Конспект урока: Великая Отечественная война
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Повторяющее – обобщающий урок для 10 класса.
Тема: «Великая Отечественная война».
Учитель истории и
обществознания
МОУ СОШ №59
Шандала Е.И.
Цели урока:
- повторение и закрепление учебного материала по истории ВОВ Советского Союза;
- воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
- умение работать с картой;
- умение работать с дополнительной литературой.
Оборудование: карта ВОВ, карта II Мировая война, интерактивная доска, карточки.
Класс делится на 3 команды. Вопросы к конкурсам №1,3,5 даются заранее. Заранее готовятся и сообщения о героях войны. Каждая команда готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы конкурсов №3 и №6.
«Не было в мире такой силы, которая могла сломить
и сокрушить германскую армию и нанести ей
такие колоссальные потери, как это сделали русские,
Советская Армия».
У. Черчилль
Учитель:
В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе.
Великая Отечественная война (1941 - 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.
Ребята, сейчас вы сможете показать свои знания по истории ВОВ, вспомнить великие события и людей, подвиг которых навсегда останется в веках.
Конкурс №1. «Война».
Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру получает билет.
- «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто, когда впервые сказал эти слова?
2. Какие слова, ставшие крылатыми, превратились в девиз защитников Москвы? Кто, где и когда их произнёс?
3. Графическое и музыкально – поэтическое произведение, с первых дней ВОВ ставшее её символами, получившее всемирную известность? Кто авторы?
4. Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С голосом какого артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?
5. Назовите самое крупное танковое сражение ВОВ. Где и когда оно произошло?
6. Экипаж советской подводной лодки провёл операцию, вошедшую в военно-морскую историю как «Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром этой подводной лодки?
7. Какое славное событие в истории Советских вооружённых сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.).
8. Советский солдат – национальный герой Италии? (Федор Полетаев. Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь).
9. В руках двух всемирно известных скульптур, посвящённых подвигу нашего народа в годы ВОВ, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, где они установлены и что символизируют мечи?
10. Николай Гастелло. С каким высоким патриотическим поступком связано имя этого человека?
Конкурс №2. «Военные операции».
Учитель: На экране вы видите кодовые названия операций. У вас на партах карточки, раскрывающие смысл каждой операции. Ваша задача привести их в соответствие и записать номера на листе бумаги.
Слайд:
1. «Тайфун» 2. «Багратион»
3. «Ост» 4. «Уран»
5. «Цитадель» 6. «Корсунь-шевченковская»
7. «Барбаросса» 8. «Ясско-кишенёвская»
Учитель: Пока жури подводит итоги первых 2-х конкурсов, мы с вами заслушаем сообщение о Герое ВОВ. Сообщение о Юрии Смирнове, который за то, что не выдал своих товарищей был распят на досках блиндажа.
Конкурс №3. «Герои войны».
Учитель: Самого высокого звания – Герой Советского Союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Хочу отметить ещё двух Героев Советского Союза – русские интеллигенты, профессора: Д.М Карбышев и Е.В. Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.
Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка – пионера, которым было по 14 лет.
Ответы на вопросы третьего конкурса даются письменно.
- «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» Где была обнаружена эта надпись? (Брестская крепость.)
- Кто совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне. (Иван Иванович Иванов)
- Кто совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы. (Виктор Талалихин)
- Снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков. (Людмила Павличенко)
- Один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил. (А.К. Горобец)
- Ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера "Варяг". (А.Ф. Наумов)
- Захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск. (М.П. Девятаев)
- Точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин. (Николай Гастелло)
- Напишите фамилию самого крупного партизанского отряда на Украине. (С.А. Ковпак)
- Маршал победы?
Вспомним их поименно…
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым
Это нужно живым!
Конкурс №4 «Даты».
Слайд на котором перечислены события:
- Битва на Курской дуге;
- Московская битва;
- Сталинградская битва;
- Потсдамская конференция;
- Берлинская операция;
- Блокада Ленинграда;
- Крымская конференция;
- годы ВОВ;
- годы II Мировой войны;
- Освобождение г. Краснодара.
Задача команд на скорость определить последовательность событий и расставить даты.
Конкурс №5. «География ВОВ».
Ребята работают с картой. Каждая команда получает карточку с географическими объектами, которые необходимо показать на карте у доски. (Голубая линия, Мамаев курган, Малая земля, Брестская крепость, Дорога жизни и т.д.)
Конкурс №6 «Окончание войны». Ответы даются письменно.
- Какие фронты участвовали в операции по взятию Берлина?
- Кто водрузил знамя победы над рейхстагом?
- Когда это произошло?
- Кто подписал акт капитуляцию?
- Высший полководческий орден? Справка:
Орден "Победа" учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы.
Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.
Для награжденных орденом "Победа" учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена "Победа". Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце.
Орден "Победа" - единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно-часовой фабрике.
Орден "Победа" носится на левой стороне груди на 12-14 см выше пояса.
Сдать листочки.
Слово жюри.
Заключительное слово учителя:
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Сегодня мы говорили о событиях тех лет. Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далёкой историей Родины, о которой мы не имеем право забывать.
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"
Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"
Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
Конспект урока " Великая Отечественная война" 1941-1945.
В ходе урока учащиеся знакомятся с подвигами людей, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны....
Конспект урока "Великая Отечественная война"
Конспект урока "Великая Отечественная война" направлен на патриотическое воспитание обучающихся....
Конспект урока «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ПУТЬ К ПОБЕДЕ»
конспект занятия на конкурс "Мой лучший урок"...