Разработка урока по истории "Экономическое развитие России в 17 веке"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Поурочная разработка по истории России 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_17_v._2.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока «Экономическое развитие России в 17 веке
Чтение Эпиграфа к уроку .
Какой вывод можно сделать из этого эпиграфа? Какие отрасли хозяйства развиваются в 17 веке?
Страна развивалась. Но прежде чем это развитие стало возможным, необходимо было преодолеть последствия Смутного времени.
Посмотрите на схему (слайд) и выполните задание 1 в рабочей тетради.
- Последствия Смутного времени.
После Смуты (1598-1613 гг.) Россия находилась в «великом разорении». Разорены города. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. Повсюду бродили шайки разбойников, грабя и убивая и без того измученных людей. Всюду господствовала крайняя нищета. Сократились почти в 30 раз посевные площади. Опустевшие деревни по стране составляли половину от их числа. Государственная казна была пуста. Даже расходы на становление новой династии Романовых оплачивало не государство, а богатые купцы. В развитии хозяйства существует 2 пути-интенсивный и экстенсивный. Какой путь развития с/х был в России в 17 в? ( ответить на вопрос с привлечением материала 1 пункта «Территория и население).
Экстенсивный путь развититя с/х – за счет освоения новых территорий
Интенсивный -за счет более рационального использования уже имеющихся
земель (записываем в тетрадь)
- Ремесленное и мелкотоварное производство.
Что вы видите на картинке?
Это продукты ремесленного производства. До 17 в. Их производили в основном для собственного потребления. Как называетися такой тип хозяйства? (натуральное). С 17 века их производят на продажу.
Такой тип хозяйства называется «мелкотоварное производство»
Появляются целые районы, которые специализируются на продаже и производстве той или иной продукции. (116 учебника и отметьте на контурной карте районы, которые специализировались на продаже определенной продукции)
1 ряд отмечает районы производства товарного хлеба, 2 ряд отмечает равйон развития пушного промысла, 3 ряд отмечает район производства льна и конопли.
Теперь проверяем. Покажите каждый свой район на карте ( по 1 человеку с каждого ряда).
Мануфактуры.
Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития предприятий нового типа – мануфактур.
Вопрос: Что такое мануфактура? (первое капиталистическое предприятие, в котором существует разделение труда, но отсутствует машинный труд, все операции осуществляются вручную).
Задание № 1: Сравните ремесленное и мануфактурное производство, опираясь на знания, полученные в 6 классе. Сделайте выводы об их эффективности.
Информация для заполнения таблицы
Тип мануфактуры | Кто работал | Пример |
Работа с атласом и контурной картой. Отметить на к./к. важнейшие мануфактуры, возникшие в XVII веке.
4. Внутренняя и внешняя торговля.
Слово учителя. В XVII веке произошли изменения и в области торговли. Правительство отменило мелкие поборы, введя единую таможенную пошлину (по 10 денег с рубля, то есть по 5% с покупной цены товара, рубль был равен 200 деньгам, а иностранные купцы по 8% согласно Торговому уставу 1653 года). Хозяйственная жизнь одной области начинала зависеть от наличия устойчивых связей с другой. Это и стало началом формирования единого всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны). Центром рыночных связей стала Москва, здесь производилась торговля по 120 видам товаров.
Появились крупные всероссийские торговые ярмарки (периодически организуемые в установленном месте торги), на которые съезжались купцы из разных мест, например
Рассмотрите схему укажите , где были сосредоточены эти центры развития торговли (ярмарки)
(слайд №11)
Работа с атласом и контурной картой. Отметить на к./к. важнейшие ярмарки.
Слово учителя.
Развивалась и внешняя торговля. Главным пунктом торговли с Западной Европой был Архангельск, на него приходилось 75 % внешнеторгового оборота. В торговле с Востоком первенствовала Астрахань.
Работа с документом (учебник, стр. 40) и заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке».
В Россию ввозили | Из России вывозили |
Пряности драгоценности | лен воск деготь |
тонкое сукно | мед лосиные кожи хлеб |
вина | мясо русское полотно |
оружие | смола пеньковые канаты |
Слово учителя:
У России отсутствовал собственный торговый флот, поэтому многие товары скупались иностранными купцами по низким ценам. Иностранцы свободно торговали на нашем внутреннем рынке, конкурируя с русскими купцами, спекулируя русскими товарами. Необходимо было оградить русский рынок от засилья иностранцев. В 1667 году под давлением русских купцов был принят Новоторговый устав (автор – А.А.Ордин-Нащокин).
Работа с документом (учебник, стр. 41) , ответы на вопросы к документу (учебник, стр.41, вопросы №2, 3).
Вывод: Таким образом, экономическое развитие страны в XVII веке было отмечено многими новыми чертами: (?)
(слайд №12)
III. Итог урока
Д/з: 1). Прочитать §4 2). К./к., стр. 8, задания 1-6 3). Опережающее задание. Подготовить сообщения о русских царях династии Романовых (Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче). 4). Повторить §23, 6 класс
Выводы:
Тест на слайде
Приложение 1
В XVII столетии возникло до 60 мануфактур. Они делились на: 1) казенные – принадлежали государству, выполняли его заказы, на них работали государственные крестьяне, а также крестьяне, приписанные к заводам (приписные). Известны мануфактуры – Пушечный двор в Москве, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Бархатный (шелковый) двор и другие. Связи с рынком они не имели.
2) купеческие - принадлежали богатым купцам, на них работали купленные к заводам крестьяне, иностранные мастера. Продукция шла на рынок. Это канатные дворы в Вологде, Холмогорах, Архангельске, металлургические заводы Урала, рыбные промыслы в Астрахани. Из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей – Никитниковы, Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы.
3) вотчинные – принадлежали крупным боярам, на них работали крепостные крестьяне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)
Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...
Разработка урока по теме "Развитие парламентаризма в России"
Урок осуществлялся в комбинированной форме, с целью изучения нового материала. В качестве дополнительных средств обучения на уроке были использованы также:- мультимедийная слайд-презентация;- фо...
Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».
Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Презентация к уроку по теме: Культура России XVIII века.
Сопроводительная презентация к уроку Культура России XVIII века....
Урок истории "Сословия в России 17 века"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ:« ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСЛОВИЯ В РОССИИ XVIIв.»Организационная информацияТема урока"Сословия в России 17 века"ПредметИстория РоссииКласс7Авторы у...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РОССИИ XX ВЕКА"
Внеклассное мероприятие "Патриотические песни России XX века" направлено на формирование чёткой гражданской позиции учащихся по отношению к отечественной истории через уважение к военной ист...