в греческом городе. | Изучение нового материала. | Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины и дети. | Отбирать информацию из источников, предложенных учителем, о повседневной жизни древних греков. Рассказывать о жизни взрослых, о о воспитании и образовании детей в различных государствах. | |
Тема 13. Упадок Греции. Рождение нового мира (3 часа) | |||||
43 | Греция подчиняется Македонии. | Изучение нового материала. | Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Битва при Херонее и ее последствия. | Показывать на карте расширение территории Македонии. Объяснять причины роста могущества Македонии. Рассказывать о завоевании македонянами греческих колоний-государств. | |
44 | Александр Македонский и завоевания. | Комбинированный. | Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. | Показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять характеристику Александра Македонского как исторического деятеля. Объяснять причины распада державы Александра Македонского. | |
45 | Мир после завоеваний Александра Македонского. | Комбинированный. | Возникновение новых государств, Царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека. Наука и ученые. | Понимать значение термина эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма. | |
Повторение (1 час) | |||||
46 | Древняя Греция. | Повторительно-обобщающий. | Культурные достижения Древней Греции, и их значения для современности. | Рассказать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства , высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ и мировое культурное наследие. | |
Часть 2. Древний Рим (19 часов) Тема 14. Ранний Рим (5 часов) | |||||
47 | Предшественники римлян. | Изучение нового материала. | Этруски. | Показывать на карте Апеннинский полуостров, называть племена, населявшие его. Показывать на карте местоположение древнейших государств. Рассказывать о жизни этрусков. Описывать произведения искусства этрусков. | |
48 | Рим эпохи царей. | Комбинированный. | Римская община, ее сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи. | Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Характеризовать управление Римом в царскую эпоху. Раскрывать значение понятий патриций, плебей. | |
49 | Ранняя Римская республика. | Комбинированный. | Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. | Раскрывать значение понятий республика, консул, трибун, сенат. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. | |
50 | Римская семья: нравы и религия. | Комбинированный. | Нравы древних римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Отношение римлян к богам и духам. Римские жрецы. | Называть особенности римской семьи, приводить примеры семейных отношений. На основании источников, предложенных учителем, описывать и давать оценку качествам, которые ценили древние римляне. Сравнивать верования древних жителей Италии и древних греков. | |
51 | Рим завоевывает Италию. | Комбинированный. | Войны с вольсками и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики. | Показывать на карте расширение территории Рима, основные направления военных походов. Объяснять значение понятий стратег, легион. Описывать взаимоотношения римлян и покоренных народов. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате внешнеполитической экспансии римлян. | |
Тема 15. Поздняя республика (2 часа) | |||||
52 | Пунические войны. | Комбинированный. | Карфаген - могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Битва при Каннах. Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена. | Характеризовать причины и итоги войн Рима. Показывать на карте и описывать основные события Пунических войн. Составлять хронологическую таблицу войн и главных сражений. Высказывать свою оценку завоеваний древних римлян, раскрывать их значение и последствия. | |
53 | Рим превращается в мировую державу. | Комбинированный. | Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции. | Показывать на карте владения Римской империи. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате превращения Рима в мировую державу. | |
Тема 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики (4 часа) | |||||
54 | Земельные реформы братьев Гракхов. | Комбинированный. | Земельный закон Тиберия Гракха. Судебная реформа Гая Гракха. Римские всадники. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. | Объяснять значения понятия реформа. Рассказывать, как изменялось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме. Объяснять причины и результаты реформ. Рассказывать о судьбе братьев Гракхов. Давать оценку их деятельности. | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | Комбинированный. | Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. | Объяснять, как изменялось положение рабов в Древнем Риме. Сравнивать положение рабов и роль рабства в жизни древневосточных обществ, Древней Греции и Древнего Рима. Высказывать суждения о влиянии рабства на древнеримское общество. Разрабатывать краткосрочные проект на темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака». | |
56 | Гибель Римской республики. | Гай Марий и Корнелий Сулла. Проскрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад. | Объяснять значение понятий император, диктатор. Рассказывать о политической жизни Рима, называть причины упадка республики. | ||
57 | Диктатура Юлия Цезаря | Гай Юлий Цезарь – историческая личность и легенда. Мартовские иды, гибель Цезаря. | Составлять характеристику Цезаря как исторического деятеля. Сравнивать изменения в политической и общественной жизни в условиях диктатуры Цезаря с предшествующим периодом. | ||
Тема 17. Возникновение и расцвет Римской империи (5 часов) | |||||
58 | Рим становится империей. | Первый император Рима Октавиан Август. Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Первые столкновения римлян с германцами. Век «золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат. | Раскрывать значение понятия империя. Сравнивать правление Цезаря и Августа. Давать оценку изменениям, произошедшим в государстве. | ||
59 | Преемники императора Августа. | «Кровавые императоры» Тиберий, Калигала, Нерон. Флавии – строители империи. Колизей. Гибель Помпеи. Быт и нравы римской аристократии эпохи империи. | Рассказывать о политической жизни в Риме, давать характеристику преемникам Августа. Составлять хронологическую таблицу важнейших событий. | ||
60 | Возникновение христианства. | Восточные боги в Риме. Митра. Рим и Иудея. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа. Апостолы. Первые общины христиан. Возникновение церкви. | Понимать значение термина христианство. Раскрывать значение понятий Новый /Завет, Евангелие, святой, мученик. Объяснять, в чем заключается предпосылки распространение христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. | ||
61 | «Золотой век» Римской империи. | Император Траян. Война с даками. Марк Аврелий: философ на троне. Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. | Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства., используя текс и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. | ||
62 | Римляне в повседневной жизни. | Лицо императорского Рима. Портрет. Жилища римлян. Одежда, еда и питье. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе, игры и игрушки римских детей. | Описывать жизнь римлян, принадлежность к различным слоям общества, по плану, предложенному учителем. Сравнивать повседневную жизнь древних римлян и древних греков. | ||
Тема 18. Поздняя империя (2 часа) | |||||
63 | Римская империя в 3- начале 4 века. | Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. Константин I Великий. Константинополь – новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Разделение империи на Западную и Восточную. | Показывать на карте границы Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Рассказывать о жизни разных слоев общества. Характеризовать изменения, происходящие в жизни рабов. | ||
64 | Падение Западной Римской империи | Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. | Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи. Называть и объяснять причины падения Западной Римской империи. | ||
Повторение (1час) | |||||
65 | Древний Рим. | Повторительно-обобщающий. | Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности. | Понимать значение терминов политика, право. Называть основные достижения римлян в сфере политики и права. Приводить примеры, показывающие воздействие римского наследия на современную жизнь. | |
Итоговое повторение (3 часа) | |||||
66 | Итоговое повторение курса «история Древнего мира» | Повторительно-обобщающий | Времен связующая нить. Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации. | Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и в современном мире. Приводить примеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире. | |
67 | Итоговая контрольная работа по курсу «история Древнего мира» | Контрольная работа | Времен связующая нить. Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации. | Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и в современном мире. Приводить примеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире. | |
68 | Итоговое повторение курса «история Древнего мира» | Урок-игра | Времен связующая нить. Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации. | Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и в современном мире. Приводить примеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе . – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-тренажер – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-экзаменатор – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Поурочное те6матическое планирование – М.: Просвещение, 2014 г.
- Арсланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2011 г.
- Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2005 г.
- Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. – М: Планета, 2012 г.
- Папченкова И.В. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. – М: Планета, 2012 г.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
1.Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
2.Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-различать причину и следствие исторических событий, явлений;
-выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
«Согласовано»
Протокол заседания ШМК истории и общественных наук
от «29» августа 2014 г. № 1
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________ Н.М.Бебешина.
«29» августа 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс. ФГОС.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по истории древнего мира, 5 класс,ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М....
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской прог...
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс (ФГОС)
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Све...
Проект рабочей программы по истории для 5 класса ФГОС к УМК «Всеобщая История. 5 кл. История Древнего Мира под редакцией С.П.Карпова»
Рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК «Всеобщая История. 5...