конспект урока по истории России для 10 класса
план-конспект урока по истории (10 класс)

Яхина Рузиля Анваровна

Тема урока: "Натиск крестоносцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_istorii_v_10_klasse_na_temu.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока истории в 10 классе                                                                на  тему: «Натиск крестоносцев  на северо-западные границы Руси.»

(Линия УМК по истории 10 класса под редакцией А.Н.Сахарова )

     

Цели:

-активизировать знания, полученные школьниками на других уроках; установить  межпредметные  связи: обществознание, история, ИКТ.

-продолжить формирование навыков обработки исторической  информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов; отработать практические навыки и умения при решении исторических задач

- разобрать отношения Руси и Запада

-продолжить формирование культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении исторических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей Родины

- сформировать у учащихся представление о личности Александра Невского

- рассмотреть значение победы Александра Невского в сражениях на Неве и Чудском озере

- оценить внешнюю политику Александра Невского

Задачи  урока:

  • Обучающая-изучить основные направления  внешней политики  северо-западных русских земель в XIII веке.
  • Развивающая-развитие логического мышления при изучении основных событий противостояния, развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, совершенствовать умения работы с историческим источником, картой, работать в группе.
  • Воспитательная-воспитание у учащихся любви и уважения к истории Родины на примере жизнедеятельности Александра Невского, воспитание чувства гордости за свой народ,  формирование патриотических чувств на примерах героизма русских воинов, расширение кругозора учащихся в области истории.

Тип урока: Урок изучения нового материала (комбинированный) с проблемными познавательными заданиями.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, практическая.

Основные понятия: экспансия, агрессия, крестоносцы, рыцарские ордена, антиордынские выступления.

Даты:

  • 1202 г. - создание Ордена меченосцев,
  • 15 июля 1240 г. - Невская битва,
  • 5 апреля 1242 г. - Ледовое побоище,
  • 1252-1263 гг. - великое владимирское княжение Александра Невского.

Оборудование: 

  • карта «Борьба с иноземными захватчиками в XIIIв.»
  • видеофрагмент А. Невский из серии «Александр Невский»

Ход урока.

I.  Организационный момент (2 мин) . Приветствие учителя, рассмотрение плана урока 

Давайте представим себе Русь в образе пАхаря. Он стоит, отняв руки от сохи. Взгляд его тревожен. Два всадника, один с Востока, другой – с Запада, устремились на него. Один - на приземистой лошади, с щитом из бычьей кожи и с натянутым лУком. Другой в железных латах и с пикой в руках. Вопрос учителя: Всадник, скачущий с Востока, нам хорошо известен. Кто это?    

Ответ ученика: монголо – татары.

Учитель: Кто они монгол-татары? (тюркские племена, которые жили во второй половине 12 – начале 13 в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал)

II. Проверка домашнего задания (10 мин)

Историческая разминка

1) Какое имя получил Тэмучин после объединения монгольских племен? (Чингисхан)

2) В каком году состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г.)

3) В каком году началось татаро-монгольское нашествие на Русь, и кто его возглавил? (1237 г., Батый)

4) Какой русский город монголы прозвали “злым городом”? (Козельск)

5) Как называлась ханская грамота, утверждавшая назначение русского князя? (Ярлык)

Устно отвечаем на тестовое задание  (выполнение теста с помощью слайдов на экране)

2.Прочтите отрывок из летописи.

«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке два  верных суждения.

1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар

2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска

3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.

4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом

5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска 135

3. Назовите  и покажите на карте города, оказавшие наибольшее сопротивление монголо-татарским завоевателям.

4.Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.

1) в 1223 г.                    2) в 1237 г.                3) в 1240 г.               4) в 1242 г

5. Ответы по карточкам.

1- Назовите причины успешных завоевательных походов татаро-монгольской армии.

2- Чем объяснить поражение русских дружин в битве на Калке? (русские князья не до ценили монголов, некоторые князья отказали в помощи, например, Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли)

 В каком году началось нашествие татаро-монгол на Русь? Кто возглавил это вторжение? (в 1237 году, возглавил Батый хан)

3- Что такое ордынский выход? Какова его задача? (Это дань облагаемая монголо-татарами русских княжеств)

4- Какое сословие было освобождено ханами от уплаты налогов? Почему? (Только  духовенство и церковные земли были освобождены от дани. Ордынцы с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешили открыть православные церкви на территории Орды)

5- Расскажите о причинах поражения Руси (К причинам поражения  можно отнести отсутствие единства между русскими князьями, занижение воинских способностей врага, большая самоуверенность князей, раздробленность Руси)

6-Что можно отнести к последствиям монголо-татарского завоевания? (К последствиям завоевания монголов можно отнести уничтожение населения, утрату многих ремёсел, практическую остановку культурного развития, разрушения централизации государства, установление новых духовных ценностей)

7) Что означают эти слова (баскак, выход, ярлык, улус, Золотая орда)?

6) Запишите пропущенные слова:

- О завоеваниях Чингисхана. (В 1206 году хана Темучина провозгласили ………– «великим ханом», начались великие завоевания. В 1211 году Чингисхан предпринял попытку завоевания  ____________, а в 1215 захватил его столицу______, затем монголы отправились в Среднюю Азию, в Северный_____, вторглись в Азербайджян и на ______Кавказ, а потом пришла очередь_____)

III. Актуализация знаний

 Рассказ учителя: 13 век был трагичным и страшным веком в истории России. Некогда единая и сильная Киевская Русь, распавшаяся на удельные княжества, не смогла устоять перед ордами Чингиз-хана и его внука Батыя.

III.    Изложение нового материала

Обратите внимание на эпиграф:  «..Остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему... (Иеремия, 6, 10.)»

 Вот мы и обратим наше внимание на «пути древние», на 13 век. Может быть там, в далеком пылающем столетии есть аналогия с другими периодами развития российского государства. Может быть, там мы найдем ответы на вопрос, который всегда стоял перед Россией.

Наш урок будет носить проблемный характер: Почему в первой половине   XIII века  удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

ТЕМА:  «Натиск крестоносцев  на северо-западные границы Руси»

Первая половина XIII  века для Руси – это время страшных испытаний. В то время,  как со стороны Востока на Русь надвигалась беспощадная орда, западные агрессоры также планировали захват территории. В начале XIII века в Прибалтике столкнулись интересы нескольких стран. Немецкие рыцари при поддержке Католической церкви вторглись в прибалтийские земли с целью захвата территории, покорения местного населения. Не дремали и Шведы, они хотели контролировать устье Невы и финские заливы для господства на Балтийском море, а русичи являлись серьёзным препятствием. После разгрома Литвой в 1236 году ордена меченосцев, их остатки в 1237 году  соединились с Тевтонским орденом и образовали Ливонский орден. На некоторое время немецкие рыцари притихли. Зато активизировались литовцы и шведы.  (Формулирование темы урока) 

 IV. Изучение нового материала

План

  1. Натиск с Запада
  2. Александр Невский
  3. Невская битва.
  4. Ледовое побоище.
  5. Значение деятельности Александра Невского.

Учитель: Среди тех, кто защищал Русские земли от врагов в 13 столетии, наибольшую славу  получил князь Александр Ярославович, прозванный Невским. «Не в силе Бог, а в Правде. Иные- с оружием, иные – на конях, а мы Имя  Господа Бога  нашего призовем!». Эти слова принадлежат А.Невскому.  Сегодня у нас будет возможность обратиться к личности этого выдающегося человека, великого полководца и политического деятеля. Его  имя причислено русской православной церковью к лику Святых. (открывается портрет Александра Невского)

Учитель: С этим героем нас ознакомит… (рассказ ученика)  

Александр Ярославич Невский был сыном князя Ярослава Всеволодича     

( слайд 4)  и княгини Феодосии (дочери Мстислава Удалого). Он родился 13 мая 1221 г. Известно, что в 1228 и 1230 гг. отец оставлял братьев Александра и Федора на княжение в Новгороде. Отрочество и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец. В 1223 году (по другим сведениям - в 1225 году) Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг»- обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду.   Первые годы правления были посвящены укреплению города. К тому времени старший брат Федор умер. В 1239 г. он женился на Александре Брячиславне, полоцкой княжне. Этот союз принес Александру четырех  сыновей: Даниил стал московским князем, а Андрей и Димитрий княжили во Владимире. Василий в Новгороде. С 1236 г. начался период длительного княжения Александра в Новгороде, а после смерти Ярослава, в Киеве. (Слайд 5)

Учитель: В начале 1240 года шведы захватили крепость Изборск, а потом осадили Псков. В начале июля 1240 г. шведские рыцари высадились на берегу Невы.  Дозор успел предупредить новгородскую дружину о приближении неприятеля. По преданию, в ночь, накануне битвы, Александру приснился сон, будто он стоит на берегу реки, и, внезапно, появляется ладья со святыми Борисом и Глебом, которые зовут его за собой. Александр идёт за ними, а они предрекают ему неминуемую битву. Князь проснулся и уже знал, что враг близко, он решил напасть первым. 15 июля 1240 года русское войско обрушилось на шведов в устье р. Ижоры, при впадении ее в р. Неву (слайды 6,7).  Русичи  ворвались в лагерь, Александр лично нанёс удар копьём в глаз предводителю шведов Биргеру (слайды 8,9,10). (Слайд 11) 

Работа по источникам.

Задание: прочитать фрагмент летописи “О шести храбрых мужах” и постарайтесь ответить на вопросы:

- О каких шести мужах идет речь в данном отрывке?

- Как автор описывает подвиги этих храбрых мужей? Как характеризует русских воинов летописец? Приведите примеры героизма участников Невской битвы

О шести храбрых мужах
(извлечение из летописи)

В полку великого князя Александра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый Гаврило Алексеич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним, а, возвратившись обратно, бросили его вместе с конем со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка шведов, и тут был убит воевода шведов Спиридон и епископ их. Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападал, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от руки его, и все подивились его силе и храбрости. Третий же — Яков Полочанин, бывший ловчим у князя (Александра), напав на полк с мечом, ожесточенно сражался, и похвалил его великий князь. Четвертый же новгородец, именем Миша, напав пешим с дружиною своею и погубил 3 корабля шведов. Пятый же их молодших людей, некто по имени Савва, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, обрадовались. Шестой же, один из слуг Александра, по имени Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, упал от многих ран и скончался. Все это я слышал от господина своего, великого князя Александра, и от других, которые в то время принимали участие в битве... (Гаврило Алексеич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Миша, Савва, Ратмир.) Во время столкновения настоящими героями проявили себя дружинник Савва, сбивший королевский шатёр, новгородец Миша, потопивший 3 вражеских корабля, слуга Александра Ратмир, сражавшийся сразу против нескольких шведов

Учитель: После Невской битвы Александр рассорился с новгородцами и ушел к отцу в Переяславль-Залесский. Этим немедленно воспользовались тевтонские рыцари. Зимой 1240/41 г. они захватили часть новгородских владений, воздвигли здесь крепость Копорье и перерезали торговые пути, ведущие из Новгорода.  Видя усиление немецкой угрозы, вече вновь пригласило его на престол. В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псковскую землю.  Передовой отряд новгородцев был разбит рыцарями. Князь понял, что бороться с противником в открытом поле ему не под силу: немцы имели большое превосходство в силах и тяжелом вооружении. Поэтому князь повел свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду. Выбранные Александром Невским место и тактика боя свидетельствуют о большом военном искусстве этого выдающегося полководца.

Весной 1242 года русская пехота и  тевтонские рыцари, закованные в тяжёлые доспехи, встретились около Чудского озера (слайды 12). И здесь проявилась дальновидность Александра, он дождался, когда рыцари плотным строем двинулись в атаку, построившись своим знаменитым клином - «свиньёй» (слайды 13,14). Александр издали наблюдал, как тяжёлая масса вступила на тонкий лёд. Прошло совсем немного времени, когда лёд не выдержал и треснул, закованные в тяжёлую броню, люди с криками стали идти на дно, тут то и поспешил Александр со своей дружиной навстречу врагу. Русские ратники, одетые лишь в лёгкую кольчугу, добивали противников. Победа была полной. (Слайд 15)

- Полководческий талант Александра Ярославича был отражен в “Житиях”, “Сказаниях” и других литературных произведениях различных периодов. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показал известный русский режиссер Сергей Эйзенштейн.

(Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.)

Учитель: 

В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к землям Руси. Победа над крестоносцами имела и иное значение: она положила предел попыткам Европы навязать Руси католицизм.

Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учрежден
орден Александра Невского?

 (Александр Невский стал символом храбрости и патриотизма в борьбе с немецкими захватчиками. В период Великой Отечественной войны эти качества и этот образ должны были стать идеалом и образцом для подражания.) 

4. Закрепление изученного материала

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. С помощью мнений историков приведите аргументы в подтверждение и  аргументы в опровержение значения Невской битвы и Ледового побоища и про деятельность А.Невского.

Ответы учащихся: Сергей Федорович  Платонов

«Победа [на Неве] была так решительна, и значение ее казалось так велико для Руси, что подвиг князя Александра стал предметом многих благочестивых преданий. Победу на Неве рассматривали как торжество православия над католичеством; она послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых. За Александром с тех пор навсегда осталось прозвание "Невского".

С. Платонов говорит о значимости этой победы для Руси и о торжестве православной веры.

Советский ученый, историк Лев  Гумилёв

«Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь.

В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб слуга Александра — Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома. Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород.»

Л.Гумилёв придаёт битве особую важность. Он считает, что именно героическая победа Александра и его соратников в этой битве спасла Новгород.

Ответ учащихся: Русский историк Сергей Федорович  Платонов Ледовое побоище оценивает следующим образом:

«Александр пошел на немцев, отнял у них русские города и встретил их главную рать на льду Чудского озера (это было 5 апреля 1242 года). В упорной битве меченосцы были разбиты наголову: многое множество их было убито, пятьдесят “божьих дворян” (так русские звали рыцарей) попало в плен и было приведено князем Александром во Псков. После этого “ледового побоища” меченосцам пришлось оставить в покое русские земли.»

С. Платонов считает: именно после победы русских в Ледовом побоище, католики прекратили попытки захватить Русь.

         Но есть некоторые историки, например, Данилевский Игорь Николаевич уверен в том, что значимость Ледового побоища сильно преувеличенно., русский литературный критик Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский считают, что Ледовое побоище не было значимым сражением. В.Б. Белинский в своём высказывании про Невскую битву, делает упор на малое количество нападавших, поэтому он не считает Невскую битву значимой.

А. Нестеренко считает, что Александр выступил против шведов, не сообщив отцу об опасности, исключительно ради собственной славы и корысти.

Работа с учебником

Учитель: Какие цели ставили перед собой немецкие рыцари?

Ответ учащихся:  Они хотели контролировать устье Невы и финские заливы для господства на Балтийском море.

Учитель: С помощью учебника ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: Какое значение имела победа Александра над немецкими рыцарями?

Ответ учащихся: Немцы запросили мира и вернули все захваченные территории.

Учитель: Не только военными победами против западных рыцарей прославился Александр Невский. Будучи князем Киевским, Владимирским он вынужден был вести осторожную политику с правителями Золотой Орды. Используя текст учебника, давайте сравним действия Александра и его брата Андрея.

Ответ учащихся: Андрей выступал против монголо-татар, Александр поддерживал ордынских ханов.

Учитель: Как вы считаете, такая позиция была предательством по отношению к своему народу или, наоборот, его спасением?

Выступление учащихся. (Ученики высказывают своё мнение, аргументируя его доказательствами)

Учитель: Давайте подведём итоги деятельности князя Александра Невского. Перечислите основные направления деятельности и итоги  княжения Александра Невского.

Ответ учащихся:

Основные направления деятельности:

1. .Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.)

2. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов, тем самым он сумел сохранить мир в своих землях и противостоять другим захватчикам с помощью орды.

Учитель: Итак, Первая встреча с Западом  у Александра прошла в сражениях, итогом которых была победа русского оружия, не смотря на силу и мощь Западных орденов, хотевших поставить Русь на колени. А в это время на Востоке - другой враг- Орда…

Так почему же Александр рискнул дать отпор Западу, но совершенно по-другому строил свои отношения с Ордой? Ведь многие упрекали его в том, что он пошел на поклон к ордынским ханам.

 Как данные факты характеризуют Александра? Можно ли на основе анализа данных фактов сделать вывод о том, что Александр искал союза с Востоком (Ордой)? Почему Александр стремится к этому союзу?

Идет обсуждение.

Учитель: Русь вынуждена ориентироваться на Восток в борьбе с более коварным врагом, страшную угрозу которого она осознала, а найти союзника помогли логика событий и гений Александра Невского.

V. Подведение итогов урока

Учитель: Проблему нашего урока мы рассматривали с позиций Александра Невского. И решалась она тяжело, т.к у него были сильные противники. История подтвердила правильность выбора Александра, который помог сохранить национальное лицо Руси, культуру, веру, на основе которых всегда сплачивался и объединялся народ и одерживал побед над врагом.

Учитель: Какие итоги и выводы можно сделать?

Ответ учащихся:

  1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада
  2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды

Рефлексия.

Учитель: Оцените значимость нашего урока, удалось ли нам достичь поставленных целей.

сегодня я узнал…

было интересно…

я почувствовал, что…

я научился…

VI. Домашнее задание по выбору учащихся:

1. Прочитать п.12

2. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов политики Александра Невского:

1).1237-1241 гг;

2) 1252-1263 гг;

3) 1242-1243 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект урока по истории 6 класс

Гуситское движение в Чехии...

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"

Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....

Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов

Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет:  Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...