Поурочная разработка Восточные славяне и их соседи. 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.
Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.
Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.
Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.
Оборудование урока: проектор, презентация «Восточные славяне и их соседи», схема «Происхождение восточных славян»,таблица «Расселение славян», кластер «Славяне», схема «Соседи восточных славян»
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.
Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.
Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.
Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.
Оборудование урока: проектор, презентация «Восточные славяне и их соседи», схема «Происхождение восточных славян»,таблица «Расселение славян», кластер «Славяне», схема «Соседи восточных славян»
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vost_slavyane.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Восточные славяне и их соседи. 6 класс
Дата проведения 15.01.2020 г
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.
Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.
Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.
Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.
Оборудование урока: проектор, презентация «Восточные славяне и их соседи», схема «Происхождение восточных славян»,таблица «Расселение славян», кластер «Славяне», схема «Соседи восточных славян»
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная
Основные понятия: бортничество, язычество, идолы, волхвы, вервь, вече, народное ополчение, три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье;
Структура урока:
- Организационный момент. Приветствие учеников.
- Подготовка учеников к восприятию новой темы.
- Вызов интереса
- Вызов активности
- Вызов опыта
- Изучение нового материала.
- Закрепление учебного материала.
- Домашнее задание
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Подготовка учеников к восприятию новой темы.
Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествие, путешествие в прошлое, в древнюю Русь.
- Вы любите путешествовать?
- Чтобы определить тему нашего путешествия, я предлагаю вам немного вспомнить. Мы с вами начали изучать историю нашей страны, говорили о первых стоянках древних людей, первых государствах древности. А кто-то из вас знает, как назывался народ древней Руси?
Изучая всемирную историю, мы говорили о славянах, образовании славянских государств. Я предлагаю вам составить кластер «Славяне».
III . Изучение нового материала.
Прежде чем изучать историю наших предков, мы должны понять, где они проживали. Известно, что на территории Восточно-европейской равнины проживало 15 племенных союзов. Обратим внимание на карту, нам необходимо изучить расселение этих племен.
Работа с учебником стр. 32 – 33, п. 4 читать Мы неоднократно отмечали влияние природно-климатических условий на образ жизни того или иного народа. Были ли наши предки исключением?. Учитель обобщает и дополняет рассказы учеников .
Земледелие и его виды: подсечно-огневое и перелог. Для обработки земли и посева зерновых культур, надо было вырубить и сжечь лес, поэтому этот способ назывался подсечно-огневым, а так как без удобрений земля истощалась быстро, славяне переходили на другой участок, поэтому вторая система использования называлась перелог.
Ребята выясняют, что орудиями труда у славян были: соха, борона, серп. Сельскохозяйственными культурами: просо, ячмень, гречиха.
Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда диких пчёл), ремёслами.
Работа с текстом учебника пар. 2 (по плану), пар. 3, читать составить кластер «Соседи восточных славян»
Работа с текстом учебника стр. 21 п.2 составить схему «Происхождение восточных славян»
Работа с текстом учебника на с. 27-29 п.1. Заполнить таблицу «Расселение славян».
IV. Закрепление:
Задание: продолжите предложения
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(восточные славяне)
2. Занятиями этих племен были…(земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство, бортничество)
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(соху, борону и серп)
4. По религиозным верованиям племена были…(язычниками)
5. Статуи славянских богов назывались…(идолы)
6. Главной чертой славян была … (любовь к свободе)
Задание: сопоставь имена славянских богов и их изображения?
Составить синквейн на тему «Славяне»
V. Домашнее задание:
- параграф 3 пересказ , выучить понятия и определения
Творческое задание на выбор:
- - найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов
- - составить кроссворд на тему: “Древние славяне”
- - эссе на тему: «Один день в славянском поселке».
VI. Рефлексия: «Дерево знаний»
На дереве расположить листочки ( выбрать цвет: красный - знал, желтый – хочу узнать, зеленый – узнал)
VII. Подведение итогов урока. Анализ деятельности учеников на уроке.
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+»-ответил по своей инициативе, ответ правильный | «-«-ответил по своей инициативе, но ответ неправильный | «П» -ответил по просьбе учителя, ответ правильный | «Н» -ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный | «О» -не ответил |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории России в 6 классе по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по теме: "Восточные славяне и их соседи"
презентация помогает сформировать у учащихся общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племен и их соседей в древности, дает общее представление о религии древних славян. сод...
Конспект урока по истории 6 класс "Восточные славяне и их соседи"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Для разработки данного урока был использован материал методического пособия "Поурочные разработки" Е.Н. Сорокиной к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова....
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Тест по истории России 6 класс тема "Восточные славяне и их соседи"
Тест по истории России 6 класс тема "Восточные славяне и их соседи"...
План урока по теме:Восточные славяне и их соседи ,6 класс
Технологическая карта урока истории России в 6 классе.К учебнику под редакцией Торкунова...
Презентация к уроку истории России в 6 классе "Восточные славяне и их соседи"
Презентация к уроку истории в 6 классе по учебнику «История России» под редакцией А.В.Торкунова к параграфу 3 "Восточные славяне и их соседи" сопровождает и дополняет...
Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.
Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.Планируемые результаты:Предметные: характ...