Статья на тему "Методы мотивации учащихся на уроках истории". Учитель истории и обществознания, Растворцев Никита Михайлович
статья по истории

Растворцев Никита Михайлович

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_motivatsii_uchashchihsya_na_urokah_istorii.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методы мотивации учащихся на уроках истории

Растворцев Никита Михайлович

Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация: Развитие и формирование положительного отношения к учебной деятельности у учащихся с целью повышения эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: мотивация к обучению, интерес, инициатива, творчество, качество обучения.

Встречается такое, что ученик не желает учиться, нет желания и инициативы. В этом случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя принудить учиться, если относиться к процессу обучения равнодушно, без интереса. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики не только знали даты, исторические события, но и умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику. В этом заинтересованы и родители учащихся.

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Существует мнение, что на начальном этапе обучения дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому и неизведанному, обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно, ослабевает и работоспособность на уроке. В этой связи интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играет содержание и наполнение учебного материала, выступающего для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе «сырая» информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не вызывает в нем отклик, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс и стимул к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, но не только с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и не следует упускать данный элемент, особенно актуальный для старших классов), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Именно в этом случае у детей будут создаваться тенденция и настрой на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Что же такое мотивация? В разных источниках отражено разное толкование данного термина. Некоторые исследователи отмечают, что мотивация (от лат. movere — побуждение к действию) - психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.  С другой стороны, мотивация есть система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в трудах немецкого философа А. Шопенгауэра. Советский психолог и педагог А.Н. Леонтьев дает следующее понятие мотивации – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать определенные виды действий.

Научить – значит дать ученику набор необходимых знаний, умений и навыков. Однако этого недостаточно: важно воспитать мотив, инициативу, стремление к получению этих знаний, умений и навыков. Так школьная мотивация является одним из основополагающих факторов получения образования.

Хотелось бы остановиться на некоторых методах, стимулирующих рост мотивации у учащихся к изучаемому материалу.

  1. Обращение к жизненному опыту детей. Прием заключается в обсуждении с учащимися хорошо знакомым им жизненным ситуациям, всестороннее понимание которых возможно при изучении предлагаемого материала. В этом случае необходима «живость» рассматриваемой ситуации, ее острота и актуальность. Например, на нежелание ребенка изучать тему развития рыночных отношений можно задать вопрос: «Знаешь ли ты о древних как мир способах обвешивания покупателя?». Как правила, даже у взрослого человека проявляется интерес7
  2. Моделирование проблемной ситуации. Прием состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую ученик осваивает необходимые знания и навыки. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (на этапе актуализации знаний) задавать особым образом сконструированные вопросы, требующие анализа, сравнения, сопоставления и разъяснения информации, а также более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации в большинстве случаев гарантирует интерес к изучаемому. 
  3. Прием деловой игры. Суть в том, что за каждым учеником закрепляется определенная роль. Сам формат деловой игры требует разноплановой и скрупулезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учеников, взамен обеспечивая высокую отдачу и успех такого урока у учащихся. Играть школьникам интереснее, чем учиться.

Стоит отметить, что данный метод широко применяется в различного рода тренингах, при обучении психологии взаимоотношений и других, не менее важных для обучающихся мероприятиях. Притом участники таких игр нередко представители разных возрастных групп, которые в игре, как правило, не замечают процесса обучения.

  1. Решение логических задач. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем обыденные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для отвлечения и смены вида работы в течение урока, а порой и для дополнительного решения дома. Метод особенно актуален в рамках подготовки к олимпиадам, и важен наряду с высокой ролью развитого логического мышления при изучении истории.
  2. Состязания и конкурсы. Любому учителю известно, насколько бывает трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить различные игровые и конкурсные, по своему формату стимулирующие детей на соревнование. Состязательный компонент может стать существенным вкладом в развитие мотивации у детей.

В продолжении темы необходимо сказать, что личность учителя играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету. Обратимся к русскому историку В. О. Ключевскому, который справедливо утверждал, что «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Для этого ученый открыл следующую нехитрую, но основополагающую формулу – «Необходимо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

  Следует добавить, что в условиях динамично развивающегося общества объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрастает с каждым годом. А с развитием истории как науки и новыми технологиями, приводящими к новым открытиям, расширяется и источниковая база.

 Итак, развитие мотивации и интереса к предмету – это вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность. Урок необходимо организовать таким образом, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения как с учителем, так и с одноклассниками. В классе должна царить рабочая атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес, стремление и удовлетворение от проделанной работы должны становиться ключевыми ощущениями ребенка в ходе учебного процесса.

Также важна для мотивации ориентация учителя на индивидуальные достижения учеников. В этой связи необходимо сравнивать результаты отдельного ученика с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание уверенности в своих силах и как результат – обеспечение мотивации и роста показателей в учебе.

Список используемой литературы

1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И.. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания//Преподавание истории и обществознания в школе.-2008.-№4.-с.22-29.

2. Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.

3. Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации // Вестник высшей школы. – 2014. -№7. –с.37-44.

4. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2009 г.

5. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007.-с.77.

6. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение,1990.

7. Подласый И.П.  Мотивация обучения. Педагогика: учеб. Для студентов. –М.: 2008.

8. Северина  О.А. Проектная деятельность учителя.- Волгоград: Учитель. 2011

9. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное  образование: инновации и эксперимент.-2011.-№ 1.-с.32-35

10. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экперимент.2012.-№1.-с.13-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Развитие мотивации учащихся на уроках истории и обществознания путем ИКТ.

Это мое мнение на современный подход к образованию .Как привлечь ученика к изучению истории и обществознания  через современные средства обучения, как сделать урок красочным , запоминающимся , а ...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания

Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...