Урок - процесс на тему – «Нюрнбергский процесс»
классный час по истории (8, 9, 10, 11 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

Война против фашизма в Европе закончилась не только взятием Берлина и подписанием акта безоговорочной капитуляции Германии. Её  закономерным финалом стал и Нюрнбергский процесс. Спустя 70 лет этот процесс продолжает вызывать к себе интерес. Дело не просто в нацистских ужасах, открывшихся на суде, дело в слабых и сильных сторонах судебного процесса. Я предлагаю Вам урок-процесс «Это было в Нюрнберге…»

20 ноября 1945 года в городе Нюрнберге ( Германия) начался судебный процесс над главными немецкими военными преступниками и закончился 1 ноября 1946 года. Суд осудил агрессию и агрессоров, вскрыл сущность фашизма, показал необходимость бдительности народов мира.

Основой обвинительного заключения стала концепция общего заговора фашисткой клики ради достижения мирового господства путем совершения преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечества. Обвинение представило показания многих свидетелей, очевидцев злодеяний, вражеские архивы, захваченные во время боев армиями Советского Союза и его союзников, военную, личную и другую документацию фашистских главарей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nyurnbergskiy_protsess.pptx2.62 МБ
Файл nyurnberg_urok-protsess.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нюрнбергский процесс

Слайд 2

Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 20 ноября 1945 с 10 часов утра, по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия, Бавария ).

Слайд 3

Дворец Юстиции

Слайд 4

Нацисты обвинялись в: Преступлениях против мира Военных преступлениях Преступлениях против человечности Подсудимые

Слайд 5

На суд предстали 24 фашистских главаря: подсудимым было предъявлено обвинение в планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны в целях установления мирового господства германского империализма, т.е. в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, разрушении городов и деревень, в истреблении, порабощении, ссылках и др. жестокостях, совершённых в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т. е. в преступлениях против человечности.

Слайд 7

С какими сопутствующими словами ассоциируются у вас понятия «фашизм, рассизм , нацизм»?

Слайд 8

Перед Международным военным трибуналом (создан в соответствии с Декларацией об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства от 30 октября 1943, принятой на Московской конференции 18 -30 октября 1943, и Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран "оси" от 8 августа 1945 предстали 24 фашистских главаря.

Слайд 9

Подсудимые: Обвинительный акт рассматривал преступления Геринга, Риббентропа, Лея, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Функа, Шахта, Круппа, Деница, Редера, Шираха, Заукеля, Йодля, Бормана, Папена, Зейсс-Инкварта, Шпеера, Нейрата и Фриче индивидуально и как членов любой из групп или организаций, к которым они принадлежали.

Слайд 10

Адольф Гитлер Генрих Гиммлер Герман Геринг Обвинитель от Германии

Слайд 11

Обвинитель от Польши Просмотр видеохроники : «Она пережила О свенцим»

Слайд 12

Обвинитель от Чехословакии

Слайд 13

Обвинитель от Франции

Слайд 15

Обвинитель от Англии

Слайд 16

М. Джалиль «Варварство»

Слайд 17

Обвинитель от СССР просмотр видеохроники

Слайд 18

Трибунал приговорил Геринга Г., Риббентропа И., Кейтеля В., Кальтенбруннера Э., Розенберга А., Франка Г., Фрика В., Штрейхера Ю., Заукеля Ф., Йодля А., Зейсс-Инкварта А. и Бормана М. (заочно) - к смертной казни через повешение; Гесса, Функа В. и Редера Э. - к пожизненному заключению; Шираха Б. и Шпеера А. - к 20 годам, Нойрата К. - к 15 годам и Дёница К. - к 10 годам тюремного заключения. Дело разбитого параличом Круппа Г. было приостановлено, Лей Р. покончил жизнь самоубийством в шорнбергской тюрьме. Фриче Г., Папен Ф. и Шахт Г. были оправданы.

Слайд 19

Нюрнбергский процесс имеет непреходящее исторические значение: перед всем миром были разоблачены чудовищные преступления германского фашизма и милитаризма и продемонстрирована опасность его возрождения в любой форме. Впервые в истории агрессию признали тягчайшим международным преступлением.

Слайд 20

Памятник «Родина-мать зовет » г.. Волгоград Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость нашей Родины!



Предварительный просмотр:

Тема – «Нюрнбергский процесс»

(Звучит песня «Священная война», композитор А.В.Александров, стихи В.Лебедева-Кумача).

  Война против фашизма в Европе закончилась не только взятием Берлина и подписанием акта безоговорочной капитуляции Германии. Её  закономерным финалом стал и Нюрнбергский процесс. Спустя 70 лет этот процесс продолжает вызывать к себе интерес. Дело не просто в нацистских ужасах, открывшихся на суде, дело в слабых и сильных сторонах судебного процесса. Я предлагаю Вам урок-процесс «Это было в Нюрнберге…»

Терехова Закончилась долгая и чудовищная по своим масштабам война. Весь мир знал, что фашисты, развязавшие войну, являются преступниками. А преступников за их деяния судят. Эти преступники совершили преступление против народов всей земли, значит и суд должен быть международным. Судить предстояло военных преступников – а это трибунал.

У Путь к Нюрнбергскому процессу был не простым. Как вы думаете, почему?

Ответы…….

20 ноября 1945 года в городе Нюрнберге ( Германия) начался судебный процесс над главными немецкими военными преступниками и закончился 1 ноября 1946 года. Суд осудил агрессию и агрессоров, вскрыл сущность фашизма, показал необходимость бдительности народов мира.

Основой обвинительного заключения стала концепция общего заговора фашисткой клики ради достижения мирового господства путем совершения преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечества. Обвинение представило показания многих свидетелей, очевидцев злодеяний, вражеские архивы, захваченные во время боев армиями Советского Союза и его союзников, военную, личную и другую документацию фашистских главарей.

                             

Город Нюрнберг был выбран не без оснований. Почему?

Ответы : ……..

  Городу 900 лет, это старинный баварский город, бывшая резиденция баварских королей. Этот город нравился германскому императору Фридриху Барбаросса, который бредил мировым господством. О чём ещё вам говорит это имя?

Этот город был любимым городом Гитлера, он проводил здесь съезды нацистской партии, военные парады (для этого специально построили плац). На улице Фюртштрассе- массивное 4-х этажное здание- Дворец юстиции.

-Какого человека считают одним из главных свидетелей процесса?

   Ответ: Паулюс.

- Всем нам, хорошо знакомо понятие «фашизм, нацизм, рассизм». С какими сопутствующими понятиями ассоциируется у вас данное слово?

- (Насилие, жестокость, варварство, смерть, кровь, массовые убийства, человеконенавистничество).

По ходу высказываний на доске появляется кластер.

- Фашизм! Сколько горя, слез, смертей принес он миру. Человечество не знало тех ужасов, тех разрушений, которые принесли фашисты.

  У людей, родившихся в последние годы войны уже взрослы дети. Их отцы и матери помнят военное время смутно, знают о нем понаслышке. А последующие поколения и вовсе не знают лихолетья. Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от «коричневой чумы» - нельзя уничтожить! Об этом нужно помнить всегда!

- Актуальна ли эта тема в настоящее время или не стоит ворошить старое?

   В настоящее время активизировались неонацистские силы во многих странах Европы, сейчас особенно на Украине.  Нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории». Чтобы смочь противостоять им - надо знать, что может произойти с человечеством в случае их распространения; с развитием фашизма опасность войны становится реальностью, войны, в которой не будет победителей.

 Тема нашего урока: «Нюрнбергский процесс» 

- (Сегодня на уроке мы должны рассмотреть некоторые деяния фашизма и осудить его политику).

Терехова 8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий.  

Итак, нам сегодня предстоит побывать на судебном процессе по обвинению фашизма против человечества.

 

Урок ведет судья – Гурин 

- Сегодня мы судим фашизм, судим преступников мира! Сегодня прошло 70 лет со дня победы над фашистской Германией. Все люди мира проклинают фашизм. Кто же его главари? Слово предоставляется обвинителям от Германии.

Выступает Киситлева Кристина :

  1. 3 –Мы, молодое поколение, не знали тех ужасов, которые выпали на долю старшего поколения. Мы осуждаем тех, кто допустил в нашей стране к управлению эту «чёрную смерть», её главарей.

Адольф Гитлер (1889–1945 гг.) – главарь германского фашизма. Во время Первой Мировой войны – ефрейтор кайзеровской армии. В 1920 году возглавил фашистскую партию. Написал при помощи Гесса книгу “Майн кампф” (“Моя борьба”), в которой проповедовал антикоммунизм, расизм, шовинизм, реваншизм и милитаризм, излагал программу германского фашизма: война за “жизненное пространство” на востоке и установление мирового господства германского империализма. Гитлер и его сообщники развязали Вторую Мировую войну.

Генрих Гиммлер (1900–1945 гг.) – один из инициаторов создания системы концентрационных лагерей. Агентура гестапо имелась на предприятиях, организациях, в жилых кварталах. Ей были представлены права без суда казнить « государственных преступников», заключать в концлагеря «правонарушителей». К 1939 г. в Германии было арестовано около 225 тыс. человек (немцев). Гестапо проводило аресты и пытки мирных жителей, бесчеловечные казни тяжелобольных и ослабленных людей (“в жизненном отношении малоценном”), расстреливало военнопленных и партизан. Под руководством Гиммлера был разработан план “Ост”. (Слайд №6).

Его суть – в политике геноцида, осуществляемой империалистами в разных районах земли. Источник этой политики – расовая ненависть. Фашисты стремились к захватам, установлению господства, так называемых, “высших” рас и истреблению “ низших” рас. Предполагалась в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31миллиона человек с территории Польши и западных районов СССР (80–85% польского населения, 65% населения Западной Украины, 75% населения Белоруссии, значительная часть населения Латвии, Литвы и Эстонии) и поселить на эти земли 10 миллионов немцев. Оставшееся население подлежало онемечиванию. Ещё до начала выселения было задумано на оккупированных территориях уничтожить 5 – 6 миллионов евреев. Предполагалась истребить 30 миллионов русских.

Герман Геринг (1893–1946гг.) – летчик в период Первой Мировой. Организатор провокации поджога Рейхстага и массовых убийств советских людей на оккупированной территории. Инициатор создания Гестапо (тайной государственной полиции), которая стала централизованной карательной организацией.

Судья –  слово предоставляется обвинителям от Польши (Труднова Татьяна )

4 - Обвинитель от Польши: Труднова  

1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй Мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. По данным органов СС, к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов, в апреле 1944 г. – 20 основных и до 1000 филиалов. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек. Состав узников увеличивался за счёт схваченных участников движения Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, государственных и политических деятелей, а также мирных жителей.

Предлагаю вашему вниманию выслушать рассказ свидетеля из Освенцима.

Небольшой польский городок, расположенный в 59 километрах от Кракова. Место болотистое, сырое, малярийная местность. Почти на 500 га расползлось по земле это чудовище – завод по умерщвлению людей. Этот лагерь был построен в мае 1940 года. Он был сделан из расчета на 250 тысяч человек. Отбирали по 200–500 физически здоровых, трудоспособных людей для работы в лагерях, а остальных – сразу же направляли прямо в газовые камеры и крематории.

Прошу просмотреть отрывок документальной видеохроники, подтверждающий вышесказанное

Видеоролик

Судья: Слово для подтверждения фашистских злодеяний предоставляется свидетелю  из Чехословакии. Кашичкиной Анастасии   (подготовить фотохроники Холокост в Чехословакии — преследование и уничтожение евреев на территории Чехословакии в период немецкой оккупации с 1938 по 1945 годы, часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев. На территории Чехословакии было организовано одно из крупнейших в Европе Терезинское гетто.)

   Гордон Яков, уроженец Вильнюса: «Меня привезли 22 января 1943 года. Всего в эшелоне было 3600 человек, всех остальных сожгли в крематории – в том числе мою жену Матильду, сына 4,5 года, отца 73 лет и мать 64 лет.

В июне – июле 1944 года в крематории сжигали днем и ночью. Кроме огня из труб крематориев, горело 2 больших костра, которые горели огромным пламенем. Всю ночь были слышны вопли и крики, лай собак эсэсовцев. Так в один день уничтожили 500 детей»

Прошу показать фотографии, подтверждающие мое обвинение. 

Судья: слово имеет обвинитель от Франции (Шацков Вииктор ). 

Профессор анатомии Клермон-Ферранского университета (Франция) Анри Лимузен вспоминает: «Нацисты очень часто производили над заключёнными опыты, которые влекли за собой смерть или в лучшем случае увечья и инвалидность.

– сотням заключённых делали прививки заразных болезней; 
– другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод;
 

– умерщвление людей в газовых камерах газом “Циклон В”. С 1942 по 1944 гг. было уничтожено около 4 млн. поляков, русских, евреев;
– фашисты срывали у мёртвых золотые коронки с зубов». 

Прошу просмотреть отрывок документальной видеохроники, подтверждающий вышесказанное

Видео

Судья: слово для обвинения предоставляется представителю из Англии Рыбаковой Кристине

“Преступления, совершённые в Гданьске, потрясли своей чудовищностью. Здесь были специальные камеры – хранилища для трупов, чаны и ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи и т. д. Горы человеческих гильотинированных голов, черепов и трупы, в ваннах куски уже “выработанной” человеческой кожи лежали в углах помещения. Кожа шла на перчатки, на абажуры для ламп, сувениры, разные поделки. Из человеческого жира изготовляли мыло. Одна производственная варка занимала от 3 до 7 дней. Чтобы получить 25 кг мыла, требовалось 70–80 кг человеческого жира (примерно 40 трупов).

Судья:  История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированной территории СССР. Так свидетельствует Муса Джалиль – человек, чья судьба словно вобрала в себя все ужасы, тяготы и горечь войны. Он был казнён в Моабитской тюрьме.

Читается стихотворение Муса Джалиль “Варварство”. 

Тычкова Виктория


Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Судья: слово для обвинения представляется обвинителю от СССР Курышову Дмитрию .

Прошу продемонстрировать документальную видеохронику из заседания Нюрнбергского процесса. 

 Видео

Прошу исследовать предложенные материалы, подтверждающие зверства фашизма на территории СССР

Судья: Судебное заседание по обвинению фашизма против человечества закончено, выслушана сторона обвинения, высказались все свидетели. Прошу вынести приговор.

(высказывания детей о степени виновности фашизма)

Судья. Для зачтения решения суда прошу всех встать!

На полях битв человечество уже вынесло свой приговор германскому фашизму. В огне величайших в истории человечества битв героической Советской Армией и доблестными войсками союзников были не только разгромлены гитлеровские орды, но утверждены высокие и благородные принципы международного сотрудничества, человеческой морали, гуманных правил человеческого общежития.

Капитуляция фашистской Германии ещё не капитуляция фашизма. Общая ненависть к фашизму, которая заставила все народы плечом к плечу драться в этой войне, эта ненависть должна и сейчас сохраниться в арсенале людских чувств. Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которые излечиваются просто солнцем и свежим воздухом…

Во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора, во имя укрепления мира во всём мире, во имя безопасности народов в будущем – мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счёт. Это – счёт всего человечества, счёт воли и совести свободолюбивых народов.

Пусть же свершится правосудие!

 Терехова Юля  

 Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие.

Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость
нашей Родины!

Трибунал приговорил  Геринга Г., Риббентропа И., Кейтеля В., Кальтенбруннера Э., Розенберга А., Франка Г., Фрика В., Штрейхера Ю., Заукеля Ф., Йодля А., Зейсс-Инкварта А. и Бормана М. (заочно) - к смертной казни через повешение;

Гесса, Функа В. и Редера Э. - к пожизненному заключению; Шираха Б. и Шпеера А. - к 20 годам, Нойрата К. - к 15 годам и Дёница К. - к 10 годам тюремного заключения. Дело разбитого параличом Круппа Г. было приостановлено, Лей Р. покончил жизнь самоубийством в шорнбергской тюрьме. Фриче Г., Папен Ф. и Шахт Г. были оправданы.

Достойным завершением урока будет песня В.Мурадели на слова А.Соболева «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева.

                       (Звучит песня «Бухенвальдский набат»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Избирательный процесс"

Урок по теме "Избирательный процесс" изучается  в разделе "Государство и право"...

Урок по теме: «Мировой процесс урбанизации»

Урок геграфии в 10 классе (учебник: Максаковский В.П. «География. 10 класс»)...

Итоговый урок по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»

Итоговый урок по биологии 6 класс по теме ""Регуляция процессов жизнедеятельности"...

разработка урока по теме "Уголовный процесс и участие в уголовном процессе несовершеннолетних" 11 класс

Урок по основам правовой культуре 11 класс по теме "Уголовный процесс и особенности участие в уголовном процессе несовершеннолетних" входит в раздел "Уголовное право и уголовный процесс". Предполагает...

презентация Тема: Нюрнбергский процесс

Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии.Проходил с 20 ноября 1945 с 10 часов утра, по 1 октября 1946 года в Международном военном трибуна...

Устная газета по теме "Нюрнбергский процесс - "суд истории""

Представленный материал ориентирован для учеников 6 - 8 классов.Цель:  разъяснение значения Нюрбенского процесса для современности,  предусмотренной в Российской Федерации ответственности за...

Эссе на тему "Нюрнбергский процесс"

На конференции в Лондоне, в августе 1945 года, было принято решение о проведении первого процесса Международного Военного Трибунала. В ходе процесса было опрошено более 280 св...