Разработка урока "СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Перегруппировка политических сил после августа 1991 года; национальная политика; разработка новой Конституции; политический кризис 1993 года; чеченская война; опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroitelstvo_obnovlennoy_federatsii_2015-2016.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Разработка урока
по истории России (9 класс)
ТЕМА:
Учитель истории:
Огальцова Р.Н.
г. Павловский Посад
2015 – 2016 учебный год
ТЕМА УРОКА: | Строительство обновленной Федерации. |
ЦЕЛИ УРОКА: | 1. образовательная |
а) усвоить принципиальное отличие новой политической системы России от советской модели организации власти; | |
б) осмыслить первые итоги и последствия ее функционирования; | |
2. воспитательная | |
а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия. | |
ОБОРУДОВАНИЕ: | 1. учебник; |
2. карта «Российская Федерация» (1991-1998 гг); | |
3. настольные атласы; | |
4. контурные карты; | |
5. таблица; | |
6. основные термины; | |
7. опорные понятия; | |
8. Конституция РФ 1993 г.; | |
9. основные даты; | |
10. рабочая тетрадь; |
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
- Опрос учащихся.
- Объяснение новой темы.
- Закрепление.
- Обобщение.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Правовое государство; разделение властей; парламентская республика; президентская республика; Федеративный договор; политический кризис.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Перегруппировка политических сил после августа 1991 года; национальная политика; разработка новой Конституции; политический кризис 1993 года; чеченская война; опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условиях.
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ:
Уметь показать на карте «Российская Федерация» (1991 – 1998 гг.) основные субъекты РФ.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:
21 сентября – 4 октября 1993 г. – политический кризис;
12 декабря 1993 г. – принятие Конституции РФ, выборы Государственной Думы;
лето 1996 г. – президентские выборы.
ХОД УРОКА:
- Орг. Момент:
Приветствие, запись в журнале.
- Опрос учащихся:
Возрождение духовных ценностей (фронтальный опрос):
1) Какие религиозные конфессии характерны для России?
2) Чем был вызван кризис коммунистической идеологии в начале 90-х годов?
3) Какие фильмы вызвали большой общественный интерес в 90-е годы?
4) Какие изменения произошли в средствах массовой информации?
- Объяснение новой темы:
План:
- Народы и регионы России накануне и после распада СССР.
- Федеративный договор.
- Конституция 1993 года о принципах федеративного устройства России.
- Нарастание противоречий между Центром и регионами.
- Чеченский кризис.
- Результаты федеративного строительства в 90-е годы.
Для выяснения главного вопроса о принципиальном отличии либеральной и советской систем власти ученикам предлагается сравнить тексты Конституции СССР 1977 года и Конституции РФ 1993 года, а затем заполнить таблицу.
Вопросы по таблице:
- Что означает характеристика РФ как демократического государства?
- Почему при всех внешних демократических атрибутах советскую систему власти нельзя было назвать подлинно демократической?
- Что характеризует Россию как правовое государство?
- Создано ли в России правовое государство?
При рассмотрении вопросов политического кризиса в России осенью 1993 года учащиеся зачитывают статьи учебника – воспоминания активных участников событий – Б.Н. Ельцина, Р.И. Хасбулатова, Е.Т. Гайдара, а затем высказывают собственное мнение к происшедшему, оценивают его итоги и последствия. Учитель комментирует ответы учащихся, поправляет их.
Важным вопросом является национальная политика России в 90-е годы. Центральное место занимает здесь война в Чечне (1994-1996 гг.)
Слово учителя:
Предвыборные обещания Б.Н. Ельцина дать регионам « столько суверенитета, сколько смогут съесть», обернулись после выборов главы Российского государства нарастанием центробежных тенденций в самой России. В условиях же наметившегося ослабления центральной власти и краха СССР тяга к самостоятельности в некоторых автономных республиках и областях заметно усилилась. В ряде из них были введены посты президентов. 27 октября 1991 года президентом Чечено-Ингушской АССР был избран Джохар Дудаев, провозгласивший выход Чечено-Ингушетии из состава России. Вскоре в Чечне стали формироваться вооруженные силы, «приватизировавшие» вооружение Советской Армии, расположенное на территории республики. Попытки Центра «урезонить» и даже припугнуть Дудаева успеха не принесли. В августе 1994 года «общенародный съезд» чеченского народа поддержал решение своего президента о начале «священной войны» с Россией за независимость. В ответ Москва предъявила ультиматум мятежной провинции, предложив под угрозой применения силы сложить оружие. После отказ выполнить это требование 10 декабря в Чечню вошли федеральные войска, а фронтовая авиация приступила к бомбардировкам. Иллюзии московских властей в считанные дни восстановить конституционный порядок в Чечне вскоре развеялись. Обе стороны несли огромные потери.
Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории бывшего СССР со времен Второй Мировой войны. Она обошлась россиянам в триллионы рублей, а самое главное – унесла жизни свыше 100 тысяч человек с обеих сторон. Она стала серьезным предупреждением, как властям, так и их противникам о последствиях возможного гражданского конфликта в России.
- Закрепление:
Вопросы:
- В чем причина оживления массовых национальных движений в России?
- Какие варианты решения национального вопроса существовали в 90-е годы?
- Почему было необходимо срочно менять национальную политику?
- Каким образом были устранены противоречия между государственными актами и федеральными законами о суверенизации краев и областей?
- Обобщение:
Февраль 1994 года – подписание Федерального договора о разграничении полномочий. «Миртемир Шаймиев взял ситуацию под контроль в Татарстане».
Домашнее задание:
Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки и записывает домашнее задание на доске.
Система власти Советов | Политическая система власти России с декабря 1993 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....