«Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в зеркале истории и культуры России»)
план-конспект урока по истории (10 класс)
модель интегрированного урока в 10-классе
Наш выбор проведения интегрированного урока обоснован тем, что на изучение романа «Война и мир» Л.Н. Толстого отводится небольшое количество часов, и учащиеся с неохотой читают главы, посвященные войне, поэтому, чтобы вызвать интерес к роману, и была выбрана такая форма урока. Одновременно с литературой повторяется русский язык и история России в рамках подготовке е ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_roman_l.n._tolstogo_voyna_i_mir_v_zerkale_istorii_i_kultury_rossii.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
«Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в зеркале истории и культуры России»)
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №182»
Автор: Гранева И.Ю., учитель русского языка и литературы
Класс: 10
В качестве подтверждения культурологического метода разработана модель интегрированного урока в 10-классе
Наш выбор проведения интегрированного урока обоснован тем, что на изучение романа «Война и мир» Л.Н. Толстого отводится небольшое количество часов, и учащиеся с неохотой читают главы, посвященные войне, поэтому, чтобы вызвать интерес к роману, и была выбрана такая форма урока. Одновременно с литературой повторяется русский язык и история России в рамках подготовке е ЕГЭ.
Подготовительный этап: Предварительно учащиеся были поделены на группы: знатоки русского языка, знатоки романа «Война и мир», знатоки истории России, знатоки искусства.
Форма урока – «Обмен знаниями».
Продолжительность: 45 мин.
Цели урока:
1. Познавательная цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, используя главное информационное средство - текст;
2. Развивающая цель: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
3.Образовательная цель: изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний
4. Воспитательная цель: создать условия для воспитания духовно богатой, нравственно ориентированной личности, любящей свою родину, знающей и уважающей родной язык, историю России и родного края, сознательно относящейся к нему как к явлению культуры
Задачи урока:
Познавательные задачи:
- закрепить полученные знания о словосочетании; о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ;и о Бородинском сражении
- систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ЕГЭ
Развивающие задачи:
- развивать умение излагать свою точку зрения, формировать умения выделять общие и существенные признаки;
- развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
- анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- стимулировать интерес к изучаемым предметам с помощью информационных технологий;
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка, литературы, истории, МХК;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать чувство патриотизма к Родине.
В результате ученик:
- знает основные понятия темы, их определения, связи между ними;
- осознает, что текст является основной коммуникативной, культурологической и дидактической единицей языка и речи;
- осознает, что русский язык, литература и история взаимосвязаны и знание этих предметов расширяет кругозор;
- приобщается к чтению современных текстов разных стилей и жанров, к искусству через школьные предметы
Реализация принципов обучения на уроке:
Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.
Технологии:
- Развития критического мышления
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
Оснащение: мультимедийный проектор, установочная презентация
КОНСПЕКТ УРОКА
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |||
Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся | ||||||
1. | Добрый день! Сегодня у нас с Вами очень познавательный урок. Давайте познакомимся. По центру расположилась группа знатоков русского языка, справа от них – знатоки романа-эпопеи «Война и мир», слева – знатоки истории, а сзади – знатоки искусства. Слайд 3. Задание 1. Послушайте песню:. - определите жанр; - о каком времени идет речь? - назовите слова из текста, которые относятся к теме «война», дайте значение маркированным словам и составьте с ними предложения. После того, как они их называют, слова выводятся на экран и учащиеся сравнивают их. (Слайд 4) | Учащиеся слушают песню и отвечают на заданные вопросы. Должны, например, назвать слова: завоевывать, дать сражение, захватывать, оккупировать, разгром, генералиссимус, оборонять, партизанское движение, войско, потерять…). | Коммуникативные (установление контакта для совместной деятельности) Коммуникативные Развитие коммуникативных УУД, так как задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания. Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта. | |||
2. Создание проблемной ситуации, мотивация | ||||||
2. | Послушайте, пожалуйста текст. Зачитывает ученик из группы Знатоков истории. (Бородинское сражение 1812 г.) (текст в Приложении). - О каком историческом сражении идет речь? - Какое общее впечатление вы получили от песни и от прочитанного текста? - В каком произведении идет речь о Бородинском сражении? - А как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? - И какую задачу мы должны решить? | -Бородинское сражение - В романе-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого -Речь пойдет о Войне 1812 года в истории и литературе | Коммуникативные Восприятие и интерпретация информации | |||
3. Постановка учебной задачи (цели) урока | ||||||
- Как же нам сформулировать цели урока? | . Научиться работать с текстом (слушать), - высказывать свои мысли, - понять, что русский язык, литература и история взаимосвязаны | Регулятивные Развитие регулятивных УУД, т.к. происходит прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи. | ||||
3. Операционно-познавательная часть. | ||||||
3. | Задание 2. (Работают знатоки русского и истории) Посмотрите фрагмент сражения из фильма С. Бондарчука «Война и мир». (Слайд 7) Напишите слова, связанные с темой «ПОРАЖЕНИЕ», «ПОБЕДА», «ВОЙНА», «ПОЖАР» (работа в группах). (Слайд 8) Задание 3. (Знатоки русского языка) - Замените подчеркнутые слова словосочетаниями. Задание 4. Перед вами был научный текст, а теперь Знатоки романа зачитают и художественный текст о Бородинском сражении. (зачитывают вслух по цепочке). Ответьте на вопросы: Каковы потери армий в этом сражении?; Кто такой Кутузов? Наполеон? Что вы знаете о них из учебника по истории? Найдите описание этих выдающихся полководцев в тексте романа-эпопеи. Совпало ли ваше историческое воображение с художественным? В чем разница? (Слайд 9) Задание 5. А теперь за работу знатоки искусства! Давайте посмотрим в каких произведениях искусства нашла отражение Отечественная война 1812 года? А в живописи? В музыке? (Группа знатоков искусства делает небольшое сообщение о каждом произведении, выведенном на слайде 10) Знакомство с полотнами русских художников: А Кившенко «Совет в Филях», А. Смирнов «Пожар в Москве», Верещагин «Расстрел предполагаемых поджигателей», есть даже Бородинская панорама в Москве. Музыка – С.Прокофьев написал оперу «Война и мир». Задание 6. Работа по фрагменту «Совет в Филях» (Историки и литераторы) - Какой вопрос обсуждали на совете в Филях? - Внимательно прочтите описание генералов, явившихся на совет. На какие детали их портретов указывает автор? - Используя справочный материал и текст романа, заполните таблицу по генералам, имена которых вы встретите при прочтении «Войны и мира». (слайд 11) Задание 7. Чем созвучны картина А. Кившенко «Совет в Филях» и эпизод романа «Война и мир». (слайд 12) | - Зачитывают слова, затем они выводятся на экран Например, Александр предлагал Наполеону не воевать. (мирное решение); Наполеон начал войну летом 1812 года. (военные действия); Обе армии потеряли много солдат (большие потери). Например, Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир», по нему снят фильм С.Бондарчука «Война и мир», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» … Заполняют таблицу (слайд 11) | Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, затем идёт межгрупповое взаимодействие (взаимодействие пар) Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска Регулятивные Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил Познавательные Презентационные - представлять информацию | |||
Подведение итогов урока | ||||||
4. | Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы пытались достичь на сегодняшнем уроке? | Затем вывод выводится на экран и записывается в тетради. | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самовыражение | |||
Самооценка деятельности на уроке | ||||||
5. | - Сегодня Мы с Вами проделали ,,,,,,,,,,,(огромную интересную и познавательную работу). Обоснуй ответ. | Ученики отвечают на вопросы | Регулятивные Самооценка | |||
Задание на дом. | ||||||
Домашнее задание. 1. Найдите материал о том, как нижегородцы участвовали в Отечественной войне 1812 г. 2. Произведения фольклора и искусства,, связанные с Отечественной войной 1812 года. |
Самоанализ урока
Так Задачи урока, я считаю, реализовывались:
Образовательные задачи:
Через фронтальный опрос, через задание 1, 3, 4 были закреплены полученные знания
Развивающие задачи:
Через задание №2, 4 т.е. работу с текстом, у учащихся развиваются коммуникативные навыки: это монологическая речь при воспроизведении теоретического материала. Задания №6 способствует развитию умения сравнивать, комментировать, развиваются навыки исследовательской деятельности. Работа с картиной развивает творческие способности десятиклассников. И все вышесказанное способствует умению анализировать и оценивать собственную деятельность, и, естественно, использование информационных технологий стимулирует интерес к изучаемому предмету.
Воспитательные задачи:
Работа с текстом, с описанием картины способствует развитию положительного отношения к знаниям русского языка, истории, искусства – это также способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе). Воспитывает чувство патриотизма к Родине
Как осуществлялась система работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.
Формы работы : самостоятельная работа, работа в группе.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами.
Приемы:
Был использован презентационный материал, были даны задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались справочным материалом, научным историческим и художественным текстами.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:
Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
Задачи урока ставились совместно с учащимися, использовались на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы.
Таким образом, применение культурологического подхода на уроках русского языка, литературы и истории способствует развитию эффективности учебного процесса, а нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность, способность к самореализации
Список литературы:
- А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, А.П. Бубнова, А.В. Тряпельников. Россия XIX в.: лица, события, судьбы (учебный мультимедийный комплекс с DVD-диском по развитию русской речи ). – М.: АТиСО, 2010. - 80 с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Русский язык в школе. –– 1996. –– № 1. –– С. 3–8.
- Гранева И.Ю. Культурологический подход на уроках русского языка и литературы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся (опыт создания комплексного лингвокультурологического словаря) / Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур: Международная научно-практическая конференция (9-11 октября 2018 г.): Труды и материалы / Под.ред. В.В. Орехова, Е.Я. Титаренко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 218. С.111-113. IF(РИНЦ-2014): 0,245.
- Культурология образования: современный урок: Коллективная монография. Выпуск 2 / Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. –– Шадринск: Исеть, 2004. –– 148 с.
сложноподчиненного предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов
Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...
Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов
Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...