Доклад " Эстетическое воспитание на уроках истории"
статья по истории
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Навашино»
Доклад на районном методическом объединении учителей обществоведческих дисциплин на тему:
«Эстетическое воспитание на уроках истории».
Подготовила:
учитель истории
Шамшина С.В.
Почему мы говорим о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории.
Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — самого включения в эстетическую деятельность, которая предполагает активное участие каждого ученика в созидание прекрасного. Решение этих задач способствует развитию эстетического отношения к действительности. «Чувство изящного, — писал В.Г. Белинский, — есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма».
Эстетическое воспитание нового поколения как составляющая часть воспитания в целом, играет важную роль в формировании и развитии самосознания, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание – не только расширение художественного кругозора. Это – организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректор поведения.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности.
-Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся..
-Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
-В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
-И, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Суть задачи эстетического воспитания заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Эстетические явления действительности, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитываемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.
Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий.
Следует учесть, что предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажей, ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом.
Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству.
Так же уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.
Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории помогает и характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Эстетическое, нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивание своей точки зрения в споре со мной, с одноклассниками.
На своих уроках я использую такие виды заданий как:
-воображаемое путешествие;
-воображаемое интервью;
-ситуация выбора;
-сочинения от первого лица.
В последнее время в школьной программе появился раздел «Национальный региональный компонент» ,что позволяет уделять большое значение изучению родного края: истории, природе, социальной жизни, быта, хозяйства, культуры, всех сторон деятельности человека в нашем регионе.
Я учу детей познать Малую родину, где они появились на свет и выросли.
Я считаю, что использование краеведческого материала необходимо на уроках истории. Учащиеся пополняют знания о родном крае, что ведет к формированию уважения к своей стране, к культурным ценностям. Тесная связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями придает общению коммуникативно-мотивационный характер. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.
Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком. И в этом вопросе огромную роль играет эстетическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Эстетическое воспитание в свете внедряемых ФГОС на примере изобразительного искусства"
Публичный доклад "Эстетическое воспитание в свете внедряемых ФГОС на примере изобразительно искусства"...
Доклад. Эстетическое воспитание учащихся на уроках биологии.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступае...
Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетическ...
Эстетическое воспитание на уроках истории как метод повышения нравственных качеств личности
о истории...
Эстетическое воспитание на уроках истории
Статья посвящена эстетическому воспитанию в процессе обучения истории в школе. Приводится собственный взгляд автора на данную проблему, дается обоснование необходимости повышения эстетического воспита...
Доклад Эстетическое воспитание "трудных" подростков
Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии вос...
доклад «Эстетическое воспитание и приобщение к традициям русского общества Пушкинской эпохи»
Опыт работы по модулю «В ритмах танца» к программе «Азбука танца».Понимая необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения и возрождения духовно-нравс...