ТЕМА урока: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики. |
Образовательные: · сформировать знания о воздействии инфляции на экономику; · изучить формы и типы инфляции; · рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования. Развивающие: · продолжить формирование навыков групповой работы; · развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы). Воспитательные: · развитие коммуникативных навыков; · развитие умений адаптироваться в современных условиях. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".
Тип урока | закрепления нового материала |
Цель урока | Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики. |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Формирование компетенций учащихся | Учебно-познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. Технология сотрудничества. Через информационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Ценностно-смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика. Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений. |
Методы и приемы | – индивидуальная работа, групповая, фронтальная; – диалог; – эвристическая беседа; – решение проблемной ситуации; |
Технология | КСО – коллективный способ обучения (работа в группах) |
Планируемый результат | Учащиеся должны: - понимать характер концепции инфляция; - уметь объяснять особенности различных типов инфляции; - выявлять и анализировать причины, ведущие к возникновению инфляции; - представлять круг методов борьбы с инфляцией и их разнообразные последствия. |
Раздаточный материал |
|
Оформление доски |
|
Рефлексия деятельности на уроке |
Закрепление: работа с текстом по группамм «Анализ текста» Как надо определять инфляционную прибавку к пенсии Сильно подорожавшая к концу 2014 года «народная корзина» (см. перечень) вгоняет в окончательную бедность также и большинство пенсионеров. Тот факт, что покупательная способность зарплат и пенсий резко снизилась, а число бедного населения возросло, признала недавно и вице-премьер Ольга Голодец. Это означает, что, несмотря на повышение номинальных зарплат и пенсий, их реальное содержание постоянно снижается. И причина здесь не в финансовом кризисе, как нам внушают. Причина в другом. В неправильном определении инфляции и несправедливом механизме индексации. Официальная инфляция подсчитывается по набору (корзине) из 490 наименований товаров и услуг, включая предметы роскоши. Но многие из них малообеспеченные россияне (которых более 80%) не приобретают совсем. Пенсионерам элементарно не хватает на еду и лекарства, услуги ЖКХ и транспорт. Доходы низкие, а деньги на внутреннем рынке непрерывно обесцениваются. С 1990 года рубль обесценился по покупательной способности в 200 000 раз (без учета деноминации). Об этом предпочитают не говорить. О курсе же доллара и евро СМИ вещают ежедневно. Пенсионерам это нужно? Любому мало-мальски грамотному экономисту ясно, что усредненный для социума показатель (официальная инфляция) недопустимо применять в регионах, к отдельным группам граждан, а тем более – к доходам индивидуумов (пенсионерам, бюджетникам и др.). Инфляция и размеры индексации должны быть дифференцированы по регионам и по доходам. В таблице приведены данные за три года, опубликованные в «АиФ». Видно, что цифры в 4–6 раз выше официальной инфляции, причем разброс по регионам очень большой. Априори очевидно, что обещанная индексация пенсий в феврале 2015 года на 9,8% – всех под одну гребенку – не восстановит их покупательной способности. Заметим, что покупательная способность пенсий с 2000 года снизилась в 4 раза! Потому что средняя пенсия за этот период возросла только в 10 раз, а цены за 14 лет увеличились в 1,314 =40 раз (по 30% в год, см. «АиФ» № 21, 2011 г.). Мы провели расчеты в цифрах (цифры – вещь упрямая) и показали катастрофическое снижение покупательной способности пенсий (см. рисунок). До 40% – для первой группы; до 60% – для второй группы; до 76% – для третьей группы и до 85% – для четвертой группы. За начало отсчета условно принято 100% на 1 января 2012 г. Беднеют все 38 млн. пенсионеров, но в разной степени – в зависимости от пенсионного дохода. Поэтому и размеры индексации (в процентах) должны быть разные. Как это проще сделать? Индексировать нужно не в процентах, а в абсолютных величинах, в рублях, как это делало правительство, например, компенсируя украденные в 1992 году сбережения. Надо в каждом регионе (городе) подсчитать стоимость «народной корзины» в начале и в конце года. «АиФ» не приводит нормативы продуктов и услуг, но это весьма просто сделать, см. Приложение к закону №87-ФЗ от 6.06.1996 г. Разницу в виде инфляционной прибавки начислить всем без исключения, независимо от пенсионного дохода. Под пенсионным доходом понимается сама пенсия плюс надбавки – региональные и др. Поясним примером. В г. Дубне «народная корзина» в начале года стоила 6000 руб. в месяц, а в конце года ее стоимость выросла на 30% – до 7800 руб. Прибавка каждому пенсионеру – 1800 руб. в месяц сохраняет покупательную способность пенсионного дохода. Если индексировать пенсии на 9,8%, то пенсионеры первой группы получили бы прибавку только 624 руб. (ПМ пенсионера – 6500 руб. в месяц). Пенсионеры четвертой группы получили бы 2600 руб. в месяц (вместо 1800 руб.), что необоснованно с точки зрения индексации. Раздача всем одинаковой прибавки (1800 руб.) не является уравниловкой, потому что в процентах они существенно различаются. Для первой группы – 28%, а для четвертой – 7%. Единая рублевая прибавка достаточна для сохранения реального содержания пенсий. Наш механизм индексации позволяет справедливо увеличивать пенсионный доход и не требует каких-либо дополнительных затрат из госбюджета по сравнению с традиционной индексацией. Потому что в нашем механизме происходит автоматическое перераспределение денег от «зажиточных» пенсионеров, например бывших депутатов, госчиновников и др. в пользу беднейших слоев. Еще раз обращаем внимание, что речь идет именно об индексационной надбавке к пенсиям. Повысить пенсионный доход отдельных категорий пенсионеров государство может за счет иных надбавок, не связанных с индексацией. Власти всех уровней должны, наконец, признать ошибочность государственной индексации, срочно пересмотреть механизм и остановить опасную тенденцию нарастания бедности у подавляющего населения страны. Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке? Сегодня на уроке я узнал… |
Итог урока | Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Решили ли мы поставленные задачи? Ответы уч-ся. Вывод учителя. Молодцы. Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. |
Домашнее задание | Домашнее задание. .«5» Предложите свои меры по регулированию инфляции в РФ. |
Оценочный лист |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
Презентация к уроку "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, закрепления и систематизации изученного, для построения визуального ряда воспри...
"Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".
Данный урок является ознакомительным по курсу «Макроэкономика» раздела «Безработица и инфляция» 11 класса. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала осно...
Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....
Презентация по теме:"Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. 7 класс
Презентация по ОБЖ в 7 классе.Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия....
Методическая разработка урока ОБЖ «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».
методическая разработка может быть применена на современных уроках основ безопасности жизнедеятельности в рамках изучения данной темы или во время проведения дополнительных занятий и классных часов с ...