Сообщение на тему "Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию"
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию.
Личностными результатами изучения курса истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса обществознания, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovet.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Волковичская основная школа»
Сообщение на тему:
«Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Туркова Н.В.
2017 г.
Личностное развитие учащихся в условиях введения и реализации ФГОС по истории и обществознанию.
Личностными результатами изучения курса истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса обществознания, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Социализация учащихся на уроках истории и обществознания
посредством личностного развития.
1.Актуальность проблемы.
На современном этапе учитель социально-политических дисциплин сталкивается с проблемами и дидактического, и информационного характеров. В условиях политической, идеологической и социальной разобщенности российского общества, извечного спора «отцов и детей», еще более усугубленного переоценкой исторического прошлого своей страны, на учителях лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России. Перед преподавателем социально-политических дисциплин сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по истории России, праву, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся. Опыт моей практической деятельности опирается на методы воспитания с учетом психо - физических особенностей школьников на разных возрастных этапах, предложенные Н.Е. Щурковой.
Сущность моей работы заключается в социализации учащихся, передаче им социального опыта путем приобщения к историческим, обществоведческим знаниям; путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся; коррекция взглядов детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.
1.Цели и задачи.
Цели:
- подготовка инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию;
- развитие здоровой личности, приобщенной к здоровому образу жизни; формирование у учащихся стойких привычек, влияющих на нравственное, психическое и физическое здоровье личности.
Задачи:
- оказывать помощь учащимся в реализации познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении;
- воспитывать уважительное отношения друг к другу, правам и обязанностям окружающих людей;
- формировать у учащихся умение защищать свои права и выполнять обязанности;
- учить детей применять полученные знания на практике.
2. Авторская технология социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками
Теоретические основы построения авторской технологии
В основе авторской технологии социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого потенциала лежат идеи, предложенные Вяземским Е. Е., Стреловой О. Ю. и Соболевой О. Б.. По их мнению, социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина.
Главный объект воздействия при социализации - гражданское сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду гражданское сознание индивида, коллектива, общества в целом.
Компоненты технологии социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого потенциала.
К компонентам технологии социализации относятся:
1. Структурные элементы учебного занятия.
2. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность исторического и обществоведческого содержания.
3. Особенности становления и развития межличностного общения.
4. Сотрудничество с учреждениями окружающего социума.
2.1. УРОК
Сегодня типовой урок не единственная форма учебных занятий по истории и обществознанию, а одна из возможных его форм, отрицать которую я считаю не целесообразным. Поэтому, как правило, строю свой урок по классической схеме, добавляя на разных его этапах элементы новых педагогических технологий.
2.1.1.Типовой урок
Проверка домашнего задания.
Тестирование;
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный);
Решение задач (технология ТРИЗ);
Письменная работа по разноуровневым карточкам (элементы личностно-ориентированного обучения);
Исторический диктант, например:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ по теме «Древний Восток».
Определите, к какой стране больше всего подходит приведенное ниже понятие:
Египет 2,5,6,11,12,13,15,20,23,24,29,30,33,34,35.
Двуречье 1,4,9,10,17,21,25,28.
Финикия 3,7,8,14,18,22,26,27,31,32.
1.Глина, глина, глина…
2.Папирус.
3.Оливковые деревья.
4.Города Ур и Урук.
5.Шадуфы.
6.Дар Нила.
7.Города Тир и Сидон.
8.Знаменитые мастера-ювелиры.
9.Бог солнца Шамаш.
10.Богиня Иштар.
11.Походы в Нубию.
12.Фараон.
13.Приключения вельможи Синухета.
14.Изобретение прозрачного стекла.
15.Божество Бес.
16.Пурпурная краска.
17.Клинопись.
18.Величайшие мореплаватели Древнего мира.
19.Основание колоний.
20.Четыре порога в верховьях реки.
21.Хамураппи.
22.Морские пираты.
23.Столица-город Мемфис.
24.Тутмос 111.
25.Первые в истории законы.
26.Изобретение букв.
27.Основание Карфагена.
28.Город Вавилон.
29.Бог Амон-Ра.
30.Богиня Исида.
31.Мореплаватели, обогнувшие Африку.
32.Главное занятие-торговля.
33.Мумия.
34.Боги Осирис и Сет.
35.Иероглифы.
Обязательным условием при ответе на вопрос является аргументированное высказывание своей собственной точки зрения на проблему.
Подготовка к осознанному восприятию нового материала.
Постановка проблемы или вопроса (элементы проблемного обучения);
Разыгрывание ситуаций, для разрешения которых, необходимы новые знания.
Например, на уроке обществознания при изучении темы «Налоги» предложить учащимся задачу:
«Елена Семеновна, получив заработную плату за июль месяц была удивлена, что получила на 130 рублей меньше, чем за предыдущий месяц. Она не болела, проработала такое же количество дней, как и в прошлом месяце, тогда, почему такая разница? Можем ли мы объяснить Елене Семёновне, в чем дело?»
Изучение нового материала.
Сообщение новых знаний в форме лекции;
Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью (блочно-модульная здоровьесберегающая образовательная технология);
Работа с документами (анализ, выводы, обобщения);
Беседа;
Использование инструкционных карт, схем, алгоритмов.
На всех этапах урока я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Я считаю, что уроки обществознания особенно благодатны для решения таких проблем, вызванных недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшим в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.
Закрепление.
Лабораторно-практическая работа;
Разыгрывание предложенной ситуации, оценка действий персонажей
( 9 класс, тема «Трудовое право»)
Ситуация, предложенная для инсценирования.
Молодой специалист Семенова Мария Ивановна, только что окончившая политехнический институт и имеющая дочь в возрасте 1 год, пришла устраиваться на работу (инженером на завод). Директор предприятия не хочет ее трудоустраивать и ищет любые причины для отказа, Мария, зная трудовое законодательство, опровергает все его доводы, опираясь на статьи Трудового кодекса РФ.
Подсказка: смотри статьи 2, 16, 19, 18, 21, 22, 39, 39, 57, 70 ТК РФ.
Домашнее задание.
Работа с документами и художественной литературой;
Творческие задания (рефераты, кроссворды, сочинения);
Разноуровневые задания по тексту учебника.
2.1.2.Нетрадиционные формы урока
Урок-суд
Инсценирование судебного процесса в ходе изучения тем «Гражданское право», «Уголовное право» и др;
Урок-митинг
Защита различных взглядов на формы правления при изучении тем «Формы и виды государства», «Политические режимы», «Политические партии» и т.д;
Урок- избирательная кампания
Практическое применение предвыборных технологий при изучении темы «Выборы», «Ты - будущий избиратель»
Например, я предлагаю классу подготовить выступления с защитой программы своей политической партии. Обычно, я использую эту форму работы при изучении темы «Россия в начале 20 века. Появление политических партий» Таким образом, учащиеся на уроке представляют программы партии эсеров, кадетов, социал-демократов.
Бизнес-игра «Составление годового бюджета»
Формирование этических норм в процессе овладения экономическими умениями при изучении тем «Налоги», «Семейное право» и др.
При проведении современного урока невозможно отказаться от применения новейших информационных технологий, которыми так хорошо владеют наши дети. Использование ИКТ в процессе изучения предмета позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет применить свои знания на практике. Вот пример использования компьютерной техники на уроке обществознания:
Предмет, класс | Изучаемая тема | Средства обучения | Формы работы |
Обществознание 9 класс | Уголовное право Административное право Гражданское право | CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» | Справочные материалы из раздела «Тексты законов РФ» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...
Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...
Социально-педагогическое сопровождение в условиях введения и реализации ФГОС
Теоретическая информация по сопровождению учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС...
Индивидуальный план профессионального развития в условиях введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ c учетом темы самообразования
Индивидуальный план профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ с учетом темы самообразования «Использование информационно- коммуникативных т...
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Обучение иностранному языку предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности. Понятие коммуникативной компетентности определяется как знание психологических, страноведчес...
РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО...