Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Древняя Индия"
план-конспект урока по истории (5 класс)

 Ирмагамбетова Гульнара Измуратовна

Урок- путешествие по Древней Индии. Материал  формирует представление учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомит с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_._5_klass._drevnyaya_indiya.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока «Древняя Индия».  5класс.  

Цели урока:

  1. 1.Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром, и основными занятиями ее жителей.
  2. 2.Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
  3. 3.Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

    Задачи урока:
  1. 1.Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
  2. 2.Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
  3. 3.Развитие интереса к истории мотивации к учению.

    Форма урока:
    Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы.

    Структура урока:
  1. 1.Организационный этап.
  2. 2.Подготовка к активному усвоению знаний.
  3. 3.Изучение новой темы (план урока):
  •       Местоположение Древней Индии.
  •       Природные условия Древней Индии.
  •       Занятия жителей Древней Индии.
  •       Религиозные верования.
  1. 4.Подведение итогов.
  1. 5.Объяснение домашнего задания.

    Оборудование: Учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «История Древнего мира». М., «Просвещение», 2008 г.
  2. Компьютер.
  3. Презентация.
  4. Историческая карта «Древняя Индия и Древний Китай».

Ожидаемые результаты:

Освоение материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии. Расширение кругозора, развитие познавательного

интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.

  1. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

                                       Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Ребята,  наверняка многие из вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова 
А. Твардовского: Слайд 1.
Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. 

 Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Ответ: это Индия. Сегодня мы  поговорим о Индии. Тема урока «Древняя Индия.»

2-й слайд (Тема урока)  Название индия произошло от названия крупнейшей реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало — Хинду, а у древних греков — Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.
 Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной».  

Слайд 3.
Но прежде чем начнем о ней говорить,  перечислите мне страны, которые мы с                  вами  уже изучили? (Древний Египет,   Древнее Двуречье,  Финикия, Ассирия, Персия.)

Для чего мы их перечислили? А для того, чтобы вспомнить, о чем мы говорили при знакомстве с новой страной. (Мы определяли географическое положение страны, говорили, что в некоторых странах жаркий климат, где-то выпадают часто дожди, то есть  говорили о природно – климатических условиях, определяли основные занятия жителей, доказывали, что жители этих стран являются людьми религиозными.)

Сегодня, совершая  путешествие  по Индии мы дадим ответы  на эти вопросы.

4-й слайд (План урока).

Вопрос.А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? ( воду, еду, теплую одежду, компас и т.д.) Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. У нас же путешествие будет виртуальным.
Итак, в путь.
И для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии, она у вас у каждого на парте.

 Работа с картой. Вопросы и задания по работе с картой:
Ученики получают карту «Древняя Индия», по  которой определяют местонахождение Индии.

5-й слайд (Историческая карта «Древняя Индия». )

Внимательно изучите карту и обратите внимание на слайд, Какой материк перед вами?(Евразия.) Данный материк делится на две части: Европу и Азию.


 

1.А теперь определите, на каком материке находится Индия? ( Ответ: Индия находится в южной части Азии. Найдем на карте.)

2.На каком полуострове расположена Индия?
Ответ: на полуострове Индостан, а полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами

Слово учителя. Значит, на юге Азии, на обширной территории, занимающей полуостров Индостан и прилегающие к нему на севере земли, лежит огромная страна – Индия.

3.Какими морями омывается этот полуостров?
Ответ: это Индийский океан и Аравийское море.

4.Какие горы расположены на севере Индии?
Ответ: это горы Гималаи – самые высокие горы в мире.

6-й слайд (Гималаи).

Вопрос: Что вы знаете о них ?

Слово учителя. Высочайшие в мире горы Гималаи. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово “Гималаи” означает “жилище снега”. Эти горы защищают Индию от потоков холодного воздуха с севера, а в древности Гималаи служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма–“поднебесное жилище богов”). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Какова её высота?(Отвечает учащийся, которому было поручено найти высоту Джомолунгмы).Высота – 8848 м

5.Какие реки протекают по территории Индии?
Ответ: это реки Инд и Ганг.

7-й слайд (Инд и Ганг).

Вопрос: Почему их считают священными Мадина?

Вопрос: Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с речными долинами Нила, Тигра и Евфрата. Предположите, чем?  (Ответ: Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки, 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил.)

Что же за народ, индийцы?

Индийцы народ трудолюбивый.  Основным занятием их было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень.

Древняя Индия богатая страна благодаря трудолюбию народа, благоприятному климату для земледелия, богатым недрам земли). Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство.

Один путешественник, побывавший в Индии, вернулся на Родину и вот что он рассказывает!

(Небольшая сценка).

Из данного разговора вы наверняка догадались, что выращивали индийцы? 

(Ответ:  Впервые здесь начали выращивать хлопчатник и сахарный тростник,  появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец. )  СЛАЙД 8

Слово учителя.  Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Во время сезона дождей, длящегося два месяца в году,  реки Индии выходят из берегов, заливая все вокруг.

Вопрос:  По своим природно-климатическим условиям Индия схожа с какими странами? В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?

( Ответ: жаркий климат, наличие больших рек были  в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.)

Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта  джунглями.

А что из себя представляют джунглии? (Ответы учеников.)

Слайд9. (джунгли)

Физкультминутка. Слайд 10 .(веселая песенка)

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).  Молодцы. Никого не потеряли?

Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Нам, ребята с вами повезло, что мы сытые, целые и невредимые.

Почему сытые?  Путешественник, побывавший здесь до нас, утверждал, что в джунглях человек не умрет от голода. Как вы думаете, он прав? (Да, он прав, в джунглях много бананов, кокосов, плодов манго, сладких корешков).

Почему целые и невредимые? Потому что в  джунглях человека  могла подстерегать опасность.

Слайд 11 (Животный мир Индии). Сообщение ученика .

Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон.  СЛАЙД12 СЛОН. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был  Ганеша,  которого изображали с головой слона.

Вопрос: Какое отношение у индийцев было к животным ? (особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству). Такое животное называлось тотемным животным, священным.

Сообщение ученика . Слайд 13 коровы.

СЛАЙД 14

Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которыми разговаривать никто не смел.   Они называли ее кормилицей и матерью.

Вопрос: Какой вывод вы сделаете для себя? (ОТВЕТ : индийцы поклонялись  не одному богу, а многим богам, значит  они были кем?  )             ( язычниками).

Сообщение ученика. ( Анвар).

Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком. Кем станет человек, зависит от его поведения. Пьяница станет крокодилом, вор – червяком, обманщик- придорожным камнем. Если мы заботимся о своей судьбе, то должны проявлять милосердие ко всем живым существам.

Слово учителя.      Сейчас мы  покинем воображаемый автобус, но  я вас предупреждаю, вы  должны быть очень осторожны, чтобы не раздавить ни червячка, ни букашку.

-Как вы думаете почему?

Вера в переселение душ, которая имеет название реинкорнация,  обязывала индийцев проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь если ты причинишь боль какому-нибудь маленькому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой сестры, ты причинишь ему боль…

Вопрос: какие выводы мы можем сделать, если сравним религии стран Западной Азии, Африки и Индии? (Все они верили в богов и загробную жизнь, а индийцы в богов и переселение душ.)

Ребята, нам пора возвращаться домой…  Но прежде чем покинуть Индию, нам необходимо заполнить следующий документ  :  (СЛАЙД 15.)

 Я начинаю обратный отсчет: «три – два один» - мы дома, в уютном кабинете. Нам осталось решить нашу основную задачу. Правы были древние греки, когда называли Индию «волшебной, сказочной страной» или нет? (Да, Индия, действительно, «волшебная, сказочная страна»: в джунглях растут экзотические плоды, круглый год цветут цветы, на юге много драгоценных камней, всегда жарко, там выращивают сахарный тростник и хлопчатник, много необычных зверей и птиц).

Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Но это только основа путеводителя. У нас нет главного – памятников культуры Древней Индии , о которых вы узнаете много интересного прочитав параграф.

Домашнее задание. Слайд 16

Я благодарю вас, ребята, за активное участие в нашем путешествии и дарю вам всем в качестве сувениров из Индии изображение Брахмы – главного бога древних индийцев.  Наиболее отличившиеся получают в дополнение и оценки.

Выставление оценок.

Всем спасибо.




















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Древняя Спарта".  Урок представлен в виде технолог...

Урок по всеобщей истории 5 класс по теме "Древняя Аттика"

Данный материал позволяет охарактеризовать социальный состав населения Аттики, выявить причины потери земледельцами земли и свободы,выявить источники рабства в Древней Греции...

Урок + презентация по истории 5 класса на тему "Древний Египет"

Эта разработка ориентированна на знания и умения учащихся 5 классов по предмету - история, главе - Древний Египет. Содержит конспект и презентацию. Этот урок отличается многообразием форм, методов и п...

Материал-презентация к урокам в 5 классе по теме "Древняя Индия"

Наглядный материал к урокам в 5 классе 1. "природа, основные занятия жителей" 2. "Касты в Индии. Буддизм. Открытия и достижения индийцев"...

конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства"

конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства" ФГОС Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....

Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")

laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...