Господин Великий Новгород (технологическая карта)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Анашкина Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

6 класс

Тема урока «Господин Великий Новгород»

Составил:

Анашкина Ольга Вячеславовна,

учитель истории и обществознания.

Тема урока: «Господин Великий Новгород»

Тип урока: урок открытия нового знания.

3-й из 5 уроков в разделе «Русь в сер. XII – нач. XIII веков»

Цель урока: создание представления о развитии государства через исследование деятельности первых киевских князей.

Задачи:

Предметные:

  1. Развивать умение читать историческую карту.
  2. Развивать умения работать с историческим источником.
  3. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли.

        

Метапредметные: развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать навыки смыслового чтения;.уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные: осознавать ценность исторического прошлого российского государства.

Термины и понятия: посадник, тысяцкий, вече, республика.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

УМК:

  1. Учебник: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений /
  2. Атлас «История России с древнейших времен до XVI века».  – М : Издательство ДИК; Дрофа , 2012
  3. Настенная карта «Русь в IX - X веках».
  4. Иллюстрации: портреты первых киевских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

                  

Этапы урока

Время прохождения этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

1

Учитель приветствует учащихся;

проверка готовности класса к уроку, создает благоприятную атмосферу.

Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Коммуникативные:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  1. Актуализация знаний.

5

Объявляет проверку дз и приглашает учащихся поделиться своими репродуктивными и продуктивными вопросами.

 

Ученики предлагают составленные по домашнему заданию вопросы, выбирают отвечающих, а также оценивают ответы.

Познавательные:

  1. умение использовать полученную ранее информацию.

Регулятивные:

  1. умение оценивать качество и уровень усвоения пройденного материала;

Коммуникативные:

  1. умение полно и точно выражать свои мысли,
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

  1. Постановка учебной задачи.

3

Помогает поставить цели, для дальнейшего изучения Древней Руси используя проблемные вопросы:

  1. Тема нашего сегодняшнего урока – «Господин Великий Новгород». Какие ассоциации вызывает у вас это название?
  2. Предположите, о чём мы с вами сегодня узнаем.
  3. Какие цели и задачи поставим перед собой?

Узнать…

Работать с …

Научиться…

Ставят для себя цель:

познакомится с первыми правителями Древней Руси.

Ставят задачи для  достижения цели:

  1. Прочитать текст учебника,
  2. найти необходимую информацию
  3. выписать найденную информацию
  4. познакомить одноклассников с новой информацией.

Познавательные:

    1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

 1. умение поставить цель и задачи для её достижения;

2.  умение спланировать свою деятельность для выполнения задач.

Коммуникативные:

  1. умение полно и точно выражать свои мысли,

      2. умение задавать вопросы.

  1. Изучение нового материала.

5

Предлагает на основе работы с картой выдвинуть гипотезу:

- Давайте найдём территорию Новгородской земли на картах. Определите её расположение относительно остальной Руси.

- Предположите, какие природные условия там существовали. Как это повлияло на занятия населения?

- Как нам проверить свои предположения?

- Что ещё нам нужно узнать о Новгородской земле?

Озвучьте наш вывод о географическом положении и экон. развитии Новгородской земли.

Учащиеся работают с картой, выдвигают предположения, предлагают способ их проверить и работают с учебником. Параллельно заполняется таблица № 1.

Делают вывод.

Познавательные:

  1. умение извлекать  необходимую информацию из исторических источников;
  2. навыки смыслового чтения;
  3. определять основную и второстепенную информацию;
  4. умение структурировать знания.

Регулятивные:

  1. умение планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать свою деятельность в соответствии с заданным эталоном;
  2. развитие и творческую деятельность учащихся путём решения задач, сформулированных на уроке.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество.

  1. Изучение нового материала.

7

- Но мы так и не узнали, почему в отличие от Владимиро-Суздальского, Киевского, Черниговского и др. княжеств мы называем Новгородскую землю «Г-н Вел. Новгород».

- Предположите, что нам нужно узнать для этого.

- Как мы можем это сделать?

(Одна из пар учащихся получает спец. задание по тексту «Группы населения»; позднее её ответ привлекается для заполнения таблицы).

- Озвучьте, пожалуйста, вывод о полит. развитии Новгор. земли.

Учащиеся предлагают выяснить работают согласно составленному плану и поставленным задачам:

  1. Работают с текстом, находят ответы.
  2. Озвучивают ответы, параллельно заполняется таблица № 2.
  3. Делают вывод.
  1. Решение учебных задач.

10

Учитель задаёт вопросы:

  1. У нас есть три интересных исторических источника.

Во-первых, на основе археол. раскопок и летописей учёные составили вот такую карту Новгорода. Город делился на две стороны, улицы и концы (районы). О чём свидетельствуют такие названия, как Плотницкий конец и Гончарский конец? Какие данные из учебника (стр. ) подтверждают этот вывод?

  1. У вас на партах лежат фрагменты из двух дошедших до нас новгородских былин - о Василии Буслаеве и о Садко. Найдите в текстах ответы на вопросы, приведённые на слайде. Давайте проанализируем отрывок из летописи XII века на стр. ??

Анализируют новую информацию, сравнивают правителей самостоятельно, отвечают на вопросы учителя в индивидуальном порядке.

Оценивают выступления друг друга.

Познавательные:

  1. умение структурировать информацию;
  2. умение делать выводы.

Регулятивные:

  1. выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Коммуникативные:

  1. умение полно и точно выражать свои мысли,
  2. умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

  1. умение оценивать поступки.
  1. Информация о домашнем задании и инструктаж  по его выполнению.

2

Задает дифференцированное домашнее задание с комментариями к нему.

  1. Прочитать параграф 14, выписать и выучить новые понятия.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

  1. Планирование собственной деятельности.
  1. Рефлексия.

2

Учитель спрашивает, выполнили ли учащиеся поставленные перед ними цели (см. перечень на доске).

Предлагает оценить свою работу на спец. листках самооценки.

Познавательные:

  1. уметь использовать полученную информацию;
  2. использование знаково-символических средств.

Регулятивные:

  1. умение контролировать свою деятельность
  2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  1. навыки коммуникативной культуры.

Тема “Феодальная раздробленность”

В процессе работы вы должны узнать:

1. Особенности развития Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородской земли.

2. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности.

3. Своеобразие политического устройства княжеств в период феодальной раздробленности.

Развить умения:

1. Учебного моделирования (составление таблиц, схем).

2. Анализировать документы, извлекать необходимую информацию.

3. Приводить доказательства выбранной точки зрения.

Ход урока

1. Оценка периода феодальной раздробленности.

Задание № 1.

Докажите, рассмотрев причины феодальной раздробленности, что период феодальной раздробленности- закономерный этап в развитии феодального государства.

Задание № 2.

Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII-XIIIвв. Какая другая точка зрения о последствиях политической раздробленности Руси существует? Какую точку зрения Вы считаете наиболее убедительной? Подтвердите фактами избранную Вами точку зрения.

2. Общая характеристика развития княжеств в период феодальной раздробленности.

Задание № 1.

Заполните таблицу:

Княжество

Где находится

Особенности развития хозяйства, крупные города

Правители

 

 

 

 

Задание № 2.

Заполните таблицу “Политическое развитие княжеств”.

Княжество

Политическое устройство

Функции и привилегии

Князь

Бояре

Боярская Дума

Вече

 

 

 

 

 

 

3. Особенности развития княжеств в период феодальной раздробленности.

Задание. Назовите княжества, с которыми связаны следующие черты развития:

1. В конце XII Святослав Всеволодович делил власть с правнуком Владимира Мономаха, Рюриком Ростиславичем. Так бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских группировок и избегали междоусобицы.

2. В этом княжестве у князей сложились особые отношения с половцами. Князья дружили с половцами, половцы помогали им в борьбе с Владимиром Мономахом.

3. Важную роль в жизни города имел мост. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда, по приговору городских властей сбрасывали осужденных на смерть преступников.

4. Город славился мастерами кузнечного и гончарного дела и др. профессий. Улицы зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улица Кузнецкая, Гончарная, Щитная.

5. Большую силу в княжестве получили бояре-землевладельцы. Они входили в верхушку общества, так называемую аристократию.

6. Здесь княжили внуки Ярослава мудрого. Большой мощи княжество достигло при Ярославе Осмомысле. Княжество славилось своим богатством, развитыми международными связями, особенно с Византией, Венгрией, Польшей.

7. Объединение двух княжеств произошло при Романе Мстиславиче, впоследствии он присоединил к своим владениям Киевское княжество. Так выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.

8. Земли княжества входили в состав “отчины” Мономаховичей. В середине XII века княжество из далекой окраины превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.

9. Князь построил великолепный белокаменный дворец в селе Боголюбово. В 1169 г. Взял штурмом Киев. Против него был заговор, в который были вовлечены жена и ближайшие слуги князя.

10. В этом княжестве князь Всеволод, укрепив свои позиции внутри княжества, стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество.

4. Особенности политики русских князей в период раздробленности.

Задание № 1. Заполните таблицу:

Княжество

Князь

Содержание политики

 

 

 

Задание № 2. Соотнесите имя князя, княжество, содержание деятельности.

1. Князья: Рюрик Ростиславич, Ярослав Осмомысл, Даниил, Всеволод Мстиславич, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

2. Содержание деятельности:

А) В борьбе с боярством опирался не только на города, но и на дворянство. Прозвище получил за то, что имел большую семью: 8 сыновей и 8 внуков, не считая потомства женского рода. Укрепив свои позиции внутри княжества, князь стал оказывать большое влияние на дела Руси.

Б) В ходе борьбы враждующих сторон князь сжег Подол, разграбил Cофийский собор и Десятинную церковь - русские святыни. Затем князь Роман захватил его в плен и постриг в монахи.

В) Князь прослыл смелым и талантливым полководцем. С его именем считались правители Европы. Когда ему было 4 года, бояре выгнали его с матерью из города. Повзрослев и собрав мощную дружину, князь смог постоять за себя и в 1221 г. захватил престол на Волыни.

Г) Князь был женат на дочери Юрия Долгорукого. Вел борьбу с боярами, побывал в изгнании и даже оказывался в темнице. Но в конце концов ему удалось сокрушить противника и усилить авторитет княжеской власти. Про него в “Слове о полку Игореве” говорилось, что “он подпер своими железными полками горы Угорские”.

Д) Князь неустанно воевал с Волжской Болгарией, с Новгородом, боролся за овладение киевским престолом. Союзником его был черниговский князь Святослав. Однажды оба князя встретились для переговоров и для дружеского пира в суздальском городке Москва в 1147 г.

Е) В юности князь совершил военный поход и прослыл смелым воином. Он стремился стать “самовластцем”. В 1169 г. Князь взял штурмом Киев. Действия князя вызывали все большее раздражение среди боярства. Родственники казненного боярина Степана Кучки организовали заговор и в 1174 г. убили князя.

Ж). Князь начал противоборство с Суздалем и потерпел поражение. Это переполнило чашу терпения жителей княжества. Против князя выступили бояре и “черные люди”. В 1136 г. князя с семьей по приговору веча заключили под стражу, затем выслали из города, обвинив в том, что он “не блюдет смерд”, т.е. не выражает интересов простых людей, плохо руководит войском.

3. Княжества:

А) Владимиро-Суздальское

Б) Новгородская земля

В) Ростово-Суздальское княжество

Г) Киевское княжество

Д) Галицкое княжество

Е) Галицко-Волынское княжество.

5. Культура княжеств в период раздробленности.

Задание. Выделите особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли (архитектура, иконопись), перечислите памятники культуры.

Сделайте вывод: каковы последствия феодальной раздробленности для развития страны?

Характеристика основных видов

образовательной деятельности

учащихся

                                   Планируемые результаты

                                                       (УУД)

Личностные

Метапредметные

Предметные

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

познавательный интерес к истории нашей Родины

Познавательные: анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом документа

Регулятивные: оценивать результаты своей работы;

Коммуникативные:вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой.

Научатся давать определения терминам: вече, республика, монументальный.

Получат возможность научиться: выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 7 класс "Господин Великий Новгород"

Данный урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...

ТЕМА: Раздробленность на Руси . Господин Великий Новгород. Владимиро –Суздальская Русь

Тестирование по  теме "Раздробленность на Руси. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальская Русь"...

программа элективного интегрированного курса "Господин Великий Новгород"

ПРОГРАММА элективного интегрированного курса.  Авторы:ЛЕДЕНЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,учитель историивысшей квалификационной категории;БАРАЛЮК НИНА ИВАНОВНА,учитель русского языка и литературывысшей к...

Разработка урока "Господин Великий Новгород" (6 класс)

Разработка урока по истории России, 6 класс....

Открытый урок по истории России: "Господин Великий Новгород".

Этот материал представляет собой набор разных видов взаимодействия с учащимися: презентация, тест, игра.Материал был собран на основе информации Интернета и моего личного опыта работы. Использовался н...

Господин Великий Новгород (презентация)

Презентация к уроку истории в 6 классе...

Тема урока: Господин Великий Новгород

Урок по теме Великий Новгород, 6 класс...