Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе
опыты и эксперименты по истории
Культуру межнационального общения можно рассматривать как инструмент укрепления российской государственности. Исходя из географического положения, геополитического статуса региона, полиэтничности, поликонфессиональности в Ставропольском крае получили широкое распространение многонациональные общности. В связи с этим возрастает актуальность такой социально-педагогической проблемы, как воспитание подрастающих поколений в условиях многонационального социума, который имеет богатый воспитательный потенциал для формирования личности в духе гуманизма и гражданственности. Культуре межнационального общения невозможно просто научить, ибо это не сумма знаний, а определенный способ миропонимания, совокупность общекультурных норм и принципов поведения. Изложенные принципы культуры межнационального общения должны стать нормой жизни и стилем поведения для гражданина многонационального государства, которое таковым было издревле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по теме
«Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе»
Учителя истории и обществознания МАОУ лицея №17 г.Ставрополя
Накимовой Юлии Юрьевны
«Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку
И они обменяются ими, то ничего не измениться. Но
Если собеседники обменяются идеями, то у каждого
Их станет в два раза больше».
Б. Шоу
Культуру межнационального общения можно рассматривать как инструмент укрепления российской государственности. Исходя из географического положения, геополитического статуса региона, полиэтничности, поликонфессиональности в Ставропольском крае получили широкое распространение многонациональные общности. В связи с этим возрастает актуальность такой социально-педагогической проблемы, как воспитание подрастающих поколений в условиях многонационального социума, который имеет богатый воспитательный потенциал для формирования личности в духе гуманизма и гражданственности. Культуре межнационального общения невозможно просто научить, ибо это не сумма знаний, а определенный способ миропонимания, совокупность общекультурных норм и принципов поведения. Изложенные принципы культуры межнационального общения должны стать нормой жизни и стилем поведения для гражданина многонационального государства, которое таковым было издревле.
Проблема формирования культуры межнационального общения сложна и многогранна, она имеет глубокие корни. В основу современного подхода к формированию культуры межнационального взаимодействия учащихся должны быть положены ключевые позиции обновления системы образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, поиск нетрадиционных форм и методов научно-производственной деятельности. Современная практика российского образования показывает необходимость усиления патриотического и интернационального воспитания, культуры межнационального взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что основа безопасности России складывается в системе образования, где происходит формирование основополагающих жизненных установок. Нормальное самосознание гражданина новой России -это единство трех начал, трех компонентов:
- это чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу,
любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа,
стремление владеть своим национальным языком, своей культурой; - это чувство принадлежности к многонациональному российскому
обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с
отказом от национального тщеславия, от представлений о своей
этнической исключительности; - это чувство принадлежности к мировому (и европейскому)
сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего
народа, своей страны, но и всего мира.
В российском обществе все острее ощущается потребность в новом типе социальных отношений, строящихся на принципах диалога и толерантности. Основополагающим должен стать именно принцип гуманизма, патриотизма гражданственности так как только тогда возможно преодоление возможных конфликтов на почве этнокультурных и социальных различий.
Внедрение идей в систему образования возможно следующими способами:
- изучению культурно-исторических традиций, целенаправленному
интеллектуальному, нравственному, эмоциональному развитию
учащихся в контексте национальной культуры; - формированию среди учащихся понимания многообразия и
взаимовлияния культур, необходимости перехода к партнерству
цивилизаций; - усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям
взаимопонимания, прежде всего воспитанию уважения прав человека, терпимости и солидарности, отказу от насилия; - переносу акцентов в учебном процессе с военных конфликтов в
истории на ненасильственные социальные перемены и взаимное
обогащение культур; - культивированию позитивных ненасильственных методов
предотвращения и разрешения конфликтов.
В процессе воспитания в духе мира и ненасилия важную роль играет ориентированность на практический опыт. Образование должно способствовать созданию нового гуманизма, важнейшей чертой которого являются знание и уважение культур и духовных ценностей различных цивилизаций, народов, этносов, наций. Важна роль повседневной практики терпимости и понимания иной точки зрения, постоянные контакты в условиях равенства и при наличии общих целей и проектов. Важно также овладение обучающимися практическими навыками предотвращения и ненасильственного разрешения конфликтов. Для этого необходимо обеспечить:
- свободу выбора, самоопределения и самореализации каждого ученика
на основе разнообразия методов обучения и высоких технологий ; - нацеленность образования (особенно в старшей школе) на
продуктивную и социально ориентированную деятельность;
Достижение этих целей возможно только на основе обеспечения свободного и добровольного соединения всех перечисленных элементов.
Опыт работы по теме «Особенности работы в полиэтническом учебном коллективе» обобщен на заседаниях методического совета, педсовете МОУ лицея №17 г. Ставрополя, на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания. Представленные формы, методы и средства формирования знаний, умений и навыков учащихся на уроках могут найти применение в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологические особенности педагогического коллектива
Психологическая харакктеристика групп учителей по возрасту и стажу...
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе....
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В УЧЕБНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Особенности адаптационного процесса у студентов СПО...
Формирование эмоционально – психологических отношений обучающихся в коллективе класса (т.е. благоприятного социально-психологического климата в классе).
Доклад на МО классных руководителей...
Опросник по оценке социально-психологической напряженности в учебном коллективе
Цель исследования - профилактика и ранее выявление обучающихся "Группы риска"...
Статья " ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
немаловажное значение для развития учебного сообщества имеет социально-психологический климат. Он обуславливается необходимостью регулирования общения и взаимодействия в группе людей, занятых единым д...