«Культурные памятники Киевской Руси»
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Иванова Галина Викторовна
  • Познакомить учащихся с основными культурными достижениями Киевской Руси; Формировать знания учащихся о развитии Православной церкви и культуры в Киевской Руси. Показать, что в  начале  XII в. культура Киевской Руси достигла наивысшего расцвета.
  • Развивать умения работать с различными источниками, отбирать материал и составлять связный текст.
  • Воспитывать на примере русской культуры чувство прекрасного, бережливое отношение к памятникам культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_pamyatniki_kievskoy_rusi-1.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  истории в 6 классе

 Учитель Иванова Галина Викторовна

Тема:           «Культурные памятники Киевской Руси»

  • Цель: 
  •  Познакомить учащихся с основными культурными достижениями Киевской Руси; Формировать знания учащихся о развитии Православной церкви и культуры в Киевской Руси. Показать, что в  начале  XII в. культура Киевской Руси достигла наивысшего расцвета.
  • Развивать умения работать с различными источниками, отбирать материал и составлять связный текст.
  • Воспитывать на примере русской культуры чувство прекрасного, бережливое отношение к памятникам культуры.

Основные понятия и термины:  культура, мозаика, икона, фреска, летопись.

Тип урока:    изучение нового материала

Оборудование:  портреты, пронумерованные карточки, , изображения культурных памятников княжеского периода.

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с памятниками культуры Киевской Руси,

совершив путешествие в столицу Киевского княжества город… (Киев)

  1. Изучение нового материала

-У вас на партах лежат портреты, которые изображают разное настроение людей. Выберите, которые из этих изображений отвечают вашему настроению и покажите мне и нашим гостям.

 Ребята что означает термин культура?

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком.

Уч. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурными  памятниками Киевской Руси княжеского периода, совершив путешествия в её столицу. Вместе с Византийскими купцами мы поплывем по Днепру в древний Киев. Перед нами открывается прекрасный вид на Днепровские кручи, укрытые зелеными деревьями. На живописных кручах можно увидеть укрепленный «город Ярослава» и золотые купола церквей. Лодка пристает к берегу, и через некоторое время мы вместе с византийскими купцами и их караваном прибудем в Киев. Они впервые прибывают со своим товаром в этот город и хочят узнать о его возникновении.

  -  Какая существует легенда об образововании Киева?

  -  Назовите первых киевских князей. Чем они прославились?

  - Какой князь и когда окрестил киевлян?

За неспешными разговорами прошло  время  и путешественники  преодолели путь  между крутыми Днепровскими порогами. Внезапно они встретили несколько монахов, которые сказали, что идут в  мужской монастырь основаный в конце княжества Ярослава Мудрого- Киевско - Печерскую лавру. Заинтересованные  византийцы  попросили их рассказать историю основания лавры.  

                                                           (Рассказ уч-ся)

Когда путешественники достигли К-П лавры, их поразила красота главного храма монастыря Успенского Собора. Монах из лавры рассказал о том, как она была образована.  (История Успенск. Собора)

Восхищенные красотой храма,вглядываются византийские гости в утонченный силуэт Успенского Собора. Рядом с его стенами они увидели монахов, которые разговаривали с больными и давали им лекарства. Это удивило византийцев, однако им пояснили, что помогать больным это давняя традиция лавры. Лечили монахи молитвой, зельями и мазями. Награды за свою работу они не брали, считая даже мысль об этом греховной. Самым почётнейшим среди лаврских целителей был Агапит. Монахи рассказали византийцам о нём.

Когда тяжело заболел Владимир Мономах, ни один из ценителей не смог ему помочь. Князь уже готовился к смерти, когда узнал, что К-П. лавре есть знахарь-чудотворец Агапит. Однако, когда посланцы князя стали просить монаха отправиться к больному в Чернигов, он ответил, что дал Богу клятву никогда не покидать стены монастыря. Но обязанность врача помочь больному, и поэтому он даст собственноручно приготовленное зелье для Мономаха. Агапит уверил, что, принимая его, князь быстро выздоровеет.

Чудотворные лекарства вылечили князя. Посланцы благодарного Мономаха привезли целителю вознаграждение. Однако Агапит решительно отказался от золота и предложил раздать его бедным возле монастырских стен. Лишь тогда, пояснил удивленным посланцам ценитель, он действительно получит княжескую награду.

Заинтересовавшись услышанным, задумчивые купцы приплыли к Киеву. Через некоторое время они  достигли его главных ворот.

На этом месте мы оставим наших гостей и вспомним, что они могли увидеть в стольном граде Киевского государства.

 1)Какое название носили главные ворота города, к которым подошли путешественники. (сообщение учащегося о Золотых Воротах)

 2) Какой собор был построен в Киеве во время правления Ярослава Мудрого?  3)Расскажите, что вы знаете о  Софийском Соборе. В честь какого события он был сооружен?

                                                       (Рассказ уч-ся)

Софийский Собор стал резиденцией Киевских князей и митрополита. Мозаики и фрески собора сберегли для нас древние странички истории и культуры народа.

При Софийском Соборе было собрано первое большое собрание рукописных книг. По мнению исследователей в библиотеке находилось 950 томов. Жаль, что она исчезла бесследно. Ученые считают, что она, очевидно находится в одной из нераскрытых подземелий, которых в Киеве много. София была духовным центром древнего Киева и всего православного мира. Во все времена заморские гости спешили древней Софии, даже народная мудрость говорила: «Если  ты был в Киеве и  не видел Софию, то ты ничего не видел.»    (Показать мозаики,  фрески, саркофаг Ярослава Мудрого )

    В  древнем Киеве путешественники увидели так же княжеские дворцы, дома знати и простых киевлян, деревянные и каменные церкви. Храмов было так много, что византийцы не могли налюбоваться. Особенно понравился гостям города Михайловский Золотоглавый собор (слайд), сооруженный в честь покровителя города архангела Михаила. Купола собора, впервые в Киевском государстве, покрыли не свинцовыми листами, а золотом.

Посещение Киева княжеских времен произвело на византийцев огромное впечатление. Ознакомившись  с городом, они поняли, почему Киев считали соперником византийской столицы – Константинополем.

III.Рефлексия.

Наше путешествие подходит к концу. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали.

Я читаю задание и предлагаю три варианта ответа. Вам нужно выбрать правильный вариант и поднять карточку с номером ответа  

Задание 1.

Совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком.

А) история                                  Б) культура                          В) археология

Задание 2.

Какой город был столицей Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого?

А) Киев                                        Б) Чернигов                        В) Новгород

Задание 3.

Какой князь основал город Киев?

А) Кий                                           Б) Владимир                     В) Ярослав Мудрый

Задание 4.

Назовите имя князя Киевской Руси, во время правления который был составлен первый сборник законов «Русская правда» и  возведен Софийский  Собор?

А) Аскольд                                 Б) Игорь                             В) Ярослав

Задание 5.

Изображение внутри храм из разноцветных камней из разноцветных камней, смальты и других материалов?

А) Мозаика                                   Б) Фреска                          В) Икона  

Вы хорошо справились с заданием. А сейчас покажите мне и нашим гостям ваше настроение, выбрав соответствующий портрет.

IV Дом. задание

1) Проработать текст учебника.

2) Древние греки составили список древних памятников архитектуры и искусства своего времени, которые получили название «Семь чудес света». Попробуйте составить список «Семь чудес Киевской Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Культура киевской Руси

Интегрированный урок проводится в 6 классе совместно с учителем ИЗО Неводовой Ольгой Александровной....

Памятники Киевской Руси

Памятники Киевской Руси....

Реферат по теме: «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»

Реферат  по теме:  «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»...

«Культурные памятники Киевской Руси»

Познакомить учащихся с основными культурными достижениями Киевской Руси; Формировать знания учащихся о развитии Православной церкви и культуры в Киевской Руси. Показать, что в  начале ...