Истоки холодной войны
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Истоки «холодной войны»
Цели урока:
Обучающие:
выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
Развивающие: развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения;
систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
Воспитывающие: формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
заложить основы гражданской позиции к данному явлению.
Тип урока: комбинированный
Форма организации деятельности. Работа в группах.
Работа в группах – сотрудничество и взаимодействие, работа в команде, что является важным качеством на современном рынке труда. Класс перед началом урока делится на 2 группы.
Основные понятия: «холодная война», экспансия, конфронтация.
Оборудование урока: персональный компьютер, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока.
Вводный этап.
Вступительное слово учителя: обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной международной обстановки.
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. Однако не успела завершиться одна война, как началась другая. Ребята, о какой войне я говорю? Может быть, кто-нибудь из вас знает, как она называлась? Да, совершенно верно, это «холодная война». Именно о ней - «холодной войне» мы сегодня будем говорить.
Пожалуйста, откройте тетради и запишите тему нового урока. Она называется «Истоки «холодной войны».
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим домашнее задание.
За каждый правильный ответ я буду давать по одной карточке - звездочке, количество набранных вами карточек повлияет на вашу оценку в конце урока».
Задания для рефлексии:
1. Как называлась операция Красной армии по освобождению советской Белоруссии?
( «Багратион»)
2. Когда и где была создана ООН? (1945 год, на конференции в Сан-Франциско)
3. С какой целью была создана ООН ? (Для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами)
4. Чем ООН отличается от Лиги Наций? (наличие Совета Безопасности ООН, наделенного правом принятия неотложных мер в случае необходимости, принцип единогласия членов ООН, право вето)
5 . Назовите фамилии глав государств, участвовавших в Тегеранской и Ялтинской конференциях (Ф.Д. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль )
6. Как назывался план вермахта по захвату города Москвы? («Тайфун»).
7. Назовите постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, СССР, Китай, Великобритания, Франция)
8.Когда завершилась вторая мировая война? (2 сентября 1945 года)
1.Беседа с учащимися. Определение вопросов и главной проблемы для обсуждения на уроке.
(Какой урок вынесло человечество из второй мировой войны?)
Итак, тема нашего разговора: «Истоки холодной войны». Ребята, что вы хотели бы узнать о «холодной войне»?
(Учащиеся совместно с учителем определяют вопросы, на которые хотели бы получить ответ)
1.Что такое «холодная война»?
2.Когда и как она началась?
3.Каковы причины «холодной войны» и кто виноват в расколе мира на два непримиримых лагеря?
Объяснение нового материала.
Понятие «холодная война».
Учитель. Итак, задача первая – выяснить понятие «холодная» война».
1. Что такое «холодная» война?
Каждая группа получает карточку с вопросами. Учитель объясняет условие выполнения задания. От группы выступает, используя заполненную группой схему, один учащийся. Время выполнения – 2-3 минуты.
Карточка №1.
Задание: выяснить понятие «холодной войны» («ХВ»), ее существенные признаки.
а) внимательно прочитайте предложенный вариант понятия «ХВ»;
б) выделите и запишите признаки «ХВ» в схему;
в) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «ХВ»
д) подготовьте выступление на 1 мин. по схеме.
Ответ начинайте со слов «Холодная война»- это…..
«Холодная война» - это глобальное соперничество и гонка вооружений между СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.
Подведение итогов выступлений групп.
Понятие, сформулированное учащимися: «холодная война» - это военно-политическое противостояние между США и СССР, капиталистическим и социалистическим лагерем за право определять судьбу мира.
2. Второй вопрос нашего урока «Когда и как началась «холодная война»?
Традиционно начало «холодной войны» связывают с речью У.Черчилля, произнесенного им 5 марта 1946 года перед студентами в г. Фултоне. В ответ на речь бывшего премьер - министра И.В.Сталин дал интервью газете «Правда».
Учитель предлагает проанализировать эти документы. Время – 3 минуты.
Карточка №2
Вопросы к Фултонской речи Уинстона Черчилля.
1. Как У. Черчилль оценивает современное ему положение США?
2. В чем У. Черчилль видит свою главную задачу?
3.В чем обвинил У.Черчилль Советскую Россию и международные коммунистические организации?
Вопросы к интервью И.В. Сталина.
1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке?
2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей?
3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин?
3 вопрос. Каковы причины «холодной войны»?
Учитель. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание холодной войны Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам.
Учащимся предлагается выяснить, кто виноват? Одна группа выступает в роли «западных» историков, другая - в роли «советских».
Учащиеся обсуждают, находят нужные аргументы, делают выводы, записывают в тетрадь аргументы, подтверждающие вину США и СССР в развязывании войны.
Карточка №3 – группе «западных» историков
Задание
1. Аргументированно докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».
2 Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку «СССР»
3 Подготовьте выступление на 3 минуты. Сделайте вывод.
Свое выступление начните словами: «Такие факты, как 1)… 2) 3) 4) свидетельствуют о том, что в развязывании «холодной войны» виноват СССР»
Источник: учебник, параграф 13, стр.119-120,124.
Карточка № 3 - задание группе «советских» историков.
Задание:
Аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»
1. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»:
2.Подготовьте выступление на 3 минуты. Сделайте вывод .
3. Свое выступление начните словами: «Такие факты, как 1)… 2) 3) 4) свидетельствуют о том, что в развязывании «холодной войны» виноваты США их союзники»
Источник: учебник: параграф 13, стр.121-122,124.
Подведение итогов выступлений учащихся. Виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.
Вывод: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны».
Заключительный этап.
Ответ «да» - «нет»
1.Повод к «холодной войне» дал У.Черчилль
2.Глобальное соперничество, гонка вооружений, военные базы- это признаки «холодной войны» 3.«Доктрина Трумэна» предусматривала «сдерживание» и «отбрасывание» социализма.
4.Социалистическая система образовалась до Второй мировой войны
5.«Североатлантический блок» - НАТО образовался в 1949 году.
6.Под «железным занавесом» страны Запада понимали социалистических государств
7.План Маршалла был выгоден, прежде всего, США.
8.«Холодная война» поставила мир на грань ядерной катастрофы.
9.Виновником «холодной войны» является только Советский Союз.
10.План Маршалла расколол Европу на две враждебные части.
Подведение итогов урока. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Домашнее задание: базовый уровень. параграф 13; повышенный уровень. «Холодная война» продолжается и сегодня». Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
Приложения.
Приложение 1.
Карточка №1
Схема «Характерные черты «холодной войны.
Задание: выяснить понятие «холодной войны» («ХВ»), ее существенные признаки.
а) внимательно прочитайте предложенный вариант понятия «ХВ»;
б) выделите в них существенные признаки - опорные слова ;
в) запиши признаки в схему;
г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «ХВ»
д) подготовьте выступление на 1 мин. по схеме.
Вариант №1
«Холодная война» - это глобальное соперничество и гонка вооружений между СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.
Вариант №2
«Холодная война» - это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.
Приложение 2
Карточка №2.
Фултонская речь Уинстона Черчилля
«Соединенные Штаты находятся в настоящее время на вершине всемирной мощи. Сегодня торжественный момент для американской демократии, ибо вместе со своим превосходством в силе она приняла на себя и неимоверную ответственность перед будущим <…>
Наша главная задача и обязанность — оградить семьи простых людей от ужасов и несчастий еще одной войны <…>
Тень упала на сцену, ещё недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии <…>
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы — Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы».
Фултонская речь — речь, произнесённая
5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем
в Вестминстерском колледже в г. Фултон, Миссури;
в СССР считалась сигналом для начала холодной войны.
Вопросы к документу:
1. Как У. Черчилль оценивает современное ему положение США?
2. В чем У. Черчилль видит свою главную задачу?
3. В чем обвинил У.Черчилль Советскую Россию и международные коммунистические организации?
Карточка №2.
Интервью И.В. Сталина
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей <…> Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира <…>
По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война. <…>
Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР <…>
Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?
Интервью И.В. Сталина газете "Правда"
о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года)
Вопросы к документу:
1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке?
2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей?
3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин?
Приложение 3
Карточка №3
Задание для группы «западных» историков
1. Аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».
2 Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку «СССР»
3 .Подготовьте выступление на 3 минуты. Сделайте вывод.
Свое выступление начните словами: «Такие факты, как 1)… 2) 3) 4) свидетельствуют о том, что в развязывании «холодной войны» виноват СССР»
Источник: учебник, параграф 13, стр.119-120,124.
Карточка № 3
Задание для группы «советских» историков.
Аргументированно докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны».
1. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»:
2.Подготовьте выступление на 3 минуты. Сделайте вывод .
3. Свое выступление начните словами: «Такие факты, как 1)… 2) 3) 4) говорят о том, что в развязывании «холодной войны» виноваты США их союзники»
Источник: учебник: параграф 13, стр.121-122,124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война".
Зрительный ряд урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война"...
"Холодная война " и раскол Европы.
Материал предназначен для дополнительных занятий по истории....
Проверочная работа по теме "Холодная война"
Данный материал может быть использован в 9, 11 классах по теме "Внешняя политика СССР после второй мировой войны"....
Тест-презентация на тему:" У истоков "Холодной войны".
Тест-презентация не большой. Удобно использовать для закрепления материала по теме "Холодная война", в 9-м классе....
Конспект урока истории " Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков"
Урок "Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков".В прикрепленном файле конспект урока, раздаточный материал и презентация....
тест:КИМ по темам: «Послевоенная страна и перестройка (до 1991)», «Внешняя политика после Второй мировой войны», «ССCР в «холодной войне», «Современная Россия», «Преобразования 1990 - х гг.».
Тест разработан для 9, 11 классов. Для тренажора....
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...