Интегрированный урок по истории и литературе в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс)

Интегрированный урок в 9 классе: «литература-история»

по теме «Судьба человека в Великой Отечественной войне» (сл.1)

(Урок разработан совместно с учителем русского языка и литературы)

Цели и задачи:

1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить художественные произведения, в которых изображена война.

2) Закрепить навыки анализа лирического и прозаического произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь в художественном произведении).

3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.

4) Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

Оборудование: Интерактивная доска, видеоролики, карта, презентация, карточки с тестами, раздаточный материал (карточки с текстами эпизодов из произведений В.Некрасова и М.Шолохова, планы анализа эпизода), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_istoriyaliteratura_9_klass_2018_g.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 9 классе: «литература-история»

по теме «Судьба человека в Великой Отечественной войне» (сл.1)

(Урок разработан совместно с учителем русского языка и литературы)

Цели и задачи:

1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить художественные произведения, в которых изображена война.

2) Закрепить навыки анализа лирического и прозаического произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь в художественном произведении).

3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.

4) Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

Оборудование: Интерактивная доска, видеоролики, карта, презентация, карточки с тестами, раздаточный материал (карточки с текстами эпизодов из произведений В.Некрасова и М.Шолохова, планы анализа эпизода), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны.

Ход урока первого урока

Слайды 2

I. Поэтический пролог

Учитель литературы: «Через века, через года  помните…»

Учитель истории:

 С праздником Победы коллеги, ребята  и гости нашего праздника. Сегодня  мы с _____________________________ проведём урок мужества в 9 классе. На уроке присутствуют гости: Председатель Совета Ветеранов _________ сельского поселения _______________; заместитель председателя Совета Ветеранов _______________ сельского поселения ______________________.

  74 года назад отзвучали последние выстрелы, отгремели последние бои  ВОВ, но не заживают раны в сердцах человеческих.

 Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.  (слайд 3)

II. Целеполагание.

Учитель истории:  (слайд 4)

  Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы. Долгих 1418 дней и ночей полыхали бои1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе: от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолётом - четыре часа, а перебежками, по-пластунски – четыре долгих года. И каждый день из этих лет был шагом к весне 45-го.

Учитель литературы:

  - Сегодня на уроке мы вспомним, как день за днем ковалась Победа. “Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!” (Р.Рождественский).

 А помогут нам в этом живые свидетели тех лет: писатели и поэты, историки и публицисты, кадры военной хроники и современного документального кино.

Учитель литературы (вопросы)

(Писателей повторяю, поэтов)

Учитель истории:

Ребята, что вы можете рассказать о первых месяцах Великой Отечественной войны? (Ответы обучающихся)

Эрик: 1.На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю.

Алёна: 2.Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики.

Дамир: 3.Началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года.

Звучит песня А. В. Александрова, на стихи В.И. Лебедева-Кумача “Священная война”. (слайд 5)

Учитель истории: (слайд 6)

  Всего несколько месяцев потребовалось немцам, чтобы подойти почти вплотную к столице нашей Родины – Москве. А вот дальше наступление фашистов захлебнулось. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября 1941 – 4 декабря 1941) и наступательный; который состоит из 2-х этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 – 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января – 20 апреля 1942).

  Гитлер рассматривал взятие Москвы как одну из главных военных и политических целей плана “Барбаросса”. В германской и западной военной истории известна как операция “Тайфун”.

(Слайд 6)

Демонстрация видеокадров военной хроники о битве за Москву. (ролик)

Учитель истории предлагает обучающимся устно ответить на вопросы викторины о Московской битвев которую включены вопросы по истории  в годы Великой Отечественной войны. Приложение 2.

  Викторина по Московской битве.

1. Когда и где началась битва за Москву?( Начало Московского сражения относится к наступлению немецких войск 30 сентября 1941г. в районе Вязьмы)

2. Кто в период битвы за Москву занимал пост командующего войсками Московского  военного округа, а также возглавлял Московскую зону обороны? (Это был генерал-лейтенант Павел Артемьевич Артемьев (1897 – 1979), находившийся главе Московской зоны обороны с октября 1941 года по октябрь 1943 года, он закончил войну генерал-полковником, продолжая командовать Московским военным округом (МВО) вплоть до 1953 года)

3. Когда в Москве впервые прозвучали слова  диктора Левитана: «Граждане, воздушная тревога!»? (Эти слова были произнесены в ночь с 21 на 22 июля 1941 года. Во время первого  налёта немецкой авиации на Москву.)
4. Какое направление во время Московской битвы защищала 16-я армия генерал-лейтенанта К.К.Рокоссовского? (Речь идёт о Волоколамском направлении)
5. Кому принадлежат облетевшие всю страну  слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»? (Они были сказаны политруком дивизии генерала Панфилова Героем Советского Союза Василием Георгиевичем Клочковым-Диевым (1911-1941) во время боя у разъезда Дубосеково  на   Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года)

6 .Когда была учреждена медаль «За оборону Москвы»? (1 мая 1944 года)

(слайд 7)

Учитель литературы: (по творчеству Б.Васильева)

Беседа с детьми по повести.

 Буктрейлер.

Учитель истории: (слайд 8)

   Сталинградская битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу.

Сражение включало в себя: попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе и контрнаступление Красной армии (операция “Уран”). В результате операции “Уран” 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен.

2 февраля 1943 года город был освобождён. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Учитель литературы:

- Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу. Кто из писателей описал события под Сталинградом в своих произведениях?

Ответы обучающихся.

Учитель литературы: (слайд 9)

 Одно из первых произведений о Сталинградской битве и, пожалуй, самых правдивых – повесть Виктора Платоновича Некрасова “В окопах Сталинграда” (1946). Первоначально она называлась “Сталинград”.

Во время Великой Отечественной войны Виктор Платонович был полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. Он награжден орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами.

После ранения и демобилизации (1945) становится журналистом. А затем и писателем. Повесть “В окопах Сталинграда” принесла широкую известность писателю. В 1947 году она была удостоена Государственной премии СССР.

Повествование в повести ведется от первого лица, чем достигается необыкновенная достоверность событий, все описываемое автор испытал и пережил сам. Отсюда многоглаголие, изображающее тяжелую военную работу, и минимум “красивостей”. “Автор не говорит о героизме <…>, но читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров” [1]

Давайте прочитаем и проанализируем небольшой эпизод повести “В окопах Сталинграда”.

“Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большее, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть”.

- В чем особенность авторского повествования?

- Как достигается достоверность изображаемого автором?

- Почему В.Некрасов в описании солдата большое внимание уделяет окурку и раскинутым рукам?

Ответы обучающихся

Учитель истории: (слайд 10)

   Курская битва (5 июля 1943 – 23 августа 1943) – немецкая наступательная операция “Цитадель” по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Она продолжалась сорок девять дней. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части: Курскую оборонительную операцию (5—12 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) наступательную. Потери сторон в битве остаются неясными. Историки говорят о более чем 500 000 убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов.

Учитель литературы:

 (М.Шолохов «Судьба человека»)              (слайд 11)

Учитель истории:        (слайд 12)

  Берлинская наступательная операция  – одна из последних стратегических операций, в ходе которой Советская Армия заняла столицу Германии и победоносно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня  – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220  километров. Ширина фронта боевых действий  – 300 километров. И вот он – Берлин!

Учитель литературы:   (слайд 13)

  Закончилась Великая Отечественная война, но память о ней еще долго будет жить в народе. Слишком дорогой ценой досталась Победа. И сегодня мы поговорим еще о событиях, тесно связанных с нашими родными местами, о роли Ржева в истории Великой Отечественной войны. Об этих событиях впервые заговорили в своих произведениях писатели и поэты, и уж потом о значимости их стали говорить официальные лица.

Примерные ответы обучающихся: А.Т.Твардовский, Ел. Ржевская, В. Кондратьев, К.Симонов, Б.Полевой, А.А.Сурков, И.Г.Эренбург, Б.Слуцкий, К.Ваншенкин, М. Лисянский и др.

Учитель литературы:

Константин Симонов (краткий рассказ о поэте)   (слайд 14)

Ученица читает стихотворение К.Симонова.

Учитель литературы:

А.Т.Твардовский (сообщение о поэте)   (слайд 15)

Стихотворение «Рассказ танкиста» читает ученик _________

Учитель истории:

  Пройдёт много лет, сменятся поколения…Но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы победили в самой жестокой из войн, во Второй Мировой войне. Победили ради всего мира, как часть великой коалиции. Победили, отомстив за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за сожжённых в Хатыни, за выбитых напрочь войной призывников 20-х годов рождения.

Учитель литературы:

И пока мы помним себя, мы просто не имеем права забывать тех, кто дал нам свободу жить, творить. Мы должны помнить, что на наших полях и кровью наших воинов была остановлена неудержимая прежде машина вермахта. Мы должны помнить о тех, кто выстоял и победил. Иначе в нашей жизни нет смысла. Память наша должна быть действенной: это не только открытки ветеранам ко дню Победы, это не только забота о воинских захоронениях, это не только поисковая работа. А это и отпор новоявленным нацистам всех мастей.

Учитель истории:

А теперь давайте  вспомним наших земляков, которые вместе со всеми «ковали» Победу для нас, чтоб мы жили с вами в мирное время.

  На протяжении всего урока мы с вами вспоминали основные битвы ВОВ. Вы ребята знаете, что наши земляки тоже воевали вместе со всеми. Давайте вспомним их поимённо.

1. Саитшин Саетгарай Саитшович (1906-1985г.р);

2 Сидоров  Алексей  Андреевич (1922-2007г.р);

3. Рамазанов  Харизьян   Рамазанович (1902г.р-1941 г);

4. Гуляев Арсентий Алексеевич   (Погиб 10.10.1943г);

5. Мухамедзянов Харис Сафиевич (20.08.1913-22.05.1972 г)

6. Непеин Федор Семенович (1911 г.р.-  )

7. Зиятдинов Чингиз Гилязович (05.09.1923-  )

8.Градков Иван Иосифович (1907-1943 )

9. Атнеев Хай Шагапыч (1904 г.р.-)

10. Салаватуллин Галяв Бахатгараевич (1918 г.р-)

11. Фахрутдинов Барый Хазивалиевич (1920г.р.-)

12. Сафиуллин Габдрахман Сафиуллович (1923 г.р -)

       (учитель истории – презентация о ветеранах ВОВ)

  1. Слово предоставляется Председателю Совета Ветеранов ________ сельского поселения _______________ (2 мин.)
  2. Слово предоставляется заместителю Председателя  Совета Ветеранов _____________ (2 мин.)

Учитель истории:   (слайд 16)

 -На этом наш урок мужества подошёл к своему завершению. Мы всех благодарим за внимание. Желаем всем мирного неба над головой, будьте счастливы и здоровы!!!!

Звучит песня “День победы” Д. Тухманова на стихи Владимира Харитонова.

IV. Подведение итогов урока.

V. Задание на дом.  (слайд 17)

По истории: Сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

По литературе: Написать сочинение “Великая Отечественная война глазами историков, писателей, документалистов”.

(слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе)   ...

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс

Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс

Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....