Роль личности в истории
методическая разработка по истории (10 класс)

Матвеева Анна Константиновна

технологическая карта урока по истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgskiy_urok_10.11.19_1_1.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ УРОК ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА»

Матвеева Анна Константиновна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №191

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тема: Роль личности в условиях государственных переворотов.

Класс: 10

Место урока: урок в главе «Россия в первой четверти XVIII века»

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Используемые технологии и методы обучения: Технология критического мышления, метод проблемного обучения, метод учебного диалога, метод ситуационного анализ, метод сравнения, театрализация

Формы работы: фронтальная, в группах.

Цель: обобщение и систематизация накопленных знаний по темам «Смутное время» и "Эпоха Дворцовых переворотов" для понимания роли Ивана Грозного и Петра I в истории нашей страны и формирование у детей собственной оценки деятельности правителей через призму  исторических событий.

Задачи:

1. Предметные: продолжить формирование умения систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей, попытаться прогнозировать события на основе исторического опыта прошлого.

2. Метапредметные: формировать умения самостоятельной работы, развивать умения установления причинно-следственных связей, совершенствовать умения работы с исторической картой.

УУД:

Личностные: осознание чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к ее истории, формирование своего взгляда на роль личности Ивана Грозного и Петра I в истории России.

Регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).

Познавательные: общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, иллюстративных и мультимедийных материалов; логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов.

Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий для достижения общей цели и осуществления совместной деятельности.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: фронтальный устный опрос, работа с текстом, решение ситуационных задач, заполнение кластера, выполнение тестовых заданий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Электронные образовательные ресурсы: презентация Power Point.

Раздаточные материалы: исторические мемы, кейс с заданиями и справочным материалом, рабочий лист, текст.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный  (1 минута)

Приветствует учащихся.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний (4 минуты)

Метод проблемного обучения, презентация Power Point.

Цель этапа: активация познавательной деятельности

Выводит на экран слайды с зашифрованными историческими эпохами

                                           

Задача: определить о каких эпохах идет речь

Анализируют факты, определяют исторические эпохи. Ответ: Смутное время, Дворцовые перевороты.

  1. Создание проблемной ситуации. Мотивация ( 5 минут)

Метод ситуационного анализа; метод проблемного обучения; технология критического мышления –стадия «вызова», презентация Power Point.

Цель этапа: включение учащихся в познавательную деятельность

Выводит на экран слайд с названиями эпох

Работа у доски, соотнести даты и глав государства, правящих в эти эпохи

Задача: Определить какая разница во времени между этими эпохами и что между ними общего

Восстанавливают хронологическую последовательность правителей в эпохи государственной нестабильности.

Определяют вековой барьер между эпохами, тем не менее находят общие черты.

  1. Целеполагание (5 минут)

Метод учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова», презентация Power Point. 

Цель этапа: формулировка цели, задач и темы

Ведет учебный диалог.

Задача: с помощью вопросов подвести учащихся к формированию цели, задач и темы урока.

Вопросы:

 1. Что привело к эпохам переворотов?

2. Вы согласны, что причины этих исторических явлений схожи ?

3. Как вам кажется, какую роль играют личности Ивана Грозного и Петра Великого? Есть ли между ними что-то общее?

Слайд с изображениями правителей

Отвечают на вопросы. Ответы могут носить оценочные суждения, поэтому учащиеся могут как утвердительно, так и отрицательно ответить на заданные вопросы.

Определяют: Цель урока -  дать оценку   личностей Ивана грозного и Петра I по результатам их деятельности.

Задачи урока - сопоставить особенности характера правителей и определить значение личности в истории, научиться применять исторический опыт.

Тему урока – Роль личности в эпохе государственных переворотов.

  1. Обобщение и систематизация знаний (15 минут)

метод проблемного обучения; метод учебного диалога; технология критического мышления – стадия «осмысление», презентация Power Point, театрализация.

Цель этапа: воспроизведение информации на новом уровне

Театрализация «Интервью с государем»

Сегодня на уроке у нас будет возможность провести эксперимент, и на основе исторической информации пообщаться с правителями которых мы сегодня обсуждаем.

Задача: определить общие черты в характере и темпераменте государей.

 Найти общее во внешней и внутренней политике, в отношении к европейскому обществу.

Формирует обобщенное представление о направлении деятельности правителей.

Задача: составить сравнительную таблицу на основе полученной информации.

Подводит итог

Работа с текстом.

Задача: определить взгляд историков  и современников эпохи на результаты деятельности Ивана Грозного и Петра Великого

Фронтальный опрос

  • Какие выводы мы можем сделать об экономике государства в преддверии Смутного времени/Дворцовых переворотов?
  • Каким авторитетом пользуется правитель у народа?
  • С какими функциями, по мнению историка, не справляется Иван Грозный/Петр Великий?

 

Подводит итог

-  Выходят ученики с соответствующим реквизитом, представляются Иваном Грозным и Петром Великим

- ученики проводят опрос, «берут интервью»

1.  В каком возрасте Вы пришли на престол?

2.  Какие наиболее яркие черты характера Вы могли бы выделить у себя?

 3. Какие основные направления Вы выбрали для внутренней политики?

4. Какие основные направления Вы выбрали для внешней политики?

5. Ваше отношение к европейской культуре и образованию?

6. Что Вы можете рассказать о своих сыновьях, наследника престола.

Подводят итог, отмечают общие факты в судьбе и политике государей.

Заполняют таблицу

По линиям сравнения:

- внешняя политика

- внутренняя политика

- отношение к европейской культуре и образованию

- вопрос престолонаследия

Анализ текста историков современников

На основе, прочитанного текста делают выводы о результатах правления

Находят общие черты правления, которые привели в последствии государство к кризису власти.

.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция  (10 минут)

Технология критического мышления – стадия «осмысления», работа в группах. 

Цель этапа: выявить границы применения знания

Предлагает выполнить задание.  

Задача: выполнить тест.

Отвечают на вопросы теста.

  1. Рефлексия (9 минут)

Технология критического мышления: стадия - «рефлексии», метод учебного диалога, презентация Power Point.

Цель этапа: проанализировать деятельность по отношении цели.

Предлагает назвать функции истории как науки ?

Мог ли Петр Великий на основе опыта Ивана Грозного избежать ошибок, которые привели к государственной нестабильности

Итог урока

Выставление отметок

Указывают функции истории как науки

Выделяют функцию прогнозирования как одну из самых важных

Разрабатывают гипотезу

Какие меры мог предпринять Петр Великий, которые помогли бы избежать кризиса в стране

Подводят итог

Высказывания современников о Петре

«Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать». Неизвестный крестьянин

«…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».Датский посланник в России, Юст Юль

«Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».Нарвский пастор, Симон Дитрих Геркенс

«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут». Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.

ИВАН ГРОЗНЫЙ

«Неужели не видишь, о царь, к чему привели тебя человекоугодники? И каким сделали тебя любимые твои маньяки? И как свергли вниз и поразили проказой прежде святую и вечную, покаянием украшенную совесть души твоей? А если нам не веришь, понапрасну называя нас лживыми изменниками, да прочтет величество твое в Слове об Ироде златовещательными устами изреченном. <...> «Ирод, говорил он, мучитель граждан и воинов, разбойник, друзей своих губитель». Твое же величество от преизлишней злости не только друзей губителем стал, но и всей Святорусской земли с кромешниками твоими разорителем, домов грабителем и убийцей сыновей. От этого, Боже, сохрани тебя и не допусти этому случиться, Господи Царь веков!»Курбский А.М. (князь-перебежчик, современник Грозного)

«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил. Царским своим неусыпным правлением и многой премудростью не только подданных богохранимой своей державы поверг в страх и трепет, но и всех окрестных стран иноверные народы, лишь услышав царское имя его, трепетали от великой боязни. О прочих же его царских добродетельных делах скажем в своем месте».Патриарх Иов (первый русский патриарх, современник Грозного)

«Ливонская война началась до опричнины и закончилась после ее крушения. Между тем они были тесно связаны в различных отношениях. Они были порождены одними и теми же причинами — явным расколом царя со своими ближайшими советниками и стремлением его к безграничной власти. Именно поражения на фронтах Ливонии побудили царя окончательно отказаться от земского строя и придумать для себя «опричнину». Введение же опричнины в конечном счете привело к поражению России в Ливонской войне».Кузьмин А.Г. (советский профессор, МГУ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

"Роли личности в истории"

"Роль личности в истории" - это презентация, посвященная психологическому аспекту в истории, подходу к данному вопросу со стороны как учителя, иак и ученика....

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Российское государство поздравило первого и последнего президента СССР с 80-летним юбилеем орденом Андрея Первозванного. Звучали официальные  и неофициальные поздравления имениннику. Сам он...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...