Контрольная работа для 11 класса. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
тест по истории (11 класс)

Контрольная работа для 11 класса. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Знание истории России является основным стержнем в формировании личности гражданина страны. Сложный период XX века накладывает свои трудности в подготовке учащихся к единому государственному экзамену по истории. Для более успешного усвоения материала разработана контрольная работа в формате ЕГЭ по одной теме – Великая Отечественная война.

Цель проведения: проверка уровня предметной компетентности учащихся 11 класса по теме: Великая Отечественная война.

Структура работы: работа состоит из 24 заданий в формате ЕГЭ

Контрольная работа

Тема – Великая Отечественная война

Задание №1

Расположите в хронологической последовательности  события  Великой Отечественной войны

      1) прорыв блокады Ленинграда      3) битва на Курской дуге

      2) Сталинградская битва                  4) битва под Москвой

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в поле ответа.

Задание № 2

Установите соответствие между событиями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между событиями и датами:

1)Сталинградское сражение 2)Тегеранская конференция 3)Снятие блокады Ленинграда 4)Битва за Берлин

А)январь 1944 год Б)июль 1942 г.- февраль 1943 В)май 1945 г.Г)ноябрь-декабрь 1943 г

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Задание № 3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) Великой Отечественной войны:

 1)депортация  2)экспроприация   3)репатриация  4)мобилизация

 5)эвакуация 6) глобализация

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

 Задание № 4

Орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти:

Запишите термин, о котором идёт речь.

Задание № 5

Установите соответствие между событиями и историческими личностями, участвовавшими в этих событиях:

ЛИЧНОСТИ:A) В.Г.Клочков Б) Н.Ф.Гастелло B) Я.Ф.Павлов Г) А.Н.Сабуров

СОБЫТИЯ:1) Оборона Сталинграда 2) Московская битва

3) оборона Севастополя 4) воздушный таран

5) блокада Ленинграда 6) партизанское движение 

В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Задание № 6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

 А) «В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса.

Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой

дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами... Захватили несколько пленных... Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии. ...Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими... Т-26

с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками. <...>

И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».

Б) «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны,

какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.

Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести

решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка

умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

 1) В отрывке речь идет о войне, унесшей более 27 млн. жизней наших сограждан.

2) В отрывке речь идет о войне, из которой Россия вышла досрочно, нарушив свои обязательства перед союзниками.

3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.

4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.

5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой образовалась «Большая тройка».

6) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой в России сменилась власть и форма правления.

 Запишите в поле для ответа выбранные цифры подряд без пробелов для фрагмента А и фрагмента Б.

 Задание № 7

Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР

2) об отказе использовать атомное оружие в войне

3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином

4) о денацификации Германии

5) о разделе Германии на два государства

6) о принятии СССР «плана Маршала»

Выберите три ответа и запишите в поле для ответа цифры, под которыми они указаны.

 Задание № 8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

________ конференция «Большой тройки» проходила в 194319431943 г.

Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________.

Пропущенные элементы:

Ялтинская (Крымская)

Н.Ф. Гастелло

станция Прохоровка

Тегеранская

В.В. Талалихин

разъезд Дубосеково

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВ.

9. Задание № 9

 Установите соответствие между датами и событиями, с ними связанными

а) 16 апреля 1945 г  б) 25 апреля 1945 г.  

в) 30 апреля 1945г.   г) 2 мая 1945 г

6. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии

 1. Водружение Красного Знамени Победы над рейхстагом

2. Полное взятие Берлина советскими войсками

3. Начало Берлинской операции

4. Начало антифашистского восстания в Праге

5. Встреча советских и англо-американских войск на Эльбе

В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Задание № 10

Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

В ответ запишите название битвы о которой идёт речь.

 Задание №  11

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) ____________ — кодовое название операции советских партизан в августе — сентябре 1943 года на оккупированной территории для помощи наступающим войскам Красной армии.

Б) В самые критические периоды защиты Сталинграда войска генерала ____________ не только выстояли в непрерывных боях, но и приняли активное участие при разгроме немецких войск на завершающем этапе битвы.

B) С операцией у города ____________ связывают появление в РККА гвардейских частей и соединений.

 Пропущенные элементы:

1) «Рельсовая война»

2) «Полководец Румянцев»

3) Воронеж

4) Я. Ф. Павлов

5) Ельня

6) В. И. Чуйков

В поле ответов запишите цифры, соответствующие буквам АБВ.

Задание № 12

Прочтите отрывок из книги В. Афанасенко «56 армия в боях за Ростов. Первая победа Красной Армии. Октябрь-декабрь 1941 г.»

Советские войска впервые с начала войны остановили наступление противника, освободили крупный промышленный и транспортный центр и отбросили вермахт на 60—80 км. Впервые противник отступал, теряя людей и боевую технику, а затем перешел к обороне на всем участке фронта…5 декабря, в день перехода советских войск в контрнаступление под Москвой, И.В. Сталин получил поздравление от премьер-министра Великобритании У. Черчилля, который писал: «Позвольте мне воспользоваться случаем и сказать Вам, с каким восхищением весь британский народ следит за стойкой обороной Ленинграда и Москвы храбрыми русскими армиями и как мы все рады по поводу вашей блестящей победы в Ростове-на-Дону».(Но о победе под Ростовом перестали говорить) под влиянием последующих трагических событий, и прежде всего вследствие второй сдачи Ростова-на-Дону в июле 1942 г., вызвавшей знаменитый приказ наркома обороны № 227, в котором содержались горькие упреки: « Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором…» К сожалению, упоминание об освобождении Ростова-на-Дону в ноябре 1941 г. стало неактуальным. Только в 1983 г. Ростов-на-Дону был удостоен ордена Отечественной войны I степени и только в 2008 г. стал Городом воинской славы.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

  1. После боев под этим городом были образованы советские гвардейские части.
  2. В конце ноября – начале декабря 1941 года враг впервые отступал, теряя и людей, и технику, впервые был освобожден крупный советский город.
  3. Автор пишет, что президент США поздравил русские войска с победой под Ростовом-на-Дону.
  4. Успех Красной Армии под Ростовом-на-Дону был признан серьезным успехом и союзниками СССР.
  5. Победа под Ростовом стала одним из символов успехов советского оружия в годы войны 1941-1945 гг.
  6. Автор считает, что этот успех был незаслуженно забыт руководством страны и историками.

Запишите в поле для ответа цифры, под которыми они указаны.

13. Задание № 13

Рассмотрите схему и выполните задание.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

https://academyege.ru/i/1548516630.png

Варианты ответов

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён Красной армией в августе 1943 г.

2) Под Прохоровкой в 1943 г. произошло крупнейшее в истории танковое сражение.

3) Город Смоленск был освобождён Красной армией в сентябре 1943 г. 

4) В марте 1943 г. была полностью ликвидирована блокада города, обозначенного цифрой «3». 

5) В январе 1943 г. партизанскими соединениями в тылу врага была проведена операция «Рельсовая война». 

6) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён Красной армией в мае 1943

Запишите в поле для ответа цифры, под которыми они указаны.

14. Задание № 14

Рассмотрите схему и выполните задание.

hello_html_2f90639e.png

Запишите в поле для ответа название военного плана

14.  Рассмотрите схему и выполните задание

 

 Запишите в поле ответа название города, обозначенного на схеме цифрой «4».

 

15. Рассмотрите схему и выполните задание

 

Запишите в поле ответов цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».

16. Рассмотрите схему и выполните задание

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

 

1) Карта относится к начальному этапу войны.

2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.

3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.

4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.

5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».

6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.

 Задание № 17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:

Памятники культуры:  А) «Воин-освободитель» Б) «Василий Теркин»

В) «Два бойца» Г) «Мать-Родина»

 Характеристики

1) Автором данного творения является поэт А. Т.Твардовский.

2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Великой Отечественной войны.

3) Этот памятник находится в Берлине.

4) Данное произведение посвящено событиям заключительного этапа войны.

5) Главные роли в этом фильме сыграл Н.Крючков и П.Алейников.

6) Этот памятник является вторым в скульптурном триптихе Е.Вучетича.

 В поле ответов запишите цифры, соответствующие буквам АБВГ

Задание № 18

Прочтите отрывок из документа  ответьте на вопросы

«Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину….Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо, если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.»

1.О каком приказе идет речь?

 2. Дата приказа.

Задание № 19

Прочтите отрывок из документа  ответьте на вопросы

«Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. Мы  считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов».

1.О каком событии идет речь в документе ?

2.Назовите даты.

3.Перечислите вопросы, о которых шла речь на данном мероприятии.

Задание № 20

 Прочтите отрывок из документа  ответьте на вопросы

« Для нас потеря города во всех отношениях была бы серьезным осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, и израсходовать при этом стратегические резервы, которые готовились Ставкой для защиты столицы. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот.»

1.О каком городе идет речь?

2.Чтовы вы  знаете о судьбе города? (Назовите 3 исторические факта )

Задание № 21

Прочтите отрывок из документа  ответьте на вопросы

«Общие потери вражеских войск в районе Дона, Волги составили около 1,5 миллиона человек, до 3500 танков и штурмовых орудий, 12 тысяч орудий и минометов, до 3 тысяч самолетов и большое количество другой техники. Такие потери сил и средств катастрофически отразились на общей стратегической обстановке и до основания потрясли всю военную машину гитлеровской Германии. Враг окончательно потерял стратегическую инициативу.»

1.О какой битве идет речь?

2.Даты сражения.

3.Итоги битвы

Задание № 22

 Прочтите отрывок из документа  ответьте на вопросы

«За 20 дней второго этапа наступления немцы потеряли 155 тысяч солдат и офицеров, около 800 танков, сотни орудий и значительное количество самолетов. Тяжелые потери, полный провал плана молниеносного окончания войны, незавершенность в осуществлении стратегических задач посеяли в немецких войсках сомнения в успешном исходе войны в целом. Фашистское военно-политическое руководство потеряло престиж непобедимости в глазах мирового общественного мнения.»

1.О какой битве идет речь?

 2.Даты сражения

3.Итоги битвы.

Задание № 23

Прочтите отрывок из документа  ответьте на вопросы

«Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника - Ирана и сформулировали, подтвердили нашу общую политику….Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.»

1.О каком событии идет речь в документе ?

2.Назовите даты.

3.Перечислите вопросы, о которых шла речь на данном мероприятии.

Задание № 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории по теме: Великая Отечественная война. 1941—1945 гг:

Письменная контрольная работа по теме: Великая  Отечественая война. Два варианта с ответами....

Итоговая проверочная работа по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."

Итоговая проверочная работа   по теме " Великая Отечественная война 1941-1945 гг." составлена на основе КИМов ЕГЭ в двух вариантах.  Структура проверочной работыОбщее число заданий в ...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРА О  ВЕЛИКОЙ   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЕ        1941-1945 ГОДОВ» для обучающихся 8 класса я...