конспект урока по истории России для 8 класса
план-конспект урока по истории (8 класс)
Конспект урока для 8 класса по истории России по теме " Начало правления Петра I"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_nachalo_pravleniya_petra_1.docx | 102.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Начало правления Петра I»
Цель урока: выявить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков, рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления; исследовать качества и черты, приобретенные Петром I в детстве.
Педагогические задачи: Обучающие: изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных); знание хронологии изучаемого периода; знание исторических фактов изучаемого периода; соотнесение исторических фактов и общих явлений. Развивающие: Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать вывод. Воспитательные: формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;
- определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;
- рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;
- называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.);
- показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;
- объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.
- Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
- Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.
Тип урока по этапам формирования навыка: тренировочный урок.
Тип урока по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум;
Тип урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок организации работы в группах.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.
Образовательные ресурсы:
- компьютер; мультимедийный проектор и экран, карточки с заданиями; первоисточники.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
II Изучение нового материала
Учитель: Посмотрите внимательно на слайды, что вы здесь видите? (слайды 1,2). С именем какого российского правителя у вас ассоциируются все эти события?
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Отгадайте, про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «____________ как реформатор созрел за границей». (слайд 3). Итак, тема нашего урока…? : Начало правления Петра I.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Начало правления Петра I». Учитель: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Петр I? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?
Проблемный вопрос:
Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем? ( Слайд 4)
- Сегодня мы постараемся понять, какие события в жизни Петра I повлияли на его личность и будущие реформы. Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления.
1) Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”С.М. Соловьев (слайд 5).
Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?
Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.
Итак, сегодня на уроке вы должны: (цели)
- познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;
- определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;
- рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;
Детство Петра. Начиная изучать эпоху Петра, обратимся к его семье. Используя материал учебника, заполняем семейное древо Петра. (слайды 7,8).
Вы сейчас посмотрите небольшой видеофрагмент и выполните задание на карточках
Игра «Снятые вопросы»
(задания дифференцированные).
За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая вопросительные знаки. Вас проверят эксперты из соседней группы по данным мною ключам. Количество снятых вопросительных знаков – это количество баллов.
слайд 9,10)
1) Петр I родился в ? году от второго брака царя Алексея Михайловича Романова и второй жены Натальи ? .
2) Петр был ? ребенком в семье.
3) ? возвели на престол Петра.
4) ? выдвинули требование, чтобы первым царем был
Иван, а вторым - Петр.
5) Из-за малолетства братьев государством управляла ? .
6) Петр вместе с матерью уехал в село ? .
7) У царевича появился интерес к ? делу.
8) Из ровесников он создал ? полки, которые стали основой петровской ? .
Учитель: Патриарх Иоаким и бояре провозгласили царями Ивана и Петра. (слайд 11)
25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.
Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. Пётр вместе с Натальей Нарышкиной был отправлен в село Преображенское, которое располагалось недалеко от Немецкой слободы.
Учитель: Как складывалась ситуация в дальнейшем?
К августу 1689 года Пётр Алексеевич уже достиг совершеннолетия и мог править самостоятельно, без помощи Софьи. В это время до младшего царя дошли слухи о том, что стрельцы якобы готовят дворцовый переворот в пользу Софьи и хотят его убить. Опасаясь за свою жизнь, Пётр выехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, которая была хорошо укреплена. (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху) , туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. (слайд 12) Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.
Работа с историческим документом:
Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.
Письмо.
Определите:
- автора письма;
- адресата письма;
- о какой «третьей особе» говорится в письме.
…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…
Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.
Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения
Из лавры Пётр написал письмо Ивану с предложением отстранить сестру от управления государством и самостоятельно править вдвоём. Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым, неприхотливым, простым в общении; хотя не было, полноценного образования постоянно тянулся к знаниям, особенно военным и техническим.
Но наследство Петру досталось незавидное.
Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.
Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.
Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.
Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?
Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.
Учитель: Молодцы. Совершенно верно.
Итак, запишите:
1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря
Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?
Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века?
Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
2 задача - создание сильной армии и флота.
Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?
Ученики: Хозяйство, экономику страны.
3 задача - развитие экономики.
Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником и дополнительной справочной литературой.
1группа учеников получает карточку №1. Азовские походы
1.Назовите даты Азовских походов?
2.С кем воевала Россия?
3.Какова цель этих походов?
4.Каков результат 1Азовского похода?
5. Каков результат 2 Азовского похода?
2 группа учеников получает карточку №2. Строительство флота
1.Когда и где началось строительство флота в России?
2.Объясните понятия «верфь» и «галера»
3.Кто трудился на строительстве флота?
4.Какое значение имело начало строительства флота?
3группа учеников получает карточку №3. «Великое посольство»
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Состав «Великого посольства».
3.Цели «Великого посольства».
4.Каким был маршрут «Великого посольства».
5.Итоги «Великого посольства».
Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ. Мы все вместе начнём заполнение таблицы «Деятельность Петра I», которую продолжим заполнять на последующих уроках.
Дата | Событие | Результат |
Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и дополнительной литературы отвечают на предложенные вопросы и совместно составляют сообщения.
Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.( слайды 25,26)
Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море
Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2. (слайд 27)
Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля). С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны.
Ученики записывают новые понятия и их определения.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что подвигло царя на личное участие в строительстве флота?
Ученики: Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.
Учитель: Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем. (слайд 28,29)
Ученики: «Великое посольство» выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.
Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.
Учитель: Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием.
Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.
Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 116.
Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.
Учитель: (слайд 30) Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?
Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.
Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол?
Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);
- создание флота;
- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море
Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.
IV. Закрепление изученного материала.
- Проверим заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой будет продолжена на последующих уроках.
Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.
Дата | Событие | Результат |
1695г. 1695-1696гг. 1696г. 1697-1698гг. | 1-й Азовский поход. Начало строительства флота. 2-й Азовский поход. «Великое посольство». | Поражение русских. Рост боеспособности страны. Завоевание выхода в Азовское море. Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, наём иностранных специалистов. |
Игра «Лови ошибку!»
А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»
Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.
Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».
Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.
V. Подведение итогов.
Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.
VI. Домашнее задание.
Прочитайте § 3, выполните задание 4 на странице 24.
Составить текст с ошибками или кроссворд ( по желанию)
VII Итоговая рефлексия
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- На следующем уроке я хочу …
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Подведем итоги.
Поездка в Европу сильно повлияла на Петра Алексеевича. Вернувшись из-за границы, он решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю и превратить свою страну в великую европейскую державу.
Таким образом, в первые годы единовластия Петра Алексеевича: Россией впервые был получен выход к южному морю; в Западную Европу было отправлено Великое посольство; произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.
А какой образ Петра сложился у вас? Какие вопросы вас заинтересовали, а какие вызвали затруднение? О чем захотелось узнать более подробно?
Всем спасибо. Подводим результаты работы на уроке. Выставляются оценки.
Заслуг Петра перед Россией.
Так много, что не сосчитать
И я сегодня попытался.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончил:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
Историю России знать.
Владимир Созонов
Интересные факты, о Петре I.
1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
Физминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "
Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира в конце курса....
Конспект урока по истории 6 класс
Гуситское движение в Чехии...
План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР
Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны. При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...
конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"
Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....
Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов
Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет: Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...