ТЕМА урока: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.

Образовательные:

·         сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;

·         изучить формы и типы инфляции;

·         рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования.

Развивающие:

·         продолжить формирование навыков групповой работы;

·         развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательные:

·         развитие коммуникативных навыков;

·         развитие умений адаптироваться в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Тип урока

закрепления нового материала

Цель урока

Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.

Задачи урока

Образовательные:

  • сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;
  • изучить формы и типы инфляции;
  • рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков групповой работы;
  • развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие умений адаптироваться в современных условиях.

Формирование компетенций учащихся

Учебно-познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. Технология сотрудничества.

Через информационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

Ценностно-смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика.

Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений.

Методы и приемы

– индивидуальная работа, групповая, фронтальная; – диалог; – эвристическая беседа; – решение проблемной ситуации;

Технология

КСО – коллективный способ обучения (работа в группах)

Планируемый результат

Учащиеся должны:

- понимать характер концепции инфляция;

- уметь объяснять особенности различных типов инфляции;

- выявлять и анализировать причины, ведущие к возникновению инфляции;

- представлять круг методов борьбы с инфляцией и их разнообразные последствия.

Раздаточный материал

  • раздаточный материал
  • компьютеры
  • ресурсы интернета

Оформление доски

  • тема урока;
  • задачи урока;
  • домашнее задание.

Рефлексия деятельности на уроке

  1. Закрепление.

Закрепление: работа с текстом  по группамм  

 «Анализ текста»

Как надо определять инфляционную прибавку к пенсии

 Сильно подорожавшая к концу 2014 года «народная корзина» (см. перечень) вгоняет в окончательную бедность также и большинство пенсионеров. Тот факт, что покупательная способность зарплат и пенсий резко снизилась, а число бедного населения возросло, признала недавно и вице-премьер Ольга Голодец. Это означает, что, несмотря на повышение номинальных зарплат и пенсий, их реальное содержание постоянно снижается. И причина здесь не в финансовом кризисе, как нам внушают.

Причина в другом. В неправильном определении инфляции и несправедливом механизме индексации. Официальная инфляция подсчитывается по набору (корзине) из 490 наименований товаров и услуг, включая предметы роскоши. Но многие из них малообеспеченные россияне (которых более 80%) не приобретают совсем. Пенсионерам элементарно не хватает на еду и лекарства, услуги ЖКХ и транспорт. Доходы низкие, а деньги на внутреннем рынке непрерывно обесцениваются. С 1990 года рубль обесценился по покупательной способности в 200 000 раз (без учета деноминации). Об этом предпочитают не говорить. О курсе же доллара и евро СМИ вещают ежедневно. Пенсионерам это нужно?

Любому мало-мальски грамотному экономисту ясно, что усредненный для социума показатель (официальная инфляция) недопустимо применять в регионах, к отдельным группам граждан, а тем более – к доходам индивидуумов (пенсионерам, бюджетникам и др.). Инфляция и размеры индексации должны быть дифференцированы по регионам и по доходам.

В таблице приведены данные за три года, опубликованные в «АиФ». Видно, что цифры в 4–6 раз выше официальной инфляции, причем разброс по регионам очень большой. Априори очевидно, что обещанная индексация пенсий в феврале 2015 года на 9,8% – всех под одну гребенку – не восстановит их покупательной способности. Заметим, что покупательная способность пенсий с 2000 года снизилась в 4 раза! Потому что средняя пенсия за этот период возросла только в 10 раз, а цены за 14 лет увеличились в 1,314 =40 раз (по 30% в год, см. «АиФ» № 21, 2011 г.).

Мы провели расчеты в цифрах (цифры – вещь упрямая) и показали катастрофическое снижение покупательной способности пенсий (см. рисунок). До 40% – для первой группы; до 60% – для второй группы; до 76% – для третьей группы и до 85% – для четвертой группы. За начало отсчета условно принято 100% на 1 января 2012 г.

Беднеют все 38 млн. пенсионеров, но в разной степени – в зависимости от пенсионного дохода. Поэтому и размеры индексации (в процентах) должны быть разные. Как это проще сделать? Индексировать нужно не в процентах, а в абсолютных величинах, в рублях, как это делало правительство, например, компенсируя украденные в 1992 году сбережения. Надо в каждом регионе (городе) подсчитать стоимость «народной корзины» в начале и в конце года. «АиФ» не приводит нормативы продуктов и услуг, но это весьма просто сделать, см. Приложение к закону №87-ФЗ от 6.06.1996 г. Разницу в виде инфляционной прибавки начислить всем без исключения, независимо от пенсионного дохода. Под пенсионным доходом понимается сама пенсия плюс надбавки – региональные и др.

Поясним примером. В г. Дубне «народная корзина» в начале года стоила 6000 руб. в месяц, а в конце года ее стоимость выросла на 30% – до 7800 руб. Прибавка каждому пенсионеру – 1800 руб. в месяц сохраняет покупательную способность пенсионного дохода. Если индексировать пенсии на 9,8%, то пенсионеры первой группы получили бы прибавку только 624 руб. (ПМ пенсионера – 6500 руб. в месяц). Пенсионеры четвертой группы получили бы 2600 руб. в месяц (вместо 1800 руб.), что необоснованно с точки зрения индексации.

Раздача всем одинаковой прибавки (1800 руб.) не является уравниловкой, потому что в процентах они существенно различаются. Для первой группы – 28%, а для четвертой – 7%. Единая рублевая прибавка достаточна для сохранения реального содержания пенсий.

Наш механизм индексации позволяет справедливо увеличивать пенсионный доход и не требует каких-либо дополнительных затрат из госбюджета по сравнению с традиционной индексацией. Потому что в нашем механизме происходит автоматическое перераспределение денег от «зажиточных» пенсионеров, например бывших депутатов, госчиновников и др. в пользу беднейших слоев. Еще раз обращаем внимание, что речь идет именно об индексационной надбавке к пенсиям. Повысить пенсионный доход отдельных категорий пенсионеров государство может за счет иных надбавок, не связанных с индексацией.

Власти всех уровней должны, наконец, признать ошибочность государственной индексации, срочно пересмотреть механизм и остановить опасную тенденцию нарастания бедности у подавляющего населения страны.

Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке я узнал… 
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Итог урока

Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Решили ли мы поставленные задачи?

Ответы уч-ся.

Вывод учителя.

Молодцы. Мы с вами сегодня очень хорошо поработали.

Домашнее задание

Домашнее задание.

.«5» Предложите свои меры по регулированию инфляции в РФ.

Оценочный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"

Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...

Презентация к уроку "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, закрепления и систематизации изученного, для построения визуального ряда воспри...

"Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Данный урок является ознакомительным по курсу «Макроэкономика» раздела «Безработица и инфляция» 11 класса. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала осно...

Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Презентация по теме:"Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. 7 класс

Презентация по ОБЖ в 7 классе.Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия....

Методическая разработка урока ОБЖ «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».

методическая разработка может быть применена на современных уроках основ безопасности жизнедеятельности в рамках изучения данной темы или во время проведения дополнительных занятий и классных часов с ...