Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Доценко Любовь Николаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО. Программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю), к предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы издательства "Просвещение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_5_klass_2019-20.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории 5 класс

Доценко Любовь Николаевна

учитель истории, высшая квалификационная категория

  1. - 2020  учебный год

        Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №3» города Смоленска,

        Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы издательства «Просвещение».

. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

        В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать место, обстоятельства, участников результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  1. Работа с историческими источниками:
  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  1. Описание (реконструкция):
  • рассказывать устно и письменно об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  1. Работа с версиями, оценками:
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

      К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей  современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты включают:

  • овладение ценностными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний людей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

  1. Содержание учебного предмета.

Внесенные изменения.

        Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-11 кл.),  М., «Просвещение». Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (9 часов). Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой  А.Н. Майкова «Введение в историю».

Содержание программы.

Что изучает история (9 часов)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

        Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

        Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

        Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

        Понятие «Западная (Передняя) Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

        Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятие «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

        Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода и семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Повторение

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Раздел II. Древний Восток. (16 часов)

Тема I. Древний Египет. (5 часов)

        Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие, оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы); быт земледельцев и ремесленников; жизнь и служба вельмож.

        Возникновение единого государства. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараона. Войско:  пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.  Держава Тутмоса III.

        Города – Мемфис, Фивы.

        Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

        Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

        Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм (внутренний и внешний вид). Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия  «скульптура», «статуя», «рельеф», «роспись».

        Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма.              Школа: подготовка писцов и жрецов.  Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Повторение.

Достижения египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема II. Западная (Передняя) Азия. (7 часов)

        Двуречье в древности. Местоположение и природные условия (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, быту, для письма.  Земледелие, основанное на искусственном орошении.

        Города шумеров Ур и Урук.

        Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

        Религиозные верования Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Литература: сказание о Гильгамеше.

        Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство, ремесло, морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

        Древние евреи (расселение, занятия).  Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта).  Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители (Саул, Давид, Соломон). Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

        Ассирийская держава: начало обработки железа, последствия использования железных орудий труда, новшества в военном деле (стенобитные орудия, конница). Ассирийские завоевания (ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей). Столица державы Ниневия, царский дворец, библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи).

        Три царства в Западной (Передней) Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское царства. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

        Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема III. Индия. Китай. (4 часа)

        Индия: местоположение и природа (реки Инд и Ганг, Гималайские горы, джунгли), древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры, шахматы.

        Китай: местоположение и природа (реки Хуанхэ и Янцзы). Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения). Китайски иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане (расширение территории, строительство Великой Китайской стены, деспотизм властелина Китая, возмущение народа, свержение наследников Цинь Шихуана). Шелк, великий шелковый путь, чай, бумага, компас.

Повторение.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция. (20 часов)

Тема I. Древнейшая Греция. (5 часов)

        Местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

        Критское царство, раскопки дворцов, росписи, морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

        Микенское царство, каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством, мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

        Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков, олимпийские боги. Легенды и мифы о людях и богах (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема II. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)

        Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет).

        Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда.  Знать во главе управления Афин, законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

        Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

        Местоположение и природные условия Лаконии и Мессении. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя – военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

        Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. «Эллада».

        Олимпийские игры (виды состязаний, понятие «атлет», награды победителям).

        Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.  Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев. Морское сражение в Саламинском проливе.  Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях.  Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема III. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5 часов)

        Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

        Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирова и Поликлета.

        Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель). Афинский мудрец Сократ.

        Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

        Афинская демократия в V в. до н.э. Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема IV. Македонские завоевания в IV в. до н.э.         (3 часа)

        Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

        Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына Филиппа .Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

        Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

        Поход Александра на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

        Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Раздел IV. Древний Рим. (17 часов)

Тема I. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)

        Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

        Легенды об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.  Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

        Возникновение республики. Патриции и плебеи. Борьба плебеев за свои права. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

        Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената, его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Тема II. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)

        Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

        Установление господства Рима в Восточном средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

        Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «гладиатор», «амфитеатр».

Тема III. Гражданские войны в Риме. (4 часа)

        Разорение земледельцев в Италии и его причины. Земельный закон тиберия гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.

        Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

        Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

        Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.  Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Тема IV. Римская империя в первые века нашей эры. (5 часов)

        Территория империи.  Соседние народы Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римский войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

        Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

        Возникновение и распространение христианства. «Сын света» из Кумрана. Рассказы Евангилей о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы в Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношения римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

        Расцвет римской империи. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

        Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелиц».

        Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

        Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.

Тема V. Падение западной Римской империи. (2 часа)

        Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый завет».

        Раздел римской империи на Западную и Восточную. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Повторение и обобщение. (1 час)

        Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

        Вклад народов древности в мировую культуру.

  1.  Тематическое планирование.

Уроки

Темы уроков

1-9

Что изучает история. Введение в историю (9 ч)

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)

10-12

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

13-14

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

Раздел II. Древний Восток (16 ч)

15-19

Тема 1. Древний Египет (5 ч)

20-26

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

27-30

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)

31-35

Раздел III. Древняя Греция (17 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (4 ч)

36-42

Тема 2. Полисы Греции  и их борьба с персидским нашествием (6 ч)

43-47

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (4 ч)

48-50

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч)

Раздел IV. Древний Рим (17 ч)

51-53

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

(3 ч)

54-56

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

57-60

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)

61-65

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

66-67

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)

68

Повторительно-обобщающий урок.

Вклад народов древности в мировую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...