конспект урока по истории для 6 класса по теме "Крещение Руси "
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока по истории для 6 класса "Правление Владимира. Крещение Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pravlenie_vladimira_i_kreshchenie_rusi.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Правление Владимира и крещение Руси.
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;
-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
-создать условия (учебные ситуации)для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
- совершенствовать навыки групповой работы,
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
Тип урока: формирование новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстративный материал по теме «Крещение Руси», настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная
Предполагаемый результат
Знать
-причины принятия христианства;
-основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира;
-каково значение принятия христианства на Руси
Уметь
- анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи
- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
- Здравствуйте ребята! Я думаю, что вы самые умные и активные учащиеся и надеюсь, что вы будете очень активны и уважительны по отношению ко мне и к уроку истории.
- Ребята, какую большую тему вы изучаете на уроке истории?
- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, продолжим знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?
Я предлагаю вам отгадать загадки: О ком идет речь?
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
1.2. Формулировка темы урока
- Спасибо, за ответы. Ребята посмотрите отрывок из мультфильма и постарайтесь найти ответ на вопрос, «Где княжили сыновья Святослава?» и кто претендовал на Киевский престол? Если вы внимательно послушаете, то легко моете заполнить пропуски в данной схеме.
Опорный сигнал - схема
Святослав
--------- --------- -----------
Ярополк Олег Владимир
(Киев) (Древл. земля) (Новгород)
Постарайтесь определить, с деятельностью какого князя мы ознакомимся сегодня на уроке? Обратите внимание и на эти иллюстрации и определите тему урока. (Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси»).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня должны узнать? (ответы детей) О крещение Руси.
Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?
«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей». Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы.
(Как правил Владимир?)
(Как Русь выбирала религию?)
(Каковы значения принятия христианства или крещения?)
1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели
- Ребята, значит, цель нашего урока заключается в ознакомлении правлением Владимира Святославича, в понимании причин и последствий крещения Руси.
- Сегодня мы будем работать по следующему плану:
1. Правление князя Владимира
2. Причины принятия христианства на Руси.
3. Крещение Руси.
4. Значение принятия христианства.
- Внимательно прочитайте высказывания историков о князе Владимире:
«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». Сергей Михайлович Соловьёв.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Николай Михайлович Карамзин
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказы о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.
Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.
2.1. Изучение нового материала (открытие нового).
1. Причины принятие христианства на Руси.
(слайд 4)
Учитель: После усобицы между сыновьями Святослава великим Киевским князем становится Владимир Святославич (980 – 1015 гг.).
- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.
- После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы остановить сопротивление восставших племен.
- Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организацию обороны и сплочению огромной державы под своей властью.
- Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.
- В 985 году Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию. Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.
- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей. В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.
Вопросы учащимся:
-Ребята, что же нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? (принять единую религию)
Ещё в 980г. Владимир попытался превратить язычество в государственную религию.
На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:
Перуна (бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы)
Хорса (бог солнца)
Макоши (богиня плодородия и достатка)
Стрибога (бог ветра)
Даждьбога (бог солнечного света)
Семаргла (крылатый пес, охранитель посевов)
- Внимательно прочитайте 2 подпункт на странице 54, объясните, « Почему язычество не устраивало Владимира? (Язычество не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера – в единого бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие соответствовало единому государству с одним князем во главе)
В то время у соседних стран было единобожие. Например, в Хазарии – иудаизм, в Византии – христианство, в Волжской Булгарии – ислам.
- Покажите, мне пожалуйста эти страны на карте, а остальные работают атласами.
При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла единобожие.
Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: какую религию выбрать: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:
- Какую веру выбрал Владимир? Я раздам вам отрывки из исторических документов. Работаем парами.
2.2. Работа парами. Задания группам:
Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», и ответьте на вопрос: какую веру выбрал Владимир и почему?
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли булгары - магометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к булгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к булгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к булгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопрос: какие условия заставили Владимира выбрать православную веру?
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься
В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда осаждающие перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.
(Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал именно православие?
Православное христианство было хорошо знакомо русским, так как контакты с Византией были очень тесны. А послы Владимира были поражены красотой церковной службы в Святой Софии. Православие запрещало приносить жертвы, заводить много жен. У византийцев учились искусству каменной кладки и стенной росписи. Появилась письменность (кириллица)).
Группа №3. Внимательно прочитайте текст №3 «Из повести временных лет» Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Ответьте на вопросы:
- где и как крестили киевлян?
- как поступил князь Владимир с языческими идолами?
- охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?
Работа в парах (ученики, работая в парах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно).
Группы №№ 1-3 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).
Князь и дружина крестились прямо в Херсонесе (Корсуни). В Киеве дружинники Владимира насильственно согнали в воды Днепра всех мужчин и женщин, стариков и детей, и они разом были крещены. В разные концы Руси поскакали воеводы Владимира, свергая идолов и закладывая на их месте храмы. В Новгороде Добрыне пришлось сражаться с непокорными. Лишь когда дружинники подожгли город, язычники смирились.
Таким образом, князь Владимир и его дружина силой крестили большинство славянских племен. Доказательства: Киевлян крестили на реке Почайне в 988 году, а жители северо-востока Руси были крещены лишь в 11 веке.
Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация.
2.3. Закрепление изученного материала.
Запишите в тетрадях основные направления деятельности Владимира.
980-1015 правление князя Владимира
Расширил территорию государства.
Основал новых крепостей-городов (Переяславль, Белгород).
Для защиты от набегов печенегов укреплял южные рубежи страны.
Упорядочил управление государством. В разные города направил своих сыновей.
- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.
Какое же значение имело принятие христианства для Руси?
1. Укрепило государство и власть князя.
Повысило международный авторитет Руси
2.Способствовало приобщению Руси к византийской культуре
3.Духовное просвещение жителей
4.Кровавые жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь.
Задание классу: Причины и последствия принятия христианства запишите в тетрадях в виде кластера (политическое, международное, духовное).
Рефлексивно-оценочный этап
3.1 Подведение итогов.
Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.
- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
(ответы обучающихся, вывод)
Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили.
Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?
- Ребята еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы.
3.2. Рефлексия.
-Проанализируйте результаты своей работы.
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания.
§ 7, учить термины по истории Древней Руси.
Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?
2. Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства»
3. Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.
Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "
Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира в конце курса....
Конспект урока по истории 6 класс
Гуситское движение в Чехии...
Конспект урока музыки в 6 классе "Колокола на Руси"
Задачи урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.Используется м...
Конспект урока по истории 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
План урока:I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? II. Поиск решения проблемы:1. Владимир Красное Солнышко.Приме...
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...