Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
материал по истории (8 класс) на тему

Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Истории

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

к уроку истории 8 класс

Тема урока: Внешняя политика России в 1801—1812 гг.

Учитель: Богданова Татьяна Алексеевна

Учебное оборудование: Доска, учебники, карта, АРМ учителя, проектор, экран.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000;Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»;Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя:

1. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 19 век. 8 класс.

3. Л.М. Ляшенко. История России 19 век. 8 класс. Дидактические материалы.

4. Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век. 8 класс

5. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994,( С. 463-464)

6. История России 19 век. Хрестоматия.

7. . Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в.



Цель урока: Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.

Задачи урока:

  1. Развивать навыки логического мышления и визуальную память через получение аудивизуальной информации.
  2. Продолжить формирование умений правильно находить и показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы, делать выводы.
  3. Учиться работать с историческими документами, анализировать, выделять главное, сравнивать.
  4. Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ


Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм.

Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808—1809 гг. — война со Швецией.

Персоналии: М. И. Кутузов; Д. Н. Сенявин; великая княгиня Екатерина Павловна; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; П. С. Котляревский; И. В. Гудович.


План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей и задач на урок
  3. Объяснение нового материала

3.1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции.

3.2.Россия в войнах 1806—1807 гг.

3.3. Тильзитский мир и его последствия.

3.4. Война со Швецией 1808—1809 гг.

3.5. Русско-турецкая война 1806—1812 гг.

3.6. Война с Ираном 1804—1813 гг.

3.7. Разрыв франко-русского союза.

  1. Закрепление нового материала.
  2. Заключительный этап. Итоги урока.
  3. Домашнее задание.


Ход урока

Учитель предлагает вспомнить материал 7-го класса об участии России во второй антифранцузской коалиции и ответить на вопрос:

? классу: Чем можно объяснить участие России в борьбе с революционной Францией? Чем была вызвана перемена в этой позиции в конце царствования Павла I?

Примерный ответ учащегося:

  • Разрыв России с Англией и Австрией;
  • Постепенное сближение с Францией;
  • Отправка 22500 казаков для захвата британской Индии;
  • Объявление о прекращении торговли с Англией.

Акцентирование внимания учащихся на специфике международного положения России в начале века. Определение направлений внешней политики России в 1801 году: Восточное и Западное направления.

В результате переворота в Петербурге 11 марта 1801 года международная ситуация изменилась. Вслед за отцом Александр I решил начать свою внешнюю политику как бы с чистого листа.

? классу: Проанализируйте документ и определите с чего начал свою внешнюю политику Александр I ?

Работа с документом

«правительство желает восстановления доброго согласия между обоими государствами и готово содействовать тому всеми средствами, при условии присоединения Англии к морской конвенции, которая не нарушает интересов Англии».

Из письма русскому посланнику в Англии графу Воронцову.

3.1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции.

? классу: С какой страной Александр в первую очередь поспешил наладить отношения? Почему?

Примерный ответ учащегося:

  • Возобновилась торговля с Англией;
  • отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии;
  • Англия и Россия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта;
  • Россия вступила в третью антифранцузскую коалицию.

Работа с понятием и с таблицей.

Работа с документами. (дополнительная информация)

? классу: Дайте оценку дипломатическим способностям Александра I.

3.2.Россия в войнах 1806—1807 гг.

Наполеон готовил высадку десанта в Англии. Но разгром английским флотом франко-испанской эскадры у мыса Трафальгар 21 октября 1805 г. Не позволил осуществить эти планы. Наполеонперебрасывает основные силы в Центральную Европу. 2 декабря 1805 г. Русские войска выдвигавшиеся на запад, и остатки австрийской армии встретились у деревни Аустерлиц.

Работа с текстом учебника стр.11

? классу: Каковы были итоги битвы при Аустерлиц?

Примерный ответ учащегося: Армия Наполеона нанесла поражение австро-русской армии, Россия потеряла почти 15 тыс. своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. солдат. (Третья коалиция распалась.)

3.3. Тильзитский мир и его последствия.

После разгрома Пруссии Франция вышла западной границе России по реке Неман и остановилась у местечка Тильзит.

Встреча императоров состоялось 25 июня 1807 года . Чтобы не затрагивать престижа ни той, ни другой стороны, т. е. чтобы Наполеону не заходить на русскую территорию, а Александру не появляться в лагере французов, посередине Немана у Тильзита был установлен огромный плот, на нем сооружен обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, украшенными вензелями Александра и Наполеона. Во втором часу дня к плоту от противоположных берегов реки одновременно причалили две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Императоры скрылись в павильоне и в течение двух часов вели беседу наедине. О содержании их разговора современники могли только догадываться.

(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)

Работа с текстом учебника стр.13-14. Выделите негативные и позитивные последствия Тильзитского мира.

Работа в тетради на печатной основе . Тетрадь стр. 8, задание 6

классу: Какие направления внешней политики России стали главными после заключения Тильзитского мира?

Примерный ответ учащегося : Борьба с Турцией, Ираном, Швецией

3.4. Война со Швецией 1808—1809 гг.

Воспользовавшись статьями Тильзитского мира Александр I в 1808 г. начал войну против Швеции. За 1 месяц Россия разбила шведов и овладела Финляндией и Аландскими островами. Когда сюда подошли щведские войска, русские вынуждены были перейти к обороне. Осенью русские, перешли в наступление и одержали ряд побед. В марте 1809 г.войска под командованием ген. Барклая де Толли перешли Балтику по льду, взяли Умео, а отряд генерала П.И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм.

Поражение Швеции привело к свержению короля. Сентябрь 1809 г. Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, включая Аландские острова отходила к России. В составе России было создано Великое княжество Финляндское. Швеция присоединилась к континентальной блокаде Англии.

Континентальная блокадазапрет на всякие связи между Англией и странами Европы, что должно было подорвать британскую экономику.

3.5. Русско-турецкая война 1806—1812 гг. Одновременно Россия проводила активную политику на Кавказе. 1801 г. – Восточная Грузия; 1803 г - Мингрелия;1804 г. – Имеретия, Гурия, Гянджа; 1805 г.- Карабах, Ширван; 1806 г. - Осетия

? классу: Предположите, какие страны могло обеспокоить проникновение России в Закавказье?

Примерный ответ учащегося: Турцию, Иран, Европейские державы

В 1806 г. Война в Европе вспыхнула с новой силой. Была создана четвертая антифранцузская коалиция. Ответом Наполеона стало объявление в 1806 г. «континентальной блокады» Англии.

В 1806 г. Наполеон подтолкнул Турцию к началу войны с Россией. Турция воевала в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Русские войска в 1806 г. заняли Молдавию и Валахию. После Тильзита Россия сосредоточила на Балканах свои войска, но боевые действия шли вяло, пока в 1811 г. главнокомандующим не стал М.И. Кутузов. С его назанчение в войне наступил перелом. Он быстро активизировал боевые действия. В битве под Слободзеи турки попали в окружение и начали мирные переговоры. В 1812 г. был подписан Бухарестский мир- в состав России входилаБессарабия, Турция обещала провести реформы в Сербии. Россия избежала войны на два фронта.

3.6. Война с Ираном 1804—1813 гг.

Русско-иранская война началась по инициативе Ирана.В 1801 г. Россия присоединила Воссточную Грузию.В ответ в 1804 г. Иран начал войну. В ходе боевых действий русские заняли части Азербайджана и Армении. В 1810 г.Турция и Персия заключили союз. В 1812 г.Русские заняли Аркеван и Ленкорань и в 1813 г. по Гюлистанскому миру Россия получила ряд территорий на С.Кавказе и в Закавказье.

Работа с текстом учебника стр.14. Определить условия Гюлистанского мирного договора.

3.7. Разрыв франко-русского союза.

Тильзитский мир был недолгим и развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России. Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне. Всё это вело обострению отношений между Россией и Францией

1812 год. Война стала неизбежной.

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания к нему; задания к документам. Задание в рабочей тетради к § 2.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

План урока "Внешняя политика России 1801-1812 годы"

План урока и презентация к уроку  истории  8 класс. Учебник Данилова А.А. и Косулиной Л.В....

18_01_8класс_история_внешняя политика алексадра первого_1801-1812_

18_01_8класс_история_внешняя политика алексадра первого_1801-1812_...

Презентация "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг."

Изучение темы  "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг." на основе алгоритма по изучению политики...

Тест по истории. Внешняя политика России 1801-1812 гг.

Тест по истории. Внешняя политика России 1801-1812 гг....

Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."

Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."...