План-конспект урока в 8 классе. Тема "Смутное время"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Ковалева Галина Владимировна

Подвести учащихся к пониманию, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол; ознакомить с сущностью Смутного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_14_smutnoe_vremya.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 14: Смутное время

Цель

Подвести учащихся к пониманию, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол; ознакомить с сущностью Смутного времени.

Задачи

Образовательные: расширить представления учащихся о внутреннем положении России в период Смутного времени; подчеркнуть, что ухудшение жизни народа, смерть Ивана Грозного привели к борьбе за престол; закрепить понятия «Смутное время», «самозванец»; ознакомить с последовательностью периода Смутного времени.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения анализировать исторические факты; описывать исторические события, работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать презрение к предательству (на примере поведения Лжедмитрия, Шуйского); чувство сострадания к простому народу, на долю которого выпали суровые испытания.

Основные знания

Смутное время — борьба за власть в начале XVII в.

Основные термины и понятия

Смутное время, самозванцы.

Оборудование и материалы

Карточки с заданиями, стихотворение К. Бальмонта «В глухие дни».

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Орг. момент

Повторение пройденного материала.

-Какую тему изучали на предыдущем уроке?

-Кто правил после смерти Ивана Грозного?

-Кто должен был унаследовать престол после смерти Федора Ивановича?

-Что случилось с царевичем Дмитрием?

-Почему земский собор избрал новым царем Бориса Годунова?

-Что полезного сделал для России Борис Годунов во время своего правления?

Отвечают

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Сообщение темы урока

Смутное время - начало XVIIв.. когда прекратился царский род Рюриковичей и шла постоянная борьба за царский престол.

-В чем причина смутного времени?

Рассказываю о голоде 1601г.

Работа с текстом учебника

Работа с картой на доске и контурной картой.

Самозванец – человек который выдал себя за другого присвоив его имя.

-Как называлось государство, которое поддерживало Лжедмитрия?

-Почему Польша поддержала самозванца?

Рассказываю о правлении Василия Шуйского.

Работа с картой на доске и контурной картой.

Работа с текстом рассказа для дополнительного чтения «Иван Болотников»

-Почему Ивану Болотникову удалось собрать такую большую армию?

-Что говорит о том, что страна оказалась на краю гибели?

Чтение стихотворения К. Бальмонта «В глухие дни»

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова,

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольный мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремился до царя.

На улицах иссохшие скелеты

Щипали жадно чахлую траву,

Как скот — озверены и неодеты,

И сны осуществлялись наяву.

Гроба, отяжелевшие от гнили,

Живым давали смрадный адский хлеб,

Во рту у мертвых сено находили,

И каждый дом был сумрачный вертеп.

От бурь и вихрей башни низвергались,

И небеса, таясь меж туч тройных,

Внезапно красным светом озарялись,

Являя битву воинств неземных.

Невиданные птицы прилетали,

Орлы парили с криком над Москвой,

На перекрестках, молча, старцы ждали,

Качая поседевшей головой.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселя.

-Под каким названием это время вошло в историю России?

Слушают

Записывают.

Записывают.

Отвечают

Слушают.

Читают абзацы о Лжедмитрии I.

Показывают на карте путь самозванца.

Записывают.

Отвечают.

Слушают.

Показывают на карте путь самозванца.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают.

Закрепление

Задания по карточкам.

Задание 1:Что стало причиной смутного времени? (правильный ответ подчеркните).

а) прекращение династии Рюриковичей.

б) хозяйственный подъем страны.

в) восстание Болотникова.

Задание 2: соедините стрелками

Выполняют.

Самозванец -      

                                   

Смутное время–                            

  начало    XVIIв.. когда                      прекратился царский    род Рюриковичей и шла постоянная борьба за    царский престол

человек который      выдал себя за другого присвоив его имя.

Задание 3: Какое государство поддерживало Лжедмитрия? (правильный ответ подчеркните).

А) Франция.

Б) Германия.

В) Польша.

Зачитывают по одному заданию вслух, остальные проверяют.

Подведение итогов.

Домашнее Задание.

Задание 1:Что стало причиной смутного времени? (правильный ответ подчеркните).

а) прекращение династии Рюриковичей.

б) хозяйственный подъем страны.

в) восстание Болотникова.

Задание 2: соедините стрелками

Самозванец                          время жестокой борьбы за царский престол когда прекратился род   Рюриковичей  

Смутное время                    человек, выдающий себя за другого присвоив его имя

Задание 3: Какое государство поддерживало Лжедмитрия? (правильный ответ подчеркните).

А) Франция.

Б) Германия.

В) Польша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....