Господин Великий Новгород (технологическая карта)
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта урока истории в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_istorii_po_temepervye_kievskie_knyazya_6_klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
6 класс
Тема урока «Господин Великий Новгород»
Составил:
Анашкина Ольга Вячеславовна,
учитель истории и обществознания.
Тема урока: «Господин Великий Новгород»
Тип урока: урок открытия нового знания.
3-й из 5 уроков в разделе «Русь в сер. XII – нач. XIII веков»
Цель урока: создание представления о развитии государства через исследование деятельности первых киевских князей.
Задачи:
Предметные:
- Развивать умение читать историческую карту.
- Развивать умения работать с историческим источником.
- Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли.
Метапредметные: развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать навыки смыслового чтения;.уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные: осознавать ценность исторического прошлого российского государства.
Термины и понятия: посадник, тысяцкий, вече, республика.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
УМК:
- Учебник: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений /
- Атлас «История России с древнейших времен до XVI века». – М : Издательство ДИК; Дрофа , 2012
- Настенная карта «Русь в IX - X веках».
- Иллюстрации: портреты первых киевских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Этапы урока | Время прохождения этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| 1 | Учитель приветствует учащихся; проверка готовности класса к уроку, создает благоприятную атмосферу. | Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. | Коммуникативные:
|
| 5 | Объявляет проверку дз и приглашает учащихся поделиться своими репродуктивными и продуктивными вопросами.
| Ученики предлагают составленные по домашнему заданию вопросы, выбирают отвечающих, а также оценивают ответы. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
| 3 | Помогает поставить цели, для дальнейшего изучения Древней Руси используя проблемные вопросы:
Узнать… Работать с … Научиться… | Ставят для себя цель: познакомится с первыми правителями Древней Руси. Ставят задачи для достижения цели:
| Познавательные: 1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: 1. умение поставить цель и задачи для её достижения; 2. умение спланировать свою деятельность для выполнения задач. Коммуникативные:
2. умение задавать вопросы. |
| 5 | Предлагает на основе работы с картой выдвинуть гипотезу: - Давайте найдём территорию Новгородской земли на картах. Определите её расположение относительно остальной Руси. - Предположите, какие природные условия там существовали. Как это повлияло на занятия населения? - Как нам проверить свои предположения? - Что ещё нам нужно узнать о Новгородской земле? Озвучьте наш вывод о географическом положении и экон. развитии Новгородской земли. | Учащиеся работают с картой, выдвигают предположения, предлагают способ их проверить и работают с учебником. Параллельно заполняется таблица № 1. Делают вывод. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество. |
| 7 | - Но мы так и не узнали, почему в отличие от Владимиро-Суздальского, Киевского, Черниговского и др. княжеств мы называем Новгородскую землю «Г-н Вел. Новгород». - Предположите, что нам нужно узнать для этого. - Как мы можем это сделать? (Одна из пар учащихся получает спец. задание по тексту «Группы населения»; позднее её ответ привлекается для заполнения таблицы). - Озвучьте, пожалуйста, вывод о полит. развитии Новгор. земли. | Учащиеся предлагают выяснить работают согласно составленному плану и поставленным задачам:
| |
| 10 | Учитель задаёт вопросы:
Во-первых, на основе археол. раскопок и летописей учёные составили вот такую карту Новгорода. Город делился на две стороны, улицы и концы (районы). О чём свидетельствуют такие названия, как Плотницкий конец и Гончарский конец? Какие данные из учебника (стр. ) подтверждают этот вывод?
| Анализируют новую информацию, сравнивают правителей самостоятельно, отвечают на вопросы учителя в индивидуальном порядке. Оценивают выступления друг друга. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
| 2 | Задает дифференцированное домашнее задание с комментариями к нему.
| Записывают домашнее задание. | Регулятивные:
|
| 2 | Учитель спрашивает, выполнили ли учащиеся поставленные перед ними цели (см. перечень на доске). Предлагает оценить свою работу на спец. листках самооценки. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Тема “Феодальная раздробленность”
В процессе работы вы должны узнать:
1. Особенности развития Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородской земли.
2. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности.
3. Своеобразие политического устройства княжеств в период феодальной раздробленности.
Развить умения:
1. Учебного моделирования (составление таблиц, схем).
2. Анализировать документы, извлекать необходимую информацию.
3. Приводить доказательства выбранной точки зрения.
Ход урока
1. Оценка периода феодальной раздробленности.
Задание № 1.
Докажите, рассмотрев причины феодальной раздробленности, что период феодальной раздробленности- закономерный этап в развитии феодального государства.
Задание № 2.
Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII-XIIIвв. Какая другая точка зрения о последствиях политической раздробленности Руси существует? Какую точку зрения Вы считаете наиболее убедительной? Подтвердите фактами избранную Вами точку зрения.
2. Общая характеристика развития княжеств в период феодальной раздробленности.
Задание № 1.
Заполните таблицу:
Княжество | Где находится | Особенности развития хозяйства, крупные города | Правители |
|
|
|
|
Задание № 2.
Заполните таблицу “Политическое развитие княжеств”.
Княжество | Политическое устройство | Функции и привилегии | |||
Князь | Бояре | Боярская Дума | Вече | ||
|
|
|
|
|
|
3. Особенности развития княжеств в период феодальной раздробленности.
Задание. Назовите княжества, с которыми связаны следующие черты развития:
1. В конце XII Святослав Всеволодович делил власть с правнуком Владимира Мономаха, Рюриком Ростиславичем. Так бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских группировок и избегали междоусобицы.
2. В этом княжестве у князей сложились особые отношения с половцами. Князья дружили с половцами, половцы помогали им в борьбе с Владимиром Мономахом.
3. Важную роль в жизни города имел мост. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда, по приговору городских властей сбрасывали осужденных на смерть преступников.
4. Город славился мастерами кузнечного и гончарного дела и др. профессий. Улицы зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улица Кузнецкая, Гончарная, Щитная.
5. Большую силу в княжестве получили бояре-землевладельцы. Они входили в верхушку общества, так называемую аристократию.
6. Здесь княжили внуки Ярослава мудрого. Большой мощи княжество достигло при Ярославе Осмомысле. Княжество славилось своим богатством, развитыми международными связями, особенно с Византией, Венгрией, Польшей.
7. Объединение двух княжеств произошло при Романе Мстиславиче, впоследствии он присоединил к своим владениям Киевское княжество. Так выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
8. Земли княжества входили в состав “отчины” Мономаховичей. В середине XII века княжество из далекой окраины превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.
9. Князь построил великолепный белокаменный дворец в селе Боголюбово. В 1169 г. Взял штурмом Киев. Против него был заговор, в который были вовлечены жена и ближайшие слуги князя.
10. В этом княжестве князь Всеволод, укрепив свои позиции внутри княжества, стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество.
4. Особенности политики русских князей в период раздробленности.
Задание № 1. Заполните таблицу:
Княжество | Князь | Содержание политики |
|
|
|
Задание № 2. Соотнесите имя князя, княжество, содержание деятельности.
1. Князья: Рюрик Ростиславич, Ярослав Осмомысл, Даниил, Всеволод Мстиславич, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
2. Содержание деятельности:
А) В борьбе с боярством опирался не только на города, но и на дворянство. Прозвище получил за то, что имел большую семью: 8 сыновей и 8 внуков, не считая потомства женского рода. Укрепив свои позиции внутри княжества, князь стал оказывать большое влияние на дела Руси.
Б) В ходе борьбы враждующих сторон князь сжег Подол, разграбил Cофийский собор и Десятинную церковь - русские святыни. Затем князь Роман захватил его в плен и постриг в монахи.
В) Князь прослыл смелым и талантливым полководцем. С его именем считались правители Европы. Когда ему было 4 года, бояре выгнали его с матерью из города. Повзрослев и собрав мощную дружину, князь смог постоять за себя и в 1221 г. захватил престол на Волыни.
Г) Князь был женат на дочери Юрия Долгорукого. Вел борьбу с боярами, побывал в изгнании и даже оказывался в темнице. Но в конце концов ему удалось сокрушить противника и усилить авторитет княжеской власти. Про него в “Слове о полку Игореве” говорилось, что “он подпер своими железными полками горы Угорские”.
Д) Князь неустанно воевал с Волжской Болгарией, с Новгородом, боролся за овладение киевским престолом. Союзником его был черниговский князь Святослав. Однажды оба князя встретились для переговоров и для дружеского пира в суздальском городке Москва в 1147 г.
Е) В юности князь совершил военный поход и прослыл смелым воином. Он стремился стать “самовластцем”. В 1169 г. Князь взял штурмом Киев. Действия князя вызывали все большее раздражение среди боярства. Родственники казненного боярина Степана Кучки организовали заговор и в 1174 г. убили князя.
Ж). Князь начал противоборство с Суздалем и потерпел поражение. Это переполнило чашу терпения жителей княжества. Против князя выступили бояре и “черные люди”. В 1136 г. князя с семьей по приговору веча заключили под стражу, затем выслали из города, обвинив в том, что он “не блюдет смерд”, т.е. не выражает интересов простых людей, плохо руководит войском.
3. Княжества:
А) Владимиро-Суздальское
Б) Новгородская земля
В) Ростово-Суздальское княжество
Г) Киевское княжество
Д) Галицкое княжество
Е) Галицко-Волынское княжество.
5. Культура княжеств в период раздробленности.
Задание. Выделите особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли (архитектура, иконопись), перечислите памятники культуры.
Сделайте вывод: каковы последствия феодальной раздробленности для развития страны?
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. | познавательный интерес к истории нашей Родины | Познавательные: анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом документа Регулятивные: оценивать результаты своей работы; Коммуникативные:вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой. | Научатся давать определения терминам: вече, республика, монументальный. Получат возможность научиться: выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 7 класс "Господин Великий Новгород"
Данный урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...
ТЕМА: Раздробленность на Руси . Господин Великий Новгород. Владимиро –Суздальская Русь
Тестирование по теме "Раздробленность на Руси. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальская Русь"...
программа элективного интегрированного курса "Господин Великий Новгород"
ПРОГРАММА элективного интегрированного курса. Авторы:ЛЕДЕНЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,учитель историивысшей квалификационной категории;БАРАЛЮК НИНА ИВАНОВНА,учитель русского языка и литературывысшей к...
Разработка урока "Господин Великий Новгород" (6 класс)
Разработка урока по истории России, 6 класс....
Открытый урок по истории России: "Господин Великий Новгород".
Этот материал представляет собой набор разных видов взаимодействия с учащимися: презентация, тест, игра.Материал был собран на основе информации Интернета и моего личного опыта работы. Использовался н...
Господин Великий Новгород (презентация)
Презентация к уроку истории в 6 классе...
Тема урока: Господин Великий Новгород
Урок по теме Великий Новгород, 6 класс...