Воспитательный потенциал фронтовых писем.
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс)
В статье раскрывается новый подход к изучению истории. По-новому представляется потенциал такого исторического источника как фронтовое письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательный потенциал фронтового письма | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал фронтовых писем
(из опыта работы учителя истории Пермяковой Марины Игоревны,
ФГКОУ СОШ №8 г. Севастополь)
В наши дни Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.
Использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. В современной педагогической практике стал все чаще использоваться метод «погружения в историю». Для урока, выстроенного по такому методу характерны активные формы обучения. Чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы. Безусловно, чтобы такой урок получился плодотворным, педагогу необходимо тщательно подобрать дидактический материал, который с одной стороны должен правдиво отразить дух исторической эпохи или конкретного события, и, с другой стороны, вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, желание сопереживать и узнавать процесс изнутри.
Одним из приемов метода погружения является моделирование по принципу реконструкции. Учащиеся ставятся исследователями, когда по отрывкам из документов, мемуаров, писем и других источников им предлагают воссоздать историческую ситуацию, сделать выводы.
Учитель в данной работе играет роль консультанта по подбору дополнительной литературы, уточнению конкретных фактов. Анализируя источники, сопоставляя разные точки зрения на одно и то же событие, период, личность, ученик осознает сложность и многомерность истории. Кроме этого, подобный подход развивает творческую активность учащихся, их стремление к исследовательской деятельности.
Работая с источниками по моделированию исторического процесса, ученики непрерывно находятся в поиске, при этом они не только запоминают информацию, но и сопоставляют ее с глобальным историческим процессом, как бы расставляют события по местам, полученные знания становятся не навязанными, а осознанными.
Учебный проект «Фронтовые письма», как раз и построен на методе погружения. Через призму изучения писем ребята по крупицам воссоздают полную картину обороны Севастополя и другие сражения и боевые операции в период Великой Отечественной войны.
В группе - 14 человек, учащихся параллели 8-х классов. Пожалуй, это именно тот возраст, когда дети могут не только понять всю канву исторических событий, но объяснить и прочувствовать многие поступки людей. Изучать тему ВОВ ребята начали на базе архива писем Якова Иосифовича Корсунского, который был предоставлен работниками музея ЧУС МИМК "35-я береговая батарея". Первый этап работы предполагал сделать аутентичный перевод писем, оказалось, что сделать это не так просто. Не совсем понятный подчерк, выцветшие, потемневшие места, кое-где совсем не читаемый текст. Неясные выражения и аббревиатуры заставили ребят заглянуть в словари и энциклопедии. Упомянутые в тексте писем названия местности, имена родственников и сослуживцев направляют к изучению карт, расположению войск. Поисковая работа по базе «Мемориал» также вызвала живой интерес.
Как настоящий исследователь, ученик шаг за шагом движется к самому главному – пониманию и осознанию исторических событий. Он работает с картами, словарями, воспоминаниями и периодическими изданиями того времени. В результате работы он начинает слышать живой язык прошлой эпохи, ощущать чем жили, как дышали люди тех времен, сопереживает и радуется за них. Его интерес подогревает каждая радость от крупицы найденной информации для воссоздания полной картины. Многие поступки дети примеряют на себя «А смог бы я?» поступить также. Таким образом, двигаясь от частного к общему, через личные письма, которые писали конкретным людям прочувствовать дух эпохи, реконструировать историю.
Важность такой работы состоит в углубленном изучении темы, повышении заинтересованности учащихся за счет того, что задействована эмоциональная составляющая познавательного процесса.
Возможно, участие в проекте для кого-то из ребят не пройдет бесследно и перерастет в нечто большое, чем просто поиск информации. Может быть это будет хобби, они могут стать волонтерами, участвовать в поисковой работе на местах боевых сражений. Кто-то из них решит найти больше информации о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.
Такая работа необходима, т.к. стимулирует и активизирует не только учебные умения и навыки, но и формирует гражданственно-патриотические качества личности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»
Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...
Коррекционно-воспитательный потенциал игры.
Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ...
"Воспитательный потенциал семьи" родительское собрание
Выступление предназначено для общешкольного родительского собрания. Предусмотрена предварительная работа по созданию выставки творческих работ"Мир семейных увлечений", где показаны будут результа...
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
Форма и содержание фронтовых писем
Исследовательская работа, основанная на материалах фронтовых писем...
Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества
В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного ...