Рабочие программы по истории. ФГОС (5 -9 кл.)
календарно-тематическое планирование по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программы по истории разработаны на основе преподавания учебного материала на основе ФГОС. Может быть преподавателям пригодится в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_istorii.rar | 208.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» На заседании МО Протокол № Заместитель директора по УВР _______/____________ «___» _______ 2019 г. «___» _________ 2019 г.
| «Утверждено» Директор школы _________/____________/ Приказ № _______ от «_____»___________2019 г. |
Рабочая программа
на 2019 – 2020 учебный год
по предмету____История (Средних веков и России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»)
класс ______________6_____________________________
Количество часов по плану ______________70__________
Преподаватель __________
СОДЕРЖАНИЕ СТР
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 3 – 9 |
2. Содержание учебного предмета, курса | 10 – 14 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 15 - 18 |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»
Личностные:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении
*осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
*понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
*проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности
*стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей
Метапредметные:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятийи терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятийи терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры,событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках историческихтекстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людейи др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя
из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источникахи их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опоройна конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний присоставлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко - антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории Средних веков и России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР») в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе:
Основные цели:
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи
-формирование у шестиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средних веков и Истории России;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средних веков и Истории России в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Средних веков» и «Истории России»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала средних веков, легенд, былин, баллад других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личности Средних веков;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Западной России, Азии, России, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного политикокультурного общества.
-передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности; -возможность эстетического и этического самоопределения; формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре); -развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных исторических произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме; - потребности в осмыслении прочитанного; формирование художественного вкуса.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «История Средних веков» и «История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР»)
ученики должны научиться:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; *сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); * давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. *использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач
*высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
Нормы оценки знаний учащихся по истории
Отметка | « 2 » | « 3 » | « 4 » | « 5 » |
Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. | Сформулирована и раскрыта тема урока. |
Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. |
| Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Виды контрольно- измерительных материалов
№ урока | Вид работы | По теме |
1 | Вводное диагностическое тестирование | Вводная |
30 | Итоговая диагностическая работа по курсу «История Средних веков» | Повторение темы |
36 | Тестирование по теме I. «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | Повторение темы |
46 | Тестирование по теме II «Русь в IX – первой половине XII в.» | Повторение темы |
52 | Тестирование по теме III « Русь в середине XII – начале XIII в.» | Повторение темы |
62 | Тестирование по теме IV «Русские земли в середине XIII–XIV в.» | Повторение темы |
70 | Итоговая диагностическая работа по курсу «История России» | Итоговая ( уч.год) |
Количество контрольных и диагностических работ
Период обучения | Тесты | Контрольные работы | Диагностические работы |
1 четверть | - | - | 1 |
2 четверть | - | - | 1 |
3 четверть | 4 | - | - |
4 четверть | 2 | - | 1 |
Итого | 6 | - | 3 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В 2019 – 2020 учебном году образовательная организация реализует учебный курс ОДНКНР в 5-8 классах через организацию изучения в рамках внеурочной деятельности и через интеграцию с учебными предметами: литература, русский язык, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство. Интеграция отражена в рабочих программах по учебным предметам. Количество часов в каждом предмете – 10 - 17 часов в год.
ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ
История Средних веков. /30 ч./
Введение.
Происхождение понятия «Средние века». Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Становление средневековой Европы /VI-XI в.в./
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда»
Изменение в положении церкви в IV в. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество.
Франкское государство в VI-VIII в.в. Усиление власти майордомов. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.
Франция и Германия в IX-XI в.в. Феодальная раздробленность во Франции. Создание Священной Римской империи.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.
От Древней Руси к Российскому государству /с древности до конца XV века/. /40 ч./
Содержание истории (в соответствии с ООП ООО), допускающее интеграцию с предметной областью «ОДНКНР»
История
Краткое содержание в предметной области
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическуюэпоху.Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строи политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Язычество Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Образование государства Русь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейскихгосударств.Предпосылки и особенности складывания государстваРусь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства.Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.
Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формированиисистемы геополитических интересов Руси.Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Православие в Древней Руси. Монастыри, их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские Зарождение ранней русской культуры, её спецификаи достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения..
. Русская церковь. Духовенство. Культурное пространство. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская
Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строи политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. «Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе.Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —самостоятельных государств.Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцветгородов.Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.Международные связи русских земель.Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей.Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.Борьба с экспансией крестоносцев на западных границахРуси. Александр Невский. Политический строй Новгородаи Пскова.Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.Народные выступления против ордынского господства.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русскаяправославная церковь в условиях ордынского господства.Сергий Радонежский.Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. . Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства,укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII– XVвв. Золотая орда. Принятие ислама. Культурное пространство. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII XVвв. Золотая орда. Принятие ислама. Культурное пространство. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Формирование единого Русского государства в XVвеке. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва третий Рим». Иван III. Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Формирование единого Русского государства в XVвеке Политическая карта Европы и русских земель в началеXV в.Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическоеразвитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псковв XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единогогосударства.Характер экономического развития русских земель.Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.Расширение международных связей Московского государства.Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.Повседневная жизнь и быт населения.
Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство.
Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.
Региональный компонент.
Реализация предметной области ОДНКНР при интеграции с учебным предметом «История»
Интеграция содержания учебного предмета «История» с предметной областью ОДНКНР в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну, понимания ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2012 /, курса История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР» 6 класс: учеб для общеобразовательных организаций, в 2 ч. /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева/; под ред. А.В. Торкунова, - М.: Просвещение, 2016.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 70 часов при 2 часах в неделю.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Средние века | 30 | |
1 | Введение. Вводное диагностическое тестирование | 1 |
2 - 7 | Тема I. Становление средневековой Европы VI-XI в. | 5 |
8 - 10 | Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках | 3 |
11 - 12 | Тема III. Арабы в VI-XI веках | 2 |
13 - 14 | Тема IV. Феодалы и крестьяне | 2 |
15 - 17 | Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 3 |
18 - 19 | Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы | 2 |
20 - 24 | Тема VII. Образование централизованных государств в Западной Европе /XI-XV века/ | 6 |
25 - 26 | Тема VIII Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 |
27- 28 | Тема IX. Культура Западной Европы в Средние века | 2 |
29 | Тема X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 |
30 | Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа по курсу «История Средних веков» | 1 |
История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР» | 40 | |
31- 34 | Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
35 - 44 | Тема II. Русь в IX – первой половине XII в. | 11 |
16 | Тема III . Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 |
17 | Тема IV. Русские земли в середине XIII–XIV в. | 10 |
18 | Тема V. Формирование единого Русского государства | 8 |
19 | Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа по курсу «История России» | 1 |
Итого за уч.год | 70 |
№/№ | Разднл, тема | Количество часов | |
История Средних веков | 30 | ||
1. | Введение. Вводное диагностическое тестирование | 1 | |
Тема I. Становление средневековой Европы VI-XI в. | 5 | ||
2. | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-XI веках. | 1 | |
3. | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | |
5. | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. | 1 | |
6 | Англия а раннее средневековье | 1 | |
Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках | 3 | ||
7. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | 1 | |
8. | Культура Византии | 1 | |
9. | Образование славянских государств | 1 | |
Тема III. Арабы в VI-XI веках | 2 | ||
10. | Возникновение ислама. Арабских халифат и его распад Мусульманские обряды и обычаи. Коран – священная книга мусульман. | 1 | |
11. | Культура стран халифата | 1 | |
Тема IV. Феодалы и крестьяне | 2 | ||
12. | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | |
13. | В рыцарском замке | 1 | |
Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 3 | ||
14. | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 | |
15. | Торговля в Средние века | 1 | |
16. | Горожане и их образ жизни | 1 | |
Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы | 2 | ||
17. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | |
18. | Крестовые походы | 1 | |
Тема VII. Образование централизованных государств в Западной Европе /XI-XV века/ | 6 | ||
19. | Как происходило объединение Франции | 1 | |
20. | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | |
21. | Столетняя война | 1 | |
22. | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии | 1 | |
23. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | |
24. | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках | 1 | |
Тема VIII Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 | ||
25. | Гуситское движение в Чехии | 1 | |
26. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | |
Тема IX. Культура Западной Европы в Средние века | 2 | ||
27. | Образование. Философия. Средневековая литература. Средневековое искусство | 1 | |
28. | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения | 1 | |
Тема X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 | ||
29. | Средневековая Азия: Китай, Индия Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | |
30. | Итоговое повторение.Итоговая диагностическая работа по курсу «История Средних веков» | 1 | |
История России с интеграцией с предметной областью «ОДНКНР» | 40 | ||
31. | Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | |
32. | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | |
33. | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | |
34. | Образование первых государств | 1 | |
35. | Восточные славяне и их соседи. Язычество | 1 | |
36. | Повторительно-обобщающий урок. Тест | 1 | |
Тема II. Русь в IX – первой половине XII в. | 11 | ||
37. | Первые известия о Руси | 1 | |
38. | Становление Древнерусского государства | 1 | |
39. | Становление Древнерусского государства | 1 | |
40. | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | |
41. | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | |
42. | Правление Владимира Мономаха.«Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | |
43. | Общественный строй и церковная организация на Руси. Традиционные религии народов России. Православие в Древней Руси. Монастыри, их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские. | 1 | |
44. | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Христианские святые. Первые русские святые Борис и Глеб. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки | 1 | |
45. | Повседневная жизнь населения. Семья как малая Церковь. Прп. Петр и Феврония Муромские | 1 | |
46. | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. Тест | 1 | |
47. | Урок истории и культуры родного края в древности | 1 | |
Тема III . Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 | ||
48. | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | |
49. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | |
50. | Новгородская республика | 1 | |
51. | Южные и юго-западные княжества | 1 | |
52. | Повторительно-обобщающий урок. Тест | 1 | |
Тема IV. Русские земли в середине XIII–XIV в. | 10 | ||
53. | Монгольская империя и изменение политической карты мира. Ислам в России | 1 | |
54. | Батыево нашествие на Русь | 1 | |
55. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | |
56. | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | |
57. | Литовское государство и Русь | 1 | |
58. | Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси. Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства. | 1 | |
59. | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |
60. | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV в. Христианские Праздники. Православный календарь. | 1 | |
61. | Родной край в истории. | 1 | |
62. | Повторительно-обобщающий урок. Тест | 1 | |
Тема V. Формирование единого Русского государства | 8 | ||
63. | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | |
64. | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | |
65. | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | |
66. | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Жизнь святых людей – пример для всех людей. Святые защитники земли Русской. | 1 | |
67. | Русская православная церковь в XV в.- XVI в.в. Православный Храм. Экскурсия в храм. | 1 | |
68. | Человек в Российском государстве второй половины XV в. Иудаизм в России. Обычаи иудеев Буддизм – одна из древнейших мировых религий. Буддизм в культуре и традициях народов России | 1 | |
69. | Формирование культурного пространства единого Российского государства Творческие проекты детей по предметной области «ОДНКНР | 1 | |
70. | Итоговое повторение. Итоговая диагностическая работа по курсу «История России» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому
Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...
Рабочая программа по истории ФГОС
Программа по истории 5 - 9 классы по УМК Вигасин в рамках ФГОС....
Рабочая программа по истории, ФГОС
Данная рабочая программа составлена к учебнику к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»на основе авторской программы Агафонова С.В.,Федерального государственного образовательного стандарта общ...
Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нра...
Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс
Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» разработана в соответствии с тре...
Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...