Конспект урока "Столыпинская программа модернизации России"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Самошина Лариса Витальевна

Конспект урока  по столыпинским реформам для 9 или 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stolypinskaya_programma_modernizatsii_rossii.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

Тема: « Столыпинская программа модернизации России»

Цели урока:

-Раскрыть сущность реформ, их особенности, достоинства и недостатки

-Формировать навыки работы с источниками, устанавливать причинно-следственные связи, развитие речи учащихся.

-воспитание нравственной позиции

Оборудование:

- портрет П.А.Столыпина

-раздаточный материал (схемы, документы)

-рабочие тетради

-учебник

-мультимедийный комплект

План урока:

1. Альтернативы общественного развития страны.

2. Личность П.А. Столыпина

3. Столыпинская программа модернизации России

        А) Аграрная реформа

        Б) Административная реформа

        В) Школьная реформа

4 Итоги и значение реформ

Ход урока

I. Альтернативы общественного развития страны

Вернувшись 16 сентября 1905 года из Америки С.Ю Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической Смуты в России в революцию. Он заявил Николаю, что есть только два пути превозмочь Смуту – либо путем диктатуры и подавления ее силой, либо пойти на уступки и превратить Россию в конституционное правовое государство. Царь, понимая, что сложившаяся ситуация угрожает самодержавию, согласился на второе. 17 октября 1905 года царем был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (работа с документом1),  который содержал три основных пункта: обещание либеральных свобод, демократизация выборов в Государственную думу и предание ей законодательных функций. Указом царя от 19 октября 1905г был создано правительство – Совет министров. В апреле 1906 года министром внутренних дел был назначен саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин.

        II. Биография Столыпина Петра Аркадьевича (1862 – 1911). 

(Портрет) (сообщение уч-ся)

Родился в Дрездене. Из старинного дворянского рода – сын героя обороны Севастополя, коменданта московского Кремля генерал-адъютанта А.Д.Столыпина и княжны Горчаковой. Был в родстве с М.Ю.Лермонтовым и канцлером А.М.Горчаковым. Был женат, имел 5 дочерей и одного сына. Крупный землевладелец. Окончил Петербургский университет. Начинал свою службу в департаменте земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ. В 1902 году был назначен губернатором Гродненской губернии.  В феврале 1903 года был переведен на должность губернатора Саратовской губернии, которая слыла, чуть ли не самой революционной в России. Получил широкую известность и личную благодарность Николая II за подавление крестьянских волнений в Саратовской губернии. С началом революции он занял решительную позицию по отношению к зачинщикам беспорядков. Его гражданская позиция выражалась формулой «успокоение и реформы». В июле 1906 года он был назначен председателем Совета министров. Как носитель самой высшей власти (после императорской) пытался решить великое множество первостепенных государственных проблем.  Столыпинские биографы до сих пор не могут подсчитать, сколько раз министр смотрел в глаза своей смерти. Он был бесстрашным и волевым человеком.

12 августа 1906 г на Аптекарском острове в Петербурге, где жила семья Столыпина, террористы произвели взрыв. 27 человек погибли, 33- были ранены. Сам министр не пострадал. Однако его трехлетний сын получил сильные ушибы в результате падения с балкона, а дочь едва не лишилась ног (много месяцев над ними, раздавленными и раздробленными, «колдовали» лучшие русские врачи). Это покушение повлияло на дальнейшее поведение П.А.Столыпина. 19 августа был подписан указ о военно-полевых судах. Судебное разбирательство по революционным делам  длилось не более 48 часов, приговор – исполняли в течение суток.

              Некоторые современники, с горькой иронией, стали называть виселицы «столыпинскими галстуками» (автор этой метафоры – депутат Государственной думы, кадет Ф.И.Родичев). За 8 месяцев действия указа о военно-полевых судах были казнены 683 человека, в основном повинные в преступлениях против должностных лиц. Закрывались профсоюзы, начались репрессии против печати, преследовались революционные партии.

              В ответ на неоднократные требования Думы отменить военно-полевые суды П.А.Столыпин категорично заявил: «Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача». Именно после этой фразы член ЦК кадетской партии А.Тыркова констатировала: «На этот раз правительство выдвинуло человека  и сильного, и даровитого. С ним придется считаться».

1 сентября 1911 года в Киеве был смертельно ранен Дмитрием Богровым. Похоронен в Киеве.

              III. Столыпинская программа модернизации России

24 августа 1906 г. П.А.Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих  превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе.

        А) Аграрная реформа

Борьба крестьян вынудило правительство отменить выкупные платежи с 1906г наполовину, а с 1907г – полностью.

12 и 27 августа 1906г передача Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной

5 октября 1906г крестьян уровняли в правах с другими сословиями.

9 ноября 1906г  разрешили выход крестьян из общины (Клип)

15 ноября разрешалось закладывать общинные земли, а для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды

Поощрялось переселение  крестьян за Урал (переселенцы освобождались на 5 лет от налогов; давали денежную ссуду (половина из нее безвозмездно); мужчин освобождали от воинской повинности.

14 июня 1910г выход из общины стал обязательным.

Работа с таблицей

План

Результат

Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина

Вышли 25% . В основном зажиточные и беднейшие крестьяне. Остальные в общине.

Уравнение в правах

Право свободно распоряжаться своей землей,

Снимало ограничение свободного передвижения (выдача паспорта)

Предоставление земли в одном месте

Хуторянами и отрубниками стали 10% крестьян

Право продажи и залога в банк

Продали свою или заложили в банк землю 60% выделившихся крестьян

Переселение крестьян

3,5 млн. переселились за Урал.

1,5 стали крестьянами,

более 1 млн. стали батраками, рабочими

17%-вернулись на места прежнего проживания

         Б) Административная реформа (работа с учебником §16 п.2)

Беседа по тексту:

-Что предусматривал проект административной реформы?

  • реорганизацию органов управления и судебной власти на местах;
  • предоставить более широкие права земствам и создать их во всех губерниях России;  
  • реформировать полицию, повысить ее статус;
  • уровнять в правах старообрядцев;
  • расширить права евреев
  • о государственном страховании пенсиях для рабочих

-Как отнеслись к ней сторонники правых сил?

  • развернули антистолыпинскую кампанию, называли ее «нецелесообразной», «вредной»

В) Школьная реформа (сообщение уч-ся)

  • проект провозглашал о введении всеобщего начального образования в 10 летний срок.
  • Создание и оснащение возлагалось на местное самоуправление
  • П.А.Столыпин добивался возможности получения образования для крестьян-собственников и их детей
  • Правительство стало давать органам самоуправления пособия для организации образования и к 1910г все земства приступили к введению всеобщего начального образования
  • Церковно-приходские школы остались в ведении Синода

IV. Итоги и значение реформ

Столыпин понимал, что результаты его реформ скажутся не скоро. В 1909 г. Он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»

        7 лет дали результаты:

  • Посевные площади возросли на 10%; (а кое-где на 150%)
  • Экспорт хлеба увеличился на треть.
  • Активно развивалось сельское хозяйство, что повлияло на развитие промышленности
  • Общину сменили кооперативы
  • В 1907г создан Союз маслодельных артелей, (вывоз сибирского масла давал огромные доходы казне)

Домашнее задание: §16,  определить, какие отрицательные результаты имели реформы П.А.Столыпина

Приложение

Документ 1.

Божиею милостию,

Мы, Николай Второй,

Император и самодержец Всероссийский,

Царь польский, Великий князь финляндский

и прочее, и прочее, и прочее

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли.

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

и 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое царствования же нашего одиннадцатое.

На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано: «НИКОЛАЙ».

Таблица1

Аграрная реформа

План

Результат

Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина

Вышли 25% . В основном зажиточные и беднейшие крестьяне. Остальные в общине.

Уравнение в правах

Право свободно распоряжаться своей землей,

Снимало ограничение свободного передвижения (выдача паспорта)

Предоставление земли в одном месте

Хуторянами и отрубниками стали 10% крестьян

Право продажи и залога в банк

Продали свою или заложили в банк землю 60% выделившихся крестьян

Переселение крестьян

3,5 млн. переселились за Урал.

1,5 стали крестьянами,

более 1 млн. стали батраками, рабочими

17%-вернулись на места прежнего проживания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории в 11 классе "Столыпинская модернизация России. Аграрная реформа"

Урок-исследование с использованием различных источников информации, с применением ЭОР....

Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

Презентация "Столыпинская программа модернизации России"

Презентация содержит 29 слайдов. Материал презентации может быть использован при изучении темы аграрной реформы П.А. Столыпина при  проведении уроков по истории России в 9 и 11 классах....

Методическая разработка учебного занятия "Столыпинская программа модернизации России"

Постановка проблемного вопроса: "П.А.Столыпин: плач или спаситель России?"...

Тест на тему:"Столыпинская программа модернизации России " (9-11 классы)

Тест на тему:"Столыпинская программа модернизации России " можно использовать  для проверки изученного материала как при подготовке к ГИА, так и ЕГЭ....

Столыпинская программа модернизации России

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок . «Вешатель», «реакционер»,...

Столыпинская программа модернизации России

Материалы презентации раскрывают цели, задачи и результаты реформ, осуществлявшихся русским правительством под председательством П. Столыпина в начале XX в....