Правовой турнир
материал по обществознанию
Предварительный просмотр:
Классный час-игра
"Правовой турнир"
Цели: знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнка, со статьями из декларации, с правами и обязанностями гражданина.
Задачи:
1.Формировать правовую культуру учащихся, нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению.
2.Способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки.
3.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; ТСО - слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок, рисунки детей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:
«Что люди обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в неразбериху. Люди давно взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов, им удалось решить ряд вопросов, и на свет появились правовые документы.
Игра «Я это Я».
Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.
Вы думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! Более 100 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать всех от всяких бедствий. "Конвенция о правах ребёнка» - это документ о правах ребенка состоит из 54 статей.
20 ноября 2011 года исполнится 22 года Конвенции о правах ребёнка!
Календарь правовых дат
21 век - Век ребёнка
1 июня - Международный день защиты детей.
30 августа – День Конституции РК.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:
– Дети, оставшиеся без попечения родителей
– Безнадзорные и бездомные дети
– Дети-инвалиды
– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.
Разминка
- Должны ли люди быть равными в правах? Почему?
- Какие международные документы защищают права детей?
- К чему призывают эти документы?
- Кто обязан защищать права детей и подростков?
- Что такое дискриминация?
Учитель: Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. Конвенция по правам ребенка в 1989 г.
С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 15 сентября 1990 г.
2. Познакомитесь с некоторыми статьями Конвенции.
(Перечень статей показывается на мультимедиа)
- Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
- Статья 6. «Каждый ребенок имеет право на жизнь».
- Статья 7. « С момента рождения ребенок имеет право на имя и приобретение гражданства».
- Статья 13. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение».
- Статья 14. «Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии».
- Статья 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».
- Статья 28 «Ребенок имеет право на образование»
- Статья 31 «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».
- Статья 37. «Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания»…
Учитель: А теперь давайте посмотрим с вами небольшие сценки, которые представят ребята.
3. Театрализованные сцены
Сценка «Чужое письмо»
Звенит звонок на урок, 2 девочки остаются с портфелями в фойе.
1 девочка: Юля, ты идешь на физкультуру?
2 девочка: Нет, я освобождена.
1 девочка: Я тоже. Покарауль пока мой портфель. Я сейчас вернусь. (Она выходит).
2 девочка: Ой, зазвонил телефон.
Открывает портфель подружки и начинает читать сообщение. В это время входит 1 девочка.
1 девочка: Почему ты открыла мой портфель? Кто тебе разрешал читать мое послание?
2 девочка: А что такого? Я же ничего не украла, только посмотрела. Разве нельзя?..
Учитель: А каково ваше мнение, ребята?
(Учащиеся обсуждают данную ситуацию).
Сценка «Громкая музыка»
Учитель: Однажды вечером Коля пришел в гости к приятелю Мише.
Коля: Привет! Заходи! У меня новый диск классный. Давай послушаем!
Миша: Давай лучше колонки на балкон выставим, песни классные, пусть все послушают! Мальчики ставят магнитофон, включают музыку погромче, а затем уходят в другую комнату, забыв выключить магнитофон.
Учитель: Правильно ли поступают ребята?
(Учащиеся обсуждают данную ситуацию).
– Ну а теперь давайте на несколько минут вернемся с вами в детство и попробуем ответить на вопросы сказочной викторины!
4. Викторина
- Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку Папы Карло, нарушил его права на … (неприкосновенность жилища).
- Буратино, схватив крысу Шумару за хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение).
- Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
- Является ли Маугли, из сказки Р.Киплинга, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим права? (Да, статья 1).
- Мачеха, с утра до ночи, заставляет Золушку трудиться, запрещая ей играть и отдыхать. Какие права золушки нарушены? (Статья 31, право на отдых и досуг).
- Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в Тридесятое царство. Какую статью она нарушает? (Статья 16)
5. Учитель: А сейчас… экспресс-опрос(мультимедиа).
1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка:
- 1949
- 1989
- 1990
2. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью:
- с 18
- с 7
- с 14
3. Могут ли Законы РФ противоречить Конституции РФ:
- могут
- не могут
- могут, если необходимо
4. Заботиться о ребёнке должны:
- родители
- родители и государство
- чужие люди
5. Защитой прав детей занимается:
- комиссия по делам несовершеннолетних
- директор школы
- милиция
6. Ребёнок – это человек…
- который ходит в школу
- не достигший школьного возраста
- не достигший 18 лет
7. Все дети земли равны …
- в правах
- по росту
- по количеству еды
8. Какие дети имеют право на особый уход и защиту:
- дети-инвалиды и дети, лишённые семьи
- дети в возрасте с 15 до 18 лет
- все дети имеют такое право
9. Ребёнок имеет право на:
- жизнь
- общение с родителями
- просмотр ТВ
10. Ребёнок свободен …
- выражать своё мнение по вопросам, касающимся его
- выбирать религию
- оба варианта
11. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков:
- запрещено
- разрешено
- не наказывается
12. Запрещается вовлечение детей в…
- в игру
- поход
- преступление
13. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
- С 18 лет
- С 14 лет
- С 20 лет
14. С какого возраста начинается уголовная ответственность?
- С 16 лет
- С 14 лет в особых случаях
- С 18 лет
15. Какой основной международный документ закрепляет права детей?
- Конституция РФ
- Устав школы
- Конвенция о правах ребёнка
6.Подведение итогов
– Как только ребёнок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны и наделяется правами с самого рождения. Конвенция о правах ребёнка даёт каждому ребенку возможность оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.
Учитель: На сегодня наша правовая игра закончилась. Благодарю всех участников за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой турнир
Разработка внеклассного мероприятия "Правовой турнир". Можно использовать при проведениии повторительно обобщающего урока по обществознанию в 9 классе. а так же как внеклассное мероприятие....
Правовой турнир. Внеклассное мероприятие по обществознанию.
Правовой турнир позволит заинтересовать обучающихся к изучению обществоведческих дисциплин,создаст условие для формирование их правовой культуры, поможет закрепить и систематизировать правовые з...
правовой турнир в 10 классе
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регул...
Внеклассное мероприятие "Правовой турнир" (8 класс)
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов. Может проводиться в рамках Декады правовых знаний для повышения правовой культуры учащихся....
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Правовой турнир "Страна правовых знаний"
Ориентирован на детей среднего школьного возраста....
7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права
Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....