Рабочая программа "История России" 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Кобелева Т.И.

Рабочая прорамма "История России конец XVII - начала XVIII вв." 8 класс. К учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_rossii_8_klass.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

История России 8 класс.

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ

2. ФГОС ООО, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.год.

4. Учебного плана МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.

5. Авторской программы   И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко История России 6-9 классы: рабочая программа. – М.: Дрофа, 2016. – 124 с.

УМК: Андреева И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 219 с.

Программа рассчитана на 40 часов (история всеобщая история – 28 ч., история России – 40 ч.) из расчета 2 часа в неделю, 34 уч. недель. Курсы изучаются последовательно, сначала  всеобщая история, затем история России.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах.

Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание  уделяется достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости  является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности и меценатства.

В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире и необходимо делать акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.

Курс отечественной истории построен по линейной системе с 6-10 класс. За счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.

Задачи изучения истории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Межпредметные связи курса «История»:

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Характеристика 8 классы

Учащиеся с высоким уровнем мотивации

Учащиеся со средним уровнем мотивации

Слабо мотивированные учащиеся

8 «а»

5 чел.

8 «б»

4 чел.

8 «а».

9 чел.

8 «б»

7 чел.

8 «а».

8 чел..

8 «б»

11 чел.

Особенности работы с первой группой заключаются в следующем: необходимо как можно больше привлекать ребят к творческой и самостоятельной деятельности, а так же к выполнению проектных работ и мини исследований. Эти ребята на уроках умеют давать полный, точный, четкий ответ, отстаивать свою позицию опираясь на факты СМИ, литературы, истории и др. Эти умения и навыки необходимо развивать и совершенствовать и далее, для контроля знаний применяются задания усложненные, творческого характера, проблемные задачи в качестве дополнительных заданий. Эти ребята активно работают на уроках.

Особенности работы со второй группой ребят заключаются в следующем: эти ребята так же активно работают на уроках, умеют применять на практике свои знания, однако могут не систематически готовиться к урокам, что создает пробелы в их знаниях и это находит отражение на их оценках. Необходимо повышать уровень заинтересованности в изучении предмета у этих ребят, а так же привлекать их к самостоятельной, проектной деятельности. Контроль знаний так же предусматривает дополнительные задания усложненного характера.

Третья группа ребят в изучении предмета в основе своей не заинтересована, на уроках создают «эффект присутствия», либо в связи с тем, что были допущены пробелы в изучении предмета (пропуски, невыполнение домашнего задания и тд.) потеряли интерес к предмету и не предпринимают усилий догнать ребят в знаниях. Поэтому, работу следует продолжать в направлении повышения мотивации, выполнения минимальных требований по предмету, обучение умению давать ясный полный устный ответ, работать с проблемными заданиями, умение анализировать различные ситуации.

В 8 «а» и 8 «б» классах есть ребята с ЗПР. А именно это:

В 8 «а»: 3 чел.; в 8 «б»: 5 чел.

Для них разрабатываются индивидуальные задания. При обучении этих ребят ставятся те же задачи, что и в основной школе.  
Требования, предъявляемые к знаниям по обществознанию в школах для детей с ЗПР, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам массовой школы, за исключением запоминания дат.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению учащихся содержания основных образовательных программ общего образования.

Дети с ЗПР должны запомнить даты самых крупных исторических событий и общую историческую периодизацию. Изучение школьного курса истории представляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу особенностей их познавательной деятельности. Для этих детей характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставание в развитии речи. В связи с этим учащиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими, представлениями и понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей общественного развития.
На уроках истории школьники нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала.

Рекомендуется активно привлекать дополнительный наглядный материал, технические средства обучения, а также учить детей работать с учебником. Большую роль в обучении детей с ЗПР играет максимальное использование контурных карт, составление разнообразных опорных «памяток», словариков, таблиц и схем; определенный эффект достигается привлечением произведений художественной литературы и живописи и пр.

Увеличивается время, отводимое на изучение важных и больших по объему тем. К ним относятся: «Основные черты барщинного хозяйства, развитие товарного производства», «Петр I и Северная война». Выделяется время для общего повторения в конце года.

Формы организации образовательного процесса.

     Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

В программу включены нетрадиционные формы уроков: урок-презентация; урок-путешествие; урок-виртуальная экскурсия; урок-конференция; урок-диспут; урок-практикум; «круглый стол»; урок-конференция; урок-путешествие.

      В ходе изложения учебного материала используются методы обучения:  урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, историческими источниками; проблемное изложение; индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

 Технологии обучения:

    Данный УМК реализует системно-деятельностный подход через ряд пед.технологий:

      1.проблемно-диалогическая технология,

2.технология личностно-ориентированного обучения);

      3.проектная технология.

      4.Технология здоровьесбережения

 5.Игровые технологии

Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса:

Личностные  результаты:

  • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;
  • осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа;
  • основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
  • веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность представлений об основах  культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества;
  • уважение к истории культуры своего Отечества.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные УУД:

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

2. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

3. анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации

4. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

5. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

6. устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

Коммуникативные УУД:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2. работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

3. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

5.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

6. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных задач с помощью средств ИКТ;

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы (общий перечень для курсов отечественной и всеобщей истории):

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Ученик научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Система оценивания результатов обучения курса истории России в 8 классе.

Промежуточная аттестация на уровне ООО проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом, школьным «Положением о о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.).

Основные виды контроля:

  • Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
  • Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) в конце четверти;
  • Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года.

Формы контроля:

  • Стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  • Стандартизированные письменные и устные работы;
  • Комплексные диагностики метапредметных и личностных результатов на начало и конец учебного года;
  • Самоанализ и самооценка;
  • практические и самостоятельные работы;
  • защита учебно-исследовательских работ и проектов, творческих проектов;
  • тестирование, в том числе с использованием контрольно-измерительных материалов

Основными объектами оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Контрольные работы

Название контрольных работ

Вид контроля

Количество часов

Человек и история

Вводный

Диагностическая работа

1

«Рождение Российской империи»

Тематический контроль

Контрольная работа

1

«Россия в 1725-1762 годах».

Промежуточный контроль

Тест

1

«Просвещенный абсолютизм»

Тематический  контроль

Практическая работа

1

Итоговое повторение «Россия в XVIII в.»

Итоговый контроль

1

Контрольные и практические работы:

1) «Рождение Российской империи» Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ И.А. Артасов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. [стр. 4-15]

2) «Россия в 1725-1762 годах». Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ И.А. Артасов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. [стр. 16-27]

3) «Просвещенный абсолютизм» Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ И.А. Артасов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. [стр. 28-49]

4) Итоговое повторение «Россия в XVIII в.» Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ И.А. Артасов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. [стр. 50-63]

Проектные работы на 2018-2019 учебный год.

Название проекта

Форма представления

Мой регион в период правления Петра Великого.

Исследовательские работы, презентации, информационные листы.

Анна Иоановна и Елизавета Петровна – сравнительный анализ правления.

Исследовательская работа, стенгазеты, презентации и тд.

Русские просветители времен Екатерины II.

Исследовательские работы, презентации, информационные листы.

Критерии и нормы оценки:

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов одноклассников, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, видеофрагменты и другую информацию, умение правильно анализировать явления окружающей жизни.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объёме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с действительностью, дополнения не требуются, речь грамотная.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности, речь хорошая.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Речь бедная.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Оценивание письменных ответов(тест):

Оценка «5»    -    100-81 %

Оценка «4»    -      80-61 %

Оценка «3»    -      60-41 %

Оценка «2»    -      40-21 %

Раздел 2. Содержание программы:

Рождение Российской империи.

Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Россия в 1725-1762 гг.

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.

«Просвещенный абсолютизм» Правление Екатерины II

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной

  • вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе

  • в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль ка-зачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присо единение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи

  • произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство

  • России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых, худож-ников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.

  • В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербур-га, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII веке

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I

  • ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола
  • о трехдневной барщине.

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII вв.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

история России, 8 класс

 Название раздела,

тема урока

Характеристика видов деятельности  обучающихся

УУД

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Факт

Введение (1 час).

1

Человек и история.

Изучение нового материала. Вводный урок

Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до конца XVII в.

Планировать деятельность по изучению истории России XVII—XVIII вв.

Характеризовать источники по российской истории конец XVII— XVIII столетий

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Стр. 5-7

17.12

Глава 1. Рождение Российской империи (11 ч.)

2-3

Предпосылки и начало преобразований.

Изучение нового материала Урок-диспут*

Характеризовать геополитическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв. (используя историческую карту) Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований Начать составление характеристики (исторического портрета) Петра I Характеризовать окружение юного Петра I Давать оценку Азовских походов и Великого посольства Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока ( на каждом уроке).

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

П1.

21.12

24.12

4-5

Северная война.

Комбинированный урок

Урок-путешествие

Рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны (используя историческую карту) Объяснять причины неудач русской армии в начале войны и причины победы России в войне Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

П.2-3

28.12

14.01

6-7

Реформы Петра I.

Комбинированный урок.

Объяснять влияние Северной войны на реформы Давать характеристику идеологии реформ Характеризовать важнейшие политические, военные, социальные и экономические преобразования Петра I и систематизировать материал в форме таблицы «Петровские преобразования» Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социально- экономической политики власти Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствий

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

.

П.4-5

18.01

21.01

8-9

(1)

 Власть и общество в годы реформ.

Наш регион в  начале XVIII в.

Комбинированный урок

Показывать на исторической карте районы народных движений Характеризовать причины, участников и итоги восстаний Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и  аналогичные движения XVII в. Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

П.6

25.01

28.01

10-11

(1)

Преобразования в культуре.

 Итоги реформ.

Комбинированный урок.

Завершить систематизацию материала в таблице «Петровские преобразования» Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования Оценивать петровские преобразования в сфере культуры и их последствия Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.

Давать определение понятия ассамблея

; раскрывать роль ассамблей в реформировании российского быта Завершить составление характе- ристики (исторического портрета) Петра I и участвовать в ее обсуждении Давать оценку преобразований Петра I и личности царя-реформа- тора, аргумен тировать ее Оценивать историческое значение преобразований Петра I и их ограниченность Описывать строительство Санкт-Петербурга

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

П. 7

1.02

4.02

12

Повторение и контроль: «Рождение Российской империи»

[стр. 4-15]

Контрольный урок

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории Выполнять контрольные тестовые задания по периоду правления Петра I (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

 Тест 1

8.02

Глава II. Россия в 1725-1762 годах (7 ч.)

13-14 (1)

Россия после Петра I

Изучение нового материала.

Объяснять, почему период двор- цовых переворотов В. О. Ключев- ский назвал этапом, когда «Россия отдыхала от Петра» Систематизировать материал о дворцовых переворотах (в форме таблицы) Объяснять причины и последствия первых дворцовых переворотов.

Регулятивные:ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

П.8

11.02

15.02

15

Царствование Анны Иоанновны.

Комбинированный урок.

Урок- диспут

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Анны Иоанновны, давать ей оценку Давать определения понятий: Кондиции, фаворит.

Регулятивные:ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

П.9

18.02

16-17

Правление Елизаветы Петровны.

Комбинированный урок

Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны Составлять характеристики (исторические портреты) Елизаветы Петровны, М. В. Ломоносова; объяснять значение деятельности Ломоносова для русской науки и культуры Описывать изменения в положении отдельных сословий в период правления Елизаветы Петровны

Регулятивные:учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

П.10-11

22.02

25.02

18

Внешняя политика России в 1741-1762 годах.

Изучение нового материала

Характеризовать геополитическое положение России в середине XVIII в. Объяснять причины участия России в Семилетней войне Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны (используя материалы интернет-сайта «Семилетняя война»: http:// syw-cwg.narod.ru/ и другие источники информации).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

П. 12

1.03

19

Повторение и контроль по теме «Россия в 1725-1762 годах».

Контрольный урок

[стр. 16-27]

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Участвовать в дискуссии о значении «эпохи дворцовых переворотов» для российской истории Выполнять контрольные тестовые задания по периоду дворцовых переворотов (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности исотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Тест 2

4.03

Глава III «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II и ПавлаI

20-21

Восшествие на престол Екатерины II

Изучение нового материала

Урок-путешествие

Давать определение понятия «просвещенный абсолютизм», соотносить его с понятиями абсолютизм и Просвещение Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России Составлять характеристику (исторический портрет) Петра III Начать составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II Объяснять причины созыва и роспуска Уложенной комиссии.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

П.13-14

8.03

11.03

22

Пугачевское восстание.

Комбинированный урок

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева Раскрывать причины восстания, его значение и особенности, причины поражения Давать характеристику личности Е. Пугачева (используя учебник, материалы интернет-сайта «Емельян Пугачев»: http://emelyan.ru/ и другие источники информации).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

П.15

15.03

23-24

Жизнь империи в 1775-1796 г.

Комбинированный урок

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов по истории края) Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II Анализировать отрывки из жало- ванных грамот дворянству и горо- дам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев город- ского населения Продолжить составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

П.16-17

18.03

22.03

25-26

Внешняя политика России в 1762-1796 годах.

Комбинированный урок

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск Оценивать деятельность А. В. Су- ворова и Ф. Ф. Ушакова; составлять их исторические портреты Давать характеристику деятельности А. В. Суворова (используя материалы интернет-сайтов «Адъютант»: http://adjudant.ru/ suvorov/suvorov00.htm и «Александр Васильевич Суворов»: http://knsuvorov.ru/) Завершить составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

П.18-19

25.03

29.03

27-28

Внутренняя и внешняя политика Павла 1

Изучение нового материала

«Колесо истории»

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I (используя учебник и дополнительные источники) Объяснять причины заговора против Павла I и свержения царя Дополнить исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова новой информацией

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

П.20-21

8.04

12.04

29

Повторение и контроль по теме «Просвещенный абсолютизм»

Контрольный урок

[стр. 28-49]

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XVIII в. Высказывать суждения о значении исторического наследия второй половины XVIII в. для современ- ного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории России второй половины XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывании.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Тест 3

15.04

30-31

Культура Росси во второй половине ХVIII века.

Изучение нового материала

Урок-путешествие 

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки Проводить поиск информации для подготовки сообщений о деятелях культуры XVIII в. Систематизировать материал о достижениях российской науки Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. (используя иллюстрации в учебни- ке, художественные альбомы, ма- териалы интернет-сайтов, а также непосредственное наблюдение) Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.  Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач.

П. 22-23

19.04

22.04

32-33

Быт россиян в ХVIII веке.

Культура Бурятии в XVIII в.

Комбинированный урок

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в. Готовить сообщение / презентацию о жизни и быте отдельных сословий (используя учебник и дополнительную информацию, в том числе по истории края) Использовать для характеристики жизни отдельных слоев русского общества XVIII в. материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» (http://elcocheingles.com/)

ие мемуары» (http://memoirs. ru/), Общества изучения русской усадьбы (http://oiru.org/) Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу XVIII в.»)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

П.24

26.04

29.04

34-35

ХVIIIвек, блестящий и героический.

Комбинированный урок

Характеризовать геополитическое положение Российской империи в конце XVIII в. Объяснять особенности Российской империи как многонационального государства Систематизировать и обобщать информацию о социально- экономическом и политическом развитии России в XVIII в.

Высказывать суждения о причинах успехов России в XVIII столетии.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

П.25

 3.05

6.05

36

Наш регион в XVIII веке.

Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.» Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблицы)

10.05

37

Итоговое повторение «Россия в XVIII в.» 

Итоговый контроль

[стр. 50-63]

Выполнять контрольные тестовые

задания по истории народных.

движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте).

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Тест

 13.05

*в разделе «тема урока» жирным шрифтом выделены нестандартные виды уроков.      Резерв 3 часа. (17.05, 20.05, 24.05)

Приложение 1.

Учебно-методический комплект:

Литература для учителя:

1)История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. Русской слово, 2016;

2)В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца  XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2013;

3) Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ И.А. Артасов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

4) Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. /Под науч.ред. Б.Н. Серова -  М.:Вако, 2013.

Дополнительная литература:

1.   Симонова Е.В. История России. Конец XVII – XVIII век. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др. / Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 93 с.

2.Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2014 год.

3.   Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIXвек. 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение», 2014

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://historydoc.edu.ru/ — российский общеобразовательный портал.

http://www.hist.msu.ru/ER/ — электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

http://www.hrono.ru/ — портал «Хронос» (дополнительные материалы, исторические источники и карты).

http://lesson-history.narod.ru/ — сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации, дополнительные материалы и иллюстрации к урокам, методическая помощь).

http://www.histerl.ru/ — сайт О. Г. Герасимовой (лекции, рефераты, тесты, дополнительные материалы, карты по истории России).

http://www.istrodina.com/ — сайт российского иллюстрированного исторического журнала «Родина» (архив журнала, дополнительные материалы и иллюстрации к урокам)

Приложение 2.

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

Всеобщая история

История России

5 класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытность.

Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

6 класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв.

Раннее Средневековье

Зрелое Средневековье

Страны Востока в Средние века

Государства доколумбовой Америки.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Образование государства Русь

Русь в конце X – начале XII в.

Культурное пространство

Русь в середине XII – начале XIII в.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Культурное пространство

Формирование единого Русского государства в XV веке

Культурное пространство

Региональный компонент

7 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции

Европа в конце ХV— начале XVII в.

Европа в конце ХV— начале XVII в.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке

Смута в России

Россия в XVII веке

Культурное пространство

Региональный компонент

8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.

Эпоха Просвещения.

Эпоха промышленного переворота

Великая французская революция

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I

Региональный компонент

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в.

Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке

Народы Африки в Новое время

Развитие культуры в XIX в.

Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900—1914 гг.

IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Отечественная война 1812 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Крепостнический социум. Деревня и город

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

«Народное самодержавие» Александра III

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Этнокультурный облик империи

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Кризис империи в начале ХХ века

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

Общество и власть после революции

«Серебряный век» российской культуры

Региональный компонент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...