Адаптированная рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_istorii.docx | 91.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на | Проверена | Утверждаю | |
заседании МО | заместителем директора по УВР __________ | Директор ГБОУ СОШ №7 г. Кинеля | |
Руководитель МО__________ | ФИО | Т.Н.Титова. | |
__________________________ ФИО Протокол № от «___» __________ 2019 г. | «___» __________ 2019 г. | Приказ № ______ «___» ____________ 2019 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ
(наименование учебного курса, предмета)
5-9
(класс)
5 класс (часа в неделю, за год – 68 часов)
6 класс (2часа в неделю, за год – 68 часов)
7 класс (2часа в неделю, за год – 68 часов)
8 класс (2часа в неделю, за год – 68 часов)
9 класс (3 часа в неделю, за год – 102 часа)
Адаптированная рабочая программа по истории составлена на основе:
1. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897 (ред. от 31.12.2015)«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Рабочая программа. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сорока-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /[А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.
3. Рабочая программа. История России. 6—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
4. ООП ООО ГБОУ СОШ № 7 г. Кинеля.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитани обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
При реализации адаптированной программы используются учебники, включенные в перечень учебников по истории, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях:
1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.–303 с.
2. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В.Агибалова, Г.М. Донской; под редакцией А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2015. –288 с.
3. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А.Баранов, Л.М. Ванюшкина; под редакцией А.А.Искендерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.–319 с.
4. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.
Ванюшкина; под редакцией А.А. Искендерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.–304 с.
5. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под редакцией А.А. Искендерова. – 6-е изд. Доп. – М.: Просвещение, 2018.–304 с.
7. История России. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович]; под ред. А.В. Торкунова - М. "Просвещение", 2018.- 126 с.
8. История России. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова - М. "Просвещение",2016. - 112/128 с.
9. История России. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин]; под ред. А.В. Торкунова - М. "Просвещение", 2018. - 112 с.
10. История России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова.– 2-е изд. - М. "Просвещение",2017.- 160/143 с.
История в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Учебный план на изучение истории в 5-9 классах основной школы отводит по 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения в 5-8 классах и в 9 классе 3 часа в неделю, итого 374 часа. Адаптированная программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
Направления коррекционной работы:
1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3. Формирование умений работать по устному и письменному алгоритмам.
4. Развитие устной и письменной речи.
Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Построение учебного содержания курса «История» осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух курсов: «Всеобщая история» и «История России», (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) в каждом из которых выделяются тематические разделы.
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Целью данного курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Адаптированная программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно - эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, зачет, защита проекта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Планируемые результаты освоения истории в 5 классе
В результате изучения истории Древнего мира, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
• выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
Уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Планируемые результаты освоения истории в 6 классе
В результате изучения истории Средних веков, учащиеся с ОВЗ должны:
Называть:
- хронологические рамки Средневековья.
- имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры Средневековья;
- участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в Средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
- социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
В результате изучения истории России, учащиеся с ОВЗ должны:
Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п. 1.; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и памятники культуры древней и средневековой Руси.
Называть, показывать на исторической карте:
- территории расселения восточнославянских племен;
- основные древнерусские города;
- крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
- основные центры собирания русских земель;
- территорию Русского государства в XV —XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений искусства.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства, закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные особенности:
- экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси;
- социальные положения разных групп населения;
- развития русских земель под властью Орды;
- политического устройства Древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Планируемые результаты освоения истории в 7 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать:
- даты основных событий;
- термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
- результаты и итоги событий XVI - XVIII вв.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVIII в.;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- сравнивать исторические явления и события;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- анализировать исторический источник;
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
- читать историческую карту;
- группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
- уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку
Планируемые результаты освоения истории в 8 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
Планируемые результаты освоения истории в 9 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- составлять хронологические и синхронистические таблицы;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
- высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Содержание учебного предмета
Всеобщая история
5 класс. Древний мир(68 часов)
Введение. Что изучает история (2 часа).
Зачем нужно знать историю. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Периодизация истории. Исторические события и факты. Источники знаний о прошлом.
Жизнь первобытных людей (7 часов)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Революция неолита, переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Освоение обработки металлов.
Древний Восток (20 часов)
Географическое положение, природные условия, население Древнего Египта. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Религиозная реформа Эхнатона.
Древнее Междуречье: географическое положение, природные условия, население. Шумер и Аккад. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Храмы древней Месопотамии. Религиозные представления Шумера и Вавилона.
Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Иудейский народ. Еврейские царства.Ассирийская держава. Нововавилонское царство. Возвышение Персидской державы и ее завоевания: Кир Великий, Дарий 1, устройство Персидской империи.
Древняя Индия: географическое положение, природные условия, население. Арии. Варно-кастовая система. Религиозные верования, легенды и сказания. Буддизм.
Древний Китай: географическое положение, природные условия, население. Китайские царства. Объединение Китая. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция (21 час)
Географическое положение, природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Ахейская Греция. Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.Расцвет Древней Греции. Афины при Перикле. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Упадок Древней Греции. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Древний Рим (17 часов)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.Войны с Карфагеном: три Пунические войны. Ганнибал и Сципион Африканский. Господство Рима в Средиземноморье. Римские провинции.Гражданские войны в Риме. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.Реформы братьев Гракхов. Марий и Сулла. Гай Юлий Цезарь. Триумвират. Установление императорской власти.Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Новый завет. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Римские императорские династии. Культурное наследие Древнего Рима. Римская литература и искусство. «Золотой век».Закат и упадок Римской империи Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.
Итоговое повторение (1 час)
6 класс. История Средних веков (28 часов)
Введение. Живое Средневековье (1час)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье (8 часов)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Расцвет Средневековья (8 часов)
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции.
Позднее Средневековье(6часов)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», её экономические и социальныепоследствияЖакерия. Восстание Уота-Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Жанна д Арк и перелом в ходе войны. Её завершение и итоги.Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV-XV вв. развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии.
Польша в XIV- XV вв. внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус, гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Воздействие культуры на другие страны.
Страны Азии, Африки, Америки в Средние века(4 часа)
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.Особенности развития Африки. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Итоговое повторение (1час)
7 класс. История Нового времени. 1500-1800(28 часов)
Введение. От Средневековья к Новому времени (1час)
Хронологические рамки и основные проблемы Новой истории. Периодизация Новой истории и различные подходы к ней. Происхождение и содержание понятия «новая история». Политическая карта Европы накануне Нового времени.
Мир вначале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (12 часов)
Технические открытия и выход к Мировому океану. Великие географические открытия и их последствия. Начало складывания колониальной системы. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Завоевание испанцами и португальцами Нового Света. Европейцы в Северной Америке.
Социально-экономическое развитие западноевропейского общества. Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре стран Западной Европы.
Реформация в Европе. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации. Контрреформация и религиозные войны.
Возрождение и гуманизм в Европе. Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Возрождение в других странах Европы. Значение Возрождения для формирования принципов европейской цивилизации Нового времени.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (3 часа)
Нидерландская революция XVI в. Англия в конце XV – первой половине XVII в.Английская революция XVII в. Голландия и Англия во второй половине XVII–XVIII в.
Абсолютизм в Европе. Влияние процессов Реформации и Контрреформации на общественное сознание и политическое развитие европейских стран. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Протекционизм и меркантилизм.
Влияние политической и философской мысли эпохи Возрождения на политическое развитие Италии. Флоренция при Медичи. Международные отношения XVII–XVIII вв. Политическая ситуация в Европе после Реформации и Контрреформации. Североамериканские колонии Англии в XVII–XVIII вв.
Эпоха Просвещения. Время преобразований (8часов)
Формирование мировоззрения Нового времени. Великие просветители Европы. Идеи европейского Просвещения XVIII в. Развитие научных взглядов и кризис средневековой картины мира. Революция в естествознании. Общественная мысль эпохи Просвещения. Просвещенный абсолютизм в странах Европы. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в. Искусство и литература XVII–XVIII вв.
Американская революция XVIII в. Образование США. Великая французская революция и ее влияние на другие страны. Характер и итоги революции. Система союзов европейских государств, баланс сил между ними. Тридцатилетняя война – последняя религиозная война в Европе. Вестфальский мир и изменение соотношения сил в Европе. Международные отношения в XVIII в. Роль России в европейских международных отношениях. Франция: от термидорианского Конвента к консульству. Особенности развития буржуазных отношений и формирования гражданского общества во Франции в конце XVIII в.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2часа)
Цивилизационные особенности Востока. Взаимовлияние Востока и Запада. Начало европейской экспансии на Восток, колониализм.Исламские страны в раннее. Взаимодействие исламской, европейской и православной цивилизаций. Европейское влияние на политику, экономику и культуру Османской империи. Культурные и религиозные связи Балканских стран с Россией.
Традиционные общества Востока в раннее Новое время. Индия. Взаимодействие и переплетение цивилизаций в Индии. Образование и распад державы Великих Моголов. Проникновение европейцев в Индию. Китай. Черты китайской цивилизации. Роль государства в Китае. Народные восстания и завоевание Китая маньчжурами. Проникновение европейцев в Китай. Япония. Особенности японской цивилизации. Социальная структура японского общества. Японское государство. Внутренняя политика. Проникновение в Японию европейцев. Освоение европейцами Нового Света. Встреча культур и цивилизаций в Новом Свете. Хозяйственное освоение европейцами Америки. Новый этап европейского колониализма.
Итоговое повторение (2 часа)
8 класс. История Нового времени. 1800-1900 (28 часов)
Введение. От традиционного общества е обществу индустриальному
(1 час)
Хронологические рамки второго периода Новой истории.Основные черты индустриального общества.
Становление индустриального общества (6 часов)
Развитие техники в XIX – начале XX в. Изменения в экономике промышленно развитых стран Запада. Промышленный переворот в Англии и его влияние на развитие промышленности в Европе и Северной Америке. Промышленная революция, ее отличия от социальной революции. Сельскохозяйственная революция и изменения в технике земледелия. Важнейшие достижения в развитии техники во второй половине XIX – начале XX в. Создание новых отраслей промышленности. Развитие товарно-денежных отношений. Завершение формирования единого мирового рынка. Промышленная революция и изменения в обществе. Социальная структура общества периода промышленной революции. Возникновение промышленного пролетариата и его превращение в самый многочисленный класс общества. Возникновение организованного рабочего движения. Возрастание роли промышленных капиталистов. Появление среднего класса. Проникновение капитализма в сельское хозяйство. Изменения в положении крестьянства. Изменения образа жизни людей в условиях промышленной революции. Миграции и возрастание социальной мобильности населения. Урбанизация населения. Жизнь в крупных городах. Место промышленной революции в истории.
Строительство новой Европы (7 часов)
Франция: от республики к империи. Социально-экономическая политика консульства. Административные реформы. Принятие Наполеоном титула императора. Завоевательные войны Наполеона. Изменения политической карты Европы. Крах наполеоновской империи. Характер, последствия и итоги наполеоновских войн.
Страны Западной Европы на рубеже XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов)
Венский конгресс. Принципы переустройства Европы. Передел границ великими державами. Создание Германского союза. «Священный союз» России, Пруссии и Австрии как основа феодально-монархической реакции в Европе. Идеология реакции. Революционное движение и реакция на юге Европы. Роль «Священного союза» в подавлении революций 20-х гг. на юге Европы.
Франция, Германия и Австрийская империя в период реакции. Вторая реставрация Бурбонов. Борьба Пруссии и Австрии за главенство в Германии. Общественные движения в первой половине XIX в. Революционно-освободительное движение 1830-х гг. в Европе. Политические движения первой половины XIX в. Консерватизм. Идеология либерализма. Радикальное направление либерализма: республиканцы (демократы). Июльская революция 1830 г. во Франции. Июльская монархия во Франции. Освободительное движение в Италии. Дж. Мадзини и общество «Молодая Италия». Национальное движение в Ирландии. Национально-освободительное движение в Польше.
Революции середины XIX в. в странах континентальной Европы. Февральская революция 1848 г. и установление. Второй республики во Франции. Влияние революционных событий во Франции на Европу. Революции в Германии и Австрийской империи. Итоги революций середины XIX в. в странах континентальной Европы.
Новые принципы европейской политики. Создание предпосылок для национального объединения Германии и Италии. Выдвижение принципов «реальной политики». Появление новых видов вооружений, средств транспорта и связи. Новое понимание силы в условиях промышленной революции. Объединение Италии. Объединение Германии. Превращение Пруссии в сильнейшее в экономическом и военном отношении государство в Германии. О. фон Бисмарк. Образование Германской империи. Франция: от монархии к демократической республике.
Две Америки (3 часа)
США в первой половине XIX в. Гражданская война 1861–1865 гг. Пути территориального роста США в первой половине XIX в. Формирование американской нации. Основные черты внешней политики США в первой половине XIX в. Доктрина Монро. Особенности промышленного переворота в США. Гражданская война в США – первая война индустриальной эпохи. Успехи экономического развития США в последней трети XIX –начале XX в.
Социальные и политические реформы в США в период президентства Т. Рузвельта и В. Вильсона.
Великобритания в XIX – начале XX в. Политическая система Англии в начале XIX в. Чартистское движение – первое в истории самостоятельное выступление рабочего класса. Осуществление положений «Народной хартии» в ходе политических реформ второй половины XIX в. Монопольное положение Англии в области промышленности и торговли в середине XIX в. Формирование либеральной и консервативной партий. Парламентские реформы 1867, 1884 гг. и дальнейшие изменения избирательной системы. Уменьшение политической роли монархии. Королева Виктория.
Образование независимых государств в Латинской Америке.
Традиционные общества XIX в.: новый этап колониализма (2 часа)
Традиционные общества Востока в XIX в. Япония. Япония к середине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы Мейдзи. Особенности японской модернизации. Превращение Японии в сильнейшую державу на Дальнем Востоке.
Китай. Китай под властью маньчжуров. Опиумные войны и превращение Китая в полуколонию западных держав. Экономическая и культурная экспансия европейцев в Китае. Поиски китайского варианта модернизации. Антиевропейское движение в Китае. Возникновение демократического движения
Индия. Расширение английского господства в Индии в первой половине XIX в. Антиколониальное восстание в Индии в 1857–1859 гг. Рост национального самосознания и формирование национального движения за освобождение Индии от власти английских колонизаторов.
Цивилизации Востока в условиях колониальной экспансии и раздела мира между великими державами. Промышленная революция и усиление экономического превосходства европейцев над народами стран Востока. Идеологическое обоснование колониальных захватов. Создание колониальных империй. Раздел Африки в конце XIX в. Начало борьбы за передел мира. Последствия установления европейского господства для традиционных обществ Востока. Втягивание экономики стран Азии и Африки в мировой хозяйственный процесс в условиях развертывания промышленной революции. Складывание единой мировой цивилизации.
Международные отношения: обострения противоречий(2 часа)
Новые тенденции в развитии стран. Возрастающее влияние науки на развитие техники и экономики промышленно развитых стран Запада. Монополии и расширение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Финансовый капитал и возрастание его роли в экономическом развитии. Экспорт капитала. Усиление экономического соперничества между великими державами. Возрастание роли экономического фактора в международных отношениях. Милитаризация экономики промышленно развитых стран накануне Первой мировой войны.
Влияние завершения промышленной революции на процессы становления демократии в странах Запада. Формирование политической системы индустриального общества.
Итоговое повторение (2часа)
9 класс. Всеобщая история. Новейшая история(34 часа)
Мир на рубеже новой эпохи (2 часа)
Модернизация. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Социальный реформизм в начале века. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия.
Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеобщее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм. «Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.
Первая мировая война и ее итоги (3 часа)
Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.
Пути исторического развития 1920-1930-х гг.(7 часов)
Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии в 1918–1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образование Чехословакии, Югославии. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности
Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы
Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США
Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936 – 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма
Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911–1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1928–1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в ХХ в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин -Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности
Человечество во Второй мировой войне(4 часа)
Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны
Мировой развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (4 часа)
Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960–1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Северо-американская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
Евроатлантические страны 1945-2000гг.(4 часа)
Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970 –1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество.
Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств. Гражданское общество на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.
Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и Дж. Буш-старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Великобритании.
Франция: Временный режим (1944-1946). Четвёртая республика (1946–1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика. Италия: Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони. Германия: Оккупационный режим в Германии (1945–1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель
Становление тоталитарного социализма и его кризис. Революции 1989 – 1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны Центральной и Восточной Европы, и Европейский союз.
Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (4 часа)
Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970–2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946–1949 гг. Выбор пути развития. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.
Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке (2 часа)
Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства.
Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия (3 часа)
Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы и противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мир на рубеже XX- XXI вв.
Итоговое повторение (1 час)
История России
6 класс(40 часов)
Введение. Наша Родина Россия. (1 час)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
(5 часов).
Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.
Русь в IX — первой половине XII в.(10 часов)
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности.
Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 часов)
Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Русские земли в середине XIII — XIV вв. (10 часов)
Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV вв. Родной край в истории и культуре Руси.
Формирование единого Русского государства (8 часов)
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
Итоговое повторение (1 час)
7 класс (40 часов)
Введение (1 час)
Россия в XVI в (20 часов)
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Смутное время. Россия при первых Романовых (20 часов)
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
Итоговое повторение (1 час)
8 класс(40 часов)
Введение. У истоков российской модернизации (1 час)
Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов)
Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны.
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Российская империя при Екатерине II (9 часов)
Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма.
Россия при Павле I (2 часа)
Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке (8 часов)
Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
Итоговое повторение (1 час)
9 класс(68 часов)
Введение (1 час)
Россия в первой четверти XIX века(14 часов)
Александровская эпоха: государственный либерализм. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Первые тайные общества, их программы.
Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Россия во второй четверти XIX века(12 часов)
Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Россия в эпоху Великих реформ (12 часов)
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
Россия в 1880-1890 гг. (10 часов)
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ века (19 часов)
Россия в начале ХХ в.: кризис империи. Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в.
Итоговое повторение (1час)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Количество п/р |
5 класс. История Древнего мира | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Жизнь первобытных людей | 7 | |
3 | Древний Восток | 20 | 2 |
4 | Древняя Греция | 21 | 2 |
5 | Древний Рим | 17 | 2 |
6 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 68 | 6 | |
6 класс. История Средних веков | |||
1 | Введение. Живое Средневековье | 1 | |
2 | Раннее Средневековье | 8 | 1 |
3 | Расцвет Средневековья | 8 | 1 |
4 | Позднее Средневековье | 6 | 1 |
5 | Страны Азии, Африки, Америки в Средние века | 4 | |
6 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 28 | ||
6 класс. История России с древнейших времен до конца XVI века | |||
1 | Введение. Наша Родина Россия | 1 | |
2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | |
3 | Русь в IX - первой половине XII в. | 10 | 1 |
4 | Русь в середине XII–начале XIIIв. | 5 | |
5 | Русские земли в середине XIII –XIV вв. | 10 | 1 |
6 | Формирование единого Русского государства | 8 | 1 |
7 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 40 | 6 | |
7 класс. История Нового времени. 1500-1800 | |||
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени | 1 | |
2 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 12 | 1 |
3 | Первые революции Нового времени. Международные отношения | 3 | |
4 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 | 1 |
5 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 2 | |
6 | Итоговое повторение | 2 | |
Итого: | 28 | 2 | |
7 класс. История России | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Россия в XVI веке | 19 | 2 |
3 | Смутное время. Россия при Романовых | 19 | 2 |
4 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 40 | 4 | |
8 класс. История Нового времени. 1800-1900 | |||
1 | Введение. От традиционного общества к индустриальному | 1 | |
2 | Становление индустриального общества | 6 | |
3 | Строительство новой Европы | 7 | 1 |
4 | Страны Западной Европы на рубеже XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 | |
5 | Две Америки | 3 | |
6 | Традиционные обществаXIX в.: новый этап колониализма | 2 | |
7 | Международные отношения: обострения противоречий | 2 | |
8 | Итоговое повторение | 2 | 1 |
Итого: | 28 | 2 | |
8 класс. История России | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Россия в эпоху преобразований Петра I | 13 | 1 |
3 | Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 | 1 |
4 | Российская империя при ЕкатеринеII | 9 | 1 |
5 | Россия при Павле I | 2 | |
6 | Культурное пространство Российской империи в XVIII веке | 8 | 1 |
7 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 40 | 4 | |
9 класс. Всеобщая история. Новейшая история | |||
1 | Введение. Мир на рубеже новой эпохи | 2 | |
2 | Новейшая история. Первая половина XXв | 14 | 1 |
3 | Новейшая история. Вторая половина XX — начало XXI в. | 17 | 1 |
4 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 34 | 2 | |
9 класс. История России | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Россия в первой четверти XIX века | 14 | 1 |
3 | Россия во второй четверти XIX века | 12 | 1 |
4 | Россия в эпоху Великих реформ | 12 | 1 |
5 | Россия в 1880-1890 гг. | 10 | |
6 | Россия в начале XX века | 19 | 1 |
7 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого: | 68 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по истории России для 7-9 классов СКОШ VIII вида 2015-16 уч. год
...
Адаптированная рабочая программа по истории. 7, 8, 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории для учащихся с ОВЗ. 7, 8, 9 класс....
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....
адаптированная рабочая программа по истории
адаптированная рабочая программа по истории...
Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида
Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ФГОС ООО ОВЗ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИСТОРИИ ФГОС ООО ОВЗ 5-9
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ...