Роль личности в истории
методическая разработка по истории (10 класс)
технологическая карта урока по истории в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgskiy_urok_10.11.19_1_1.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШИЙ УРОК ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА»
Матвеева Анна Константиновна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №191
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Тема: Роль личности в условиях государственных переворотов.
Класс: 10
Место урока: урок в главе «Россия в первой четверти XVIII века»
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Используемые технологии и методы обучения: Технология критического мышления, метод проблемного обучения, метод учебного диалога, метод ситуационного анализ, метод сравнения, театрализация
Формы работы: фронтальная, в группах.
Цель: обобщение и систематизация накопленных знаний по темам «Смутное время» и "Эпоха Дворцовых переворотов" для понимания роли Ивана Грозного и Петра I в истории нашей страны и формирование у детей собственной оценки деятельности правителей через призму исторических событий.
Задачи:
1. Предметные: продолжить формирование умения систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей, попытаться прогнозировать события на основе исторического опыта прошлого.
2. Метапредметные: формировать умения самостоятельной работы, развивать умения установления причинно-следственных связей, совершенствовать умения работы с исторической картой.
УУД:
Личностные: осознание чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к ее истории, формирование своего взгляда на роль личности Ивана Грозного и Петра I в истории России.
Регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).
Познавательные: общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, иллюстративных и мультимедийных материалов; логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов.
Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий для достижения общей цели и осуществления совместной деятельности.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: фронтальный устный опрос, работа с текстом, решение ситуационных задач, заполнение кластера, выполнение тестовых заданий.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Электронные образовательные ресурсы: презентация Power Point.
Раздаточные материалы: исторические мемы, кейс с заданиями и справочным материалом, рабочий лист, текст.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
Приветствует учащихся. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. |
Метод проблемного обучения, презентация Power Point. Цель этапа: активация познавательной деятельности | |
Выводит на экран слайды с зашифрованными историческими эпохами
Задача: определить о каких эпохах идет речь | Анализируют факты, определяют исторические эпохи. Ответ: Смутное время, Дворцовые перевороты. |
Метод ситуационного анализа; метод проблемного обучения; технология критического мышления –стадия «вызова», презентация Power Point. Цель этапа: включение учащихся в познавательную деятельность | |
Выводит на экран слайд с названиями эпох Работа у доски, соотнести даты и глав государства, правящих в эти эпохи Задача: Определить какая разница во времени между этими эпохами и что между ними общего | Восстанавливают хронологическую последовательность правителей в эпохи государственной нестабильности. Определяют вековой барьер между эпохами, тем не менее находят общие черты. |
Метод учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова», презентация Power Point. Цель этапа: формулировка цели, задач и темы | |
Ведет учебный диалог. Задача: с помощью вопросов подвести учащихся к формированию цели, задач и темы урока. Вопросы: 1. Что привело к эпохам переворотов? 2. Вы согласны, что причины этих исторических явлений схожи ? 3. Как вам кажется, какую роль играют личности Ивана Грозного и Петра Великого? Есть ли между ними что-то общее? Слайд с изображениями правителей | Отвечают на вопросы. Ответы могут носить оценочные суждения, поэтому учащиеся могут как утвердительно, так и отрицательно ответить на заданные вопросы. Определяют: Цель урока - дать оценку личностей Ивана грозного и Петра I по результатам их деятельности. Задачи урока - сопоставить особенности характера правителей и определить значение личности в истории, научиться применять исторический опыт. Тему урока – Роль личности в эпохе государственных переворотов. |
метод проблемного обучения; метод учебного диалога; технология критического мышления – стадия «осмысление», презентация Power Point, театрализация. Цель этапа: воспроизведение информации на новом уровне | |
Театрализация «Интервью с государем» Сегодня на уроке у нас будет возможность провести эксперимент, и на основе исторической информации пообщаться с правителями которых мы сегодня обсуждаем. Задача: определить общие черты в характере и темпераменте государей. Найти общее во внешней и внутренней политике, в отношении к европейскому обществу. Формирует обобщенное представление о направлении деятельности правителей. Задача: составить сравнительную таблицу на основе полученной информации. Подводит итог Работа с текстом. Задача: определить взгляд историков и современников эпохи на результаты деятельности Ивана Грозного и Петра Великого Фронтальный опрос
Подводит итог | - Выходят ученики с соответствующим реквизитом, представляются Иваном Грозным и Петром Великим - ученики проводят опрос, «берут интервью» 1. В каком возрасте Вы пришли на престол? 2. Какие наиболее яркие черты характера Вы могли бы выделить у себя? 3. Какие основные направления Вы выбрали для внутренней политики? 4. Какие основные направления Вы выбрали для внешней политики? 5. Ваше отношение к европейской культуре и образованию? 6. Что Вы можете рассказать о своих сыновьях, наследника престола. Подводят итог, отмечают общие факты в судьбе и политике государей. Заполняют таблицу По линиям сравнения: - внешняя политика - внутренняя политика - отношение к европейской культуре и образованию - вопрос престолонаследия Анализ текста историков современников На основе, прочитанного текста делают выводы о результатах правления Находят общие черты правления, которые привели в последствии государство к кризису власти. . |
Технология критического мышления – стадия «осмысления», работа в группах. Цель этапа: выявить границы применения знания | |
Предлагает выполнить задание. Задача: выполнить тест. | Отвечают на вопросы теста. |
Технология критического мышления: стадия - «рефлексии», метод учебного диалога, презентация Power Point. Цель этапа: проанализировать деятельность по отношении цели. | |
Предлагает назвать функции истории как науки ? Мог ли Петр Великий на основе опыта Ивана Грозного избежать ошибок, которые привели к государственной нестабильности Итог урока Выставление отметок | Указывают функции истории как науки Выделяют функцию прогнозирования как одну из самых важных Разрабатывают гипотезу Какие меры мог предпринять Петр Великий, которые помогли бы избежать кризиса в стране Подводят итог |
Высказывания современников о Петре
«Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать». Неизвестный крестьянин
«…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».Датский посланник в России, Юст Юль
«Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».Нарвский пастор, Симон Дитрих Геркенс
«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут». Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.
ИВАН ГРОЗНЫЙ
«Неужели не видишь, о царь, к чему привели тебя человекоугодники? И каким сделали тебя любимые твои маньяки? И как свергли вниз и поразили проказой прежде святую и вечную, покаянием украшенную совесть души твоей? А если нам не веришь, понапрасну называя нас лживыми изменниками, да прочтет величество твое в Слове об Ироде златовещательными устами изреченном. <...> «Ирод, говорил он, мучитель граждан и воинов, разбойник, друзей своих губитель». Твое же величество от преизлишней злости не только друзей губителем стал, но и всей Святорусской земли с кромешниками твоими разорителем, домов грабителем и убийцей сыновей. От этого, Боже, сохрани тебя и не допусти этому случиться, Господи Царь веков!»Курбский А.М. (князь-перебежчик, современник Грозного)
«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил. Царским своим неусыпным правлением и многой премудростью не только подданных богохранимой своей державы поверг в страх и трепет, но и всех окрестных стран иноверные народы, лишь услышав царское имя его, трепетали от великой боязни. О прочих же его царских добродетельных делах скажем в своем месте».Патриарх Иов (первый русский патриарх, современник Грозного)
«Ливонская война началась до опричнины и закончилась после ее крушения. Между тем они были тесно связаны в различных отношениях. Они были порождены одними и теми же причинами — явным расколом царя со своими ближайшими советниками и стремлением его к безграничной власти. Именно поражения на фронтах Ливонии побудили царя окончательно отказаться от земского строя и придумать для себя «опричнину». Введение же опричнины в конечном счете привело к поражению России в Ливонской войне».Кузьмин А.Г. (советский профессор, МГУ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
"Роли личности в истории"
"Роль личности в истории" - это презентация, посвященная психологическому аспекту в истории, подходу к данному вопросу со стороны как учителя, иак и ученика....
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Российское государство поздравило первого и последнего президента СССР с 80-летним юбилеем орденом Андрея Первозванного. Звучали официальные и неофициальные поздравления имениннику. Сам он...
Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»
Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...
Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"
Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...