Тематический урок "Оборона Москвы"
план-конспект урока по истории (8, 9, 10, 11 класс)
Разработка уро ка по теме "Оборона Москвы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uchitelya.docx | 872.32 КБ |
rabochiy_list.docx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для учителя
Задание 2. Прочитайте текст. Назовите основную мысль представленной информации. Прокомментируйте высказывания об открытии мемориала.
<…> Со времён окончания Первой мировой войны в разных странах мира были установлены памятники Неизвестному Солдату в знак уважения и благодарности к тем павшим на полях сражений, чьи имена невозможно было установить. В 1965 году в преддверии 20-летия Победы в Великой Отечественной войне у Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина и первого секретаря Московского горкома КПСС Н.Г. Егорычева возникла идея о возведении в Москве мемориала Неизвестному Солдату.
23 ноября 1966 г. в газете «Правда» было опубликовано официальное сообщение: «В целях увековечения памяти советских воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, принято решение о сооружении в Москве памятника «Могила Неизвестного Солдата» с вечным огнем «Славы». Памятник будет сооружён в Александровском саду у Кремлёвской стены близ угловой Арсенальной башни». 10 января 1967 г. Исполком Московского городского Совета депутатов трудящихся утвердил проект памятника.
Подробно описывая будущую архитектурную композицию, Владимир Александрович Климов так объяснял выбор места для мемориала в Александровском саду: «У такого монумента надо посидеть, подумать…Поэтому не асфальт, а трава вокруг. И тут же рядом — Кремлёвская стена, выдержавшая столько вражеских осад, по-прежнему мощная и нерушимая, как символ могучей матери-Родины».
2 декабря 1966 года, в преддверии 25-летней годовщины Битвы под Москвой в связи с предстоящим сооружением мемориала «Могила Неизвестного Солдата», из братского захоронения в г. Зеленограде был взят прах Неизвестного Солдата и погребен у Кремлевской стены.
К.К. Рокоссовский: «Он был участником битвы, ставшей событием колоссального исторического значения не только для нашей страны, но и для народов всего мира».
Л.Т. Космодемьянская, мать героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских: «Сегодня Неизвестный Солдат становится сыном всех матерей, потерявших на фронте детей, могилы которых неизвестны…» <…>
Полный текст: Виртуальная выставка «Подвиг во имя Родины. Память во имя жизни», посвященная истории знаменитого мемориала.
Задание 3
3.1. Прочитайте текст о формировании дивизий народного ополчения. Заполните пропуски в тексте. Выполните задание по ссылке.
В момент опасности, нависшей над Родиной, в народное ополчение шли сотни тысяч рабочих Москвы. Только за первые дни войны москвичи подали 167470 заявлений. В течение четырех суток в Москве было создано 12 дивизий народного ополчения. Предусматривалось, что они будут нести оборону на ближних подступах к столице. Но обстановка на фронте сложилась так, что в середине июля все ополченские дивизии продвинулись к дальним подступам, заняв вторую линию обороны на рубеже: озеро Селигер - Ржев - Вязьма - Дорогобуж - Людиново. В сентябре 1941 г. московские дивизии народного ополчения были включены в состав регулярных соединений. Московское народное ополчение высоко пронесло свои боевые знамена, свято храня славные боевые традиции москвичей. За мужество и стойкость, проявленные в боях с врагом, три дивизии Ленинградского, Киевского и Куйбышевского районов Москвы были удостоены высокого звания гвардейских.
3.2. Рассмотрите карту Москвы в границах 1941 года. Цифрами на карте обозначены номера районов, где формировались дивизии народного ополчения.
Какой вывод вы сможете сделать, рассматривая карту?
3.3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
- Кто мог стать бойцом дивизии народного ополчения?
- Какие задачи возлагались на дивизии народного ополчения в период их формирования?
- Какие были принципы формирования дивизий народного ополчения?
<…> Постановление Государственного Комитета Обороны
«О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения»
4 июля 1941 года
№ 10
Не опубликовывать
В соответствии с волей, выраженной трудящимися, и предложениями советских, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций города Москвы и Московской области, Государственный Комитет Обороны постановляет:
I. Мобилизовать в дивизии народного ополчения по городу Москве 200 тысяч человек и по Московской области – 70 тысяч человек.
II. Мобилизацию рабочих, служащих и учащихся Москвы в народное ополчение и формирование 25 дивизий произвести по районному принципу.
В первую очередь провести к 7 июля формирование 12 дивизий.
Отмобилизованная дивизия получает номер и название района, например, 1-я Сокольнического района дивизия.
Районы Московской области формируют отдельные подразделения и части и вливают их по указанию Штаба МВО в дивизию города Москвы.
III. Для пополнения убыли, кроме отмобилизованных дивизий, каждый район создает запасный полк, из состава которого идет пополнение на убыль.
IV. Для руководства работой по мобилизации трудящихся в дивизии народного ополчения и их материального обеспечения в каждом районе создается чрезвычайная тройка во главе с первым секретарем РК ВКП(б) в составе членов райвоенкома и начальника райотдела НКВД.
Чрезвычайная тройка проводит мобилизацию под руководством Штаба МВО с последующим оформлением мобилизации через райвоенкоматы.
V. Формирование дивизий производится за счет мобилизации трудящихся от 17 до 55 лет. От мобилизации освобождаются военнообязанные 1-й категории призываемых возрастов, имеющие на руках мобилизационные предписания, а также рабочие, служащие заводов наркомавиапрома, наркомата вооружения, наркомата боеприпасов, станкостроительных заводов и рабочие некоторых, по усмотрению районной тройки, предприятий, выполняющих особо важные оборонные заказы.
Рядовой состав, младший состав, 50% командиров взводов, до 40% командиров рот, медсостав и весь политический состав формируемой районом дивизии комплектуется из рабочих, служащих и учащихся района; остальной начсостав комплектуется за счет кадров РККА.
VI. Боевая подготовка частей производится по специальному плану Штаба МВО.
VII. Отмобилизование и казарменное размещение частей народного ополчения проходит на базе жилого фонда райсоветов (школы, клубы, другие помещения), кроме помещений, предназначенных для госпиталей. <…>
Председатель Государственного Комитета Обороны
И. Сталин
http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1894/
Каждый административный район Москвы формировал свою дивизию, к которой позже присоединялись группы ополченцев из Подмосковья.
Дивизии из разных районов получали свой порядковый номер, например,
1-я - Ленинского района
2-я - Сталинского района
4- я - Куйбышевского района
5-я - Фрунзенского района
6-я - Дзержинского района
7-я - Бауманского района
8-я - Краснопресненского района
9-я - Кировского района
13-я - Ростокинского района
17- я - Москворецкого района
18-я - Ленинградского района
21-я - Киевского района
Ожидалось, что в ряды ополчения запишутся примерно 200 тысяч москвичей и 75 тысяч жителей Подмосковья, но добровольцев оказалось почти 400 тысяч. Среди них были люди разных невоенных профессий: музыканты, актёры, учителя, инженеры, рабочие и т. д.
Основным принципом формирования дивизий народного ополчения стал принцип добровольности. В отличие от формирований регулярной армии в ополчение люди не призывались. Туда шли те, кто не подлежал мобилизации в армию по состоянию здоровья, возрасту.
Дивизии народного ополчения в самые короткие сроки должны были быть подготовлены к тому, чтобы противостоять наступавшему врагу.
17 сентября 1941 года было принято решение ГКО о восстановлении программы всеобщего военного обучения.
За счёт ополченских дивизий, сформированных в Москве на первом этапе, были укомплектованы две общевойсковые армии, а одна получила существенное усиление.
Задание 4. Рассмотрите карту. Найдите на карте пять рубежей обороны: три вокруг Москвы, а также Ржевско-Вяземский и Можайский. Ответьте на вопрос. В чем состоит значение фортификационной подготовки местности?
Задание 5. Установите соответствие фрагментов текста и фотографий. Какое слово (словосочетание) пропущено в текстовых фрагментах? Что объединяет представленные блоки? Выполните задание по ссылке.
- В военные годы в Москве многие ... работали на предприятиях, основной продукцией которых было военная. Выполнялись заказы фронта по выпуску вооружения, боеприпасов, одежды и др. В городе проектировались и создавались новые виды вооружения (стрелковое, зенитная артиллерия, радиолокация), серийный выпуск которых осваивался на других заводах страны.
- В период Великой Отечественной войны многие больницы выполняли функции госпиталя, в котором работали многие ......За это время только в Боткинской больнице было прооперировано более 43 тысяч военнослужащих. В 1942 году работники больницы внесли в Госбанк CCСР 100 тысяч рублей для постройки боевого самолёта «Боткинец».
- Вокруг столицы спешно ... рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. Около 600 тысяч жителей Москвы и области работали на строительстве оборонительных укреплений. Три четверти из них составляли женщины.
- В формированиях московской противовоздушной обороны (МПВО) служили 670 тысяч ..., 63 процента из них — женщины и девушки. На Москву сбросили 110 тысяч зажигательных бомб, и из 45 тысяч возникших пожаров бойцы МПВО и москвичи-добровольцы ликвидировали на месте 43,5 тысячи.
- На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. Защищавшие столицу ... вошли в состав зенитного корпуса, который в июле 1941 года насчитывал 1044 зенитных орудия и 336 установок счетверенных пулеметов, а 6-й истребительный корпус — 602 самолета-истребителя в 11 авиаполках.
- В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника. Так ... защищали небо столицы.
Правильный ответ: вместо многоточия - жители Москвы.
Соответствие: 1 Е
2 В
3 А
4 Б
5 Г
6 Д
В чем состоит значение фортификационной подготовки местности?
Правильный ответ: Обороняющимся войскам ставилась цель отразить наступление и удержать определенный пункт или район местности. Для этого необходимо было занять выгодную позицию, перехватывавшую направление удара противника и позволявшую остановить его наступление.
Задание 6. 6.1. Посмотрите видеофрагмент по ссылке.
6.2. Прочитайте текст.
- Всего в параде участвовало 28 467 человек, в том числе: 19 044 пехотинцев (69 батальонов), 546 кавалеристов (6 сабельных эскадронов, 1 тачаночный эскадрон); 732 стрелка и пулеметчика (5 батальонов), 2165 артиллеристов, 450 танкистов, 5520 ополченцев (20 батальонов). В параде на Красной площади участвовало 16 тачанок, вооружение и военная техника были представлены 296 пулеметами, 18 минометами, 12 зенитными пулеметами, 12 малокалиберными и 128 орудиями средней и большой мощности, 160 танками (70 БТ-7, 48 Т-60, 40 Т-34, 2 КВ). В воздушном параде планировалось и участие 300 самолетов. Однако из-за сильного снегопада и пурги воздушный парад был отменен.
- С 5 часов утра 7 ноября на Красной площади безопасность проведения парада обеспечивало Управление коменданта Московского Кремля НКВД СССР и 1-й отдел НКВД СССР. Несмотря на сложные для авиации противника метеоусловия и предпринятые ПВО Московской зоны меры, все готовились к любому повороту событий. В случае бомбардировки Красной площади 35 медицинских постов были готовы оказать помощь. В их распоряжении находилось около 10 санитарных автомобилей. В готовности также находились 5 восстановительных бригад, 15 пожарных и других специальных автомашин для действий при разрушении зданий, газовых и электрических сетей, возникновении пожаров.
- Для гитлеровцев парад стал полной неожиданностью. Радиотрансляция с Красной площади была включена на весь мир в ту минуту, когда парад уже начался. Ее услышали и в Берлине. Позже приближенные Гитлера вспоминали, что никто не осмеливался доложить ему о происходящем в Москве. Он сам совершенно случайно, включив приемник, услышал команды на русском языке, музыку маршей и твердую поступь солдатских сапог и понял в чем дело. Как свидетельствуют историки, Гитлер пришел в неописуемую ярость. Он бросился к телефону и потребовал немедленно соединить его с командующим ближайшей к Москве бомбардировочной эскадрой. Устроил тому разнос и приказал: «Даю вам час для искупления вины. Парад нужно разбомбить во что бы то ни стало. Немедленно вылетайте всем вашим соединением. Ведите его сами. Лично!» Несмотря на метель, бомбардировщики поднялись в воздух. До Москвы не долетел ни один. Как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 немецких самолета.
- Вставьте пропущенные слова, подчеркивающие значение парада 1941 года на Красной площади в Москве. Аргументируйте свой ответ, приведите пример из прочитанного текста.
Значение парада 1941 года на Красной площади в Москве
- Парад способствовал укреплению морального духа советского народа и его Вооруженных Сил, продемонстрировал их решимость отстоять Москву и разгромить врага.
- Парад на Красной площади произвел деморализующее впечатление на врага. Немцы уже планировали парад полков вермахта на Красной площади. Но долгожданного триумфального шествия не получилось.
- Военный парад вызвал восхищение и уважение к советскому народу и его армии, способствовал укреплению международного престижа СССР.
- Этот парад явился зримым проявлением традиционного российского патриотизма, основанного на солидарности всех слоев общества в борьбе с агрессором, на осознании справедливого характера войны, в которой решается судьба страны и ее народа.
Полный текст: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=10769032@cmsArticle
Задание 8. 8.1. Рассмотрите карту. Найдите и отметьте на карте объекты, которые упоминаются в текстовых фрагментах.
- 21 ноября 1941 года. Войска 16-й армии, отойдя на вторую полосу обороны, в течение дня отражали удары танковых группировок 4-й танковой группы на всем фронте. Особенно яростно враг атаковал в районе Новопетровское (33 километра восточнее Волоколамска), где был оборудован противотанковый район. Его обороняла 18-я стрелковая дивизия (бывшая 18-я ДНО) под командованием полковника П.Н. Чернышева, имея 400 человек в 1308-м полку и 150 – в 365-м. Отбив атаки 60 танков и до двух полков пехоты противника, они сорвали его попытку развить успех вдоль Волоколамского шоссе на Истру. 108-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Ивановича Биричева на рубеже деревень Никоново, Котово (3-15 километров северо-западнее Звенигорода) вступила в бой и задержала продвижение врага на восток.
- 27 ноября 1941 года. Сражения на северо-западных и северных подступах к городу Москве приняли еще более кризисный характер. К исходу дня все войска центра и левого фланга 30-й армии, потерявшие до 60–70 % личного состава, вынуждены были с боями отойти на восточный берег канала Москва – Волга на участке от Темпов (16 километров южнее города Дубны) до Татищево (5 километров севернее деревни Дмитрова).
Полный текст: http://iamruss.ru/podvig-november-1941/
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=10769032@cmsArticle
8.2. На слайде – плакаты, изданные в дни обороны Москвы. Рассмотрите их. Ответьте на вопросы.
- Что в них общего? В чём различие?
- Каким периодам Московской битвы соответствуют эти плакаты?
Правильный ответ: общее - плакаты 1941 года, различие – 1 плакат – оборонительная операция, 2 – наступательная операция Московской битвы.
Задание 9
9.1. Рассмотрите таблицу, сопоставьте силы Советского Союза и Германии к началу операции "Тайфун".
9.2. Прокомментируйте высказывания Г.К. Жукова.
«Величие подвига под Москвой состоит в том, что силой мы немцев не превосходили. На столицу фашисты нацелили главный удар, сюда были брошены лучшие, отборные части. Нам важно было выстоять до подхода резервов, которые спешно перебрасывались с востока. Мы шли тогда на риск».
«Красная Армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».
9.3. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: каковы истоки победы советского народа в Московской битве?
А) Героизм, самопожертвование советского народа, бойцов и командиров;
Б) умелое использование советским руководством мобилизационных возможностей страны;
В) действия талантливых полководцев, в первую очередь Г.К. Жукова;
Г) все ответы верны.
Аргументируйте свой ответ.
9.4. Используя изображения на слайде, опишите аверс медали «За оборону Москвы».
9.5. Ответьте на вопросы.
- Кто награждался медалью «За оборону Москвы»?
- Какие памятники защитникам Москвы вы знаете?
- Как называются и где находятся памятники, изображенные на слайде?
Соотношение сил противника и советских войск к началу операции «Тайфун»
Составляющие | Силы СССР | Силы фашистов |
Численный состав | 1,25 млн. человек | 1,8 млн. человек |
Орудия и минометы | 7,6 тыс. | свыше 14 тыс. |
Танки | 960 | 1700 |
Самолеты | 677 | 1390 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по английскому языку 5 класс УМК И.Н.Верещагина , О.В.Афанасьева Москва «Просвещение»2011
Тематическое планирование по английскому языку 5 классУМК И.Н.Верещагина , О.В.Афанасьева Москва «Просвещение»2011...
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 9 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 9 класс (5 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 9 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 8 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 4-й год обучения. 8 класс» (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год) 2012-2013 учебный год
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 8 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 7 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 7 класс (3 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Мареал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 7 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 5 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 5 класс (1 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 5 классе....
Тематический классный час "Москва вчера, сегодня, завтра"
Рекомендации к проведению классного часа "Москва вчера, сегодня, завтра"...
Календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы Шабуневич Н.А..
Планирование составлено в соответствии с ФГОС и учебником "Обществознание" под ред. Л.Н.Боголюбова, 2012 год, "Просвещение". Надеюсь,что кому-то поможет в работе....