Столыпинская программа модернизации России
методическая разработка по истории (11 класс)
Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок . «Вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор» - различные, порой взаимоисключающие характеристики, в зависимости от занимаемых теми или иными людьми позиций, давали одному из ярких государственных деятелей России первого десятилетия 20 века, премьер-министру П.А. Столыпину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_stolypin.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Тема. Столыпинская программа модернизации России.
Цель урока:
- сформировать представление о реформах П.А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; - уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; - выяснить причины, по которым начинания П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
Ход урока
1 Оргмомент
2 Вступительное слово учителя.
В январе 1905года в России началась первая в истории нашего многонационального государства революция.
??? 1. Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе революции?
2. Какие гражданские права получило население России?
3. Назовите главный вопрос первой российской революции? Был ли он решен в ходе революции?
Учитель. С 1906года революционное движение пошло на спад.
??? Какие, на ваш взгляд, существовали возможности дальнейшего развития событий в стране?
Слайд. Альтернативы общественного развития России в 1906 году.
- Дальнейшее продолжение революции.
- Наступление контрреволюции.
- Трансформация революции «снизу» в революцию «сверху».
??? Как вы считаете, какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной?
Таким образом, если реформы политической системы были вырваны у царизма под напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально – экономических структур началось уже после спада революции, что свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла инициативу в свои руки. Проведенные в стране преобразования связаны с именем П.А. Столыпина.
Слайд.
Портрет П.А. Столыпина.
??? 1. Вспомните из курса основной средней школы, что вам известно о Столыпине?
2. Сторонником каких взглядов он являлся?
3. В чем он видел главные задачи России
Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок . «Вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор» - различные, порой взаимоисключающие характеристики, в зависимости от занимаемых теми или иными людьми позиций, давали одному из ярких государственных деятелей России первого десятилетия 20 века, премьер-министру П.А. Столыпину.
Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II и П.А. Столыпина.
В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня? Вот это мы сегодня и постараемся уяснить.
Фактически речь шла о целом «пакете реформ», стройно увязанных внутренней логикой в новый политический курс, нацеленный на формирование буржуазной социальной структуры и гражданского общества. Данный политический курс включал в себя следующие направления деятельности:
Слайд.
– введение свободы вероисповедания;
- установление гражданского равноправия;
- улучшение быта рабочих;
- реформа местного самоуправления;
- реформа высшей и средней школы;
- введение всеобщего начального обучения;
- улучшение материального обеспечения народного учительства;
- полицейская реформа.
Учитель. «…Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства, я, говорил Столыпин, пришел к глубокому убеждению, что в этом деле нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа… В западных государствах на это потребовались целые десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь радикализма, освобождения от исторического прошлого России… Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия, говорил П.А. Столыпин.
Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
Как и противники самодержавной власти, первоочередную проблему Столыпин видел в решении аграрного вопроса.
Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
предполагаемые ответы:
- крестьянская община,
- отрезки,
- выкупные платежи,
- помещичье землевладение,
- малоземелье крестьян
Обобщение ответов и вывод учителя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.
Предполагаемое выполнение
Политические силы | Предложения по решению аграрного вопроса |
Большевики | возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм. |
Кадеты | не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян. |
Эсеры | “социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье. |
Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?
Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.
Учитель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина .
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Так как главный вопрос первой российской революции не был решен реализация данного политического курса была начата с реорганизации сельского хозяйства.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь:
Слайд
9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина
Задание учащимся: работая с документом «Указ от 9 ноября 1906 года» определить главные задачи аграрной реформы.
??? Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Слайд
Главные задачи аграрной реформы
“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.
Вывод : таким образом, конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
- Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины Основные мероприятия аграрной реформы:
(по группам):
- I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины
- II группа: Переселенческая политика
- III группа: Крестьянский вопрос: кооперация Выступления представителей групп:
Слайд
Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпин
Работа с понятиями.
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
??? Кому выгодно данное мероприятие?
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Видеоролик.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты реформы.
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.
Слайд
Итоги реформы
Подведение итогов урока.
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).
??? Как отнеслись в обществе к реформам?
Отношение в обществе к реформам было неоднозначным: а) консерваторы выступали против политики разрушения общины; б) октябристы, кадеты критиковали меры правительства как недостаточные и неэффективные; в) левые партии и эсеры считали политику реакционной и противоречащей интересам большинства селян.
Предполагались и иные реформы: укрепление гарантий прав личности; защита интересов религиозных меньшинств; расширить полномочия земств; усовершенствовать судебную систему; введение страхования рабочих по болезни и инвалидности; общедоступное начальное образование.
Противоречивые итоги реформы
-земли остались у прежних хозяев. Что вызвало неудовольствие крестьян;
-борьба беднейшего крестьянства боролось против разрушения общины, без поддержки которой они не могли выжить;
-разорения хуторян в Нечерноземье;
-фермерские хозяйства росли и развивались в западных и северо-западных губерниях, Причерноморье, на Северном Кавказе, Заволжье.
-в отруба и хутора перешли 10% крестьянских хозяйств с 15% земли, общинный уклад ослаблен частично;
-переселились 3 млн. человек, 100 тыс. погибли, 0,5 млн. вернулись обратно;
-посевные площади увеличились на 10%;
-производство хлеба на душу населения выросло до 550 кг на душу населения, экспорт хлеба вырос на 30%.
Период 1909-1913 гг. был благоприятным для России.
Реформы, создание кооперативных организаций содействовало бы строму росту промышленного производства. Динамика развития составляла 9% в год.
Развивались новые отрасли промышленности – электротехническая и химическая. К 1914 г. Россия более чем на 50% удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании за счет отечественного производства. Численность населения росла, прирост рабочей силы порождал безработицу, полубезработицу и безземельность крестьян.
Вывод по уроку:
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Закрепление:
Создание новых форм землевладения и землепользования | Переселение крестьян | ||
Положительные результаты | Отрицательные результаты | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба | Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. | За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования. | Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением. |
Домашнее задание: п. 16
Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской аграрной реформы. Как бы вы ответили на вопросы:
- Почему вы не хотите выходить из общины?
- Почему вы возвратились назад из Сибири?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории в 11 классе "Столыпинская модернизация России. Аграрная реформа"
Урок-исследование с использованием различных источников информации, с применением ЭОР....
Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).
Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и развивающих заданий....
Презентация "Столыпинская программа модернизации России"
Презентация содержит 29 слайдов. Материал презентации может быть использован при изучении темы аграрной реформы П.А. Столыпина при проведении уроков по истории России в 9 и 11 классах....
Методическая разработка учебного занятия "Столыпинская программа модернизации России"
Постановка проблемного вопроса: "П.А.Столыпин: плач или спаситель России?"...
Конспект урока "Столыпинская программа модернизации России"
Конспект урока по столыпинским реформам для 9 или 11 класса...
Тест на тему:"Столыпинская программа модернизации России " (9-11 классы)
Тест на тему:"Столыпинская программа модернизации России " можно использовать для проверки изученного материала как при подготовке к ГИА, так и ЕГЭ....
Столыпинская программа модернизации России
Материалы презентации раскрывают цели, задачи и результаты реформ, осуществлявшихся русским правительством под председательством П. Столыпина в начале XX в....