Рабочая программа по истории для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова»
Тукаевского муниципального района
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 01. 08. 2019 г.№1
Введено приказом от 02. 08. 2019 г. №_78
Директор МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ»
___________ Исхакова Л.Д.
Рабочая программа
по предмету история
для 8 класса
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Яхина Рузиля Анваровна,
(учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория)
«Согласовано»
Заместитель директора________ Габидинова Г.У.
От 01. 08. 2019 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от 02.08. 2019 г. №2
Руководитель МО ________ _________ /Гильмеева Г.З/
2019 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России при Петре I; называть сподвижников первого российского императора; давать общую характеристику петровских преобразований; искать дополнительную информацию о Петре I, культурных памятниках его эпохи и готовить на её основе сообщения и презентации; составлять исторический портрет Петра I; делать обобщающие выводы об итогах правления Петра I; давать личную оценку значения Петровских реформ для современников и потомков Датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII века, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории. Читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей – походов, завоеваний. Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятников. Характеризовать важнейшие факты отечественной истории XVIII века, классифицировать и группировать их по различным признакам. Рассказывать о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках. Составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры. Раскрывать характерные существенные черты экономического и политического строя, ценностей, религиозных воззрений, художественной культуры России в XVIII веке. Сопоставлять развитие России и других стран, показывать общие черты и особенности. Давать оценку событиям и личностям отечественной истории. | Давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени. Сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России. Образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социо-культурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов, презентаций с использованием ИКТ. Самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории культуры России, способствовать их охране. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, работать сразноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией Способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; Умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; Овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.). | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Умение творчески переосмысливать учебную информацию. Личностная оценка деятельности и личности Петра I, его роли в российской истории. Стремление к сохранению историко-культурного наследия Петровской эпохи Формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России; Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны. |
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России в 1725—1762 гг.; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; давать общую характеристику внутренней и внешней политики преемников Петра I; составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и их сподвижников; оценивать значение эпохи дворцовых переворотов для исторического развития России | Давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени. Сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России. Образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социо-культурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов, презентаций с использованием ИКТ. Самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории культуры России, способствовать их охране. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно- следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Пони- мание роли личности в истории. Умение творчески переосмысливать учебную информацию. Личностная оценка деятельности и личностей правителей России данного периода |
Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XVIII в., места сражений в русско- турецких войнах, территорию восстания Е.И. Пугачёва; раскрывать сущность понятия «просвещённый абсолютизм»; давать общую характеристику внутренней политики Екатерины II; характеризовать положение отдельных сословий и народов России во второй половине XVIII в.; формулировать обобщающие выводы об итогах развития Российской империи к началу XIX в. | Давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени. Сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России. Образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социо-культурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов, презентаций с использованием ИКТ. Самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории культуры России, способствовать их охране. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно- следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Оценочное мнение об итогах развития Российской империи к началу XIX в. |
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять основные тенденции развития образования, общественной мысли, науки и культуры в изучаемое время; устанавливать соответствие между направлениями и стилями искусства XVIII в. и их представителями/ произведениями; описывать отдельные памятники архитектуры и живописные произведения; формулировать обобщающие выводы о культурном развитии Российской империи в XVIII в.; готовить сообщения и презентации о творчестве деятелей отечественной науки и культуры, памятниках искусства XVIII в. на основе региональных материалов | Давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени. Сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России. Образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социо-культурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов, презентаций с использованием ИКТ. Самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории культуры России, способствовать их охране. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно- следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед аудиторией | Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к истории России. Ценностное отношение к культурному наследию XVIII в. (в особенности к находящемуся в родном для обучающихся регионе) |
Народы России в XVIII в. | характеризовать положение отдельных сословий и народов России во второй половине XVIII в.; формулировать обобщающие выводы об итогах развития Российской империи к началу XIX в.; Уметь рассказывать о расселении колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах, характеризовать развитие торговли и промышленности в регионе. | Уметь давать оценку деятельности Г.А. Потемкина, характеризовать политику российского правительства, делать вывод о характере отношений между народами в составе Российской империи. | Уметь вопроизводить информацию по памяти , давать определение понятий, составлять развернутый план; уметь слушать учителя, сообщать конкретные содержания в устной и письменной форме, интересоваться чужим мнением и высказывать своё. | Формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемым ими мнениям. Стремление к установлению к взаимопониманию с учителем и одноклассниками. Познавательный интерес к истории России. Личностная оценка правления Павла I. |
Россия при Павле I | Знать основные даты и значения понятий темы урока. Уметь характеризовать личность Павла I, основные мероприятия внутренний политики императора . Уметь определять цели и задачи внешней политики Павла I. Оценивать результаты . | Уметь рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова, используя текст учебника и историческую карту. Уметь сопоставлять мнения историков, высказывать свою точку зрения. | ||
Региональный компонент | объяснять смысл основных понятий, терминов род, племя, стоянки, присваивающее и производящее хозяйства, имущественное неравенство, неолитическая революция использовать историческую карту как источник информации для определения Казанской губернии. давать оценку событиям и личностям истории Казанской губернии 18 века | давать сопоставительную характеристику политического устройства государств сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них | ||
Эпоха промышленного переворота | Объяснять значение понятий: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика; характеризовать основные этапы аграрной революции и промышленного переворота в Англии; определять причины промышленного переворота, роста продуктивности сельского хозяйства и оценивать их последствия; выявлять закономерности перехода от мануфактурного производства к фабрично заводскому. | Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории; способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Устанавливать целевые приоритеты, проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном целью обнаружения отклонений от эталона и корректировки. Давать определения понятий; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики. |
Эпоха Просвещения | Объяснять значение понятий: Просвещение, естественные права человека, разделение властей; характеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы в XVIII веке; определять мировоззренческие установки и описывать гуманистические идеалы эпохи Просвещения; сравнивать различные методы познания мира; раскрывать характерные и существенные черты художественной культуры Нового времени; характеризовать основные направления искусства XVIII века; определять влияние идей просветителей на творцов художественной культуры данной эпохи. | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; способность раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив-ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение культуре своего и других народов, толерантность. |
Великая Французская революция | Объяснять значение понятий: третье сословие, старый порядок, декрет, санкюлот, якобинцы, жирондисты, террор, диктатура, термидорианцы, правовое государство, Директория. Характеризовать причины, основные события, влияние революции на экономику и политику страны; оценивать деятельность исторических личностей, характеризовать основные этапы Великой французской революции, её роль в истории. | Применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории; способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. Выявлять причины кризиса абсолютизма, сравнивать развитие промышленности и торговли в разных странах, сравнивать различные политические течения, давать развернутые характеристики исторических персоналий. | Работать по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно исправлять ошибки, оценивать продукт своей деятельности, осуществлять самоконтроль. Обосновывать свои суждения, работать с дополнительными источниками информации; давать определение понятий, приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; делать выводы на основании конкретных фактов; обобщать изученный материал. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. | Формирование компетенции организации деятельности, способов взаимовыгодного сотрудничества; оценивание исторических событий и явлений. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, целостного представления о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Россия в концеXVII - XVIII вв: от царства к империи | Россия в эпоху преобразований Петра I Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель, о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии). Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение концессий. Оппозиция реформам Петра I.Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I. Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре. | 11 |
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны. Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей. Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне. Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г. | 5 |
Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I | Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г. Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море. | 11 |
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву». Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство. Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет. Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. | 6 |
Народы России в XVIII в. | Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости. | 1 |
Россия при Павле I | Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личнойвласти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине». Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года. Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий. | 3 |
Волго-Уральский регион в XVIII. | Волго-Уральский регион в эпоху петровских преобразований. Образование Казанской губернии. Территория. Новые явления в хозяйственной жизни, изменения в быту и образе жизни населения. Превращение ясачников в государственных крестьян, ликвидация сословия служилых татар. Народы Волго-Уральского региона в послепетровскую эпоху. Экономика региона. Религиозная политика правительства в Волго-Уральском регионе. Образование Духовного собрания мусульман. Народы Волго-Уральского региона в социальных движениях и восстаниях начала XVIII в. Татары и народы Волго-Уральского региона в Пугачевском восстании. | 6 |
Эпоха промышленного переворота | Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. | 4 |
Эпоха Просвещения | Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. | 11 |
Великая Французская революция | Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. | 8 |
Страны Востока в XVI—XVIII вв. | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. | 1 |
Итоговая промежуточная аттестация | 1 |
Календарно-тематическое планирование
УМК
- Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. Юдовская А. Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рекомендовано МО и Н РФ. Москва, Просвещение, 2018 год (базовый)
- Арсентьев Н.М., Курукин И.В., Токарева А.Я, Данилов А.А. История России. Учебник для общеообразовательных организаций. Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. В двух частях. /М., Просвещение, 2018
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Россия в первой четверти XVIII в. | 11 | ||||
Россия в эпоху преобразований Петра I Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. | 1 | 3.09 | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII - XVIII вв., используя историческую карту. Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.§ | ||
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. | 1 | 6.09 | Составление развёрнутого плана характеристики правления царевны Софьи, высказывание оценочных суждений о её деятельности. Объяснение сущности конфликта Петра и Софьи. Определение цели Азовских походов 1695—1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой. Оценка первых внешнеполитических шагов Петра Алексеевича. Составление рассказов о деятельности Петра во время заграничного путешествия и Стрелецком бунте 1698 г. от имени участников этих событий. Формулирование общих выводов о личности и деятельности Петра I в начале царствования | ||
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. | 1 | 10.09 | Характеризовать важнейшие преобразования Петра I и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне. | ||
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель, о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии). | 1 | 13.09 | Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. | ||
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение концессий. | 1 | 17.09 | Составление схем «Органы центрального управления России при Петре I», «Административно-территориальное деление России при Петре I». Характеристика религиозной и социальной политики Петра Алексеевича. Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. | ||
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. | 1 | 20.09 | Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеристика Астраханского восстания по примерному плану. Составление развёрнутого плана описания восстания К. Булавина на основе текста учебника и исторической карты. Объяснение причин провала восстания. Сопоставление причин, состава участников и результатов народных восстаний первой четверти XVIII в., формулирование обобщающих выводов | ||
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I. | 1 | 24.09 | Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. | ||
Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. | 1 | 27.09 | Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. | ||
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. | 1 | 1.10 | Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.) Участвовать в подготовке и проведении игры-путешествия «Петровский Петербург» Составлять характеристику Петра I. Выявление черт влияния европейской культуры на российскую культуру в начале XVIII в. Характеристика нововведений в области культуры и быта. | ||
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре. | 1 | 4.10 | Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. | ||
Контрольная работа №1 по теме «Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи» | 8.10 | Формировать умение рефлексировать и применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы. | |||
Волго-Уральский регион в эпоху петровских преобразований. Образование Казанской губернии. | 1 | 11.10 | Характеризовать реформы Петра 1. Анализировать их проявление в крае Объяснять изменения в политическом устройстве и их последствия | ||
Территория. Новые явления в хозяйственной жизни, изменения в быту и образе жизни населения. | 1 | 15.10 | Описывать понятие мануфактуры, особенности их появления и развития в крае. Давать характеристику категории населения лашманы | ||
Превращение ясачников в государственных крестьян, ликвидация сословия служилых татар. | 1 | 18.10 | Делать сравнительную характеристику реформ. | ||
Дворцовые перевороты: | 5 | ||||
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. | 1 | 22.10 | Высказывание мнения о личностях Екатерины I и Петра II. Сравнение стилей правления Петра I и его ближайших преемников (Екатерина I, Пётр II). Определения причин взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Формулирование вывода об итогах правления Екатерины I и Петра II | ||
«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны. | 1 | 25.10 | .Анализ обстоятельств вступления на престол Анны Иоанновны. Объяснение причин провала «затейки верховников». Высказывание мнения об окружении императрицы. Составление развёрнутого плана характеристики внутренней политики Анны Иоанновны. Формулирование выводов об итогах внутриполитического развития России при Анне Иоанновне. | ||
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей. | 1 | 29.10 | Определение основных направлений и оценка результатов внешней политики России в 1730—1740-х гг. Характеристика национальной политики правительства императрицы. | ||
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. | 1 | 8.11 | Составление характеристики личности и сословной политики Елизаветы Петровны. Структурирование информации о мероприятиях правительства Елизаветы Петровны по развитию экономики страны в виде таблицы. Оценка деятельности П.И. Шувалова. | ||
Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне. Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г. | 1 | 12.11 | Определение основных задач внешней политики России в середине XVIII в. Обсуждение вопроса о месте России в системе международных отношений в этот период. Заполнение таблицы «Русско-шведская война 1741—1743 гг.». Объяснение целей участия России в Семилетней войне. Составление хронологии военных действий Семилетней войны с участием России на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание оценочных суждений об итогах Семилетней войны. Составление плана-перечисления внутриполитических реформ Петра III. Оценка личности и деятельности императора. Определение причин и последствий переворота 1762 г | ||
Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I | 11 | ||||
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. | 1 | 15.11 | Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм (с привлечением знаний из всеобщей истории). Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и ее деятельности. Характеристика политических взглядов императрицы на основе текста учебника и исторического источника («Наказ» Екатерины II). Формулирование вывода об особенностях просвещённого абсолютизма в России. Анализ церковной политики Екатерины II. Составление развёрнутой характеристики деятельности Уложенной комиссии | ||
Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. | 1 | 19.11 | Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Объяснение значения основных понятий темы. Формулирование общих выводов о характере и результатах мероприятий внутренней политики Екатерины II | ||
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. | 1 | 22.11 | Описывать национальную политику периода. Сравнивать с политикой предшественников. Показывать причинно-следственные связи между проводимой политикой и обстановкой внутри страны и за ее пределами | ||
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. | 1 | 26.11 | Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Анализ данных исторической карты: определение территории и масштабов распространения крепостного права в России. Написание научно-популярного, художественного или публицистического текста, характеризующего условия жизни в крепостной деревне, отношения помещиков и крепостных крестьян во второй половине XVIII в. Формулирование общего вывода о развитии крепостного права и роли крепостного строя в экономике России во второй половине XVIII в. | ||
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др. | 1 | 29.11 | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. | ||
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. | 1 | 3.12 | Составление развёрнутого плана-характеристики экономики российской деревни. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства в России во второй половине XVIII в. Разделение класса на группы, характеризующие промышленное развитие, торговлю, денежное обращение, транспортную систему России данного времени. | ||
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. | 1 | 6.12 | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева. Определение причин восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Характеристика личности предводителя восстания на основе текстов учебника и исторических источников («Манифест» Е.И. Пугачёва крестьянам и др.). Составление и заполнение таблицы «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773— 1775)» на основе текста учебника и данных исторической карты. Формулирование выводов о результатах и значении восстания. Поиск информации для рассказа/сообщения об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачёва (в том числе материалы региональной истории) Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания. | ||
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко. | 1 | 10.12 | Раскрывать цель, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.
| ||
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г. | 1 | 13.12 | Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Определение целей и направлений внешней политики Екатерины II. Выявление причин русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791 гг. Систематизация информации о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. в форме таблицы на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание суждений о действиях русских полководцев, причинах побед русского оружия. Оценка результатов русско-турецких войн второй половины XVIII в., политики России на Кавказе. | ||
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. | 1 | 17.12 | Выявление причин разделов Речи Посполитой. Оценка связанных с разделами событий, значения для России вхождения в её состав бывших владений Речи Посполитой. Определение позиции российского правительства по отношению к Войне за независимость североамериканских колоний и революционным событиям во Франции. Характеристика русско-шведской войны 1788—1790 гг. по примерному плану. | ||
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море. | 1 | 20.12 | Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. | ||
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 6 | ||||
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву». | 1 | 24.12 | Составлять описание отдельных памятников культуры XVIIIв. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Анализ и оценка идей и деятельности Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Объяснение причин их преследования со стороны правительства. Анализ и оценка мнений о крепостном праве, распространённых в российском обществе во второй половине XVIII в. Объяснение значения основных понятий темы Поиск информации для сообщений о выдающихся русских писателях и поэтах | ||
Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. | 1 | 10.01 | Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Характеристика российского масонства. Определение принадлежности к тому или иному стилю отрывков литературных произведений. Составление развёрнутого плана-характеристики развития театра и музыки в XVIII в. | ||
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство. | 1 | 14.01 | Анализ изменений в российской культуре и быту. Объяснение причин сохранения быта крестьян в неизменном виде. Характеристика повседневной жизни российского дворянства. Описание одежды различных сословий, внутреннего и внешнего устройства дворянской усадьбы. | ||
Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. | 1 | 17.01 | Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Составлять описание отдельных памятников культуры XVIIIв. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Написание научно-популярного, художественного или публицистического текста о детстве и юности М.В. Ломоносова. Составление развёрнутого плана-перечисления достижений М.В. Ломоносова на основе текста учебника и исторического источника («Отчёт о завершённых и незавершённых научных и литературных работах»). Оценка личности и деятельности М.В. Ломоносова | ||
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет. | 1 | 21.01 | Представление структуры сословных учебных учреждений в наглядно-символической форме (схема, таблица и т.п.). Актуализация знаний о теориях воспитания эпохи Просвещения и определение их влияния на педагогическую мысль в России. Составление словесного портрета «новой породы» людей. Формулирование выводов о развитии домашнего, начального и высшего образования в России | ||
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. | 1 | 24.01 | Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Составлять описание отдельных памятников культуры XVIIIв. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. | ||
Народы России в XVIII в. | 1 | ||||
Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости. | 1 | 28.01 | Определение по исторической карте национального состава Российской империи, анализ статистических данных. Выявление возможных проблем, связанных с национальной неоднородностью страны, и задач правительства по их решению. Составление развёрнутого плана характеристики национальной и религиозной политики российского правительства в XVIII в. Высказывание оценочных суждений о расселении колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах, положении русских в Российской империи. Формулирование общих выводов о характере межнациональных отношений в Российской империи, политики государства в этой области. Составление схемы управления Новороссией. Оценка деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона. Анализ политики российского правительства по привлечению населения в Новороссию. Характеристика экономического развития региона. Формулирование выводов о значении Новороссии, результатах её развития | ||
Россия при Павле I | 3 | ||||
Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине». Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года. Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий. | 1 | 31.01 | Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Анализ текста исторического источника (Указ о трёхдневной барщине). Высказывание оценочных суждений о внутриполитических мероприятиях этого времени. Определение цели и задач внешней политики Павла I, оценка её результатов. Сопоставление мнений историков о личности и правлении Павла I, высказывание своей точки зрения. | ||
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий. | 4.02 | ||||
Внешняя политика Павла I | 7.02 | ||||
Народы Волго-Уральского региона в послепетровскую эпоху. Экономика региона. | 11.02 | Описывать развитие края по схему, составление развернутого плана | |||
Религиозная политика правительства в Волго-Уральском регионе. | 14.02 | Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.» Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т.п ). | |||
Культурная жизнь края. Образование Духовного собрания мусульман. | 18.02 | Характеризовать просветительство в крае, основных представителей и их вклад | |||
Страны Европы и Северной Америки в ХVIII в. | 4 | ||||
Экономическое развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. | 1 | 21.02 | Перечисление условия промышленного переворота в Англии Характеризовать промышленный переворот и его достижения | ||
Экономическое развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. | 1 | 25.02 | Перечисление условия промышленного переворота в Англии Характеризовать промышленный переворот и его достижения | ||
Социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: положение сословий. | 1 | 28.02 | Объяснять сословную структуру общества. Показывать различия в положении слоев | ||
Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния | 1 | 3.03 | Раскрывать понятие абсолютизма. Объяснять изменения в политическом устройстве | ||
Эпоха Просвещения | 12 | ||||
Век Просвещения: развитие естественных наук | 1 | 6.03 | Характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах. Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм. | ||
Век Просвещения: французские просветители XVIII в. | 1 | 10.03 | Заполнение таблицы «Основные идеи просветителей». | ||
Французские просветители XVIII в. | 1 | 13.03 | Объяснять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников). Составлять характеристики деятелей Просвещения. | ||
Европейская культура XVIII вв. | 1 | 17.03 | Давать общую характеристику культуры XVIII века, ее особенности | ||
Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира | 1 | 20.03 | Характеризовать основные научные открытия периода и объяснять их значение в развитии человечества | ||
Выдающиеся ученые и изобретатели. | 1 | 3.04 | Давать характеристики личности ученых и изобретателей | ||
Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | 7.04 | Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения. | ||
Мир человека в литературе раннего Нового времени. | 1 | 10.04 | Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях. Анализ художественных произведений, выделение их характерных черт и особенностей | ||
Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). | 1 | 14.04 | Характеризовать художественные стили европейского искусства ХVI-ХVIII вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. | ||
Становление театра. | 1 | 17.04 | Описывать развитие театра и его вклад в культурную жизнь общества | ||
Контрольная работа №2 по теме «Становление индустриального общества» | 1 | 21.04 | |||
Великая Французская революция | 7 | ||||
Французская революция XVIII в.: причины, участники. | 1 | 24.04 | Характеризовать причины и предпосылки Французской революции. Установление причинно-следственной связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. | ||
Начало и основные этапы революции. Политические течения | 1 | 5.05 | Раскрывать значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент. Жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина. Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников | ||
Деятели революции. | 1 | 8.05 | Составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции. | ||
Программные и государственные документы. | 1 | 12.05 | Излагать основные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории. | ||
Революционные войны. | 1 | 15.05 | Характеризовать революционные войны и показывать их особенности | ||
Итоги и значение революции. | 1 | 19.05 | Оценивание значения войн директорий, роли Наполеона Бонапарта в истории, формулирование выводов | ||
66 | Международные отношения середины XVII—XVIII в. | 1 | 22.05 | Систематизировать факты, относящиеся к международным отношениям ХVII-ХVIII вв. (в форме таблиц, тезисов). Объяснять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн ХVII-ХVIII вв. | |
Страны Востока в XVI—XVIII вв. | 1 | ||||
67 | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. | 1 | 26.05 | Обобщать знания, систематизировать их в различных формах | |
68 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 | 29.05 | Обобщать знания, систематизировать их в различных формах |
График проведения контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи» | 8.10 | ||
Контрольная работа №2 по теме «Становление индустриального общества» | 21.04 | ||
Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...