Конспект открытого урока в 5 классе Военные походы фараонов
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме
Через решение учебной задачи решается проблемная ситуация, поставленная в начале урока. Учащиеся самостоятелльно подходят к выводу о целях военных походов фараонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 5 классе
Тема: Военные походы фараонов Цели урока:
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить объяснять особенности расцвета могущества Древнеегипетского государства во II тысячелетии до н.э., связывая различные факты и понятия в целостную картину.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять причины и последствия расцвета Египетского царства во II тыс. до н.э.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
При оценке такого исторического явления, как расцвет Египетского царства, научить выявлять нравственно-гуманистические стороны способов, обеспечивающих это могущество.
Оборудование: карта «Древний Египет», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом, презентация «Военные походы фараонов», рабочие тетради по истории древнего мира (часть 1).
Словарная работа: бронза, дротики, колесница, колесничий, пехота, дышло, могущество, армия.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ребята, на предыдущих уроках мы с вами начали знакомство с историей одного из самых древних государств? Как оно называется? Покажите на карте территорию Древнего Египта в 3 тысячелетии до н.э.
Показ по карте.
История - одна из самых интересных наук в мире. Сегодня на уроке мы станем с вами исследователями. Нам предстоит поработать с историческими документами, с картой, добыть информацию из древнеегипетских изображений, чтобы ответить на главный вопрос урока. (1 слайд) А помогут нам в этом виртуальный библиотекарь и виртуальный архивариус. Архивариус – это специалист, работающий со старыми документами.
- Изучение нового материала.
(2 слайд) А теперь будьте внимательны: перед вами карта древнего Египта: слева – Египет в 3 тысячелетии до н.э., справа – в середине второго тысячелетия до н.э. Сравните эти карты и сделайте вывод.
- Территория государства в 2 тысячелетии значительно увеличивается.
- Как можно увеличить территорию?
- Чаще всего – завоевания (могут быть покупка, захват незанятых территорий).
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Войны Египта за новые земли, Военные походы.
- Но интересно другое: мы изучали, что той земли, которая была в Древнем Египте, было достаточно, чтобы прокормить многочисленный египетский народ. Какой вопрос возникает?
- Зачем египтянам понадобились новые земли?
- Это будет учебной задачей нашего урока. Выскажите гипотезы (предположения) – зачем нужны были новые земли?
Высказывание предположений
(4 слайд) - Итак, тема урока «Военные походы фараонов». Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке?
- Что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы.
5 слайд: Вопросы, которые мы изучим
1. Для чего правители Египта совершали военные походы? (цели походов)
2.Какой была армия египтян?
- Чем прославился фараон Тутмос III?
- Как проходили военные походы?
- Как военные походы фараонов повлияли на развитие Древнеегипетского государства?
6 слайд:
1 вопрос: цели походов
Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)
В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.
После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.
7 слайд:
Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.
Работа с отрывком из книги.
1. О чем были помыслы нового правителя Египта?
- О покорении новых земель
2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?
- Чтобы взять стада, золото, рабов.
8 слайд: выводятся цели. Запомните эти цели!
2 вопрос: Какой была армия египтян
- Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.
Она состояла из двух частей.
9 слайд: Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.
ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков.
10 слайд: Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца.
Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.
11 слайд: Вторая часть – колесничье войско.
В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?
Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.
- В чем преимущество колесниц перед пехотой? - Скорость, стремительность, внезапность.
3 вопрос: Завоевательные походы фараонов.
12 слайд: Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.
Работа по карте:
- Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?
- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.
13 слайд: - Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.
Работа с рабочей тетрадью: задание № _____ по контурной карте.
4 вопрос: Как проходили военные походы?
14 слайд: На помощь к нам приходит архивариус. Он предлагает найти ответ из исторического источника. Какие виды исторических источников вы знаете?
- Письменные, вещественные и устные.
Мы будем работать с историческим документом, как это делают учёные – историки.
Работа с документом.
Войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов,
снеся ее крепости,
срубив ее смоковницы и виноградники,
сжигая ее поселки,
перебив в ней десятки тысяч людей,
захватив в ней множество пленных.
Царь хвалил меня за это чрезвычайно.
- 1. Определим название источника, его вид, автора, место и время создания. - Название источника: «Песня военачальника»
Вид: устный источник, дошедший благодаря
записи (на гробнице)
Автор песни: неизвестен
Место создания: Древний Египет
Время создания: XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.
- 2. Читаем текст по абзацам, выделяем незнакомые слова и названия
и выясняем их значение.
15 слайд: - Бедуины, смоковницы.
- 3. Формулируем основную идею всего текста (о чем идет речь в тексте).
- Основная идея текста – повествование о военном походе египтян в соседнюю страну.
16 слайд:
- 4. Выделяем главные мысли текста: на слайде (1,2, последняя строчки)
17 слайд:
- определяем его план.
План:
1. Возвращение египтян из военного похода. 2. Разорение египетским войском соседней страны. 3. Поощрение фараоном военачальника за поход фараоном.
18 слайд:
- 5. Извлекаем последовательно из текста информацию:
А) что, где и когда происходило?
- В песне рассказывается о походе египтян, совершенном в XXVI веке до н. э. в страну бедуинов.
19 слайд:
Б) Какие цели преследовали египтяне?
- Цели похода египтян: завоевание других народов, захват рабов.
20 слайд:
В) Что представляла собой страна бедуинов? Чем занимались ее жители?
- Страна бедуинов имела свое войско, свои укрепленные крепостями границы. Ее жители занимались земледелием.
21 слайд:
Г) Как проходил поход египтян, чем он закончился?
- Бедуины оказали сопротивление врагам.
Египтяне разгромили местные войска.
Египет одержал победу.
Д) Какие сведения из повести И. Ефремова подтверждаются текстом первоисточника?
- Цели похода египтян: завоевание других народов, захват рабов.
- Запомните! Сведения, которые подтверждаются текстами первоисточников, делают художественные исторические произведения более достоверными, убедительными!
5 вопрос: Как военные походы фараонов повлияли на развитие Египта?
- Чем превосходила египетское войско войска соперника?
- Колесницы, хорошая подготовленность и организованность, бронзовое оружие.
- Что могли дать завоёванные территории Египту?
- Земли, рабов, доходы от налогов и торговли.
- Всё это привело к развитию хозяйства плюс военное превосходство даёт Египту могущество – силу и власть.
Проверка ранее выдвинутых гипотез.
- Как вы думаете, справедливо ли, что одна страна обеспечивает своё могущество за счёт других?
- Высказывают своё мнение, смысл которого заключается в том, что за счёт угнетения и ограбления одних стран нельзя обеспечивать своё благополучие.
3. Закрепление материала.
Выполнение задания № _____ в рабочей тетради.
4. Рефлексия. Оценивание.
5. Домашнее задание.
параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.
Найти ответы на вопросы:
- Кто такой «живой убитый»?
- Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"
Конспект открытого урока по теме: "Военная служба по контракту"....
Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР....
Урок истории в 5 классе. Военные походы фараонов.
Разработка урока истории в 5 классе. Военные походы фараонов....
Конспект урока 5 класс Военные походы фараонов
Тема:Военные походы фараонов.Класс:Дата проведения:5 В.22 сентября 2014 г.Тип урока:Урок усвоения знаний, навыков, умений.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальнаяСОТ:...
Методическая разработка. Презентация для урока по истории "Военные походы фараонов" для 6 класса
Методическая разработка. Презентация для урока по истории "Военные походы фараонов" для 6 класса...
Рабочий лист к уроку в 5 классе "Военные походы фараонов"
Рабочий лист к уроку по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свеницкой И.С. "История Древнего мира".Может быть использован для самостоятельной работы учащихся с учебником. И фильмом "Во...
Урок по теме: "Военные походы фараонов"
Урок по теме: "Военные походы фараонов"...