статья "Использование художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время"
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс)
Статья об эффективности использования художественных произведений на уроках истории, рекомендации для формирования потребности к чтению, изучения исторических личностей и эпохи через призму художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_hud._lit_na_urokah_istorii.docx | 14.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение и использование художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время.
«… История как наука о прошлом только тогда может представиться ученику в виде живой картины, когда он обладает массой ее характерных черт и деталей». Именно историческое чтение «снабжает» ученика этими характерными чертами «исторической жизни
Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать, сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. Формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы:
Во-первых, это литературные источники изучаемой эпохи,
Во-вторых, историческая беллетристика
К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем.
К литературным памятникам относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками событий (пример, Н.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»). Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени через взгляды автора, написавшего данное произведение. Литературные памятники изучаемой эпохи чаще всего используются на уроках истории в качестве основы для выводов и обобщений.
К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Являясь богатейшим источником информации, художественная литература содержит ценный материал для утверждения в сознании учащихся высоких моральных принципов, выработанных человечеством.
Большую помощь учителю в деле воспитания настоящих граждан и патриотов может оказать организация работы во внеурочное время по подготовке социальных проектов, связанных с изучением художественной литературы. Такая работа позволит вызвать интерес детей к истории, стимулировать их познавательную деятельность, формировать потребность читать научную историческую литературу, знакомиться с биографиями известных людей и учить работать с дополнительной литературой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной работу учащихся по запоминанию, закреплению или усвоению исторической инфор...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...
Формирование этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время
Опыт работы учителя истории и обществознания по формированию этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время....
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...