Конспект урока "Вторая мировая война"
методическая разработка по истории (10 класс)
Цель:охарактеризовать причины и начало Второй мировой войны
Задачи:
- выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;
- закрепить умение работать с документами;
- показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseobshchaya_istoriya_10_klass.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по истории в 10 классах
на тему:
«Вторая мировая война.
1939 – 1945 гг.».
Учитель истории и обществознания: Смирнов В.Л.
Тема урока «Вторая мировая война». «Начало»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока –Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» -М; Просвещение. 2016 г. интерактивная доска, презентация.
Основные термины и понятия: Вторая мировая война, план «Барбаросса», план Ост
Дата: 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.
Методические приемы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический
Оформление доски: тема урока
План урока:
I. Организационный момент.
П.Постановка целей и задач.
III.Обобщения и систематизация знаний.
Закрепление.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Цель:охарактеризовать причины и начало Второй мировой войны
Задачи:
- выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;
- закрепить умение работать с документами;
- показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной
Эпиграфы урока:
«Если завтра война…»
Проверка домашнего задания. (Не проводится, так как накануне был обобщающий урок).
План урока:
1.Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.
2. Расширение территории СССР.
3. Война с Финляндией.
4. Подготовка Германии к нападению на СССР.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
А может, не было войны?
И людям всё это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы.
А может, не было войны?
Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения.
17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.;
18 век – убито 5 млн.200 тыс.;
19 век – убито 5 млн. 500 тыс.;
20 век – Первая мировая война , убито 10 млн.;
20 век - Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.
После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны.
Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне.
А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.
1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?
Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;
Авторитарный – Япония,
Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.
2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.
Отв.: Германия, Италия, Япония.
3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?
Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.
4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?
Отв.: 29-30 сентября 1938 г. состоялся «Мюнхенский сговор».
5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?
Отв.: Великобритания (НевиллЧемберлен), Франция (Эдуард Даладье), Германия (Адольф Гитлер), Италия (БенитоМуссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.
Гитлер не скрывал своих захватнических планов. Фашисты считали, что все немцы должны жить в едином государстве. В марте 1938 года был проведён аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. После этого Гитлер стал готовиться к захвату Чехословакии. В качестве предлога фашисты использовали положение в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения её к Германии. Чехословакия пыталась сопротивляться этим требованиям, рассчитывая на поддержку Англии и Франции. Однако, западные державы отказали Чехословакии в помощи. 29 сентября 1938 года в Мюнхене главы правительств Англии, Франции, Германии и Италии, решили судьбу Чехословакии. Чехословацкого представителя на совещании не было. Это событие вошло в историю под названием «Мюнхенский сговор». Чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.
6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?
Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.
Проводимая Англией и Францией «политика умиротворения» в отношении Германии и ее союзников привела фактически к развязыванию нового мирового конфликта. Потакая территориальным претензиям Гитлера, западные державы сами стали первыми жертвами его агрессии, поплатившись за неумелую внешнюю политику.
Каковы же причины советско-германского сближения.
Угроза для СССР остаться один на один с германской агрессией привела к тому, что СССР принимает предложение Германии о заключении договора о ненападении и прерывает переговоры с Англией и Францией, которые начались 12 августа 1939г. в Москве, убедившись в их полной бесперспективности.
И уже 23 августа 1939г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы, разграничившие “сферы влияния” этих стран.
Работа с документом № 1. Пакт о ненападении.
Рассмотрим фрагмент из этого договора и ответим на вопросы:
«Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Правительство СССР и
Правительство Германии
Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I.
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II.
В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III.
Правительства обоих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV.
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V.
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Статья VI.
Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII.
Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках в Москве, 23 августа 1939 года.
По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
За Правительство Германии И. Риббентроп
Hiernach: PolitischesArchivdesАuswärtigenAmtes, f 11/0048-0050. Mikrofilm.
1. Можно ли считать, что со стороны Советского Союза договор с Германией был вынужденной мерой?
2. Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?
3. Какие выгоды получили СССР и Германия от заключения этого договора?
4. В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?
Работа с документом № 2. Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г. (учащиеся читают его)
Проанализируйте и сделайте вывод
«Секретный дополнительный протокол»
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обоих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
- 1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обоими сторонами.
- 2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
- 3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
- 4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года
По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
За Правительство Германии И. Риббентроп
Hiernach: PolitischesArchivdesAuswärtigenAmtes, f 19/182-183. Mikrofilm.
Выгоды для каждой страны из секретных протоколов?
1) интересы СССР
2) интересы Германии
На рассвете 1 сентября 1939 года, в тот самый день, который Гитлер еще 3 апреля выбрал для начала операции "Вайс", немецкая армия пересекла границы Польши и двинулась по направлению к Варшаве с севера, юга и запада.
В воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели - колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки - военные и гражданские - поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире еще не бывало….
1 сентября в грандиозной прокламации Гитлера, обращенной к германской армии, говорилось:
"Польское государство отказалось от мирного урегулирования конфликта, как это предлагал сделать я, и взялось за оружие... Несколько нарушений границы, которые нестерпимы для великого государства, доказывают, что Польша не намерена с уважением относиться к границам рейха.
Чтобы прекратить это безумие, у меня нет другого выхода, кроме как отныне и впредь силе противопоставить силу".
В тот день Гитлер только однажды сказал правду.
"Я не прошу ни от одного немца, - заявил он в рейхстаге, - делать больше того, к чему я готовился все эти четыре года... С настоящего момента я - первый солдат германского рейха. Я снова надел форму, которая была для меня дорога и священна. Я не сниму ее до тех пор, пока не будет одержана победа, ибо поражение для меня равносильно смерти".
Свое обещание он выполнил.
3 сентября 1939 года Англия и Франция, в ответ на вторжение в Польшу, объявили Германии войну. Но союзники Польши не оказали ей реальной помощи. Немецкие войска, не встречая серьезного сопротивления, быстро продвигались вглубь страны. И уже 28 сентября 1939 года первая кампания Второй мировой войны завершилась. Польша была полностью оккупирована.
Таким образом, началась
Вторая мировая война (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945)
Втора́я мирова́я война́[21]— война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества.
Боевые действия велись на территории Европы, Азии и Африки[24] и в водах всех океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.
Ребята, давайте проясним масштабность Второй мировой войны.
В войне участвовало 62 государства (из 73 существовавших на тот момент);
Продолжительность войны – 2194 дня;
Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40;
Численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.;
Мы с вами знаем, что Великая Отечественная война, которую вёл СССР против фашистской Германии – это часть Второй мировой. Наша страна потеряла в годы войны 27 млн. человек.
Работа с учебником стр. 144-145
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята знание истории не может быть полным без знаний об исторических
личностях(учащимся предлагается прочитать на экране краткую характеристику исторической личности).
1.Настоящая фамилия этого исторического деятеля— Джугашви́ли.
Родился 9 (21) декабря 1879) в Грузии, в деревне Гори — умер 5 марта 1953.
Советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Фактический руководитель СССР с середины 1920-х гг. до своей смерти в 1953 году.
На период его правления приходится ряд важнейших событий в истории СССР и мировой истории: индустриализация, коллективизация, Вторая мировая война, cоздание культа личности, установление тоталитарного режима.
Этот руководитель имел различные телесные дефекты: левая рука была короче правой, маленький рост — 160 см, лицо в оспинах.
ОТВЕТ: И.В.Сталин
2. Этот исторический деятель родился в Австрии, в г. Браунау-на-Инне близ границы с Германией, 20 апреля1889 г. – покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945.
Он - основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер Германии (1933—1945), фюрер Германии (1934—1945), верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне.
Этот деятель считается главным организатором Второй мировой войны, с его именем связаны многочисленные преступления нацистского режима против граждан Германии и оккупированных ею территорий, включая Холокост.
ОТВЕТ: Адольф Гитлер
3.Этот исторический деятель родился 29 июля 1883 в Италии.
Он являлся политическим деятелем, лидером Национальной фашистской партии, диктатором, вождем («дуче»), возглавлял Италию как премьер-министр с 1922 по 1943.
Он был одним из основателей итальянского фашизма, установил в стране тоталитарный режим, применял политические репрессии.
При этом лидере Италия была союзницей Германией и участвовала на её стороне во Второй мировой войне, что и стало причиной крушения фашистского режима и его гибели.
ОТВЕТ: Бенито Муссолини
4.Эта историческая личность — британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 годах, почётный член Британской академии (1952), лауреат Нобелевской премии по литературе (1953).
Он родился 30 ноября 1874 года в родовом имении герцогов Мальборо -Дворце Бленхейм.
ОТВЕТ: Уинстон Черчилль
5.Этот исторический деятель родился 30 января 1882 г., в штате Нью-Йорк, умер12 апреля1945 .
Он — 32-й президент США, одна из центральных фигур мировых событий середины XX века, возглавлял государство во время Второй мировой войны.
Единственный американский президент, избиравшийся на 4 срока.
В 1921 году он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом.
ОТВЕТ: Франклин Рузвельт
6. Император Сёва — 124-й император Японии с 25 декабря 1926 года. Генералиссимус японских войск, имел чин британского почётного генерала, а затем — почётного фельдмаршала. На Западе известен под данным ему при рождении именем Хирохито (буквально в переводе с яп. — «изобилие и добродетель»). Тронное имя (девиз правления) Сёва означает «Просвещённый мир».
Многие люди в Китае, на Тайване, в Корее и в Юго-Восточной Азии видели в Хирохито «азиатского Гитлера» и настаивали на том, чтобы он был наказан как военный преступник.
ОТВЕТ: Хирохито Умер7 января 1989 г. (87 лет),
Итак, 17 сентября советские войска вступили в польские земли и возвратили земли Западной Украины и Западной Белоруссии.
В Бресте после поражения Польши состоялся совместный парад советских и немецких войск.
28 сентября 1939 года между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе.
Расширение советской территории проходило почти без вооруженных конфликтов. Иначе развивались отношения с Финляндией.
В октябре – ноябре Финляндия была приглашена на официальные переговоры в Москву. 14 октября 1939 г. советская сторона предоставила финнам меморандум.
- Обеспечение безопасности г.Ленинграда
- Уверенность в том, что Финляндия будет стоять на базе дружественных отношений с СССР.
Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию.
Советский Союз оказался на грани конфликта с Англией и Францией. Лига Наций признала СССР агрессором и исключила из своего состава. Симпатии Финляндии открыто выражала и Германия.
12 марта 1940 года – мирный договор.
СССР: Корельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, у входа в Финский залив на острове Ханко создавалась советская морская база.
Подготовка Германии и СССР к войне
Выступление учащихся: Завоевание Германией европейских стран.
План Барбаросса – выступление учащихся
План Ост – выступление учащихся
Этап 3. Закрепление пройденного материала.
1. Назовите основные причины Второй мировой войны.
2. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны?
3. Можно ли было предотвратить войну? Почему?
Домашнее задание: п. 18 стр. 135-145.
ДОКУМЕНТ №1
«Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Правительство СССР и
Правительство Германии
Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I.
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II.
В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III.
Правительства обоих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV.
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V.
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Статья VI.
Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII.
Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках в Москве, 23 августа 1939 года.
По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
За Правительство Германии И. Риббентроп
Hiernach: PolitischesArchivdesАuswärtigenAmtes, f 11/0048-0050. Mikrofilm.
«Секретный дополнительный протокол»
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обоих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обоими сторонами.
2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года
По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
За Правительство Германии И. Риббентроп
Hiernach: PolitischesArchivdesAuswärtigenAmtes, f 19/182-183. Mikrofilm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....
Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».
Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...
конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".
Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...