Урок "Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 годах"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Полянская Виктория Владимировна

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век:Учеб.для 8   кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.

Цель  урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России накануне Отечественной войны 1812.

 Задачи:

 Обучающие: 

- определить основные цели и задачи  внешней политики в 1801-1812 годах, познакомиться с событиями общеевропейской и восточной политики.

- выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре I.

 Развивающие:

- развивать навыки использования ИКТ и ЭОР при подготовке к уроку, работы с  историческими документами,  иллюстративным материалом, навыки  подготовки и защиты проектов;

- закреплять умение выделять главное, анализировать и систематизировать знания, делать выводы, правильно и грамотно говорить, работать с картой.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны.

Тип урока: Защита проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx55.14 КБ

Предварительный просмотр:

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 годах.

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век:Учеб.для 8   кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.

Цель  урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России накануне Отечественной войны 1812.

 Задачи:

 Обучающие:  

- определить основные цели и задачи  внешней политики в 1801-1812 годах, познакомиться с событиями общеевропейской и восточной политики.

- выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре I.

 Развивающие:

- развивать навыки использования ИКТ и ЭОР при подготовке к уроку, работы с  историческими документами,  иллюстративным материалом, навыки  подготовки и защиты проектов;

- закреплять умение выделять главное, анализировать и систематизировать знания, делать выводы, правильно и грамотно говорить, работать с картой.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны.

Тип урока: Защита проектов.

Формы работы учащихся: проектная, частично-поисковая деятельность, фронтальная,  групповая, индивидуальная, анализ исторического документа,  анализ исторической карты.

Материалы и оборудование:

  1. Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Стенд – проекты каждой группы.
  3. Раздаточный материал: карты, рабочие листы, документы по теме.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученного материала по истории России начала 19 века и Всеобщей истории – беседа с использованием компьютерной презентации - 5 минут.

2.Основные направления внешней политики России в  начале 19 века – работа с картами – 3 минуты.

3.Организация работы, постановка проблемы (2 минуты)

4. Восточное направление (защита проекта – 5 минут).

5. Битва при Аустерлице – работа с документом в рабочем листе – 5 минут.

6. Тильзитский мир = вспомнить плюсы и минусы Тильзитского мира – вопрос в рабочем листе - 5 минут.

7. Северное направление (защита проекта- 5 минут).

8. Отношения с Францией и странами Европы (защита проекта- 5минут).

9. Вывод об итогах внешней политики России, выступление группы экспертов - 5 минут.

10. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 5 минут.

Основные понятия:

Континентальная блокада, антифранцузская коалиция, Тильзитский мир.

Персоналии: Александр 1, Наполеон, Кутузов, Багратион, Сенявин..

Основные знания:

  • основные цели и главные направления внешней политики России в начале XIX в.;
  • европейская политика России: отношения с Англией, Францией, Швецией, Австрией, Пруссией.
  • отношения с Ираном и Турцией;
  • Результаты и итоги внешней политики.

Подготовительная работа: работа над проектами.

Класс делится на 3 группы  для работы над проектами:

  • восточное  направление;
  • северное направление;
  • европейское направление.

 Группы работают самостоятельно  над составлением проектов своего направления. Результатом деятельности станет защита стенд – плаката каждой группой.

В проекте необходимо выделить 2 элемента –  стенд – плакат и доклад, в котором должно быть:

  1. причины, почему Россия считала необходимым своё вмешательство по данному направлению; интересы России в этом регионе, столкновение с интересами других держав.
  2. события, которые произошли в рамках вашего направления;
  3. результаты, к чему привели эти действия.
  4. Влияние событий и их результатов на отношения с Францией и возможной войне с ней.

При подготовке стенд – плаката необходимо использовать разнообразный исторический материал = текст (минимум), иллюстрации (портреты и т. д.), карты и т. д.

Экспертная  группа готовит вопросы выступающим группам. Экспертная группа в конце урока делает вывод об итогах  внешней политики.

В процессе выслушивания докладов класс заполняет рабочий лист с познавательными заданиям

«В политике Александр тонок,

как кончик булавки,

                                остер, как бритва,

фальшив, как пена морская».

 (Шведский дипломат Лагербильке)

"Александр умен, приятен, образован.

Но ему нельзя доверять.

Он неискренен.

Это - истинный византиец,

 тонкий притворщик, хитрец".

(Наполеон).

Ход урока:

  1. Вступительная беседа – активизация раннее изученного материала ( 5 минут):

Слайд 1 (титульный):

Слайд 2;

А)На прошлом уроке мы говорили  о личности Александра 1, особенностях его внутренней политики.  Сегодня мы вновь отправимся в начало 19 века, в 1801 год.

- Как вы думаете, почему именно этот год мы будет отправной точкой нашего разговора?

- О каких событиях царствования Александра 1 может пойти речь сегодня, если на прошлом шла речь о внутренней политике?

- Что такое внешняя политика?

Внешняя политика - общий курс государства в международных делах. Внешняяполитика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами.

= Итак, перед нами молодой император Александр 1, которому предстоит определить основные направления своей внешней  политики. Как вести себя на международной арене? С какими странам и государствами поддерживать дружеские отношения? С какими государствами придется враждовать?  Давайте поможем Александру 1 определиться.

Слайд 3:

Оценивая внешнюю политику Александра 1, его современники писали следующее:

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».(Шведский дипломат Лагербильке)

"Александр умен, приятен, образован. Но ему нельзя доверять. Он неискренен. Это - истинный византиец,тонкий притворщик, хитрец".(Наполеон).

- Как качества личности Александра 1 могли повлиять на внешнюю политику России начала 19 века?

Образованный, свободно владеющий тремя языками, обладающий незаурядным гибким умом и артистизмом, он умел «обольстить»  собеседника, расположить его к себе. Это очень важное качество дипломата. Вместе с тем, необходимость лавировать в детстве и юности между бабушкой Екатериной 2 и отцом Павлом 1приучила Александра «жить на два ума», развила в нем недоверчивость и осторожность. Воспитанный в условиях дворцовой интриги, он был скрытен, маскировал свои мысли и чувства под   внешней мягкостью и уступчивостью. На самом деле он был честолюбив и решителен, что также способствовало его стремлению встать в центре европейской политики.

Слайд 4:

- Подумайте, как могли быть взаимосвязаны внутренняя и внешняя политика Александра 1? Как политическая и экономическая обстановка внутри страны могла повлиять на отношения с другими державами?

1.Россия – монархия – будет поддерживать отношения с монархиями..

2. Страх перед дворцовым переворотом (его дед и отец были убиты придворными)заставлял Александра 1 проводить политику в интересах первого сословия.На международной арене будет отстаивать интересы дворянства и помещиков.

3.Необходимость развивать внутреннюю и внешнюю торговлю принуждает держать под контролем Черное и Балтийское море.

Слайд 5:

Раздаточный материал: Российская империя при Александре 1.

Перед вами карта Российской империи начала 19 века – рассмотрите ее и ответьте  на вопросы:

- с какими странами граничила Российская империя к 1801 году?

( Швеция, Пруссия, Австрия, Османская империя, Персия)

- какие страны – друзья? Какие соперники? Подтвердите свой ответ фактами.

Швеция соперник на Балтийском море

Пруссия –союзник, занимает нейтральную позицию (вместе делили Польшу во второй половине 18 века - первый раздел произошёл в 1772 годувторой — 23 января 1793 годатретий — 24 октября 1795 года)

Австрия – союзник в борьбе с Наполеоном (участница второй коалиции, как и Россия), вместе делили Польшу

Османская империя – соперник – весь 18 век воевали из-за  контроля над Северным Причерноморьем и Северным Кавказом, соперничество на Черном море.

Персия (Иран)  - соперник (война 1796 года) – Россия покровительствовала христианской Грузии = Иран претендовал на Грузию, грабил ее города.

Слайд 6:

= сделайте предположения, как сложатся отношения России с соседями при Александре 1

Со Швецией, Ираном, Турцией = войны.

Австрия и Пруссия – могут быть союзниками в борьбе с Наполеоном.

- как вы думаете, с какими еще государствами Европы придется взаимодействовать Александру 1? Почему? Как сложатся с ними отношения?

Франция – Наполеон стремится захватить мир, Россия будет этому противодействовать, поэтому придется воевать.

Англия – торговый партнер и враг Франции – можно найти точки соприкосновения, заключить союз, но соперник в северных морях - легко поссориться.

= определите основные направления внешней политики Александра 1=

- по какому принципу мы можем сгруппировать все перечисленные страны?

- какое направление из трех будет  главным, определяющим? = начало заполнения схемы в рабочем листе задание № 1.

Слайд 7:

  1. Организация работы, постановка проблемы

- Подумайте, какое событие во внешней политике Александра 1 было ключевым, поворотным для России? Почему?

= Отечественная война 1812 года и победа над Наполеоном изменила соотношение сил в Европе и поставила Россию в ряд ведущих стран Европы.

=  Итак, 1801 - 1812 год. Более  10 лет Франция и Россия шли к войне, которая привела Александра 1 на вершину славы, а Наполеона – к крушению империи и концу политической карьеры. =

В ходе защиты проектов, подготовленной каждой группой, мы должны будем доказать, что Отечественная война 1812 года была неизбежна и, несмотря на все усилия российской дипломатии, избежать ее было невозможно.

= В процессе урока вы продолжите отвечать на вопросы в рабочих листах, выполняя познавательные задания.

  1. Восточное  направление. Защита проекта.

Отношения России при Александре I с Грузией.

«Присоединение Грузии к России было политическим событием первостепенной важности. Именно со времени этого присоединения, Россия становится на путь, который, может быть, приведет ее к берегам Персидского залива…. Россия в Грузии не имела никаких экономических интересов, не могла ее привлекать и в видах «исправления границ», но сама Грузия нуждалась в помощи России».

Авалов Зураб Давидович, историк конца 19 –начала 20 века

В начале ХIХ века царское правительство решило установить господство над Кавказом, так как считало недопустимым любое вмешательство соперничавших с ней держав (Иран и Турция)  в дела региона, который рассматривался, как сфера российского влияния и как территория, которую планировалось превратить в неотъемлемую часть России. Единоверная православная Грузия была наиболее последовательным союзником России в Закавказье.  Грузинские цари видели в России союзника против мусульманских Ирана и Турции и в конце 18 –начале 19 века неоднократно обращались за помощью к России.  Присоединение Грузии началось уже при Екатерине 2 (Георгиевский трактат установил протекторат  России над Восточной Грузией). Павел 1  незадолго до своей гибели  подписал манифест о присоединении Грузии к России.  Александру 1 оставалось только  завершить дело бабушки и отца.        

12 сентября 1801 года Александр I (1801—1825) подписал «Манифест об учреждении нового правления в Грузии», Картли-Кахетинское царство входило в состав России и становилось Грузинской губернией империи. Далее добровольно присоединились другие  царства, в 1801-1804 гг. к России была присоединена большая часть Грузии.

Влияние России на Кавказе и в Закавказье увеличилось, что очень беспокоило Англию. Английское правительство решило предотвратить дальнейшее продвижение России в Закавказье, столкнув ее с Ираном (Персией) и Османской империей.

Отношение России при Александре I с Ираном.

Причиной Русско-персидской  войны 1804—1813 годов послужило присоединение Восточной Грузии к России.

Начавшаяся в 1804 году война с Ираном велась с Россией успешно : уже в течение 1804-1086 гг, основная часть Азербайджана ( Ганжинское, Шехинское, Ширванское, Карабахское, Кубинское, Дербентское  и Бакинское ханства) была присоединена к России.

Начавшаяся в ноябре 1806 года русско-турецкая война заставила русское командование заключить зимой 1806—1807 годов Узун-Килисское перемирие с персами.

Но в мае 1807 года Персия  вступила в антирусский союз с наполеоновской Францией, и в 1808 военные действия возобновились. Русские взяли Эчмиадзин и Нахичевань.

Затем Персия разорвала договор с Францией и восстановила союз с Великобританией, которая инициировала заключение персо-турецкого соглашения о совместных операциях на кавказском фронте. В 1810 армия русские войска разбили персидскую армию  в Карабахе и помешали персам соединиться с турками.

После завершения в январе 1812 года русско-турецкой войны и заключения мирного договора, Персия стала склоняться также к примирению с Россией.Но известие о вступлении Наполеона I в Москву подтолкнуло Персию к новым военным действиям в южном Азербайджане и Карабахе. Но русские войска под командованием Котляревского сумели разгромить  во много раз превосходящие силы персов у Асландузского брода и 1 (13) января штурмом взял Ленкорань. Шаху пришлось вступить в мирные переговоры.

12 (24) октября 1813 года был подписан Гюлистанский мир (Карабах), по которому Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и Сев. Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии; Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

Отношения России при Александре I с Турцией.

Помощь Турции нужна была Наполеону как никогда раньше. В новой, невиданной по масштабу войне, которую Наполеон готовил России, Турции отводилась ответственная роль. Наполеону нужно было, чтобы одновременно с вторжением в пределы России его корпусов с берегов Немана, с берегов Днестра и Дуная вторглась бы стотысячная турецкая армия, чтобы сорок тысяч турецких кавалеристов, пройдя Украину, присоединились бы к французской армии, идущей через Белоруссию.

Ради этого Наполеон обещает Турции  Крым.  И Турция, постоянный объект борьбы между Англией, Австрией, Россией и Францией, на этот раз подчинилась Наполеону.

Турецкий султан закрыл путь русским судам через Босфор, нарушил торговлю на Черном море, укрепил турецкие крепости на Дунае, сосредоточил на границах России крупные силы и вызвал войну.

Война длилась с 1806 по 1811 год. Русской армией командовали лучшие генералы России: Михельсон, Прозоровский, Багратион, Каменский.

Они взяли ряд крепостей, овладели важнейшим стратегическим рубежом – рекой Дунай, неоднократно, разбивали турецкие войска, но не добились за пять лет такой решающей победы, которая заставила бы турок просить мира.

И лишь тогда, когда стала очевидной неотвратимость новой войны с Францией, в которой должна была решиться судьба России, и мир с турками стал крайне необходим, Александр I понял, что только Кутузов может спасти положение. Он  назначил его главнокомандующим Дунайской армии.

Возвращение в армию талантливейшего полководца явилось не только поворотным моментом в развертывании войны, а, следовательно, и в истории нашей страны, но и повлияло на ход военных событий во всей Европе.

В нач. 1811 г. главнокомандующим Дунайской армией стал генерал М.И. Кутузов. Он имел под командованием лишь 45 тыс. человек и 22 июня 1811 г. разгромил 60-тысячную турецкую армию при Рущуке. Русские потеряли в этом сражении ок. 500 человек, турки - более 5000. В ноябре 1811г. Кутузов окружил под Слободзеей, а затем и пленил всю турецкую армию - 12 тыс. человек. Победа под Слободзеей предопределила исход войны и вынудила Турцию пойти на серьезные уступки России.
             16 мая 1812 г. благодаря дипломатическому искусству Кутузова между Россией и Турцией был заключен Бухарестский мирный договор.
Часть территории Молдавии (Бессарабия) с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил отходила к России. Другая часть Молдавии (по правому берегу р. Прут) и Валахия возвращались Турции. Сербии была предоставлена автономия в деле внутреннего управления. На Кавказе к России добровольно присоединилась Западная Грузия.
              
Наполеон I потерял своего союзника - Турцию.

= вопрос экспертной группы =

Как успехи на восточном направлении повлияли на политическое состояние  России и Франции  в 1812 году?

Примерный ответ:

Россия сумела закончить войну и заключить мирный договор с Турцией накануне вторжения Наполеона, а Персия под влиянием этих событий отказалась от решительных действий на Кавказе.Таким образом, Россия избежала войны на два фронта  и лишила Наполеона союзников на Востоке.

Слайд  8:

4.Битва при Аустерлице – работа с документом в рабочем листе – 5 минут.

Итак, мы увидели, что Франция и Англия активно вмешивались в отношения России с Турцией и Ираном, следуя своим интересам. Также действовали и другие союзники России. В 1805 году Россия вместе с Англией и Австрией вошла в третью антифранцузскую коалицию. 2 декабря 1805 г. объединенная русско-австрийская армия встретилась с Наполеоном под Аустерлицем.

 = прочтите документ в рабочих листах и рассмотрите карту сражения на слайде. Ответьте устно на вопросы документа.

…При дворе, среди аристократии, он, хотя и потомок старого дворянства, всегда был чужаком; если бы даже не было так широко и твердо известно, что царь его терпеть не может, то и тогда ни Воронцовы, ни Шереметевы, ни Волконские, ни Строгановы вполне «своим» его бы никогда не признали. В большие генералы он вышел еще при Румянцеве и Суворове. Два раза он был тяжело ранен и в полном смысле слова был на волосок от смерти. Глаз у него выбила турецкая пуля в битве под Алуштой, когда ему было еще 29 лет. Суворов был в восторге от его поведения во время штурма Измаила и называл его своей правой рукой и тогда же назначил его комендантом Измаила. В 1805 г. он считался главнокомандующим австрийской и русской армий и всеми силами и средствами противился желанию Александра дать генеральную битву Наполеону. Битва под Аустерлицем была дана и проиграна. С тех пор Александр очень невзлюбил его…

Вопросы к документу:

1. О каком полководце  говорится в тексте?

2.  В каких битвах он участвовал?

3. Был  ли прав Кутузов, выступая  против битвы под Аустерлицем?

4. Почему битва под Аустерлицем была проиграна?

5. Каковы были итоги битвы?

5. Почему Александр невзлюбил Кутузова?

Примерный ответ:  

         Кутузов изначально был противником сражения.  Он предлагал не вступать в сражение, беречь армию до подхода новых сил. Но Александр I , подталкиваемый австрийцами, настоял на переходе в решительное наступление.

Начавшая наступление союзная армия попала в ловушку, расставленную Наполеоном. Он угадал замысел австрийского командования. Наполеон сконцентрировал войска в центре, создавая у австрийского командования видимость возможности быстрого окружения своей армии, и одновременно подготовил свои войска для стремительного удара по левому флангу союзников.Наполеонразгромил  основные силы русско-австрийской армии.

Союзники потеряли убитыми, ранеными и пленными треть своей армии (27 тыс. чел., из них — 21 тыс. русские). Кроме того, они лишились большей части своей артиллерии — 158 орудий (из них 133 русских). В бою был ранен Кутузов. Урон французов составил 12 тыс. чел. Аустерлиц изменил политический небосклон Европы, на котором теперь уверенно и ярко взошла звезда Наполеона Бонапарта. После этой битвы Третья антифранцузская коалиция фактически распалась. Австрия вышла из войны. Аустерлиц — одно из самых жестоких поражений русской армии в XIX в. Здесь русским было нанесено первое за сто лет решительное поражение в генеральном сражении.

Слайд 9:

5. Тильзитский мир – работа с таблицей в рабочем листе – 5 минут.

Как вы помните, четвертая коалиция, в которой союзницей России была Пруссия, также потерпела поражение. Россия была вынуждена заключить Тильзитский мир.

= Докажите фактами верность утверждения М.М. Сперанского «Вероятность новой войны между Россиею и Франциею возникла почти вместе с Тильзитскиммиром», заполнив таблицу «Условия Тильзитского мира»

Россия

Франция

«+»

«-»

«+»

«-»

1. Свобода действий против Турции, Ирана и Швеции

1. Присоединилась к континентальной блокаде Англии, что ударило по экономике России

2.Падение авторитета Александра 1 и международная изоляция России

1. Россия признала все завоевания Наполеона

2.Создание герцогства Варшавского, зависимого от Франции.

3. Нашла союзников

против Англии

4. Пруссия – зависимое от Франции государство.

нет

Дальнейший ход исторических событий был следствием Тильзитского мира. Давайте посмотрим, как Тильзитский мир отразился на отношениях со Швецией и Великобританией.

7. Северное направление (защита проекта- 5 минут).

После того как Россия потерпела поражение в кампании против Франции в 1806 и 1807 годах, она была вынуждена начать мирные переговоры. В Тильзите (25 июня1807 года) между Пруссией и Россией с одной стороны и Францией с другой был подписан Тильзитский мир, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде против Великобритании. Также к блокаде намеревалось присоединиться Датское королевство. В ответ на это в августе 1807 года Великобритания предприняла атаку на столицу королевства Копенгаген и захватила весь датский военный флот. Дания издавна была союзницей России на Балтийском море против Швеции, и захват Копенгагена вызвал в Петербурге большое недовольство. Поэтому в октябре 1807 года Россия предъявила Великобритании ультиматум — разрыв дипломатических отношений до тех пор, пока не будет возвращен Дании флот и возмещены все нанесенные ей убытки. Александр I потребовал содействия Швеции, чтобы, на основании договоров 1780 и 1800 годов, держать Балтийское море закрытым для флотов западных держав. Густав IV отверг эти требования и взял курс на сближение с Англией, продолжавшей бороться с враждебным ему Наполеоном. Тогда же стало известно, что шведский король готовится помогать Англии в войне с Данией, стремясь отвоевать у неё Норвегию. Все эти обстоятельства давали императору Александру I повод к покорению Финляндии, с целью обеспечения безопасности столицы.5 февраля 1808 года Наполеон заявил русскому послу в Париже графу Толстому, что он согласится на то, чтобы Россия приобрела себе всю Швецию,  включая Стокгольм.

В результате между Россией и Великобританией произошёл разрыв — посольства были взаимно отозваны, и началась вялотекущая война (1807 - 1812). Вскоре началась и последняя в истории русско-шведская война (1808 – 1809).

В феврале 1808г.русские войска вошли в Финляндию. К концу апреля наша армия оккупировала почти всю шведскую Финляндию, тесня войска Густава на север. Русские побеждали легко, не встречая особого сопротивления. Окрыленные удачными победам они не оставляли в финских поселениях свои гарнизоны за что и поплатились. Военная обстановка к середине лета резко изменилась из-за действий партизанского движения финнов в русском тылу. Войска, боясь потерять связь с Россией, стали отступать с северо-запада и вскоре оказались снова в южной Финляндии. Александр I заменил главнокомандующего, ценой больших потерь армия перешла в наступление. В это время русский флот потерпел поражение на море от объединившихся шведов и англичан. Во время осенней распутицы с октября 1808 года между шведской и русской армиями было заключено временное перемирие, дающее возможность отдыха солдатам той и другой стороны, измотанным трудными переходами по болотистой местности Финляндии. В марте 1809 срок перемирия закончился, и русские вновь двинулись к шведско-финской границе. Войско пересекло по льду Ботнический залив и заняло шведские города – Грислехамн, Умео и Торнио. Полное поражение шведов на их территории, присутствие русского войска в 80 километрах от столицы привело к свержению монарха – короля Густава IV, Швеция вскоре потерпела поражение от России, после чего заключила мирный договор с Россией и примкнула к континентальной блокаде Англии. (17) сентября 1809 во Фридрихсгаме (ныне Хамина) был подписан мирный договор, существенными статьями которого были:

  1. заключение мира с Россией и её союзниками;
  2. принятие континентальной блокады и закрытие шведских гаваней для англичан;
  3. уступка всей Финляндии и Аландских островов в вечное владение России.        

Боевые действий между англичанами и русскими велись в Атлантическом океане, Средиземном, Адриатическом, Баренцевом и Балтийском морях. Но сражения эти были не масштабные и носили, скорее, характер отдельных боевых столкновений небольших сил с каждой из сторон.

Два самых кровопролитных сражения этой войны произошли в июле 1808 г. в Балтийском море. Русские потеряли корабль «Всеволод» и 3 канонерские лодки. Экипажи всех этих кораблей были почти полностью перебиты. Потери англичан были незначительны, а в кораблях и вовсе не имелись.

В августе 1808 года после сильного шторма российские корабли зашли в Лиссабон для ремонта. В эту же гавань зашла английская эскадра. Российский адмирал Сенявин заключил с англичанами договор, по которому он сдавал свои корабли англичанам, но с условием, что Великобритания их выдаст через полгода после заключения мира с Россией в том же состоянии, что и получила на хранение (Англия вернула флот в 1813 году). Русский экипаж за английские деньги возвращался в Россию.

12 июня 1809 года по пути из Ревеля в Свеаборг 14-пушечный катер «Опыт» был атакован английским 44-пушечным фрегатом «Сальсет» (Salcette). Капитан «Опыта», Г. И. Невельской принял неравный бой, в результате которого четыре моряка погибли, а сам Невельской был ранен. Англичане захватили экипаж «Опыта».

После того, как между Швецией и Россией был заключён мирный договор, Великобритания прекратила боевые действия против России в Балтийском море, а в 1810 и 1811 гг. боевые действия между Англией и Россией вообще не велись.

В 1812 годуНаполеон вторгся в Россию. Континентальная блокада, которую Россия была вынуждена объявить Англии после Тильзитского свидания Александра I и Наполеона I, была прекращена. Торговля, в которой остро нуждались как Россия, так и Англия, была возобновлена. Уже 18 июля 1812 года в городе Эребру (Швеция) Великобритания и Россия подписали мирный договор. По этому договору Россия возобновляла торговлю с Англией, а Англия, в свою очередь, оказывала России поддержку против Наполеона в начавшейся Отечественной войне 1812 года. Договор имел огромное политическое значение, но на исход войны 1812 года не повлиял.

Вопрос экспертной группы:

Как русско – английские отношения в этот период сказались на внутреннем состоянии России?

Примерный ответ:

Континентальная блокада нанесла удар по экономике России. В начале XIX века Российская империя поставляла зерно, пеньку, древесину и многое другое на европейский рынок. Из-за блокады Великобритании, на чью долю приходилась львиная доля российского экспорта, экономике Российской империи был нанесен колоссальный ущерб. Серьезно пострадали купцы и землевладельцы. Континентальная блокада Англии вызвала спад российской торговли почти в два раза, а ее казна значительно «похудела».

Итак, Тильзитский мир и Континентальная блокада нанесли ущерб интересам  России. Александр 1 стремился избавиться от условий Тильзитского мира и сознательно шел на обострение отношений с Францией. Об отношениях Наполеона и Александра 1 расскажет третья группа.

8.Отношения с Францией и странами Европы (защита проекта - 5 минут).

Александр I и Наполеон Бонапарт

Наиболее ярко личность и государственная практика Александра I раскрылись в его противоборстве с Наполеоном, противоборстве, которое привело французского императора на остров Святой Елены, а Александра надломило и опустошило настолько, что он, видимо, не мог оправиться от этого до конца своих дней.

Начало века Россия встретила урегулированием своих отношений с европейскими державами. Александр I заявил, что он отказывается от вмешательства во внутренние дела иностранных государств и признает в них тот политический строй, который поддержан «общим согласием» народов этих стран.

 С Францией сохранялись прежние дружественные отношения, однако Александр с каждым месяцем проникался все большим недоверием к первому консулу Франции. Молодой российский монарх внимательно следил за развитием событий во Франции, за стремлением Наполеона возвысить свою власть, за его международными претензиями.

В этот период среди российских государственных  деятелей существовало 2 точки зрения:

  1. Поддержание в Европе равновесия между Англией и Францией, Австрией и Пруссией, а острие внешней политики обратить на восток против Ирана и Турции.
  2. Идея вооруженной борьбы в союзе с Англией и другими державами (Австрия, Пруссия) против Франции.(«молодые друзья» – Чарторыйский, Строганов, Новосильцев)

На выбор курса повлияли действия Франции:

Во-первых, расстрел Наполеоном герцога Энгиенского в 1804 году, отпрыска Бурбонов и родственника петербургского двора, вызвал шок в российской столице.Русское правительство заявило протест.

Во-вторых, провозглашение Наполеона императором в 1804 году. После этого Россия пошла на активное сближение с Пруссией, а затем и с Англией. Дело шло к европейской войне. Так силой обстоятельств Александр вынужден был отказаться от своей позиции невмешательства в европейские дела. Стремление осчастливить Россию путем начинавшихся реформ все больше начинает соседствовать в душе Александра с желанием «спасти» Европу от французского тирана.

Англия стремилась к союзу с Россией для сокрушения Наполеона. Появилась новая антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Австрии. При этом русские претензии на Турцию и Польшу были удовлетворены. Русские войска двинулись в Европу.

2 декабря 1805 г. объединенная русско-австрийская армия вопреки предостережениям М.И. Кутузова встретилась с Наполеоном под Аустерлицем. Разгром союзников был полным. Разбились в прах и иллюзии Александра. Отныне для него, крайне самолюбивого, претендующего на роль благодетеля России и Европы, Наполеон стал смертельным врагом.

Современники отмечали, что после Аустерлица Александр во многом переменился. Л.Н. Энгельгардт, близко наблюдавший царя в то время, записал: «Аустерлицкая баталия сделала великое влияние над характером Александра, и ее можно назвать эпохою в его правлении. До этого он был кроток, доверчив, ласков, а тогда сделался подозрителен, строг до безмерности, неприступен и не терпел уже, чтобы кто говорил ему правду».

Тильзитский мир резко переориентировал русскую внешнюю политику. Россия присоединилась к континентальной блокаде против Англии, вынуждена была отказаться от поддержки Пруссии, которую расчленял Наполеон, но получила свободу рук в отношении Молдавии, Валахии и Финляндии. По существу, монархи совершили один из очередных разделов Европы. На пути к Эрфурту – второму свиданию с Наполеоном и очередных с ним переговоров – Александр I продолжил эту линию: выдержка, спокойствие, доброжелательность, игра на тщеславии французского императора и стремление получить для России определенные внешнеполитические выгоды. Продолжалась торговля по поводу Польши, проливов, Константинополя, Дунайских княжеств, Финляндии, немецких государств и т. д. Одновременно Александр слал секретные письма в Англию, успокаивая британский кабинет, выражая свое твердое желание борьбы с Бонапартом. Недоверие, скрытность, двуличие – таким представал Александр в своих отношениях с Наполеоном в 1807–1808 гг. В это же время Коленкур передавал в Париж слова Александра о том, что Наполеон покорил его в Тильзите.

Свидание в Эрфурте принесло России несравненный успех: Наполеон согласился на аннексии Россией Финляндии, Молдавии и Валахии, но воспротивился захвату Босфора и Дарданелл. Но одновременно он понудил Россию выступить на его стороне в случае войны Франции с Австрией. Русский император, спасая своего незадачливого союзника – прусского короля, добился от Франции уменьшения контрибуции с Пруссии. Настоял он и на уходе французских войск из Великого герцогства Варшавского.

И здесь Александр продолжал двойную игру. Талейран записал позднее в своих мемуарах: «Милости, подарки и порывы Наполеона были совершенно напрасны. Перед отъездом из Эрфурта Александр собственноручно написал письмо императору Австрии, дабы развеять возникшие у него по поводу свидания опасения».

Переговоры в Эрфурте, несмотря на внешнюю сердечность, были весьма напряженными. В один из моментов Наполеон швырнул на землю свою шляпу, на что Александр возразил: «Вы – вспыльчивы. Я – упрям. Гневом от меня вы ничего не добьетесь. Давайте разговаривать, рассуждать, иначе я уеду».

Истинное отношение русского императора к Наполеону проявилось и в том, что русский двор практически отказал французскому императору в претензиях на руку сестры царя, очаровательной Екатерины Павловны. Для русского правящего дома этот брак был бы несомненным мезальянсом, и в Париже это поняли правильно. Наполеон был в бешенстве.

Военному гению, силе, натиску Наполеона Александр противопоставил высочайшее дипломатическое искусство, тонкий ум, дальний расчет.

К весне 1812 г. отношения между Францией и Россией накалились до предела. Война России и Франции была неизбежна.

Вопрос экспертной  группы:

  1. Какие противоречия существовали к 1812 году между Францией и Россией?
  2. Как вы считаете, была ли возможность решить их без войны?

Примерный ответ:

- Континентальная блокада не соответствовала интересам России

- Невыгодные условия Тильзитского мира и нарушение его условий Россией вызывали негодование Наполеона.

- Нежелание подтверждать прав Наполеона на французский престол  и императорский титул.

- Недовольство созданием герцогства Варшавского у границ России.

Все эти противоречия неизбежно должны были привести к войне.

Слайд 10:

9.Вывод о достижениях и промахах внешней политики России, о неизбежности войны 1812 года.

Выступление группы экспертов, выполнение задания в рабочем листе. - 5 минут.

Итоги внешней политики Александра 1 в 1801 -1812 годах  были противоречивы. С одной стороны, были достигнуты успехи на восточном и северном направлениях. Это, прежде всего, территориальные приобретения – Грузия, Северный Азербайджан, Черноморское побережье Кавказа, Бессарабия, Финляндия. С другой стороны, экономика России была подорвана Континентальной блокадой, условия Тильзитского мира были невыгодны России, поэтому конфликт с Францией был неизбежен.  В войнах с Францией Россия не смогла противостоять Наполеону, все ее союзники были разбиты и Россия   к 1812 году осталась один на один с грозным противником – Наполеоном, который стремился к мировому господству. Таким образом, война была неизбежна.

Слайд 11:

10. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

Тест внутренняя политика Александра 1 1812-1825 годы

Тест внутренняя политика Александра 1 1812-1825 годы в формате ГИА...

18_01_8класс_история_внешняя политика алексадра первого_1801-1812_

18_01_8класс_история_внешняя политика алексадра первого_1801-1812_...

Презентация "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг."

Изучение темы  "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг." на основе алгоритма по изучению политики...

тест по теме "Российская империя при Александре I 1801-1812 гг."

данный учебный материал может быть использован для работы на обобщающем уроке со Smart-доской...

Внешняя политика России в 1801—1812 гг.

Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность....