Проектная работа по теме: "История края!
проект по истории (11 класс)

Нарзыкулова Ильмира Темиргалиевна

Великая Отечественная война в истории нашей деревни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема « Программа внеурочной деятельности »

        Направление: краеведение

       Тема: «История края»

Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «История края» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

         Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

        Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

           Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 19 (количество учебных недель в полугодии), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные  

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

 2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  1. системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  1. научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  1. доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  1. наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  2. деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  3. активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  4. прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  1. принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники;
  • трудовой десант;
  • экскурсии

Основное содержание курса

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

     Структура курса     

     Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1.  Малая родина (12 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории села Нижние Ташлы.  История и судьба.  Село Нижние Ташлы в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Не исчезай мое село! История нашего колхоза. История и современность.

    Тема 2. Я и моя семья (3 часа).

     Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

    Тема 3. Наша школа (2 часа).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Подведение итогов (1 час).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  1. объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  1. называть 2-3 достопримечательности края;
  2. рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
  3. охранять природу родного микрорайона;
  4. наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  5. соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  6. выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  7. добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  8. ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  9. анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  10. создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  11. вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (19 часов)

Название разделов, тем, занятий

Количество

часов

Введение в курс. Что такое краеведение

Тема 1. Малая родина

  1. С чего начинается родина. Страницы истории села.
  2. Мечеть.  История и судьба.  Экскурсия.
  3. Село  в годы Великой

Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Встреча с тружениками тыла.

  1. Не исчезай мое село! Экскурсия в школьный музей.
  2. ООО «Мирас» (колхоз «Победа»). История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку
  3. Защита проекта «Мое родное село»

Тема 2. Я и моя семья

  1. Моя семья.
  2. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
  3. Защита проекта. Моя родословная.

Тема 3. Наша школа

  1. История моей школы. Символика родной школы. Школьные традиции.
  2. Памяти выпускников, погибших на войне посвящается. Трудовой десант. Возложение цветов к обелиску.

Подведение итогов. Устный журнал «С чего начинается Родина»

     

1 час

12 часов

1 час

1 час

3 часа

3 часа

3 часа

1 час

3 часа

1 час

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

1 час

19 часов

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
  5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 
  6. Багаутдинов М.Г.  История села.

 

Научно-исследовательская работа по истории

 «Великая Отечественная война в истории нашей деревни»

                           Выполнил: ученик 11 класса

                                     Халиуллин Алмаз Фирдависович.

                                    Руководитель: учитель истории и

                                      обществознания Нарзыкулова И.Т.

    Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика.
Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа его жителей. Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.
Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Их опыт, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом. Благодаря воспоминаниям участников и очевидцев блокады Ленинграда появляется возможность более глубокого осмысления и осознания цены победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  Моя работа посвящена событиям блокаде Ленинграда. В течение 900 дней вся страна, весь мир, затаив дыхание, ловили любую весточку из Ленинграда, охваченного кольцом немецкой блокады. Здесь же служили и работали наши односельчане Иксанов Каниф Миннегазимович, Фаррахов Тази Фаррахович, Фатхутдимов Минниахмет Фатхутдимович, Абдуллина Тазкира Гайфулловна, Габдрахимов Мазит.

  23 июня 1941 года в Ленинграде прозвучали первые сигналы воздушной тревоги. Начальник Генерального штаба вермахта записал: «Непоколебимым решением фюрера является сравнять Москву и Ленинград с землей… Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация». Ни в июне, ни в июле фашистским бомбардировщикам не удалось прорваться к городу. Наши зенитчики и летчики за это время уничтожили в воздухе и на аэродромах сотни немецких самолетов.

  К концу сентября, когда фашистская армия вплотную придвинулась к Ленинграду, положение резко обострилось. Пересекая линию фронта, вражеский бомбардировщик через две минуты мог оказаться над центром города… К этому же времени 300-тысячная группа армии «Север» полностью опоясала стальным кольцом город. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осажденный город с Большой землей, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому обстрелу. Так, с 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 часов.

  Но попытка врага сходу ворваться в город не удалась. Возглавлявший немецкие войска фельдмаршал фон Лееб был вынужден доложить в гитлеровскую ставку, что продолжать наступление имеющимися силами он не в состоянии.

 8 ноября в Мюнхене Гитлер заявил: «Тот, кто прошел от границы до Ленинграда, может пройти еще десять километров и войти в город. В этом нельзя усомниться. Но в этом нет нужды».

  Немцы были остановлены на пороге города. В стереотрубы и артиллерийские панорамы они видели дворцы, храмы, множество домов, площади, памятники. С Пулковских высот огромный город лежал перед ними, словно на ладони.

  Убедившись, что штурмом город не взять, немецко-фашистское командование решило начать его планомерную осаду.

   Так началось почти 900- дневная блокада Ленинграда…  В осажденном городе осталось 2 млн.544 тыс. гражданского населения, из них около 4000 тыс. детей.

  Всюду шла напряженная работа многих тысяч людей: на заводах и фабриках, на улицах и площадях. По словам Абдуллиной Т.Г. Работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалось большая физическая выносливость. Ленинградцы недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Абдуллина Т.Г. участвовала в обороне Ленинграда. Она награждена медалью «За оборону Ленинграда».

  Солдаты и население прилагали усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. По словам Иксанова К.М. на тот случай, если бы все же удалось ворваться в город, был детально разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрестках были возведены баррикады и противотанковые препятствия, построено большое количество дотов и дзотов, в зданиях оборудовались более 20 тысяч огневых точек. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух- груды камней и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, завалы  бы преградили путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям. Иксанов служил в 184 минометном полку разведчиком-минометчиком. Дослужил до ефрейтора. Во время боев был легко ранен в правую ногу. За боевые заслуги награжден орденами «Красная звезда», орден «Славы» третьей степени,  медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда». После войны участвовал в восстановлении Ленинграда. Домой вернулся только в ноябре 1946 году.

   В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил,  ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было. Здесь в самом центре, на углу Невского и Садовой черпали воду из –под снега ведрами и кувшинами. Торопились, карабкались по сугробам, потому что жестокий мороз мог быстро сковать  последние родники.

   В Ленинграде начался голод. По словам Фаррахова Т.Ф. норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь работающие ленинградцы получали по 300 г. Хлеба, а все остальные-150г. После того, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую на все время блокады - 250 г. на рабочую карточку и 125 г. -для остальных. С наступлением весны ленинградцам становилось легче. Они использовали в пищу всякие съедобные травы. Фаррахов Т.Ф.  призван на войну в июне 1941 года. И уехал на своем рабочем тракторе. С начала блокады до конца служил в Ленинграде. Дослужился до сержанта. Как и все участники блокады испытал на себе и голод и холод. Был награжден медалью «За оборону Ленинграда», значком «Отличный тракторист». Об этом свидетельствует его наградный лист. « За время пребывания на 3 батарее товарищ Фаррахов  показал себя дисциплинированным, стойким, требовательным к себе бойцом. Товарищ Фаррахов замечательно подготовленный тракторист. Свою хорошую выучку он показывает в быстрой и своевременной доставке материальной части на огневые позиции. Любые поставленные задачи, командованием перед батареей, выполнялись своевременно, в чем его большая заслуга. Он не спавший по двое суток, под огнем артобстрела противника, продолжал выполнять боевую задачу поставленную перед ним. Товарищ Фаррахов показал исключительное умение 18.06.44 г. При переправе через реку Пуннус-Йоки. Он перетащил матчасть и переправил свой трактор по мосту, непроходимому для нашей техники.

  Все неисправности, возникающие в его тракторе, он устраняет немедленно и в нужную минуту, его трактор всегда готов к работе.

   Товарищ Фаррахов пользуется деловым авторитетом среди всего личного состава батареи как мастер вождения трактора».

  С наступлением зимы ударили морозы. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.

  Ленинградцы стали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги.

    Очевидцем этих страшных дней был и наш земляк Габрахимов Мазит. Он служил регулировщиком 129 отдельного дорожно-эксплотационного  батальона. Также он принимал участие в боях в Орловской области в 141 кавалерийской дивизии, Тульской области. За свои подвиги был награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом «Красная звезда», орденом «Славы» третьей степени.

  «В конце ноября толщина льда на Ладожском озере достигла 180 мм», - рассказывал Фатхутдимов М. Ф. На лед вышли конные обозы. 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лед вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости по следу лошадей поехали они за грузом. Озеро обстреливалось фашистами. Фатхутдимов был ранен и контужен. Он служил рядовым связистом. За оказанный им героизм его наградили медалью «За отвагу» и другими медалями.

  В ночь на 19 января 1943 г. Радио Ленинграда передало, что блокада прорвана, а уже 7 февраля была проложена железнодорожная переправа через Неву и Шлиссельбурга, по которой  жители героического города встретили первый железнодорожный состав с Большой земли.

  Под натиском наших войск за семь дней ожесточенных боев оборона противника оказалась прорванной на всю ее глубину.

  В 8 часов над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта. 324 орудия дали 24 залпа в честь победителей. Сердца переполняла великая радость. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил и слезы за всю блокаду.

      74 лет назад, 27 января 1944 года, была снята изнурительная ленинградская блокада. 900 долгих дней ленинградцы жили в холоде, голодали, погибали под обстрелами и бомбежками.
Героическая оборона Ленинграда была самой продолжительной и самой кровавой операцией Второй мировой войны. Не имеет она равных себе и в истории человечества – по масштабам, героизму, стойкости и самоотверженности защитников города и его жителей, по принесенным жертвам и по значению для исхода всей войны.
По примерным подсчетам, за время блокады в осажденном, переполненном беженцами городе погибло полтора миллиона человек. 300 – 350 тысяч умерло в эвакуации и на пути к ней. Около семисот тысяч пали в боях. Особенно жестокой была зима 41 – 42 года.
Ленинград выдержал столь длительную осаду, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. И хотя не было ни дров, ни угля, а зима стояла лютая, велись орудийные обстрелы и днём и ночью, пылали пожары, мучил острый голод, ленинградцы всё перенесли. Защита города стала для них долгом гражданским, национальным, социальным. Блокадные дни были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали войскам в борьбе против фашистских захватчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметное обучение. Тест по теме "История Тверского края"

Данный материал представляет собою вопросы и отвты к ним по истории Тверского края. Может быть использован как на уроках , так и во внеклассной работе учителями истории, литературы. Уникален для апрве...

Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

неделя истории на тему "История Родного края"

содержит план и разработки мероприятий недели истории...

Проектная работа по истории родного края "Пётр I и Липецк".

Уважаемые пользователи!Вашему вниманию представляется проектная работа ученицы 9 класса Никитиной Натальи. Тема работы - "Пётр I и Липецк". Учащаяся проделала огромную работу разыскав не только в сетя...

Проектная работа по истории родного края

Проектная работа по истории родного края...

Проектно-исследовательская работа по теме: «История возникновения цифр»

Ученик 5 «А» класса Смольков Данила занял II место в муниципальной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку»....

Проектно-исследовательская работа на тему: "История письма" (выполнила ученица 9 класса Анна Ключко)

В данной работе представлено исследование ученицы о происхождении и современном состоянии письменности в России....