Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Аешина Наталья Юрьевна

«Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов: федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы НОО, ООО по истории с учетом авторской программы  по истории – А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.- Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900. – М.: «Просвещение», 2018 г. Соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования и авторской программы История России XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под редакцией Ю.А. Петрова, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

           Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон  от 21.12.2012г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв.  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. 3 189, зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993). Изменения № 3 в СанПиН 24.2.2821-10 от 24.11.2015г.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Оссорская СОШ» (приказ № 137/3 – л/ш  от 28.08. 2015г.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 года «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Оссорская СОШ» (приказ  №70/2 л/ш от 23.05.2014г.);
  • Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения  ФГОС. (приказ № 19 – л/ш  от04.02. 2016г.)

«Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов: федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы НОО, ООО по истории с учетом авторской программы  по истории – А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.- Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900. – М.: «Просвещение», 2018 г. Соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования и авторской программы История России XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под редакцией Ю.А. Петрова, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г.

 Для реализации программы используется учебно-методический комплекс (далее - УМК), выпускаемым издательством «Просвещение», ООО «Русское слово». Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

1., Л.М.Ванюшкина.). М., Новая история (1500-1800 «Просвещение», 2017.

2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина Поурочные разработки по новой истории. М., «Просвещение», 2010.

3.  История России 18 век, ИКС, Русское слово,2016

4. История России. 6-9 класс. Рабочая программа. К учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва, 2016 г.

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2час. в неделю).

Рабочая программа  разработана для 6 классов, является преемственной по отношению к программе Новая история (1500-1800 А.Я.Юдовская, П.А.Баранов. История России 18 век В.Н.Захарров, Е.В.Пчелов

Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История»  в 8 классе 70 часов. На изучение истории Нового времени 30 часа (2 учебных часа в неделю) и на изучение Истории России – 40 часов (2 учебных часа в неделю) всего 35 учебные недели. 

  1. Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования на основании  авторских программ по истории: программ Всеобщая история  «История Нового времени, 1800-1900. 8 кл.» / А.Я.Юдовской  и Л.М Ванюшкиной.; под ред. А.А. Искандерова  М.; Просвещение, 2018. и История России XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под редакцией Ю.А. Петрова, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г.

Специальные   (коррекционные)    классы    VII    вида    в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся в объеме основного общего образования, базового уровня.

Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 8 класса. Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация и др. Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Для этих целей выделяется курс,  который включает в себя общеобразовательные предметы, адаптированные  для  обучающихся VII вида  -  для детей компенсирующего обучения.

Цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно - следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий.

Задачами курса является формирование следующих умений учащихся:

- определять и объяснять понятия;

- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассников, письменном тексте, документе;

- рассматривать общественные явления в развитии. В конкретно-исторических проявлениях, применяя принцип историзма;

- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

- обобщать и систематизировать полученную информацию;

- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

- определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии. Формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями. Докладами, писать рецензии;

- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

- определять цели своей деятельности и предоставлять её результаты;

- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

       

 Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ 7;

повторительно – обобщающих уроков 2.

     Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).

СОДЕРЖАНИЕ НОВАЯ ИСТОРИЯ XIX в.

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (30 ч)

Введение. (1 ч)

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять понятие о  Новом времени и его периодизацию; анализировать общественный переход к индустриализации; работать с картой;

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять причины процесса модернизации в 19 веке; понимать индустриализацию и демократизацию как проявления модернизации.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВО (7 ч)

         Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять заключительную стадию промышленного переворота поэтапно.

 Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять причины появления более сложной структуры общества

 Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

анализировать как технический прогресс изменил повседневную жизнь людей европейского общества.

 Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

давать оценку развитию искусства, науки и литературы в 19 веке.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.

Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать идеи мыслителей 19 века относительно развития общества.

Глава 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч)

 Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

указывать причины создания империи Наполеона; определять меры континентальной блокады; описывать расцвет империи.

        Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

характеризовать политическое развитие Великобритании в 19 веке; рассказывать о чартистском и движении и зарождении профсоюзов

      Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять процесс развития Франции от революции 1830 года (Бурбонов и Орлеанов) до революции 1848 года и Второй империи.

      Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

      Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

      Франко-прусская война и Парижская коммуна.

Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

      Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте территорию военных действий между Францией и Пруссией; определять причины, ход событий и результаты войны.

Глава 3.  СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX в.

Успехи и проблемы индустриального общества (6 ч)

       Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

анализировать процесс объединения германских государств под верховенством Пруссии и процесс объединения Италии.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.  Внешняя политика. Колониальные захваты.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Определять особенности двухпартийной системы в Англии.  Описывать реформы проведенные либералами и консерваторами в конце 19 века.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Анализировать экономическое развитие Франции в последней трети 19 века. Разбираться в схеме государственных органов Третьей Республики.

          Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Анализировать экономическое развитие Италии в последней трети 19 века.

Разбираться в схеме государственных органов Италии

      Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять политическое устройство Австрии;

работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения.

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать особенности промышленной революции в США; анализировать причины, ход, события Гражданской войны между Севером и Югом

Глава 4. Две Америки (2  ч.)

  США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

  Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (5 ч.)

 Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

анализировать политическое и экономическое положение Японии в конце 19 века

 Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

анализировать политическое и экономическое положение Китая в конце 19 века

 Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

анализировать политическое и экономическое положение Индии в конце 19 века

 Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

политическое и экономическое положение Африки в конце 19 века

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

анализировать политическое и экономическое положение Африки в конце 19 века

Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий (1 ч)

Международные отношения. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Анализировать международные отношения сложившиеся в XIX в.

СОДЕРЖАНИЕ  ИСТОРИЯ РОССИИ

История России XVIII век (40ч.)

Введение (1 ч)

Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории XVIII в.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для формирования представлений о внутренней и внешней политике первых годах правления Петра I.

Р а з д е л I. Эпоха реформ Петра I (9 ч)

Начало правления Петра I

Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей.

Основные понятия и термины: Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.

Основные персоналии: Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, А.С. Шеин, П.А. Толстой, П. Гордон, Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Начало Северной войны

Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.

Основные понятия и термины: Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная армия. Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, А.Д. Меншиков.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

,

умение работать с исторической картой. Знание основных понятий; Умение работать с материалом учебника и рабочей тетради

Победа в Северной войне

Развитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714—1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.

Основные понятия и термины: гетман, Ништадтский мир, император, империя.

Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, С. Лещинский, Август II, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, М.М. Голицын.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения   Северной  войны

Преобразования Петра I

Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии, Табель о рангах. Значение указа о единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма.

Предпосылки экономического подъёма в первой четверти XVIII в. Строительство заводов, мануфактур и верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф

1724 г. Дискуссии о реформах Петра I в исторической науке.

Основные понятия и термины: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Магистрат, губерния, губернатор, ревизия, фискал, ревизская душа, «ревизские сказки», подушная подать, Указ о единонаследии, Табель о рангах, мануфактура, завод, Берг-привилегия, работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм, Таможенный тариф.

Основные персоналии: Пётр I, П.И. Ягужинский, Феофан Прокопович, С. Яворский, Никита Демидов.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

,

Характеризовать основные направления реформ Знание основных понятий; Умение работать с материалом учебника и рабочей тетради.

Народные движения в начале XVIII в.

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения. Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII — первой четверти XVIII в.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, «прелестные письма», старообрядцы.

Основные персоналии: Б.П. Шереметев, К.А. Булавин, Батырша, Ю.В. Долгорукий, В.В. Долгорукий, П.И. Хованский.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения народных движений   начала  XVIII в.

Преобразования в области культуры и быта

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Нового времени. Новые черты в искусстве первой четверти XVIII в. Светская живопись И.Н. Никитина и А.М. Матвеева. Архитектура Петровской эпохи. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Основные понятия и термины: европейское летосчисление, Навигацкая школа, Морская академия, цифирные школы, гарнизонные школы, гражданская азбука, газета, библиотека, музей, Кунсткамера, Академия наук, светский портрет, ассамблея, политес.

Основные персоналии: Пётр I, Л.Ф. Магницкий, Л.Л. Блюментрост, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, Б.К. Растрелли, Д. Трезини, И.П. Зарудный.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Династия Романовых в первой четверти XVIII в.

Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Основные понятия и термины: династия, Устав о наследии престола. Основные персоналии: Екатерина Алексеевна, царевич Алексей, П.А.Толстой.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Знание значения основных понятий темы урока. Умение характеризовать основные петровские преобразования в области культуры и быта.

Р а з д е л II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (6ч)

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.

Основные персоналии: Екатерина I. Пётр II

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Умение описывать основные моменты семейной жизни Петра  I.

Екатерина I и Пётр II

Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.

Основные понятия и термины: Верховный тайный совет, «верховники», Вексельный устав.

Основные персоналии: Екатерина I, А.Д. Меншиков, А.И. Остерман, Пётр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия причин и сущности дворцовых переворотов.

Правление Анны Иоанновны

«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».

Основные понятия и термины: «верховники», «Кондиции», Кабинет министров, бироновщина. Основные персоналии: Анна Иоанновна, Д.М. Голицын, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних,   А.П. Волынский, С. Лещинский, Август III, Иван (Иоанн) Антонович, Анна Леопольдовна.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Умение называть основные направления и оценивать результаты внешней политики Анны Иоановны.Умение работать с исторической картой

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741—1743 гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.

Основные понятия и термины: «равновесие» сил, коалиция, международный конфликт.

Основные персоналии: Фридрих II, П.А. Румянцев, С.Ф. Апраксин, В.В.Фермор, П.С. Салтыков, А.Б. Бутурлин, З.Г. Чернышёв.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения  Семилетней войны.

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III

Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.

Основные понятия и термины: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».

Основные персоналии: Елизавета Петровна, А.Г. и К.Г. Разумовские, П.И. Шувалов, Пётр III, Екатерина Алексеевна.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Предметные результаты обучения

Знание хронологии событий, основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Елизаветы Петровны на основе текста учебника и иллюстративного материала.

Р а з д е л III. Расцвет Российской империи (12 ч)

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм

Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы.

Основные понятия и термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.

Основные персоналии: Екатерина II.

Предметные результаты обучения

Умение объяснять значение основных понятий темы. Умение характеризовать политические взгляды Екатерины II на основе текста учебника и исторического источника

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II

Реформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Основные понятия и термины: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городовые обыватели, предводитель дворянства, городской голова, городская дума.

Предметные результаты обучения

Умение объяснять значение основных понятий темы. Умение составлять схему местного управления. Умение систематизировать информацию учебника и исторических источников

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостных во второй половине XVIII в.

Основные понятия и термины: крепостное право, крепостные повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура.

Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.

Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы и др.). Политика Екатерины II в торговой сфере. Внешняя торговля России. Партнёры России во внешней торговле в Европе и в мире. Ярмарки и их роль во внутренней торговле (Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки). Денежное обращение. Транспорт и торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др.

Основные понятия и термины: месячина, отхожие промыслы, протекционизм, ярмарка, ассигнация. Основные персоналии: Екатерина II, А.Т. Болотов, Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы.

Предметные результаты обучения

Знание значения понятий темы урока. Умение характеризовать барщинное и оброчное хозяйство

Восстание Е.И. Пугачёва (1773—1775)

Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство. Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв, С. Юлаев, А.И. Бибиков, И.И. Михельсон.

Предметные результаты обучения

Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение называть причины восстания и его значение, характеризовать личность Пугачёва.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления её внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе.

Основные понятия и термины: Кючук-Кайнарджийский мир, Новороссия, Ясский мир.

Основные персоналии: Екатерина II, П.А Румянцев, Г.А. Спиридов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потёмкин.

Предметные результаты обучения

Умение работать с материалом учебника, анализировать, устанавливать межпредметные связи, работа с картой

Знание основных понятий.

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.

Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко. Россия и Война за независимость североамериканских колоний. Декларация о вооружённом нейтралитете 1780 г. Русско-шведская война 1788—1790 гг.: причины, ход, итоги. Россия и революционная Франция.

Основные понятия и термины: диссиденты, шляхта, разделы Речи Посполитой.

Основные персоналии: Екатерина II, С. Понятовский, Т. Костюшко, А.В. Суворов, Н.И. Панин, А.А. Безбородко, Густав III, Людовик XVI, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

Предметные результаты обучения

Знание хронологии и основных дат. Умение работать с материалом учебника, анализировать, работа с картой

Народы Российской империи в XVIII в.

Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиозная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Немецкие переселенцы. Положение русских в Российской империи.

Основные понятия и термины: Малороссийская коллегия, православие, старообрядчество, католичество, протестантизм, ислам, Магометанское духовное собрание, иудаизм, язычество, колонисты.

Предметные результаты обучения

Умение характеризовать многонациональный и многоконфессиональный состав Российской империи.

Освоение Новороссии

Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Основные понятия и термины: Новороссия, колонисты, кубанское казачество. Основные персоналии: Екатерина II, Г.А. Потёмкин.

Предметные результаты обучения

Знание хронологии и основных дат. Умение работать с материалом учебника, анализировать, работа с картой.

Правление Павла I

Личность Павла I и отзывы о нём его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798— 1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Основные понятия и термины: Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине. Основные персоналии: Павел I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.И. Багратион.

Предметные результаты обучения

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков   ПавлаI.

Р а з д е л IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (10 ч)

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Воспитание «новой породы» людей. Высшее образование. Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.

Основные понятия и термины: Сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, Пажеский корпус, Московский университет, гимназия, Благородный пансион, гувернёр, гувернантка, народные училища. Основные персоналии: И.И. Бецкой, И.И. Шувалов.

Предметные результаты обучения

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков   ведущих представителей русской культуры  XVIII в.

Российская наука в XVIII в.

Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Основание Российской академии. Е.Р. Дашкова. Исследования в области отечественной истории (В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер).

Основные понятия и термины: Академия наук, Российская академия, Медицинская коллегия, Российско-американская компания.

Основные персоналии: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Г. Байер, Г.Ф. Миллер, В. Беринг, Х.П. Лаптев, Д.Я. Лаптев, С.И. Челюскин, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенинников, А.И. Чириков, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, С.Г. Зыбелин, А.К. Нартов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, В.Н. Татищев.

Предметные результаты обучения

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков   ведущих представителей русской науки  XVIII в.

Михаил Васильевич Ломоносов

Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.

Основные персоналии: М.В. Ломоносов.

Предметные результаты обучения

Умение воспроизводить информацию по памяти, умение составлять рассказ по дополнительному материалу, умение оценивать личность.

Общественная мысль второй половины XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Основные понятия и термины: масонство, Вольное экономическое общество.

Основные персоналии: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Г.С. Коробьин, М.М. Щербатов, А.Я. Поленов.

Русская литература, театральное и музыкальное искусство

Русская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка.

Основные понятия и термины: классицизм, сентиментализм, сатира, социальная комедия, Придворная певческая капелла.

Основные персоналии: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, Н.А. Львов, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский.

Предметные результаты обучения

Умение воспроизводить информацию по памяти, умение составлять рассказ по дополнительному материалу, умение оценивать личность.

Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись

Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Открытие Академии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре. Идея «регулярной застройки» и её воплощение в российских городах. Переход к классицизму. Классические архитектурные ансамбли Москвы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Русская скульптура. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Основные понятия и термины: барокко, рококо, классицизм.

Основные персоналии: Ф.Б. Растрелли, Ж.Б. Валлен-Деламот, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренги, Д. Жилярди, И.Е. Старов, Э.М. Фальконе, Б.К. Растрелли, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, С.Ф. Щедрин, А.П. Лосенко, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Предметные результаты обучения

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков   ведущих представителей русской культуры XVIII  в.

Культура и быт российских сословий

Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.

Основные понятия и термины: этикет, дуэль, парик, камзол, фрак, редингот, кюлоты, жабо, корсет, кринолин, фижмы, турнюр, менуэт, полонез, этикет, дуэль, дворянская усадьба, французский (регулярный) парк, английский (пейзажный) парк.

Предметные результаты обучения

.

Умение работать с материалом учебника, анализировать, устанавливать межпредметные связи. Знание основных понятий

Обобщающее повторение   итоговый контроль (2 ч)



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по Истории 8 кл (70 ч)

                                            2019/2020 уч. гг.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Основное содержание

термины

Использование ИКТ

Примечание

план

факт

1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному

1

Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией

Модернизация

Презентация

Тема 1. Становление индустриального общества (7 ч)

2/3

Индустриальные революции: достижения и проблемы

2

Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией

Индустриальная революция

Презентация

4

Индустриальное общество

1

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и

эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия.

Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта.

Изменения моды. Новые развлечения

Промышленный переворот, монополизм

Презентация

5

Наука в XIX веке Искусство XIX века

1

В зеркале художественных исканий.

Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия

XIX – начала XX в.,

их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в

зеркале художественных изысканий.

Основные художественные направления в живописи и музыке

Презентация

6

Либералы, консерваторы, социалисты

1

Причины появления главных идейно политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Либерализм, консерватизм, социализм

Презентация

7

Либералы, консерваторы, социалисты

1

8

Контрольная

Работа №1 «Становление индустриального общества»

1

Систематизация и обобщение материала

Тема 2. Строительство новой Европы (8 ч)

9

Консульство и образование наполеоновской империи

1

Режим личной власти Наполеона Бона-

парта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона

в годы Консульства и Империи.

Консул, Гражданский кодекс

Презентация

10

Падение империи Наполеона. Венский конгресс

1

Причины ослабления империи Наполеона

Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация

Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Лейпцигская битва, Венский конгресс

Презентация

11

Англия в первой половине XIX в.

1

Экономическое развитие Англии в XIX

в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима.

Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

«гнилые местечки», чартизм

Презентация

12

Франция: от революции 1830 г. к новому политическому кризису

1

Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г.: причины и ход. Кризис Июльской монархии.

Реставрация, Июльская монархия

Презентация

13

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

1

Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика

Наполеона III.

Вторая республика, Вторая империя

Презентация

14

Германия: на пути к единству. «Нужна ли вам единая и неделимая Италия?»

1

Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие

Германии и Италии в первой половине

XIX в. Причины и цели революции

1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.

Итальянские княжества

Презентация

15

Франко-прусская война. Парижская коммуна

1

Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой

войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание

войны. Причины восстания 18 марта

1871 г. Внутренняя политика Парижской

коммуны. Причины поражения и роль

Парижской коммуны в истории.

Парижская коммуна

Презентация

16

Контрольная работа №2

«Строительство новой Европы».

1

Систематизация и обобщение материала

Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (6 ч)

17

Германская империя в конце XIX-начале ХХ в. Борьба за место под солнцем

1

Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Рейхстаг, исключительные законы

Презентация

18

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание

Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

Лейборизм, гомруль, джонгоизм

Презентация

19

Третья республика во Франции

1

Особенности экономического развития

Франции в конце XIX в. – начале XX

в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика

Франции в конце XIX – начале XX в.

Третья республика

Презентация

20

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

Особенности экономического развития

Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..

Эра Джоитти

Презентация

21

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

1

Характеристика Австрийской империи в

первой половине XIX в. Революции

1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро- Венгрии в конце XIX – начале XX в.

Дуалистическое государство

Презентация

22

Повторительно обобщающий урок на тему: «Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв.»

1

Тема 4. Две Америки (2)

23

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического

развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и

Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.

Аболиционизм, дипломатия большой дубинки, дипломатия большого доллара

Презентация

24

Латинская Америка в XIX-начале XX в.: время перемен

1

Ход национально- освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании.

Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской

Америки в XIX в.

Презентация

Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма (3 ч)

25

26

Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай

2

Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй

половине XIX в. «Открытие» Японии.

Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика

японского государства во второй поло-

вине XIX в. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

«Открытие» Японии, «опиумные войны»

Презентация

27

28

Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка

Разрушение традиционного общества в

Индии. Великое восстание 1857 г. Традиционное общество. Раздел Африки.

Создание ЮАС.

Презентация

29

Контрольная работа №3 «Конец XIX – начало XX

века: на пути к большой

войне»

1

Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)

30

Международные отношения в конце XIX-начале XX вв.

1

Причины усиления международной

напряженности в конце XIX в. Шаги к

войне. Борьба мировой общественности

против распространения военной угрозы.

Презентация

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Основное содержание

Термины

Использование ИКТ

Примечание

план

Факт

Часть 2. Р а з д е л I. Эпоха реформ Петра I (9 ч)

31

Введение.

1

Презентация

32

Начало правления Петра I

1

Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей.

Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.

Презентация

33

Начало Северной войны

1

Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.

Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная

Презентация

34

Победа в Северной войне

1

Развитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714—1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.

гетман, Ништадтский мир, император, империя

Презентация

35

Преобразования Петра I

1

Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии, Табель о рангах.

реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Магистрат, губерния, губернатор,

Презентация

36

Народные движения в начале XVIII в.

1

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения.

казаки, атаман, «прелестные письма», старообрядцы

Презентация

37

Преобразования в области культуры и быта

1

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Нового времени.

Навигацкая школа, Морская академия, цифирные школы, гражданская азбука, газета, библиотека, музей, Кунсткамера, Академия наук,

Презентация

38

Династия Романовых в первой четверти XVIII

1

Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

династия, Устав о наследии престола

Презентация

39

Контрольная работа на тему№4  «Эпоха реформ Петра I»

1

Р а з д е л II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (6ч)

40

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

1

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.

Презентация

41

42

Екатерина I и Пётр II

1

Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.

Верховный тайный совет, «верховники», Вексельный устав

Презентация

43

44

Правление Анны Иоанновны

2

«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».

«верховники», «Кондиции», Кабинет министров, бироновщина

Презентация

45

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

1

Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741—1743 гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.

«равновесие» сил, коалиция, международный конфликт

Презентация

46

47

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III

2

Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.

Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».

Презентация

48

 Контрольная работа на тему№5 «Россия в эпоху дворцовых переворотов»

1

Р а з д е л III. Расцвет Российской империи (12 ч)

49

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм

1

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм

Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы.

просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.

Презентация

50

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II

1

Реформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий

Презентация

51

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

1

Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостных во второй половине XVIII в.

крепостное право, крепостные повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура

Презентация

52

Экономическая жизнь России во второй половине XVIII в.

1

Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаёмный труд.

месячина, отхожие промыслы, протекционизм, ярмарка, ассигнация

Презентация

53

Восстание Е.И. Пугачёва (1773— 1775)

1

Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым.

казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство

Презентация

54

Русско- турецкие войны второй половины XVIII в.

1

Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления её внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.).

Кючук -Кайнарджийский мир, Новороссия, Ясский мир

55

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.

1

Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость.

диссиденты, шляхта, разделы Речи Посполитой

56

Народы Российской империи в XVIII в.

1

Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиозная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к не православным и нехристианским конфессиям.

Малороссийская коллегия, православие, старообрядчество, католичество,

ислам, иудаизм, язычество

Презентация

57

Освоение Новороссии

1

Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Новороссия, колонисты, кубанское казачество

Презентация

58

Правление Павла I

1

Личность Павла I и отзывы о нём его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798— 1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине

Презентация

59

Контрольная работа№6 на тему:  «Расцвет Российской империи»

1

Р а з д е л IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (10 ч)

60

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

1

Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Воспитание «новой породы» людей. Высшее образование. Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова.

Сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, Пажеский корпус, Московский университет, гимназия

Презентация

61

Российская наука в XVIII в.

1

Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин).

Академия наук, Российская академия, Медицинская коллегия, Российско-американская компания.

Презентация

62

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.

Презентация

63

Общественная мысль второй   половины XVIII в.

1

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

масонство, Вольное экономическое общество

Презентация

64

65

Русская литература, театральное и музыкальное искусство

2

Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Открытие Академии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в.

Презентация

66

67

Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись

2

Классические архитектурные ансамбли Москвы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Русская скульптура. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Основные понятия и термины: барокко, рококо, классицизм.

Презентация

68

Культура и быт российских сословий

1

Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.

этикет, дуэль, парик, камзол, фрак, редингот, кюлоты, жабо, корсет, кринолин, фижмы, турнюр, менуэт, полонез

Презентация

69

Контрольная работа №7  на тему «Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого» 

1

70

Обобщающее повторение по курсу «История России. XVIII в.»

1

Итого 70 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...