Применение синквейна на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории
Применение синквейна на уроках истории и обществознания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Майнова Вероника Юрьевна,
учитель истории МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова,
г-к Геленджик, е-mail: mainova2014@yandex.ru
Применение синквейна как средство речевого развития на уроках истории и обществознания
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования, поэтому необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, которые способствуют развитию личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления, она предлагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей навыки критического мышления. К таким приемам и относятся синквейн. Актуальность приема «синквейн» заключается в следующем: она помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
В своей педагогической деятельности я использую работу с синквейном на уроках истории и обществознания.
Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникла она в США в самом начале 20 века. Ее прародителем считается американская поэтесса Аделаида Крэпси. На создание этой формы ее вдохновила японская поэзия хокку. В России использовать эту стихотворную форму стали только в 90-х годах прошлого тысячелетия, в то время как на Западе ее применяют уже давно.
После своего распространения синквейн использовался для дидактических целей, ведь благодаря этой стихотворной форме можно было избавиться от однообразной речи у ребенка. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Также его используют для синтезирования сложной информации.Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы,обобщение и синтез изученного материала, для этого ондолжен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам (ключевая фраза).
Он может быть использован на разных стадиях урока:
- на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;
- на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;
- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
На уроках истории и обществознания можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.
Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны можно применить в качестве:
1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности
Существует несколько разновидностей синквейна. Мною используется дидактический, у которого есть определённые правила написания:
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна (памятка для учащихся).
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Примеры синквейнов по истории, составленные учащимися 5 класса:
Греция
Великая, древняя
Наследует, прославляет, захватывает
Мечтаю эту страну посетить
Государство
Боги
Суровые, верховные
Карают, управляют, помогают
Боги все знают, все умеют
Всемогущие
Примеры синквейна по обществознанию, составленные учащимися 6 класса
Личность
Многогранная, неповторимая
Мыслит, чувствует, развивается
Личностью становятся в обществе
Индивид
Чувства
Положительные, отрицательные
Позволяют любить, радоваться, злиться
Неотъемлемая часть человека
Эмоции
Вариативность
Я предлагаю различные вариации использования синквейна. На его основе можно составитьразноплановые задания, которые можно использовать на различных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.
Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:
- из набора предложенных строк составить синквейн (Отважный титан, подаривший огонь; герой храбрый и сильный; Прометей; похитил, помогает, спасает);
- составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна) («Тесей. Ловкий и смелый. Помогает, думает, действует. Убил в лабиринте Минотавра. Герой» По предложенномусинквейну учащиеся рассказывают миф о Тесее и Минотавре;
- как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать исторический персонаж), «Отгадай термин» (изученное понятие), «Живая картина» (историческое событие); («Бог подземного царства. Злой, хитрый. Убивает, хитрит, забирает. Вселяет страх. Злодей» учащиеся отгадывают бога Аида; «Рыцари. Знатные и бедные. Грабили, захватывали, разрушали. На одежде нашивали кресты. Освободители или захватчики» Учащиеся отвечают, что речь идет о крестовых походах);
- коррекция и совершенствование готового синквейна (в том числе как материал для задания «Найди ошибки», одна из строк заранее содержит неправильные данные); («Афродита. Красивая и мудрая. Покровительствует, украшает, радует. Появилась из пены морской. Богиня охоты» Учащиеся находят ошибку, Афродита – богиня любви);
- дополнение неполного синквейна отсутствующей частью (например, дансинквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
(«Материальные, духовные. Мотивируют, поддерживают, развивают. Мотив к действию. Нужда» Учащиеся определяют, что это потребности).
Процесс написаниясинквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся проявить себя и усвоить материал.
В заключении можно сказать, что синквейн — это уникальная форма стиха, выполняющая не только лексическую и творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Это методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций, это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь его составление получается у всех!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ проекта Создание условий для применения приема синквейна на уроках истории и обществознания , что способствует: - развитию личностных качеств, как критическое мышление, рефлексивность , коммуникативность , креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. - развитию аналитических способностей, нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. - стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации « Cing » (франц.) значит «пять»
ТЕХНОЛОГИЯ критического мышления Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления, она предлагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей навыки критического мышления. К таким приемам и относятся синквейн Актуальность « синквейна » заключается в том, что этот приём помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах
СУТЬ синквейна Эта пятистрочная стихотворная форма, возникла она в США в самом начале 20 века. Ее прародителем считается американская поэтесса Аделаида Крэпси . На создание этой формы ее вдохновила японская поэзия хокку. В России использовать эту стихотворную форму стали только в 90-х годах прошлого тысячелетия
ПРИМЕНЕНИЕ синквейна Он может быть использован на разных стадиях урока: - на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; - - - на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; - - - на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова МО г-к Геленджик На уроках истории и обществознания , как - инструмент для понимания сложной информации; - способ оценки понятийного багажа учащихся; - средство развития творческой выразительности; - способ выражения своего отношения к событию или исторической личности
МОНИТОРИНГ Способ оценки понятийного багажа учащихся
АЛГОРИТМ написания синквейна 1-я строка . Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка . Какой? 2 прилагательных. 3-я строка . Что делает? 3 глагола. 4-я строка . Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка . Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное ПАМЯТКА для учащихся ПРИМЕРЫ синквейнов Греция Великая, древняя Наследует, прославляет, захватывает Мечтаю эту страну посетить Государство История Чувства Положительные, отрицательные Позволяют любить, радоваться, злиться Неотъемлемая часть человека Эмоции Обществознание
ВАРИАТИВНОСТЬ 2) из набора предложенных строк составить синквейн Отважный титан, подаривший огонь, герой, храбрый и сильный, Прометей похитил, помогает, спасает 3) составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна ) Тесей. Ловкий и смелый. Помогает, думает, действует. Убил в лабиринте Минотавра. Герой По предложенному синквейну учащиеся рассказывают миф о Тесее и Минотавре 1) коррекция и совершенствование готового синквейна (в том числе как материал для задания «Найди ошибки», одна из строк заранее содержит неправильные данные) Афродита. Красивая и мудрая. Покровительствует, украшает, радует. Появилась из пены морской. Богиня охоты учащиеся находят ошибку, Афродита – богиня любви
ВАРИАТИВНОСТЬ 4) как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать исторический персонаж), «Отгадай термин» (изученное понятие), «Живая картина» (историческое событие) Бог подземного царства. Злой, хитрый. Убивает, хитрит, забирает. Вселяет страх. Злодей учащиеся отгадывают бога Аида Рыцари. Знатные и бедные. Грабили, захватывали, разрушали. На одежде нашивали кресты. Освободители или захватчики учащиеся отвечают, что речь идет о крестовых походах 5) дополнение неполного синквейна отсутствующей частью (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить) Материальные, духовные. Мотивируют, поддерживают, развивают. Мотив к действию. Нужда Учащиеся определяют, что это потребности
РЕЗУЛЬТАТЫ и инновационные ПРОДУКТЫ - учащиеся овладеют практическими навыками составления синквейна ; будут проявлять интерес к учебной деятельности; - научатся самостоятельно рассуждать, классифицировать, обобщать, делать выводы; - значительно обогатится словарный запас, закрепятся в речи обобщающие понятия, ассоциативное мышление; - сформируется способность контроля и самоконтроля заключается в том, что разработанная система упражнений и занятий могут быть использованы учителями для формирования интереса к изучению истории и обществознания на уроках и во внеурочной деятельности на основе составления синквейна Практическая значимость Конечным продуктом является написание дидактического пособия (комплекса упражнений и заданий на основе синквейнов ) для использования на уроках истории и обществознания
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию....
Методические основы применения метапредметности на уроках истории и обществознания.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодн...
Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика
Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...
Применение ИКТ на уроках истории и обществознания
Доклад на заседании ШМО. Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов люд...
возможности применения инфографики на уроках истории и обществознания.
Как учителю увлечь школьников? Какой метод ведения урока предпочесть в наш скоростной век? Безусловно, наиболее действенными в работе с сегодняшним поколением подростков считаются IT-технологии.Инфогр...
Применение синквейна на уроках истории и обществознания
Применение синквейна на уроках истории и обществознания...