Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
материал по истории (8 класс) на тему
Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Истории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
к уроку истории 8 класс
Тема урока: Внешняя политика России в 1801—1812 гг.
Учитель: Богданова Татьяна Алексеевна
Учебное оборудование: Доска, учебники, карта, АРМ учителя, проектор, экран.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000;Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»;Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.
Литература для учителя:
1. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 19 век. 8 класс.
3. Л.М. Ляшенко. История России 19 век. 8 класс. Дидактические материалы.
4. Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век. 8 класс
5. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994,( С. 463-464)
6. История России 19 век. Хрестоматия.
7. . Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в.
Цель урока: Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.
Задачи урока:
- Развивать навыки логического мышления и визуальную память через получение аудивизуальной информации.
- Продолжить формирование умений правильно находить и показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы, делать выводы.
- Учиться работать с историческими документами, анализировать, выделять главное, сравнивать.
- Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ
Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм.
Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808—1809 гг. — война со Швецией.
Персоналии: М. И. Кутузов; Д. Н. Сенявин; великая княгиня Екатерина Павловна; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; П. С. Котляревский; И. В. Гудович.
План урока:
- Организационный момент
- Постановка целей и задач на урок
- Объяснение нового материала
3.1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции.
3.2.Россия в войнах 1806—1807 гг.
3.3. Тильзитский мир и его последствия.
3.4. Война со Швецией 1808—1809 гг.
3.5. Русско-турецкая война 1806—1812 гг.
3.6. Война с Ираном 1804—1813 гг.
3.7. Разрыв франко-русского союза.
- Закрепление нового материала.
- Заключительный этап. Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Учитель предлагает вспомнить материал 7-го класса об участии России во второй антифранцузской коалиции и ответить на вопрос:
? классу: Чем можно объяснить участие России в борьбе с революционной Францией? Чем была вызвана перемена в этой позиции в конце царствования Павла I?
Примерный ответ учащегося:
- Разрыв России с Англией и Австрией;
- Постепенное сближение с Францией;
- Отправка 22500 казаков для захвата британской Индии;
- Объявление о прекращении торговли с Англией.
Акцентирование внимания учащихся на специфике международного положения России в начале века. Определение направлений внешней политики России в 1801 году: Восточное и Западное направления.
В результате переворота в Петербурге 11 марта 1801 года международная ситуация изменилась. Вслед за отцом Александр I решил начать свою внешнюю политику как бы с чистого листа.
? классу: Проанализируйте документ и определите с чего начал свою внешнюю политику Александр I ?
Работа с документом
«правительство желает восстановления доброго согласия между обоими государствами и готово содействовать тому всеми средствами, при условии присоединения Англии к морской конвенции, которая не нарушает интересов Англии».
Из письма русскому посланнику в Англии графу Воронцову.
3.1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции.
? классу: С какой страной Александр в первую очередь поспешил наладить отношения? Почему?
Примерный ответ учащегося:
- Возобновилась торговля с Англией;
- отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии;
- Англия и Россия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта;
- Россия вступила в третью антифранцузскую коалицию.
Работа с понятием и с таблицей.
Работа с документами. (дополнительная информация)
? классу: Дайте оценку дипломатическим способностям Александра I.
3.2.Россия в войнах 1806—1807 гг.
Наполеон готовил высадку десанта в Англии. Но разгром английским флотом франко-испанской эскадры у мыса Трафальгар 21 октября 1805 г. Не позволил осуществить эти планы. Наполеонперебрасывает основные силы в Центральную Европу. 2 декабря 1805 г. Русские войска выдвигавшиеся на запад, и остатки австрийской армии встретились у деревни Аустерлиц.
Работа с текстом учебника стр.11
? классу: Каковы были итоги битвы при Аустерлиц?
Примерный ответ учащегося: Армия Наполеона нанесла поражение австро-русской армии, Россия потеряла почти 15 тыс. своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. солдат. (Третья коалиция распалась.)
3.3. Тильзитский мир и его последствия.
После разгрома Пруссии Франция вышла западной границе России по реке Неман и остановилась у местечка Тильзит.
Встреча императоров состоялось 25 июня 1807 года . Чтобы не затрагивать престижа ни той, ни другой стороны, т. е. чтобы Наполеону не заходить на русскую территорию, а Александру не появляться в лагере французов, посередине Немана у Тильзита был установлен огромный плот, на нем сооружен обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, украшенными вензелями Александра и Наполеона. Во втором часу дня к плоту от противоположных берегов реки одновременно причалили две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Императоры скрылись в павильоне и в течение двух часов вели беседу наедине. О содержании их разговора современники могли только догадываться.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)
Работа с текстом учебника стр.13-14. Выделите негативные и позитивные последствия Тильзитского мира.
Работа в тетради на печатной основе . Тетрадь стр. 8, задание 6
? классу: Какие направления внешней политики России стали главными после заключения Тильзитского мира?
Примерный ответ учащегося : Борьба с Турцией, Ираном, Швецией
3.4. Война со Швецией 1808—1809 гг.
Воспользовавшись статьями Тильзитского мира Александр I в 1808 г. начал войну против Швеции. За 1 месяц Россия разбила шведов и овладела Финляндией и Аландскими островами. Когда сюда подошли щведские войска, русские вынуждены были перейти к обороне. Осенью русские, перешли в наступление и одержали ряд побед. В марте 1809 г.войска под командованием ген. Барклая де Толли перешли Балтику по льду, взяли Умео, а отряд генерала П.И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм.
Поражение Швеции привело к свержению короля. Сентябрь 1809 г. Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, включая Аландские острова отходила к России. В составе России было создано Великое княжество Финляндское. Швеция присоединилась к континентальной блокаде Англии.
Континентальная блокада- запрет на всякие связи между Англией и странами Европы, что должно было подорвать британскую экономику.
3.5. Русско-турецкая война 1806—1812 гг. Одновременно Россия проводила активную политику на Кавказе. 1801 г. – Восточная Грузия; 1803 г - Мингрелия;1804 г. – Имеретия, Гурия, Гянджа; 1805 г.- Карабах, Ширван; 1806 г. - Осетия
? классу: Предположите, какие страны могло обеспокоить проникновение России в Закавказье?
Примерный ответ учащегося: Турцию, Иран, Европейские державы
В 1806 г. Война в Европе вспыхнула с новой силой. Была создана четвертая антифранцузская коалиция. Ответом Наполеона стало объявление в 1806 г. «континентальной блокады» Англии.
В 1806 г. Наполеон подтолкнул Турцию к началу войны с Россией. Турция воевала в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Русские войска в 1806 г. заняли Молдавию и Валахию. После Тильзита Россия сосредоточила на Балканах свои войска, но боевые действия шли вяло, пока в 1811 г. главнокомандующим не стал М.И. Кутузов. С его назанчение в войне наступил перелом. Он быстро активизировал боевые действия. В битве под Слободзеи турки попали в окружение и начали мирные переговоры. В 1812 г. был подписан Бухарестский мир- в состав России входилаБессарабия, Турция обещала провести реформы в Сербии. Россия избежала войны на два фронта.
3.6. Война с Ираном 1804—1813 гг.
Русско-иранская война началась по инициативе Ирана.В 1801 г. Россия присоединила Воссточную Грузию.В ответ в 1804 г. Иран начал войну. В ходе боевых действий русские заняли части Азербайджана и Армении. В 1810 г.Турция и Персия заключили союз. В 1812 г.Русские заняли Аркеван и Ленкорань и в 1813 г. по Гюлистанскому миру Россия получила ряд территорий на С.Кавказе и в Закавказье.
Работа с текстом учебника стр.14. Определить условия Гюлистанского мирного договора.
3.7. Разрыв франко-русского союза.
Тильзитский мир был недолгим и развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России. Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне. Всё это вело обострению отношений между Россией и Францией
1812 год. Война стала неизбежной.
Домашнее задание: § 2, вопросы и задания к нему; задания к документам. Задание в рабочей тетради к § 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."
В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...
План урока "Внешняя политика России 1801-1812 годы"
План урока и презентация к уроку истории 8 класс. Учебник Данилова А.А. и Косулиной Л.В....
Внешняя политика России в 1801-1812 гг.
Презентация...
18_01_8класс_история_внешняя политика алексадра первого_1801-1812_
18_01_8класс_история_внешняя политика алексадра первого_1801-1812_...
Презентация "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг."
Изучение темы "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг." на основе алгоритма по изучению политики...
Тест по истории. Внешняя политика России 1801-1812 гг.
Тест по истории. Внешняя политика России 1801-1812 гг....
Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."
Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."...