неделя истории на тему "История Родного края"
проект по истории на тему

Корнева Марина Викторовна

содержит план и разработки мероприятий недели истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_istorii.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Утверждаю:    Директор   МКС(К)ОУ

                                                           Варнавинской школы- интерната VIII в.

                                                              ________________         Сазонова Г.П.

Неделя истории

на тему:

«История родного края»

                                                                     

                                                                       Автор: учитель истории

                                                                          I категории Корнева М.В.

                                                               2012-2013 уч. год.

Отчет о проведении Недели истории,

посвященной  истории Варнавинского края.

 

Пояснительная записка:

     В последние годы активизируется поиск и широкое использование методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории в специальной коррекционной школе VIII вида.  

  С 6 по 11 февраля в Варнавинской  школе – интернате VIII вида проходила неделя истории, посвящённая истории Варнавинского края.

  Неделя истории в специальной коррекционной школе VΙΙΙ вида – это одна из  форм внеурочной работы. Это деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, несёт в своём содержании познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.

 Проблема интересной Недели истории, как и хорошего урока, - это проблема сочетания различных составляющих её элементов, которые отвечают познавательным интересам и интеллектуальному уровню подготовленности учащихся. Неделя истории  проводится в 3 этапа:

1.Подготовка: определение целей, задач мероприятий и их содержание.

2.Проведение мероприятий.

3.Подведение итогов, награждение активных участников.

О всех мероприятиях учащиеся информируются заранее. Оригинально оформленное объявление привлечёт к участию в них даже тех ребят, которые  ранее не отличались активностью.

Задачи проведения недели истории:

1.Формирование представлений об истории и особенностях развития родного края и его символики.

2.Усиление познавательного интереса к истории родного края, истории нашей Родины, понимание закономерностей, связь их с современностью,   которые наиболее  отвечают   уровню подготовленности учащихся.

3. Воспитание чувства гордости за историю своей малой родины, любви к природе родного края, уважения к памяти людей, прославивших историю Варнавина.  

План и сроки проведения мероприятий недели истории

1).    6 февраля: Школьная линейка по объявлению конкурсов и мероприятий, планируемых на неделю.

2).    7 февраля: Урок «Что изучает история?»  1-6 классы.

3).    8 февраля: «Путешествие  на  Красную гору» -

        общешкольное  мероприятие.

4).   8 - 10 февраля: Уроки «Из истории Варнавина» 7-9 классы.

5).   6-11 февраля: Конкурс рисунков на тему «Герб Варнавина»

6).   10-11 февраля: Викторина  на тему «История  Варнавина».

7).   11 февраля:    Подведение итогов, награждение

        активных  участников  недели  истории.

  Урок  на тему: «Введение в историю. Что изучает история».

                                           

Цель: дать представление о школьном предмете история.

Задачи:

 1. Образовательные: разъяснить смысл понятия «история», формировать понимание учащимися, что изучает история, почему необходимо её изучать. А также дать детям сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом.

 2. Коррекционно – развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, формировать навыки выполнения заданий в таблице, развивать устную речь учащихся.

 3.  Воспитательные: прививать интерес к изучению предмета история, воспитывать чувство любви к своей Родине, её людям и к своей семье.  

Материалы и оборудование

  Иллюстрации из учебника истории 7 класса, таблицы с заданием, разрезные буквы для составления слов, карточки с пословицами о Родине.

Основные знания

 История изучает жизнь людей в прошлом.

Основные термины и понятия

История, музей, предания, легенды, предки.

Тип урока

Изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент  

 Ребята,  давайте познакомимся, меня зовут Марина Викторовна.

Психологический настрой на урок. Учитель обращает внимание на развитие умений учащихся давать полные ответы.

- отвечают полным ответом.

Актуализация знаний, объявление    темы урока.

Изучение нового материала

Закрепление пройденного материала

Подведение итогов работы  

 

Ребята, назовите  учебные предметы  (уроки), которые вы проходите. Что вы делаете на уроке математики? русского языка, чтения, труда. В старших  классах у школьников появляются и другие учебные предметы: история, география, черчение, биология.

  Сегодня я пришла к вам рассказать, что изучает школьный предмет история.

 

Часто вы говорите друг другу такую фразу: «Хочешь, расскажу историю, которая случилась со мной вчера».  А то, что случилось с нами вчера, может ещё раз точно также произойти сегодня? Нет, не может. Вчерашний день никогда уже не повториться, он ушёл в прошлое, или, по другому говоря - в историю. Слово «История» (греческое) означает рассказ о прошедшем. Но история – это не просто школьный предмет, это целая наука, которой занимаются  учёные историки. И наука эта изучает всё, что происходило на Земле с тех пор, как на ней появился человек. Сделаем вывод:

1. История изучает прошлое человечества.

  Прошлое человечества насчитывает миллионы лет. За это время люди  многому научились: строить жилище, обрабатывать землю, шить одежду, поднимать в небо самолёты. Порою, мирная жизнь сменялась войной: разрушались города, погибали люди. Но

Жизнь продолжалась, со временем людей на земле становилось всё больше, а их жизнь - богаче и разнообразнее. История рассказывает нам, как жили люди в древние времена, кем были и чем занимались наши предки.  Предки- это  люди, от которых мы произошли. Сейчас я вам предложу заполнить таблицу, в которой вам надо написать имена своих родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Домашнее задание.  

Кто-то из нас живёт в посёлке, кто-то в селе, а кто- то в деревне. Назовите, пожалуйста, название вашей деревни, села. Но всех нас объединяет то, что мы живём в одной стране, которая называется - Россия. Столица нашей Родины – город Москва. Задание:  соберите из букв слово  Москва.

 Что мы называем словом Родина?

2. Родина – это страна, где вы     родились.

    Давайте почитаем пословицы о Родине.

  А как же учёные-историки  узнают о далёком прошлом наших предков?

Такие знания люди добывают по-разному.  Во-первых, человек на земле оставляет много предметов своей деятельности: дома,  посуду, одежду, оружие, монеты, орудия труда. Эти вещи могут храниться в земле много сотен лет, потом их находят,  изучают и узнают что-то новое для истории. С. 10.

   - Где мы с вами можем увидеть такие старинные вещи?

  Кроме старинных вещей, до нас дошли очень древние книги, которые люди писали вручную иногда несколько лет. С.162-164. из этих книг учёные узнали о жизни русских князей, царей, простых людей. А сейчас мы с вами об этом читаем в школьных учебниках.

  И ещё мы узнаём о жизни наших предков из сказок, пословиц и поговорок  легенд и преданий.

 Итак, давайте подведём итог нашего занятия: - о чём рассказывает школьный предмет  история?

 - Что мы называем словом Родина?

 - Как учёные узнают о прошлом наших предков?

 

Итак, изучая историю, вы не только узнаете о своём прошлом, но и научитесь делать добрые дела для своей страны и своих близких.

  История нашей Родины богата примерами великих побед и славы. На уроках истории вы узнаете о великих русских героях, о добрых качествах русского народа,   Вы должны научиться ценить, любить и гордится своей Родиной и её историей.

- отвечают полным        ответом.

 

Дают полный ответ.

Выполняют задание.

Вслух читают пословицы о Родине.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают иллюстрации в книге.

Отвечают на вопросы учителя.

           Презентация -  путешествие на Красную гору.

    1.                          А на Красной горе – тишина,

                                 За Ветлугой поют соловьи.

                                 Я сюда прихожу не одна,

Чтобы видеть красоты твои.

     Разве можно прожить без тебя,

  Без твоей неземной красоты:

   Не могу без природы ни  дня –

    Всё зовёшь и зовёшь меня ты.

2. Наш родной посёлок Варнавино - одно из самых первых русских поселений в Среднем Поветлужье. Его история берёт начало в 1417 году, когда на   Красной Горе, что на правом берегу Ветлуги, поселился преподобный Варнава, бывший священник из Великого Устюга. Когда родился преподобный Варнава не известно. Возможно, случилось это в последней четверти XIV (14) века. Как звали  будущего праведника от рождения и как жил он до принятия священного сана, не известно.  Уже будучи молодым он стал  служителем в одном из храмов города Великого Устюга. Считается, что Варнава рано потерял семью и решил принять монашеский постриг. Тогда-то он и получил  своё имя - Варнава. Варнавой звали одного из апостолов Иисуса Христа, который после смерти своего учителя проповедовал народу Христианскую веру. Варнава Ветлужский решил тоже пойти таким путём и около 1417 года он простился с монахами и отправился в дальний и тяжёлый путь.

   Достигнув высокого берега р. Ветлуги, Варнава поселился на её правом берегу, на высокой возвышенности, получившей название «Красная гора». На вершине берега Варнава построил келью (в которой он жил), а рядом поставил маленькую часовню. Картина худ. И.Ю.Бурдастов.

   В то время в глухих лесах по берегам Ветлуги проживали племена черемисов (или марийцев). Они занимались охотой и рыболовством, часто воевали. Черемисы были язычниками, приносили жертвы своим богам в священных рощах. Сначала черемисы настороженно приняли прибывшего монаха, тем более что Варнава не знал их языка и нее мог общаться с ними. Прошло некоторое время,  Варнава стал пользоваться большим уважением у местного населения. И вскоре он начал проповедовать на берегах Ветлуги Слово Божие, так появились единомышленники – христиане среди местного населения.  Образ святого этого святого человека  оказал большое влияние на черемисов, они ему доверяли во всём, часто обращались за помощью. Варнава знал целебные свойства трав,  лечил людей во время сильных болезней.

    Слух об этом страннике разлетелся по лесному краю.  Часто  беседовал Варнава  с народом, рассказывал о земле Русской, о вере православной, о жизни русских людей. С годами вести о святом Варнаве  разнеслись по округе и уже не только черемисы, но и православные из дальних мест стали приходить к нему за благословением, утешением и беседой. Так  прожил Варнава на Ветлуге 28 лет и умер в июне 1445 года. Благодарные черемисы похоронили его  на вершине Красной горы.

3.-4.   Вскоре после смерти Варнавы, началось заселение берегов Ветлуги русскими переселенцами. Многие переселялись сюда и с родины самого святого старца – Великого Устюга. В начале XVΙ века было принято решение о строительстве на варнавинской земле мужского  монастыря.  На Красной Горе приезжие иноки и монахи построили две церкви: одну над могилой преподобного Варнавы - во имя святителя Николая Чудотворца 5.(Никольская церковь), другую – в честь Пресвятой Троицы (Троицкая церковь). Так образовался Троицко-Варнавинский мужской монастырь. А само поселение называлось Троице - Варнавина пустынь.

 6. В Никольском храме, у места захоронения преподобного Варнавы стали совершаться чудеса, больные люди часто получали исцеление от своих недугов. В 30 – е годы XVII(17) века Варнавинский монастырь сгорел, но был быстро восстановлен. В 1639 году  Варнава Ветлужский вошел в число русских святых, официально чтимых церковью. Долгие годы Троицкий Варнавинский монастырь был единственной монашеской обителью огромного края. На протяжении нескольких веков Троице Варнавина пустынь являлась главным центром всего  Поветлужья.

  7. В начале XVIII(18) века Варнавинская пустынь стала приходить в упадок,  мужской монастырь на Ветлуге был закрыт и переименован в приходскую церковь. В 1778 году Екатерина II подписала указ о присвоении Варнавину статуса уездного города.  А также собственный герб Варнавина был утвержден 29 марта 1779г. Описание герба: "В первой части щита герб Костромы: в голубом поле галерная корма с тремя фонарями и опущенными лестницами. Во второй части щита, в червленом поле, выходящая из облака рука, держащая камень, символизирующая, что Апостол Варнава, по имени которого назван город, был убит камнями."

8. В 1836 г. взамен ветхого деревянного был построен каменный Троицкий храм.  В 1847 г. на Красной горе построили ещё один храм-храм Успения Божьей Матери.

9. Весной 1912 г. Ветлуга очень сильно подмыла берег Красной горы.    Появилась угроза сползания Никольского храма. Нужно было спасать мощи  святого Варнавы. Для этого в Варнавин прибыл архиепископ Костромской и Галичский Тихон. Он принял решение извлечь мощи  из под пола Никольской церкви и перенести в Троицкий храм.

10,11,12.  В июне 1914года  в Варнавине состоялось крупнейшее торжество.  Останки святого Варнавы изъяли из  Никольской церкви и  поместили в специально изготовленную гробницу. Она была выполнена из дорогостоящего кипарисового дерева, надгробие имело позолоченную чеканку с изображением преподобного Варнавы. Затем был совершён обряд перенесения останков в Троицкий храм. Это событие привлекло в Варнавин огромное количество паломников, они всю ночь и целый день шли вереницей и преклонялись к мощам Варнавы.

13, 14, 15,16, 17.

 18, 19.  Далее последовала Первая Мировая война и революция 1917года. Новая Советская власть установилась в Варнавинском уезде в январе 1918г. и стала жестоко расправляться с  церквями и их служащими. Было принято решение об изъятии всех церковных ценностей в Варнавинских храмах (особый интерес представляла гробница Варнавы). В мае 1922 года специальная комиссия произвела вскрытие гроба с останками Варнавы, ценности изъяли, а святые мощи выкинули в овраг. Но одного из участников этого злодеяния в ту же ночь постигло несчастье, он понял, что это наказанье Божье. Тогда он вернулся в овраг, собрал все мощи Варнавы и отнёс их в церковь. После  этого страшного события  Варнавинские храмы действовали ещё 8 лет. В 1930 году все три церкви были закрыты, а мощи святого Варнавы перенесли в небольшую Архангельскую церковь у кладбища.

    20. В 1932 году шатровый Никольский храм, древнейший на Варнавинской земле - памятник, имеющий всероссийское значение, распилили на дрова.  В 1937 году последний варнавинский священник, отец Пётр, был арестован. Но перед этим он успел тайно предать земле, захоронить останки Пеподобного Варнавы Ветлужского. Место это неизвестно и по сей день. В 1990-е годы были предприняты  попытки найти место захоронения Варнавы, но раскопки ни к чему не привели.

  В последнее десятилетие мы вновь ощущаем возрождение духовной жизни на Варнавинской земле.

                      И будешь ты всегда любима,

                      Моя  родная  сторона,

                      Судьбой  и  Богом ты Хранима

                      И вековым  традициям  верна.

                      Ты  и  талантами богата,

                      И хлебом-солью ты щедра,

                      И будут помнить люди свято:

                      Земля ,родная, ты, как мать, мудра.

                      И пусть звучит над всей землёю

                      Колоколов могучий звон.

                      Мы верим сердцем и душою

                      В свят храм и миррой плачущих икон.

О. Иванова.

                     Не знаем мы, когда он здесь возник

                     Волшебный и живительный родник.

                     Он дарит нам прохладу в жар и зной,

                     Святой воды источник золотой.

Е. Смолина.

  Урок  на тему: « Предания и легенды Варнавинского края».

                                           

Цель:  познакомить учащихся с краткой историей  п. Варнавина и с легендами  малой родины- Варнавинского края.

Задачи:

 1. Образовательные:  формировать знания об основании Варнавино-Троицкой пустыни и легенд, связанных с историей Варнавинского края.

 2. Коррекционно – развивающие: развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся;  умение анализировать исторический текст.  

 3.  Воспитательные: прививать интерес к изучению   истории родного края, воспитывать чувство любви к своей Родине, её людям и к своей семье.  

Материалы и оборудование:   Иллюстрации из книги «Преподобный Варнава Ветлужский», книга «Святой Варнава Ветлужский», материал для участия в викторине по краеведению.  

Основные термины и понятия: Варнава Ветлужский- святой РПЦ.

 

Тип урока: Урок получения новых знаний.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент  

 Проверка готовности к уроку.

- отвечают полным ответом.

Актуализация знаний, объявление    темы урока.

Изучение нового материала

Закрепление пройденного материала

Подведение итогов,

   Домашнее

задание

 

  Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с историей г. Варнавина, а также почитаем дошедшие до наших дней легенды. Для этого обратимся к историческим источникам.

 Вспомним, когда было принято христианство на Руси? Как изменилась культура русского народа после этого события? Какой страшный враг наступил на русские земли в начале 13 в?  

Наш родной посёлок Варнавино - одно из самых первых русских поселений в Среднем Поветлужье. Его история берёт начало в 1417 году, когда на   Красной Горе, что на правом берегу Ветлуги, поселился преподобный Варнава.  В то время в глухих лесах по берегам Ветлуги проживали племена черемисов (или марийцев). Они занимались охотой и рыболовством, часто воевали. Черемисы были язычниками, приносили жертвы своим богам. Вскоре после смерти Варнавы, началось заселение берегов Ветлуги русскими переселенцами. Многие переселялись сюда и с родины самого святого старца – Великого Устюга. В начале XVΙ века было принято решение о строительстве на варнавинской земле мужского  монастыря.  На Красной Горе построили иноки две церкви: одну над могилой преподобного - во имя святителя Николая Чудотворца, другую – в честь Пресвятой Троицы. В сентябре 1778 года в соответствии с новым положением об управлении губернией, изданным правительством Екатерины Второй, Варнавин определяется уездным городом Костромской губернии. В 1922 году Варнавинский уезд был передан в Нижегородскую губернию. За это время он трижды ликвидировался и входил в состав Краснобаковского района. В последний раз район был восстановлен в 1965 году. В 30-е годы все архитектурные строения Троице-Варнавинского монастыря были разрушены, а мощи Преподобного Варнавы безвозвратно утеряны.  

Герб Варнавина. Описание.

Многовековая история нашего края оставила легенды и предания, которые отражены в книге В. Карпенко «Святой  Варнава Ветлужский».

Самая древняя легенда таится в  происхождении названия нашей реки Ветлуги. Давайте прочитаем эту легенду на стр. 12-16 книге В. Карпенко «Святой Варнава Ветлужский».

 Другая версия происхождения названия реки идёт от названия кустарников ивы, свисающих по берегам реки, которые называли - «ветла».

 Все исторические события нашли отражение в истории Варнавинского края. Так, например, до сих пор живет в народе легенда о том, как гулял в Ветлужских лесах один из атаманов Степана Разина-разбойник Ляля. Он был храбр, удачлив, грабил только помещиков да богатых купцов, а бедный люд не трогал. Но рассорился Ляля со своим верным другом Бархоткою из-за пленницы, жены Лапшанского князя. Скрестили они свои сабли, и оба остались лежать на земле бездыханными. С той поры, горы где жил Ляля со своими разбойниками, люди называют Лялиными горами. Ходят слухи, что где-то в окрестностях горы спрятал атаман свои сокровища. Немало людей пыталось найти этот склад, да все неудачно.

Давайте подведём итог того, что мы узнали на уроке:

- какой год считается датой поселения Варнавы Ветлужского на Красной горе?

- когда был основан Троицкий мужской монастырь?

- что мы сейчас знаем о святых мощах Варнавы Ветлужского?

- откуда пошло название реки Ветлуга?

 

Дом. зад: прошу вас принять активное участие в викторине по краеведению. Надо внимательно ознакомиться с текстом и ответить на вопросы письменно.

- отвечают полным        ответом.

 

Дают развёрнутые ответы. В случае затруднения помогает учитель.

Рассматривают картину «Варнава Ветлужский».

Рассматривают фотографии церквей

Троице- Варнавинского мужского монастыря.

 

Читают вслух по цепочке.

 

 

Рассматривают иллюстрации в книге.

Отвечают на вопросы. В случае затруднения обращаются  к печатному тексту.  

 

Викторина по истории Варнавина:

Для участия в викторине по истории Варнавина, необходимо внимательно       изучить  текст и письменно ответить на вопросы:

  1. В каком году Варнава Ветлужский поселился на берегу р. Ветлуги ?
  2. Расскажите о племенах, населявших берега Ветлуги в XIV (14) –

    XV (15) веках ?

  1. Какие церкви были построены в Варнавино на Красной горе в начале XVI (16) ?
  2. Когда появился герб Варнавино? Расскажите, что на нём изображено.
  3. Что случилось с Никольским храмом в 1912 году? Куда были перенесены мощи Варнавы Ветлужского?
  4. Почему старинные Варнавинские церкви в 30-е годы XX века были закрыты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка  по курсу «История и культура родного края»  для 11  классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная  програм...

Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. ...

Программа по краеведению "Ненецкий автономный округ. Комплексная характеристика природы, истории и культуры родного края"

Национально-региональный компонент входит в учебную программу по многим предметам с 1 по 9 класс, и составляет от 5 до 10%, но позиционирован он как дополнительная информация к основной теме урока. На...