Рабочая программа ИСТОРИЯ РОССИИ
рабочая программа по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического совета приказом директора
Протокол №1 МБОУ «СШ № 32 им. С.А.Лавочкина»
от « » августа 2019 г. Приказ от « » августа 2019 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета ИСТОРИЯ РОССИИ
Класс 7 А, Б, В, Г
Уровень общего образования основное общее образование
Учитель У мпирович Елена Анатольевна
Срок реализации программы, учебный год 2019-2020
Количество часов по учебному плану всего 40 ч в год; в неделю 2 ч. во втором полугодии.
Составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Авторской программы А.А. Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной. История России XVI – XVII вв. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Учебник: История России. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев; Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.
Рабочую программу составил (а) ___________________________Умпирович Елена Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897).
2. В соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта.
3. Примерной программы основного общего образования по истории (5- 9 классы).
4. Авторской программы А.А. Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной. История России XVI – XVII вв. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Для реализации программы используются следующие учебные пособия:
1. История России. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев; Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.
Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на базовый уровень, 40 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, законо-мерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компе-тенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
- практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуа-ции и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
- слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
- сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для ре-шения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
- фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации ре-зультатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
- диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ИСТОРИЯ РОССИИ | |
Россия в XVI в. | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и Росии. Российское государство в первой трети XVI века. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века. Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века. Внешняя политика России во второй половине XVI века. Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты. Российское общество XVI века: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI века. Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти. Россия в конце XVI века. Церковь и государство в XVI веке. Культура и повседневная жизнь народов России XVI века. |
Смутное время. Россия при первых Романовых. | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII веков. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Окончание смутного времени. Экономическое развитие Росии в XVII веке. |
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII веке. Россия в системе международных отношений. Вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. Народы России в XVII веке. Русские путешественники и первопроходцы XVII века. Культура народов Росии в XVII веке. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического совета приказом директора
Протокол №1 МБОУ «СШ № 32 им. С.А.Лавочкина»
от «__» августа 2019 г. Приказ от «__» августа 2019г. № ____
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование учебного предмета ИСТОРИЯ РОССИИ
Класс _____7 А, Б, В, Г
Уровень общего образования ____основное общее образование
Учитель _Умпирович Елена Анатольевна
Срок реализации программы, учебный год 2019-2020
Количество часов по учебному плану ___всего 40 ч в год; в неделю 2 ч. во втором полугодии.
Составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Авторской программы А.А. Данилова, О.Н.Журавлевой, И.Е.Барыкиной. История России XVI – XVII вв. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Учебник: История России. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарев; Под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (40 ч.)
№ | Тема | Элементы содержания | По плану | По факту |
Глава I. РОССИЯ В XVI В. (20 ч.) | ||||
УУД Личностные: •самовоспитание в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности; •толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •сотрудничество со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности. •самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | ||||
Познавательные: •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; •поиск и выделение необходимой информации; •структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач; •рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; •смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; •умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; •постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Предметные: • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов; • использовать историческую карту как источник информации, показывать на карте и описывать границы территории, маршруты первооткрывателей России XV — начала XVI в.; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники культуры; рассказывать о событиях истории XVI в.; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства; б) положения основных групп населения • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры XVI в.: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории XVI в. • давать характеристику общественного строя; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия России XVI в. в мировой истории. | ||||
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | Великие географические открытия. Предпосылки и периодизация. Начало русских географических открытий и их специфика. Последствия ВГО. | ||
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | Население. Сословия: крестьянство, казачество, горожане. Ремесло и торговля. Городское самоуправление и купеческие организации. Денежная система. | ||
3 | Формирование единых государств в Европе и России. | Предпосылки и особенности формирования единых государств в Европе и России. «Новое государство в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия. Роль сословий в европейских странах и России. Военная революция в Европе. | ||
4 | Российское государство в первой трети XVI века. | Государи всея Руси. Завершение объединения русских земель. Система управления в государстве. |
| |
5 | Внешняя политика российского государства в первой трети XVI века. | Литва и Балтика. Царь и император. На юго-восточных границах. | ||
6 | Начало правления Ивана IV. Избранная Рада. | Боярское правление. Елена Глинская. Личность Ивана IV. Венчание на царство. Московское восстание 1547 г. Избранная Рада. Укрепление центральной власти. Военная реформа. Реформы местного самоуправления и налогообложения. | ||
7 | Государства Поволжья, Северного причерноморья и Сибири в середине XVI века. | Казанское ханство. Крымское ханство. Сибирское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. | ||
8-9 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Значение присоединения Поволжья к России. Россия и Кавказ. Россия и Западная Европа. Ливонская война. | ||
10-11 | Российское общество в XVI веке. | «Служилые» и «тяглые». На государевой службе. Крестьянский мир. Посадские и гости. | ||
12-13 | Народы России во второй половине XVI века. | Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях. | ||
14-15 | Опричнина. | Падение Избранной Рады. Расправа царя с приближенными. Опричнина и опричники. Поход на Новгород и Псков. Итоги опричнины. Борьба с Крымом. Итоги правления Ивана IV. | ||
16 | Россия в конце XVI века. | Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Федора Ивановича. Пресечение династии Рюриковичей. Царь Борис Годунов. Торговля и культурные связи России со станами Западной Европы. | ||
17 | Церковь и государство в XVI веке. | Духовенство и миряне. Нестяжатели и иосифляне. Ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство. | ||
18-19 | Культурная и повседневная жизнь народов России в XVI в. | Особенности развития культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Летописание. Исторические произведения. Публицистика. Светская литература. Архитектура. Изобразительное искусство. | ||
20 | Основные события и понятия истории России XVI века. | Основные события и понятия истории России XVI века. | ||
Глава II. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. (20 ч) | ||||
УУД Личностные: •самовоспитание в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности; •толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •сотрудничество со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности. •самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; Регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | ||||
Познавательные: •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; •поиск и выделение необходимой информации; •структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач; •рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; •смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; •умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; •постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Предметные: • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов; • использовать историческую карту как источник информации; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники культуры; рассказывать о событиях истории XVI I в.; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства; б) положения основных групп населения ; в) религиозных верований; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры XVII в.: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории России XVII в.. • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия России XVII в. в мировой истории. | ||||
21-22 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII вв. | Европа и Россия в начале тридцатилетней войны. Россия и Речь Посполитая. Россия и Османская империя. Россия и Персия. | ||
23 | Начало смуты в Российском государстве. | Экономические трудности. Народные выступления. Самозванец. Политика нового правительства. | ||
24 | Смута в Российском государстве. | Боярский заговор. Правление Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. | ||
25 | Смута в Российском государстве. | Лжедмитрий II. Тушинское правительство. Перемены в настроении народа. Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию. | ||
26 | Окончание смутного времени в Российском государстве. | Распад Тушинского лагеря. Семибоярщина. Первое ополчение. | ||
27 | Окончание смутного времени в Российском государстве. | Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воцарение династии Романовых. | ||
28 | Экономическое развитие России в XVII в. | Последствия смуты. Сельское хозяйство и земледелие. Развитие ремесла. Развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Россия и Европа. | ||
29 | Россия при первых Романовых. Перемены в государственном устройстве. | Первые Романовы. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Реформа армии. Законы. «Соборное Уложение» 1649 г. | ||
30 | Изменения в социальной структуре российского общества. | Дворяне. Крестьяне. Городское население. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Казачество. | ||
31 | Народные движения XVII в. | Причины народных движений. Соляной бунт. Восстания в Пскове и Новгороде. Медный бунт. Восстание Степана Разина. | 13.04 | |
32-33 | Россия в системе международных отношений. | Посольский обычай. От войны к «вечному миру». Борьба со Швецией. Россия и станы исламского мира. Отношения с Китаем. | 20.04 | |
34 | Вхождение Украины в состав России. | Западнорусские земли в составе Речи Посполитой. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. | 23.04 | |
35 | Русская православная церковь в XVIIв. Реформа Патриаха Никона и раскол. | Церковь после смуты. Реформа патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666 – 1667 гг. Протопоп Аввакум. Протесты старообрядцев. | 27.04 | |
36 | Русские путешественники и первопроходцы XVII века. | Кто и как шел в Сибирь. Семен Дежнев. Походы на дальний Восток. Освоение Сибири. | 04.05 | |
37 | Культура народов России XVII века. | Влияние европейской культуры. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр. Культурное взаимодействие народов России. | 07.05 | |
38 | Сословный быт и картина мира русского человека XVII века. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII веке. | Изменения в восприятии картины мира русским человеком XVII века. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей. Повседневный быт первого сословия. Повседневная жизнь посадского населения. Быт и обычаи крестьян. Украинцы. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири. | 11.05 | |
39 | Повторение и контроль по теме «Россия в XVII в». | Основные понятия и события истории России XVII века. | 14.05 | |
40 | Промежуточная аттестация. | Контрольное тестирование | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»
За основу взята программа курса «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...
Рабочая программа "Россия и мир" (для 10-11 класса)
Рабочая программа представляет собой расширенную версию программы "Россия и мир" и рассчитана на 102 часа в год...
Рабочая программа. Россия в мире. 11 класс
Рабочая программа к учебнику "Россия в мире". С древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень: 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков,...
Рабочая программа Россия - мои горизонты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6-11 классов...
Рабочий лист "Россия - здоровая держава"
Рабочий лист к занятию "Разговоры о важном" по теме "Россия - здоровая держава" с национально-региональным компонентом...