Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной работу учащихся по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Игра повышает мотивацию, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Увлекшись решением учебных задач, дети не замечают, что продолжается познание. Они запоминают новое, развивают фантазию, вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях. Игра создает атмосферу соревнования, заставляющего школьникам не просто механически запоминать известное, но и думать, сопоставлять, оценивать. Но самое важное, что не по необходимости, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в различных сочетаниях и формах.
Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний. Таким образом, игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. Развивающую, способствующую развитию воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; 2. Коммуникативную, предполагающую установление эмоциональных контактов, объединяющую детей в мини-коллективы; 3. Обучающую, нацеленную на расширение кругозора, развитие логических и аналитических способностей; 4. Развлекательную, нацеленную на создание благоприятной атмосферы сотрудничества, связанной с получением удовольствия и положительных эмоций; 5. Релаксационную, ориентированную на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения, состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного изучения нового материала.
Организация изучения нового материала на уроке достигается:
- посредством устного изложения материала; посредством работы с печатным текстом; в процессе работы с наглядностью; в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др
При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.
Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже – целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.
К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся: 1. игры с правилами, они делятся на словесно-логические и игры – головоломки 2.ролевые 3.комплексные игры
Словесно – логические – это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Игры – головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.
Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).
Игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.
На основе рассмотренного материала я считаю, что огромное влияние на учебный процесс оказывает такая форма активизации познавательной деятельности, как игра. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igr_v_usilenii_poznavatelnogo_protsessa_na_urokakh_istorii_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Е.А.Черкасова
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 11
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной работу учащихся по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Игра повышает мотивацию, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Увлекшись решением учебных задач, дети не замечают, что продолжается познание. Они запоминают новое, развивают фантазию, вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях. Игра создает атмосферу соревнования, заставляющего школьникам не просто механически запоминать известное, но и думать, сопоставлять, оценивать. Но самое важное, что не по необходимости, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в различных сочетаниях и формах.
Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний. Таким образом, игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. Развивающую, способствующую развитию воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; 2. Коммуникативную, предполагающую установление эмоциональных контактов, объединяющую детей в мини-коллективы; 3. Обучающую, нацеленную на расширение кругозора, развитие логических и аналитических способностей; 4. Развлекательную, нацеленную на создание благоприятной атмосферы сотрудничества, связанной с получением удовольствия и положительных эмоций; 5. Релаксационную, ориентированную на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения, состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного изучения нового материала.
Организация изучения нового материала на уроке достигается:
- посредством устного изложения материала; посредством работы с печатным текстом; в процессе работы с наглядностью; в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др
При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.
Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже – целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.
К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся: 1. игры с правилами, они делятся на словесно-логические и игры – головоломки 2.ролевые 3.комплексные игры
Словесно – логические – это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Игры – головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.
Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).
Игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.
На основе рассмотренного материала я считаю, что огромное влияние на учебный процесс оказывает такая форма активизации познавательной деятельности, как игра. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...
ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...
ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...
Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умен...
Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. Одной из приоритетных задач современного образования является создание не...