Сообщение: «Повышение учебной мотивации у воспитанников с ОВЗ на занятиях самоподготовки.»
консультация

Опыт работы с воспитанниками, имеющими нарушения интеллектуального развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда  следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_institutsionalnyy_seminar.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья -  Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.

Сообщение:

«Повышение учебной мотивации у воспитанников с ОВЗ

на занятиях самоподготовки.»

                                                                                                        Подготовила: воспитатель

семейной группы 7 класса Трегубова О.Г.

                                                                   

                                                                    2019 г.

                                            Учение, лишенное всякого интереса и взятое только                                                  силой   принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями                  

 К.Д.Ушинский

Мир вокруг нас меняется, а значит, и образование меняется тоже, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Первостепенная, главная задача современной школы — достижение нового качества образования. Качество образования – это степень соответствия реальных достигаемых результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 

Помимо совершенствования организации учебного процесса для повышения результатов обучения, необходимо совершенствование системы воспитательной работы, как средства повышения качества образования. 

   Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Подготовка домашнего задания в условиях школы – интернат, один из   наиболее ответственных режимных моментов. Воспитанники – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной   деятельности, свойственные этой категории детей, они являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом.

Самоподготовка носит организационную форму учебной  деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления.

              На всех этапах самоподготовки проводится работа по активизации познавательного интереса:

1. Развитие познавательного интереса.

2. Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, релаксационные паузы, смена деятельности)

4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого,  организуя детей на учебную деятельность, воспитатель предлагает подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, необходимых для выполнения заданий и их расположение на парте. Используются  приёмы, способствующие развитию заинтересованности, что является особенно необходимым в начальных классах. Введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе. Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.

Затем необходимо максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений. У детей поддерживается интерес, концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.

Следующий этап самоподготовки -  инструктаж. Цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе, по выполнению домашнего задания, на котором осуществляется связь с урока и самоподготовки. Применение определенных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность. Воспроизведение материала урока становится для них интересным. Например, предстоит выполнение домашнего задания по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак в середине слова». На доске записаны 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило  из учебника к оставшимся четырём». При этом дети не просто выполняют учебное задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации.

Происходит активизация интеллектуального компонента познавательной деятельности. Дети вспоминают учебный материал, после чего приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания

Таким образом, воспитатель подводит детей к самостоятельной умственной работе. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда.

Во время самостоятельной работы  необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам может попросить помощь воспитателя. Оказанная  помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Необходимо дифференцированно, оказывать дозируемую поэтапную помощь:  

  • воспитанникам предлагается повторить правило;
  • прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию;
  • просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Применение индивидуальных памяток, нацеливает ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности, при выполнении домашнего задания. Привлекаются к работе консультанты из числа учеников, первыми справившимися с работой. Что стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.

 На этапе контроля выполнения домашнего задания применяются различные его виды:

  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • работа в группах переменного состава;
  • контроль, основанный на доверии воспитателя.

Воспитанникам,  выполнившим работу раньше, могут быть предложены таблички с занимательными, коррекционно - дидактическими заданиями, для закрепления учебного материала.

    Даже, если во время выполнения заданий ребенком были допущены ошибки, важно поддержать его стремление к деятельности. Необходимо всегда оценивать деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность и терпение).  Если воспитанники с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли  к итогу самоподготовки, то это в дальнейшем послужит залогом успешной, заинтересованной работы. Данные  методы и приёмы позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса,   его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

Эффективность работы направленных на повышение качества образования, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.

       Опыт работы с воспитанниками, имеющими нарушения интеллектуального развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда  следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Цикл тренинговых занятий по повышению учебной мотивации у старшеклассников.

Цикл включает три занятия с элементами психологического тренинга. Рассчитан на аудиторию  старшеклассников 13-17 лет...

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...